Портал "Дивное Дивеево"

Страничка монастыря расположена здесь - www.4udel.nne.ru

Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? кое ...
На главную Новости Согрешил — покайся как можно скорее!
Согрешил — покайся как можно скорее!
17/11/2010 19:34:14

Отчего происходит такая пагубная забывчивость? Оттого, что грех имеет свойство ослеплять душевные очи. Он, по слову преподобного Иустина Поповича, подобен некой ядоносной жидкости, мало-помалу наполняющей все существо порочного человека и усыпляющей его.

 

А вот как красочно описывает последствия греха святитель Григорий Нисский. После того как наш праотец Адам впал в согрешение, "высокое было унижено; созданное по образу небесного оземленилось; поставленное царствовать поработилось; сотворенное для бессмертия растлено смертью; пребывающее в райском наслаждении переселено в эту болезненную и многотрудную страну; воспитанное в бесстрастии обменяло сие на жизнь страстную и крактовременную; неподвластное и свободное ныне чахнет под господством столь великих и многих зол, что невозможно исчислить наших мучителей".

 

Но самое удивительное — то, что "обычный" человек не замечает своего рабского состояния. "Ничто человеческое мне не чуждо!" — неустанно повторяет он лукавую поговорку, желая прикрыть свои самые гнусные и постыдные дела. И в этом он не оригинален. В истории Вселенской Церкви наступали периоды, когда вера в людях ослабевала и нравственность предавалась забвению.

 

Так, к примеру, было это и в древнем городе Карфагене. Полторы тысячи лет тому назад люди стали там настолько легкомысленными, что даже начали говорить, что зло и порок — это "естественные потребности" человека и что они неискоренимы.

 

И тогда, дабы вернуть заблудших людей на путь спасения, Господь перед глазами многих сотворил великое чудо.

Жил в том городе отставной воин по имени Таксиот, проводивший, как и множество его сограждан, жизнь греховную. Ни о каком покаянии он даже не думал и, вероятнее всего, уже утратил веру во Христа. "Я не думаю, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — чтобы из живущих порочно можно было найти хотя одного человека, который не держался бы какой-либо из многочисленных сатанинских мыслей: что всё происходит случайно и устрояется без порядка и рассуждения".

 

И вот, когда люди отвергли здравые рассуждения и стали ненасыстно предаваться греху, то всю силу этих рассуждений принял на Себя Господь. Рассудил Он — дабы спасти заблудших людей — не огонь и серу пролить с небес, как было это с нечестивым Содомом, а навести на грешников иное вразумление.

Разразилась в Карфагене страшная эпидемия чумы, ежедневно уносящая много жизней. Таксиот ужасно испугался умереть и потому, спешно покинув город, уехал в одно дальних селений и даже начал молиться Богу о своем благополучии.

 

Впрочем, видя, что чума в ту местность не добралась, вскорости опять обленился: бросил молитву и вообще перестал творить хоть что-то благое. И в его опустошенную душу снова вползли воспоминания о прежней вольготной жизни в Карфагене. Не долго думая, решил он продолжить ее и в месте нового своего обитания. И начал творить грехи пуще прежнего.

 

Но вот однажды, когда возвращался он домой с туманной головой и омраченным сердцем, его внезапно укусила ядовитая змея. Через несколько часов Таксиот умер.

 

Однако милостив Господь наш! Не дал-таки погибнуть грехолюбивой душе Таксиота. В полуверсте от его дома находился монастырь, где жили весьма благоговейные иноки. Вдова Таксиота, убитая горем, пришла в обитель вся в слезах и упросила игумена погрести ее скоропостижно умершего мужа близ монастырского храма. Иноки смиренно похоронили его и весь тот день возносили о нем молитвы.

 

Но когда солнце склонилось к закату, то из свежей могилы раздался истошный крик: Помилуйте меня! Помогите! Иноки немедленно выкопали тело Таксиота и, к своему великому изумлению, нашли его живым! Попытались расспросить его, что с ним случилось и как он ожил. Но в ответ сей бывший воин лишь рыдал и рвал на себе волосы.

Тогда повели его к местному епископу Тарасию, известному своей праведностью. Еле-еле успокоившись, Таксиот поведал ему о своих бедствиях по смерти.

 

— Ужасные существа окружили меня, когда я умирал, — говорил он, постоянно всхлипывая и озираясь по сторонам. — Шипели они, как змеи, и рычали, как львы, размахивая огромными свитками, испещренными моими грехами. Но потом увидел я вдали двух светлых юношей с хартией в руках. На ней были написаны мои скудные добрые дела. А так как на весах правды злые дела перетянули, то был я низвержен в место темное и тесное, где тяжко страдала душа моя, не чая ниоткуда помощи.

 

Совсем было отчаялся я в своем избавлении, как вдруг снова увидел двух прекрасных юношей, стоявших от меня теперь совсем поблизости.

— Всё я сделаю, — кричал я им что было сил, — и в грехах раскаюсь, и злых дел больше творить не буду, только выведите меня отсюда!

 

Поначалу они словно не замечали меня. Но потом вдруг один из них спросил другого: «Поручаешься ли ты за него, что он покается, и притом от всего сердца?» «Поручаюсь!» — ответил другой. И подал мне руку.

— С немалым трудом, — рассказывал Таксиот, — моя душа вернулась в тело. Закричал я о помощи — и монахи выкопали меня из могилы.

 

Так, по великому Божию милосердию, Таксиот нежданно-негаданно воскрес. Сорок дней прожил он после этого на земле. Обходя церкви и часовни, падал он перед всеми на колени и со слезами исповедовал свои грехи.

- Горе таким, как я, грешникам! — стенал и причитал он. — Их ждет вечная мука! Горе не приносящим покаяния, пока есть время!

 

Толпы людей, слыша его страшный рассказ о преисподней, спешили к священникам на исповедь. Многие отстали от своих пороков и начали жить праведно. Ведь теперь видели они живого свидетеля истины о том, что за каждое соделанное зло ждет их неминуемая расплата.

 

Постараемся и мы, друзья, не делать в жизни ничего плохого. Ну а если случится нам впасть в какой-нибудь грех, то не замедлим с покаянием. Ведь двери храма всегда открыты. И Бог готов принять наше воздыхания и простить нас.

Но как часто приходится слышать такое: "Я, дескать, так много нагрешил, что и порог храма мне переступать бесполезно; если за один грех нужно каяться всю жизнь, то что мне делать с целой сумой дурных поступков? Мне всей жизни не хватит "расплатиться с небом". А значит, нет и смысла ничего исправлять. Пусть будет, как будет!"

Да, именно так понимают покаяние многие нерадивые люди, по меткому святоотеческому определению, "сросшиеся с грехом".

 

"Таковы все люди порочные, — с печалью говорит святой Златоуст, — сознающие за собой множество зол: они часто пробуждаются от сна с беспокойными мыслями, со смущенными глазами; все возбуждает в них подозрение, все приводит их в ужас, душа их исполнена тяжкого предчувствия и боязни... Ничего не может быть бессильнее, ничего безумнее такой души; как беснующиеся не способны владеть собой, так и она собой не владеет".

 

И вот до чего доводит грешную душу слепое беснование. Жил в начале VII века в малоазийском городке Адана эконом соборной церкви. Звали его Феофил, что в переводе означает "друг Божий". И действительно, трудно было найти во всем городе человека с виду более скромного, старающегося исполнять все Господни заповеди.

Когда скончался престарелый епископ города, то все от мала до велика прочили его в преемники почившему архипастырю. Но Феофил наотрез отказывался, заявляя митрополиту области - Не достоин я столь высокого сана, ибо знаю мои грехи!

 

Так и не удалось его убедить, и митрополит поставил в епископы другого не менее достойного человека. Феофил же оставался на прежней должности, ревностно заботясь о благолепии кафедрального собора. Был он у всех в чести — но этого почета как бы и не замечал и потому не превозносился и не терпел душевного вреда.

Но нашлись среди горожан люди завистливые. Начали они клеветать новому епископу на Феофила: мол, и это у него не так, и тут он не справляется. Епископ долго не внимал наветам, но потом, уступая бесконечным кляузам, отставил Феофила от должности.

 

Однако бывший эконом поначалу даже не огорчился. Стал обычным прихожанином и много благотворил людям неимущим.

 

Но затем довелось ему впасть в немалое искушение. В душе его мало-помалу зародилась обида.

- Обесчестил тебя епископ, — нашептывал ему сам диавол, — не учел твоих беззаветных трудов на благо церкви, унизил тебя перед всеми — и вот, теперь люди смеются тебе в спину.

Феофилу надо было бы пойти к своему духовнику и рассказать ему об этих тяжких мыслях. Но он почему-то медлил. Сделался весьма подозрительным, даже перестал выходить на улицу. Ему казалось, что все окружающие за глаза поносят его и бесчестят.

 

Затем посетила его новая мысль: «Надо во что бы то ни стало вернуть себе должность эконома!» Зачем, казалось бы? «Тогда люди снова станут меня уважать!» — отвечал он самому себе, вот и весь сказ.

Но как это сделать? К епископу идти бесполезно — он уже назначил экономом нового человека. И тогда Феофил решился на тяжкий грех.

 

Сбылись на нем слова святого Златоуста: "Как люди с отяжелевшею от опьянения головою бродят без цели и без разбора и случись перед ними яма, или стремнина, или что другое падают туда по неосмотрительности, так и стремящиеся ко греху, как бы опьянев от желания совершить грех, не знают, что делают, не видят ничего — ни настоящего ни будущего".

 

Так вот, жил в том городе некий известный чародей, по вере — иудей. Пришел к нему Феофил ночью и рассказал о своей якобы беде: «Раньше меня люди чтили, а теперь нет! Как вернуть мне эту честь!»

- О это очень просто! — ответил волхв. — Приходи ко мне в следующую же ночь. Я отведу тебя к своему повелителю, и он уж точно тебе поможет!

 

Ровно в полночь Феофил явился к чародею. Тот отвел его на ипподром и сказал: «Стой здесь, и если увидишь или услышишь что-либо страшное, то не осеняй себя крестным знамением, а иначе ничего не получится!»

Феофил согласился. И вот предстала пред ним целая вереница каких-то странных существ в светлых одеждах, со свечами в руках. Только свет от них исходил какой-то неприятный, холодный. Это были бесы.

- Могу я помочь этому человеку, — пообещал явившийся диавол, князь тьмы, — но для этого он должен отречься от Своего Бога и от Девы Марии!

Другой бы при таких словах тут же воскликнул: «Отойди от меня, сатана!» Но Феофил был всецело пленен своим горделивым желанием.

 

- Сейчас или никогда! — сказал он себе. Отрекся от Бога и от всего святого и даже написал свое отречение на хартии.

А поутру, едва переступил он порог дома, как прибыл вестник от епископа. Владыка приглашал его вернуться к обязанностям эконома. И опять стал заведовать теперь уже сей отступник церковным имуществом, и все вокруг зримо воздавали ему честь.

 

Но через короткое время Феофил (а лучше сказать, уже бывший Феофил, ибо отпал от Божественного дружества!) опомнился.

- Что я сделал? — терзал себя он. — В какую низвергся погибель! Что теперь отвечу я Богу в день Суда?

Даже внешний вид этого изменника стал другим. Не случайно ведь говорит преподобный Макарий Великий: "Человек, подпав под власть темной ночи — диавола, и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, сотрясение и движение; у него в смятении вся природа, душа, помыслы его и ум; и дрожат все телесные члены".

 

Отложил тогда бывший Феофил все экономские дела и затворился в маленькой церкви по имя Пресвятой Богородицы, где служили редко. Сорок дней и сорок ночей провел в посте и слезной молитве. И, наконец, Пречистая Дева преклонилась к его мольбам.

 

— Исповедуй, что рожденный Мною Сын Мой, от Которого ты отрекся, — воистину Христос, Сын Бога Живого, — и Он примет твое покаяние! — сказала Она.

Феофил так и сделал. После долгой молитвы он немного задремал. Какова же была его радость, когда, проснувшись, увидел он у себя на груди ту самую хартию, на которой было написано его отречение.

"Преткнулся ты? Отрезвись. — учит преподобный Ефрем Сирин. — Пал? Обратись, молись, проси, припадай, домогайся, ищи... бей поклоны, умоляй о спасении, умилостивляй Того, Кто... может спасти". Так и поступил сей тяжко падший грешник. И не остался без Божий помощи.

Пришел он в храм и перед епископом и всем народом принес покаяние в своем грехе. А потом на глазах у всех сжег ту роковую хартию.

 

Так благополучно окончилась эта страшная история. Чему она нас учит? В какой бы грех мы ни впали — остановимся, отрезвимся — и обязательно услышим, как покаяние стучится к нам в двери сердца. Не дадим греху окрепнуть в нас и развиться. Не будем замыкаться в себе, а распахнем сердечные двери шире. Для чего? Чтобы впустить Господа — ведь Он спешит на помощь всем кающимся. "Не оставим никакого времени грехам, не уступим места врагу в сердцах своих, если через непрестанное памятование будем вселять в себя Бога". Так учит святитель Василий Великий. Будем об этом помнить. И Господь никогда нас не оставит. И не отлучится от нас ни на минуту. Храни вас Бог, собратья!

http://www.donskoi.org/

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2019


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.068134069442749 сек.