Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Приими, всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих: от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных ...
На главную Новости 12 марта. Великомученика Феодора Тирона. Преподобного Прокопия Декаполита. Преподобного Фалалея Сирийского.
12 марта. Великомученика Феодора Тирона. Преподобного Прокопия Декаполита. Преподобного Фалалея Сирийского.
11/03/2022 15:46:12

27 февраля по старому стилю / 12 марта по новому стилю
суббота
Седмица 1-я Великого поста. Глас 4.
Великий пост.
Пища с растительным маслом.

Вмч. Феодора Тирона (ок. 306) (переходящее празднование в субботу 1-й седмицы Великого поста). Прп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750).
Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Фалалея Сирийского (ок. 460).
Сщмч. Сергия Увицкого пресвитера (1932); сщмч. Петра Успенского пресвитера, мч. Михаила Маркова (1938).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Утр. – Лк., 31 зач., VII, 17–30. Лит. – Евр., 303 зач., I, 1–12. Мк., 10 зач., II, 23 – III, 5. Вмч. (под зачало): 2_Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2. Предтечи: 2_Кор., 176 зач., IV, 6–15. Мф., 40 зач., XI, 2–15.

На этот день переносится со среды, 24 февраля, празднование Первого и второго обре́тения главы Иоанна Предтечи (см. Типикон, 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы).

Служба совершается по 9-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в субботу 1-я недели постов».

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Евр. 1, 1-12; Мк. 2, 23-3, 5). Приступили к чаше Господней, были на вечери у Господа: слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже! Великий ныне день у Господа! Преславное торжество на небе! Нет города, ни села, ни дома, где не было бы причастников. На всем пространстве России, по всему югу и востоку - сколько лиц, облеченных в белую одежду оправдания, вкусили жизни Божественной, и приискренне соединились с Господом! Обновилось тело Господне - тело Церкви, и облеклось в свойственную ей славу, скрытую от очей человеческих, но видную для очей ангельских. Поклонились ангелы Первородному, когда введен Он был во вселенную в силе Своей: ныне же поклонились Ему потому, что вселепная вводится опять к Нему Самому. Поклонились и воспели: "Престол Твой. Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего; Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие" (Пс. 44. 7-8).

Святой мученик Феодор Тирон был воином в г. Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный вновь к правителю, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.

Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305–311). Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361–363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво).

В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381–397).

Преподобный Прокопий Декаполит

Пре­по­доб­ный Про­ко­пий ро­дил­ся в стране Де­ка­по­лит­ской (т. е. Де­ся­ти­гра­дии), на во­сток от Га­ли­лей­ско­го озе­ра. Оста­вив су­ет­ный мир, Про­ко­пий при­нял в од­ной оби­те­ли ино­че­ский чин и про­во­дил все вре­мя в мо­лит­ве и по­сте. Опыт­ный в мо­на­ше­ских по­дви­гах, укра­шен­ный чи­сто­тою ду­шев­ною, он был сла­вен и зна­ме­нит сре­ди по­движ­ни­ков. Меж­ду тем око­ло это­го вре­ме­ни по­яви­лась ико­но­бор­че­ская ересь. Воз­бу­дил ее нече­сти­вый им­пе­ра­тор Лев Ис­ав­ря­нин, ко­то­рый счи­тал ико­ны идо­ла­ми, а по­кло­ня­ю­щих­ся им – идо­ло­по­клон­ни­ка­ми.

Пре­по­доб­ный Про­ко­пий вме­сте с дру­ги­ми рев­ни­те­ля­ми пра­во­сла­вия вос­стал про­тив нече­сти­вой ере­си ико­но­бор­цев; он об­ли­чил безум­ное муд­ро­ва­ние ере­ти­ков и по­бе­дил их непо­бе­ди­мы­ми бо­же­ствен­ны­ми сло­ве­са­ми. Это и на­влек­ло на него гнев и неми­лость им­пе­ра­то­ра. По его по­ве­ле­нию, св. Про­ко­пия схва­ти­ли и под­верг­ли же­сто­ким му­че­ни­ям: его бес­че­ло­веч­но би­ли, стро­га­ли те­ло его же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми и за­тем бро­си­ли в смрад­ную тем­ни­цу. В этой мрач­ной тем­ни­це преп. Про­ко­пий вме­сте с свя­тым Ва­си­ли­ем, его спо­движ­ни­ком по ино­че­ской жиз­ни, му­чил­ся до са­мой смер­ти им­пе­ра­то­ра Льва Ис­ав­ря­ни­на. Ко­гда же Лев умер, то Про­ко­пий вме­сте с Ва­си­ли­ем и дру­ги­ми свя­ты­ми му­че­ни­ка­ми, был вы­пу­щен из тем­ни­цы. Ко­нец сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Про­ко­пий Де­ка­по­лит про­вел мир­но в ино­че­ских по­дви­гах.

В глу­бо­кой ста­ро­сти ото­шел он в иную жизнь, чтобы ви­деть Хри­ста уже не на ико­нах, ко­то­рые он за­щи­щал всю жизнь, а ли­цом к ли­цу, и чтобы по­лу­чить от Него за свои тру­ды и стра­да­ния ве­ли­кую на­гра­ду на небе­сах.

Преподобный Фалалей Сирийский

Преподобный Фалалей жил в V веке, родом был из Киликии (Малая Азия), принял иночество в обители Саввы Освященного и там же был рукоположен во пресвитера. Позднее, удалившись в Сирию, недалеко от города Гавала, он нашел заброшенное языческое капище, окруженное гробницами, и поселился там в палатке. Место это имело дурную славу, так как обитавшие там нечистые духи устрашали путников и причиняли им много зла. Тут преподобный и жил, молясь день и ночь в полном уединении. Бесы часто нападали на святого, устрашая его видениями и голосами. Но преподобный, с помощью Божией, победил, в конца концов, силу вражию, которая более не стала его тревожить. Тогда преподобный еще более усилил свой подвиг: он построил себе хижину, столь тесную, что мог помещаться в ней, только сильно пригнув голову, и там прожил около 10 лет.

Господь даровал святому подвижнику дар чудотворения; чудеса помогали ему просвещать истинной верой окрестных жителей – язычников. С помощью обращенных им в христианство жителей, он разрушил идольское капище, построил на его месте храм и завел в нем ежедневное Богослужение. Скончался преподобный Фалалей в глубокой старости, около 460 года. В книге «Лимонарь» или «Лимонис» – сочинение греческого инока Иоанна Мосха († 622 г.) – о преподобном Фалалее говорится: «Авва Фалалей Киликийский 60 лет был иноком и никогда не прекращал слез, говоря: сие время дал нам, братие, Бог на покаяние, и, если мы его погубим, то за это будем строго судимы».

Прп. Тит Печерский, бывший воин.

Преподобный Тит Печерский, бывший воин. По­чи­ва­ет в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах. В ми­ру был во­и­ном и в од­ной из битв был тя­же­ло ра­нен в го­ло­ву. По­сле вы­здо­ров­ле­ния пре­по­доб­ный Тит при­шел под­ви­зать­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь, где опла­ки­вал гре­хи свои. По­лу­чив от Бо­га из­ве­стие о про­ще­нии, пре­по­доб­ный Тит ра­дост­но ото­шел к гор­ним се­ле­ни­ям.

Преподобный Тит Печерский, пресвитер

Преподобный Тит Печерский, пресвитер. был свя­щен­но­и­нок Ки­ев­ско­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, из­вест­ный сво­им чрез­вы­чай­но ми­ро­лю­би­вым ко всем от­но­ше­ни­ем. Осо­бен­но по­лю­бил Тит ми­ро­лю­бие бла­го­да­ря сле­ду­ю­щим об­сто­я­тель­ствам. У преп. Ти­та был друг чер­но­ри­зец Ева­грий, по са­ну диа­кон. Все ди­ви­лись ис­крен­ней друж­бе и люб­ви, су­ще­ство­вав­шей меж­ду ни­ми. Но нена­ви­дя­щий вся­кое доб­ро диа­вол ре­шил по­се­ять меж­ду ни­ми се­мя враж­ды. В сво­ем за­мыс­ле он успел: Тит и Ева­грий так воз­не­на­ви­де­ли друг дру­га, что не хо­те­ли смот­реть один на дру­го­го и вся­че­ски ста­ра­лись из­бе­гать встре­чи меж­ду со­бою. Ко­гда они вме­сте слу­жи­ли в церк­ви, то у них не бы­ло со­гла­сия да­же здесь, при бо­го­слу­же­нии: ес­ли один ка­дил пе­ред ико­ною, то дру­гой убе­гал от каж­де­ния; ес­ли же один не от­хо­дил от об­ра­за, то дру­гой про­хо­дил ми­мо, не по­ка­див. Их нена­висть бы­ла столь силь­на, что они име­ли дерз­но­ве­ние да­же при­ча­щать­ся Св. Та­ин, не при­ми­рив­шись друг с дру­гом, не ис­про­сив про­ще­ния друг у дру­га. Бра­тия оби­те­ли, ви­дя та­кую их силь­ную нена­висть и по­ни­мая, что эта враж­да гу­би­тель­на для их спа­се­ния, мно­го раз при­ни­ма­лась их ми­рить, но они и слы­шать об этом не хо­те­ли. И вот, по Бо­жье­му смот­ре­нию, пре­сви­тер Тит се­рьез­но за­бо­лел. Ду­мая, что на­стал час отой­ти ему в иной мир, Тит на­чал горь­ко пла­кать о сво­ем пре­гре­ше­нии и за­тем по­слал ска­зать диа­ко­ну Ева­грию сле­ду­ю­щее: «Про­сти ме­ня, брат, ра­ди Гос­по­да за то, что я оскор­бил те­бя гне­вом сво­им». Ева­грий, од­на­ко, не толь­ко не про­стил Ти­та, но и стал же­сто­ко бра­нить его. Бра­тия, уви­дев, что пре­сви­тер Тит уже уми­ра­ет, ре­ши­ла на­силь­но при­ве­сти Ева­грия к уми­ра­ю­ще­му, чтобы при­ми­рить его с ним. Ко­гда Ева­грия при­ве­ли к Ти­ту, то по­след­ний упал к но­гам сво­е­го преж­не­го вра­га и ска­зал со сле­за­ми:

– Про­сти ме­ня, брат!

Но Ева­грий от­вра­тил­ся от него и пред все­ми про­из­нес та­кие сло­ва:

– Не хо­чу при­ми­рять­ся с ним ни в сем ве­ке, ни в бу­ду­щем.

Ска­зав эти бес­че­ло­веч­ные сло­ва, Ева­грий вы­рвал­ся из рук бра­тии и туг же упал. Его хо­те­ли под­нять, но он был уже мертв. Ему не мог­ли ни сло­жить рук, ни со­мкнуть уст, ни за­крыть очей; слов­но он умер уже дав­но. В то же вре­мя преп. Тит встал с по­сте­ли со­вер­шен­но здо­ро­вым. Ко­гда его спро­си­ли, что с ним бы­ло за вре­мя бо­лез­ни, он от­ве­чал:

– Во вре­мя бо­лез­ни я, еще одер­жи­мый гне­вом, ви­дел, как Ан­ге­лы от­сту­пи­ли от ме­ня. Они горь­ко ры­да­ли о ги­бе­ли мо­ей ду­ши, а бе­сы ра­до­ва­лись, что я имею гнев на сво­е­го бра­та. По­се­му-то я и на­чал про­сить вас, чтобы вы по­шли и ис­про­си­ли мне у диа­ко­на Ева­грия про­ще­ние. Ко­гда вы при­ве­ли его ко мне и я по­кло­нил­ся ему, а он от­вер­нул­ся от ме­ня, то я уви­дел, что некий неми­ло­сти­вый Ан­гел пла­мен­ным ко­пьем уда­рил Ева­грия, и тот упал без­ды­хан­ный. Тот же Ан­гел за­тем по­дал мне ру­ку, под­нял ме­ня, и я встал со­вер­шен­но здо­ров.

Бра­тия, услы­шав­ши та­кой рас­сказ из уст преп. Ти­та, в ужа­се по­вто­ря­ла сло­ва: «Оста­ви­те, и оста­вит­ся вам, яко всяк гне­вай­ся на бра­та всуе по­ви­нен есть су­ду» (Мф.5:22). Мно­го пла­ка­ли так­же ино­ки о по­гиб­шем бра­те Ева­грии. По­сле та­ко­го вра­зум­ле­ния со сто­ро­ны Про­мыс­ла Бо­жия ино­ки Пе­чер­ской оби­те­ли ста­ли блю­стись гне­ва про­щая друг дру­гу вся­кое сло­во обид­ное, па­мя­туя сло­ва Еф­ре­ма Си­ри­на: «Ес­ли ко­му слу­чит­ся уме­реть во враж­де, то та­ко­во­го ожи­да­ет неумо­ли­мый суд».

В осо­бен­но­сти же силь­но по­дей­ство­вал этот пе­чаль­ных слу­чай на са­мо­го пре­сви­те­ра Ти­та. Ви­дя, как за при­ми­ре­ние с бра­том сво­им он по­лу­чил не толь­ко про­ще­ние гре­ха сво­е­го, но и те­лес­ное здра­вие, он бо­лее уже не ду­мал гне­вать­ся на ко­го-ни­будь, но усво­ил се­бе по­сто­ян­ную лю­бовь к бра­тии. Преп. Тит по­сле это­го все­гда пом­нил сло­ва Пи­са­ния: «Солн­це да не зай­дет во гне­ве тво­ем. Преж­де же всех друг ко дру­гу лю­бовь при­леж­ну имей­те, зане лю­бовь по­кры­ва­ет мно­же­ство гре­хов» (1Пет.4:7-8). Он стя­жал се­бе та­кое ми­ро­лю­бие, что на нем ис­тин­но ис­пол­ни­лось из­ре­че­ние апо­сто­ла: «Несть цар­ствие Бо­жие пи­ща или пи­тие, но прав­да и мир» (Рим.14:17). По­се­му и на небе­си преп. Тит спо­до­бил­ся по­лу­чить успо­ко­е­ние, ко­то­рое обе­щал Бог лю­бя­щим Его и хра­ня­щим Его за­по­ве­ди. Свя­тые мо­щи его по­чи­ва­ют в од­ной из Ки­ев­ских пе­щер. Скон­чал­ся преп. Тит око­ло 1190 г.

Священномученик Се́ргий Увицкий, пресвитер

Сер­гей Алек­сан­дро­вич Увиц­кий ро­дил­ся в 1881 го­ду в се­ле Хлеб­ни­ко­во Вят­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля, став­ше­го позд­нее свя­щен­ноcлу­жи­те­лем. Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­лу­чил в Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, по окон­ча­нии ко­то­рой пре­по­да­вал в Мо­гилев­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. 1 ав­гу­ста 1908 го­да Сер­гей Увиц­кий был ру­ко­по­ло­жен во иерея. Сергий УвицкийОтец Сер­гий Увиц­кий пер­вый раз был аре­сто­ван в 1920 го­ду, его при­го­во­ри­ли к бес­сроч­но­му за­клю­че­нию в конц­ла­герь с при­ме­не­ни­ем при­ну­ди­тель­ных ра­бот, од­на­ко через несколь­ко лет осво­бо­ди­ли по ам­ни­стии. По вы­хо­де из ла­ге­ря он про­дол­жил свое свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние. В 1925 го­ду его ру­ко­по­ла­га­ют во про­то­и­е­реи. В то же вре­мя в ОГПУ на свя­щен­ни­ка по­сту­па­ли до­но­сы, в ко­то­рых пи­са­лось: «Свя­щен­ник Увиц­кий от­ли­ча­ет­ся от дру­гих сво­и­ми про­по­ве­дя­ми, ко­то­рые он про­из­но­сит за каж­дым бо­го­слу­же­ни­ем в про­дол­же­ние це­ло­го ча­са. В про­по­ве­дях он го­во­рит из Еван­ге­лия, ко­то­рое срав­ни­ва­ет с совре­мен­ной жиз­нью. По­это­му про­по­ве­ди но­сят ан­ти­со­вет­ский ха­рак­тер...». На свя­щен­ни­ка за­ве­ли но­вое де­ло, во вре­мя след­ствия он да­вал сле­ду­ю­щие по­яс­не­ния: «В про­по­ве­дях я го­во­рил об утра­те доб­рых хри­сти­ан­ских нра­вов, вы­ра­жа­ю­щей­ся в рас­строй­стве се­мей­ных от­но­ше­ний, в непо­чти­тель­но­сти де­тей к ро­ди­те­лям, в лег­ко­сти взгля­дов на во­про­сы це­ло­муд­рия и бра­ка, в неува­же­нии к до­сто­ин­ству че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, столь ча­сто на­блю­да­е­мом ныне. Го­во­рил так­же, что вслед­ствие это­го жизнь лю­дей ста­но­вит­ся все тя­же­лее, по­ра­жа­ет­ся раз­ны­ми бед­стви­я­ми: бо­лез­ня­ми, ма­те­ри­аль­ны­ми недо­стат­ка­ми, рас­строй­ством се­мей­но­го бла­го­по­лу­чия, вой­на­ми и меж­до­усо­би­ца­ми. Я при­зы­вал ве­ру­ю­щих к вза­им­ной люб­ви, при­ми­ре­нию и все­про­ще­нию, к па­мя­то­ва­нию об от­вет­ствен­но­сти всех пе­ред Бо­гом на Страш­ном Су­де Его...». В ре­зуль­та­те от­ца Сер­гия при­го­во­ри­ли к 5 го­дам ла­ге­рей. В 1931 го­ду отец Сер­гий был пе­ре­ве­ден в Бел­балт­лаг — на стро­и­тель­ство Бе­ло­мо­ро-Бал­тий­ско­го ка­на­ла. Его су­пру­га вы­хло­по­та­ла раз­ре­ше­ние уви­деть му­жа, ей раз­ре­ши­ли два ча­са сви­да­ния, и она по­еха­ла к ме­сту за­клю­че­ния. Она шла на сви­да­ние по ули­це вдоль ко­лю­чей про­во­ло­ки, и вдруг ее оста­но­вил иду­щий на­встре­чу ста­рик. Ма­туш­ка с тру­дом узна­ла от­ца Сер­гия: он весь опух, по­се­дел, еле дви­гал­ся. Это бы­ла их по­след­няя встре­ча. Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий Увиц­кий скон­чал­ся в ла­ге­ре 12 мар­та 1932 го­да.

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2022/03/12, 19:34:09
Спаси нас Боже.
андрей
2022/03/12, 05:04:59
Неделя первая поста,
а у меня уж начинается подъём и носа, и бровей.
В итоге с жадностию хищника бросаюсь я на на мясо, на пельмени, колбасу.
Скорблю и "бьюсь об стенку" я умом своим - ведь не должнО ж такого быть!
Ищу в писаниях святых отцов-подвижников ответа на недоумение своё,
ищу ответа - как мне справиться с собой и терпеливо поприще пройти?

- Благодарю Тебя, мой Бог, - открылось, что причина та проста,
но скрыта от уразумения была(грех не очищенный туманит ум):
я святости искал от подвига сего и с важностию приступал к посту,
естественно и выявлялась гадость, затаившееся в сердце глубоко, -
очисти, Спасе, неразумие моё и обнови всё "ветхое" и в сердце, и в уме.
Павел
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.025764942169189 сек.