Портал "Дивное Дивеево"

Официальный сайт Дивеевского монастыря - diveevo-monastyr.ru

Тропарь, глас 4-й Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски ...
На главную Новости «Не прелюбы сотвори…»
«Не прелюбы сотвори…»
12/11/2010 11:40:50

Никогда не забуду встречу, которая произошла у меня однажды во время летней экспедиции на Лену. Узнав, что меня интересует старинная свадьба, жители одного села посоветовали мне навестить известного у них сторожила. И вот мы чаюем у него за столом. Чинно и размеренно тикают на стене старинные ходики с кукушкой. Временами шумно и сыто урчит начищенный до зеркального блеска самовар и пестреет мелкими синими цветочками занавеска, задернутая над русской печкой.

Крепкий, синеглазый в свои 84 года старик вспоминает о детстве так живо, что я расшифровываю потом его рассказ с магнитофона почти без правки: «Помню, как в церкви венчали. Интересно все это было! Народу в церкву мно-о-о-го наберется, у двери стоят, а тут – круг пустой. И вот батюшка водит молодых по кругу и во всю голову рявет: Жена да убоится сваво му-у-у-жу!!! Это было строго тогда. Жена должна была мужа бояться – почитать, значит, яво…

Мне лет семь-восемь было, однако, когда в наше село поп приезжал. Умный был поп, образованный. Собярет нас, пацанов, после службы и учит: не убий, не укради, не прелюбы сотвори… И ведь что-то же в нас от яво зацапилося… а теперь люди без веры совсем потерялися. Сами по себе растут, как бурьян…»

Почему так надолго запомнилось мне именно это встреча? Ведь за долгие годы экспедиций их было множество, неповторимых и ярких? А вот почему… Перед поездкой прочла я в одной книги весьма шокирующую информацию, после которой долго не могла успокоиться. Собирая материал о русской свадьбе, заинтересовалась народными традициями, связанными с культом девственности – темой, актуальной для нашего времени и моей студенческой аудитории. Тогда я уже знала, что позор распущенной девушки ложился и на родителей, что отражалось в особых свадебных обрядах. После первой брачной ночи могли подать им кружки с пивом, в днище которых было отверстие, зажатое пальцем. Пиво вытекало в тот момент, когда тятенька и маменька брали кружки в руки. Это был знак общественного позора.

Но оказалось, что символы такого общественного порицания были куда суровей. Если в брачную ночь обнаруживался грубый обман жениха со стороны невесты, на нее и родителей наутро за княжьим столом… лошадиный хомут, в котором они и должны были сидеть все застолье. «Ну, это уж слишком! – подумала я тогда. – Дикость какая-то…» И решила утаить столь щекотливые подробности от студентов, чтобы не вызывать их бунта и справедливого (как тогда мне казалось) возмущения Россией. Но факт, как известно, вещь упрямая, он требует своего объяснения. И что-то временами точило меня изнутри… но что именно?

И вот в далеком Ленском селе я решилась, наконец, подробнее расспросить об этой традиции свидетеля давно минувших лет, старожила, о котором уже упоминала. «Неужто и вправду был такой суровый обычай?» – спросила я, надеясь услышать опровержение. Павел Васильевич нисколько не удивился вопросу и даже как-то обрадовался ему: «Было такое, было. Да… Одявали…», – согласно закивал он. «Как? – ужаснулась я. – И на родителей тоже? Да им-то за что такое унижение? Как же они могли все это терпеть? Почему не сопротивлялись? Ведь это же стыд какой – на весь свет!». Старик удивленно и непонимающе посмотрел на меня и покачал головой: «А хто ж в етом виноват? – спокойно возразил он. – Она только? Не-э-е-эт». И он сурово погрозил кому-то пальцем: «Тут и родительская вина перед Богом есть. Ить это оне дехку из рук выпустили. Родители! Куда ето годится? Такую волю ей дали – на погибель души. Вот пусть теперя и позор вместе с ей терпят! Перед Богом себя смиряют… А Господь за ето смирение, можа, их и помилует…»

Вот так-то! Как легко и ясно стало в моей смятенной душе и после этого ответа. Как улеглось в ней все и осветилось иным, вышним светом, милосердным и справедливым, все ставящим на свои места в этом мире. И какой перевернутый показалась мне после этого наша запутанная, обыденно сроднившаяся с грехом современная жизнь.

«Вы свободны!» – твердит современная массовая культура. И мы, погрязшие в нечистом, вязком болоте страстей, верим в эту лестную ложь. Никто не сидит уже в лошадином хомуте за свадебным столом, давным-давно не мажут легко мысленным девицам ворота и не водят по мусорным ямам – в назидание тем, кто еще не поскользнулся на узких, обрывистых тропках греха. Всю эту нелепую «старинушку» мы воспринимаем нынче как дикость, втайне услаждаясь своей просвещенностью. Да, они темные варвары-недотепы, а мы, конечно же, «продвинутый», цивилизованный народ. Только непонятно при этом многое другое. Как же это случилось, что наше цивилизованное общество так стремительно докатилось до новой чумы ХХ века – угрозы СПИДа, кощунственного осмеяния девичьей чести «как комплекса неполноценности», брошенным в мусоропровод младенцам, рожденным до брака, и школьного блуд-просвета?

Нет, без Бога и древней заповеди – «не прелюбы сотвори…» – не способны мы уразуметь, что правильно, а что дико в одной культур нашего народа, и куда, в какие пространства и обители, улетая от земной юдоли, устремляются вечности душа чистая и душа злосмрадная. А покуда не осознаем этого, главного, нечего и судить, что в ней хорошо, а что предосудительно.

 

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2020


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.051095962524414 сек.