28/12/2021 15:10:06
 |
16 декабря по старому стилю / 29 декабря по новому стилю среда
Прор. Аггея (500 г. до Р. Х.). Прп. Софии Суздальской (1542). Мч. Мари́на (III). Блж. царицы Феофании (893–894). Сщмч. Владимира Алексеева пресвитера (1918); сщмчч. Аркадия, еп. Бежецкого, Илии Чередеева, Павла Фаворитова, Феодосия Болдырева, Владимира Дамаскина, Александра Колоколова, Петра Зиновьева пресвитеров, прмч. Макария Смирнова (1937).
2_Тим., 299 зач., IV, 9–22. Мк., 36 зач., VIII, 30–34.
Тропарь пророка Аггея, глас 2: Пророка твое́го́ Аггея, па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак пророка Аггея, глас 4: Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище,/ зри́ши бо я́ко настоя́щая дале́че су́щая,/ сего́ ра́ди тя почита́ем,// проро́че блаже́нне Аггея, сла́вне. Просветившееся Духом.
Мысли свт. Феофана Затворника (Евр.10:1–18; Мк.8:30–34) Пригласив следовать за собою с крестом, Господь указывает при этом путь сей, устраняя главные к нему препятствия не внешние, а внутренние, коренящиеся в сердце человеческом. Хочешь, как бы говорит Он, идти вслед Меня, – во-первых, не жалей себя, ибо кто будет жалеть себя, тот погубит себя; во-вторых, не связывайся любоиманием, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36). В-третьих, не стесняйся тем, что скажут или как смотреть на тебя будут другие: «ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» (Мк.8:38).
Саможаление, любоимание и стыдение лица человеческого – главные цепи, которыми держится человек в жизни небогоугодной, на пути страстей и греха. Они – главные препятствия к обращению грешника; они же – главный предмет борьбы духовной в человеке кающемся и в начавшем уже приносить плоды покаяния. Пока эти нити не отрезаны, жизнь христианская в нас ненадежна, полна преткновений и падений, если не всегда внешних, то внутренних. Вот и присмотрись всякий к себе хорошенько, и если есть что в нем из сказанного – позаботься отрешиться от того: иначе не надейся взойти к совершенству о Христе, хоть внешне будешь и очень исправен.
 |
Пророк Аггей. Икона первой четверти XVIII в., из пророческого ряда Кижского Преображенского храма |
Святой пророк Аггей - десятый из 12 малых пророков. Он был из колена Левиина и пророчествовал при персидском царе Дарии Гистаспе (за 500 лет до Р. Х.). По возвращении иудеев из Вавилонского плена он убеждал народ достроить второй Иерусалимский храм и возвещал, что в этом храме надлежит «Слову Безначальному в последних временах явитися».
 |
Святая София (Соломония) Суздальская |
Прп. София, в миру вел. княгиня московская Соломония Юрьевна, происходила из старинного знатного боярского рода Сабуровых и была первой супругой вел. князя Василия III Иоанновича. Он первый из вел. князей московских вступил в брак со своей подданной, почему ему и было так легко развестись с ней в 1529 г. и жениться во второй раз. У нее не было детей, и это и послужило поводом к этому, также первому в русской истории, нечестивому разводу. Женился вел. князь на приехавшей в Россию литовской княжне Елене Глинской. Поступок вел. князя осудили все Вселенские Патриархи, а Патриарх Иерусалимский Марк даже предсказал, что от второго брака его родится «чадо жестокое», которое наполнит всю Россию кровью и ужасами, — это был родившийся в 1530 г. Иоанн Грозный. Второй сын Василия Иоанновича, Юрий, был слабоумным. Все лучшие русские люди того времени вступились за невинную и несчастную вел. княгиню, например митрополит Варлаам, прп. Максим Грек и другие. Но тщетно: вел. князь поступил «по своей доброй воле». Митрополит Варлаам был сведен с митрополичьего престола — тоже впервые в русской истории — и заточен в монастырь; прп. Максим был запрещен к служению и заключен в темницу. Пострадали и другие. Князь Курбский называет вел. княгиню Соломонию «невинной и святой». По распоряжению вел. князя она была насильно пострижена с именем София в московском Рождественском монастыре, а потом переведена в суздальский Покровский. Смиренная и благочестивая от юности, оставшаяся такой же в своем высоком положении, избегавшая придворной пышности и роскоши, молитвенница, всегда более любившая благочестивые беседы с инокинями и странницами и их рассказы, — невольная монахиня София со смирением приняла свой крест и отдалась строгой подвижнической жизни. Она стяжала любовь и уважение всего монастыря. Скончалась прп. София 16 декабря 1542 г. На могиле ее совершались многие чудеса. ______________________________________________________________________ • В рукописных святцах преподобная именуется как «святая праведная княгиня София инокиня». При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Иоанна IV Грозного, ее чтили как святую, в XVII в. над гробницей совершались молебны и панихиды, в XIX в. была составлена служба.
Блаженная царица Феофания происходила из царского рода. Родители ее были знатны и богаты и при этом благочестивы. Долгое время не имея детей, они много молились Божией Матери, и по вере их Матерь Божия даровала им святое дитя, девочку, которую назвали Феофанией.
Феофания с детства преуспевала в учении, а главное — в добродетелях, и поэтому император Василий Македонянин выбрал ее в супруги своему сыну и наследнику Льву, прозванному впоследствии Мудрым.
Но вскоре по совершении брака злодеи оклеветали царевича перед его отцом, будто Лев покушается убить отца и злодейски захватить царство. Простодушный Василий поверил клеветникам и тотчас заключил сына и супругу его в темницу, где они безвинно страдали больше трех лет. Но по всеблагому Божию промыслу Лев и Феофания не отчаялись, а все дни свои посвятили посту и непрестанной молитве. Когда же прошел гнев царя и он смог рассудить справедливо, то вывел царевича Льва и жену его Феофанию из темницы, и со временем, по кончине императора Василия, они стали греческими царями.
Однако блаженная Феофания не соблазнилась властью и славой и по-прежнему отвращалась душой от радостей и суеты мира. Днем и ночью она непрестанно молилась, ела только хлеб и сушеную зелень, под богатой царской одеждой носила колючую власяницу и спала не на мягкой постели, а на грубой рогоже, под которую еще насыпала острые кости и зубы животных. Все принадлежавшие ей богатства и драгоценности святая царица раздавала сиротам и вдовам и вообще беднякам. Со слугами Феофания обращалась как с возлюбленными братьями и сестрами во Христе, никогда никого не обидела и не унизила. Наконец после тяжкой болезни она мирно отошла к жизни вечной и, оставив царство земное, обрела Царство Небесное.
Император Лев Мудрый, супруг Феофании, видя еще при жизни ее великую святость, почитал ее не просто как жену и царицу, но как свою госпожу и заступницу перед Богом. Он даже задумал построить церковь в честь Феофании, но святая узнала об этом и строго запретила освящать ее в свою честь. Тогда уже построенный храм посвятили памяти всех святых и установили им праздник в первое воскресенье после Троицы. Император Лев говорил:
─ Если Феофания святая, то пусть и ее память празднуется со всеми святыми, во славу от всех святых славимого Бога!
Да будет Ему и от нас честь и слава вовеки. Аминь.
 |
Святой мученик Марин |
При римском императоре Карине, который правил с 283 по 285 год, знатного юношу из сенаторского сословия, по имени Марин, схватили по доносу за его приверженность Христу. Марина принуждали принести жертву римским богам, но с бесстрашием зрелого мужа отрок отказался отречься от Спасителя и стойко перенес все мучения, которым был затем подвергнут.
Сначала его подвесили у столба и жестоко бичевали, затем положили на раскаленную решетку, а после этого бросили в кипящую воду. Увидев, что по благодати Святого Духа пылающий огонь становится для мученика прохладной росой и не причиняет никакого вреда, его отдали на растерзание хищным зверям, однако святой снова чудесным образом избежал смерти. После этого, притворной покорностью введя тирана в заблуждение, святой Марин вошел в языческий храм и силой молитвы ниспроверг стоявших там идолов.
После всех испытаний святой мученик, в сопровождении родителей, которые с готовностью отдали собственное дитя в благоприятную жертву Господу, был отведен к месту казни и обезглавлен. |