15/12/2021 15:27:14
 |
03 декабря по старому стилю / 16 декабря по новому стилю четверг Седмица 26-я по Пятидесятнице. Глас 8. Рождественский пост. Пища с растительным маслом.
Прор. Софонии (635–605 г. до Р. Х.). Прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1407). Прп. Феодула Цареградского (ок. 440). Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского (558). Сщмч. Феодора, архиеп. Александрийского (606). Прп. Георгия Черникского (Румын.). Сщмч. Андрея Косовского пресвитера (1920); сщмч. Николая Ершова пресвитера (1937); св. Георгия Седова исп. (1960).
1_Тим., 283 зач., III, 1–13. Лк., 100 зач., XX, 9–18. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12154.
Тропарь пророка Софонии, глас 2: Пророка твое́го Софонии память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:// спаси души наша.
Кондак пророка Софонии, глас 4: Явился еси́ светозарен Бо́жественным Духом,/ пророче Софоние,/ Божие явле́ние возгласив:/ ра́дуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь: // се Царь Твой гряде́т, Спа́саяй.
Тропарь преподобного Саввы Сторожевского, глас 8: Пустыни яви́лся еси́ доброе прозябение, преподобне,/ от юности бо изволил еси́ чистое житие́,/ духовному твое́му учителю последуя, и того учением ум к Небесным вперив,/ и стаду твое́му премудр наставник показался еси́,/ тем и Христо́с я́ко пресветла тя свети́льника чудесы оБо́гати. // Савво, о́тче наш, моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобного Саввы Сторожевского, глас 2: Господним желанием распалився,/ Стра́сти плотския воздержанием оттряс,/ Бо́же́ственнаго света незаходимое светило яви́лся еси́,/ чудес луча́ми всех просвеща́еши,/ притека́ющих к мощем твои́м, // Савво преподобне, о́тче наш.
Мысли свт. Феофана Затворника (Тит.1:5–2, 1; Лк.20:9–18) Притча о винограднике изображает ветхозаветную церковь; делатели – это тогдашняя ее иерархия. А так как она не соответствовала своему назначению, то совершился приговор над нею: взять у ней виноградник и отдать другим. Эти другие были сначала Св. апостолы, потом их преемники – архиереи со всем священством. Виноградник Божий – один от начала мира, и назначение делателей его одно было, есть и будет до скончания века – приносить Господину винограда плод – спасенные души.
Это задача христианской иерархии, следовательно, и нашей. В какой мере исполняется она – все мы видим. Что же сказать на это? Во многом – слава Богу! – но во многом-многом нельзя не пожелать лучшего. Это особенно касается проповеди слова Божия. Где-то слышится проповедь; а между тем, это единственный садовый нож в руках делателей винограда Божия. Как бы и над нами не исполнилось: «господин виноградника придет и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим» (Лк.20:15–16). Но как бы сами не ворвались эти иные и не погубили не только делателей, но и самый виноград...
 |
Святой пророк Софония |
Пророк Софония(+ 635-605 гг. до н.э.), один из 12-ти малых пророков, девятый в числе их. Был современником пророка Иеремии и пророчицы Олдамы
Об обстоятельствах его жизни нам ничего неизвестно, кроме того что содержится в начале его пророческой книги и в некоторых преданиях. Он был сын Хусия, и происходил, как полагают не без основания, из царского рода Езекии. По преданию Епифания, он происходил из колена Симеонова, а не Иудина, и родился на некоей горе Саравафа или, по другим, в Варафе и Сарафе.
Софония пророчествовал в царствование царя Иудейского Иосии, между 642 и 611 г. до н.э. В это время вспыхнул последний огонь истинной ревности в израильском народе, когда он под влиянием благочестивого царя возвратился к вере отцов. Но иудейское царство было уже накануне своего разрушения, и предсказание об этой катастрофе с призывом к покаянию и служит главным содержанием книги пророка Софонии.
 |
Преподобный Савва Сторожевский |
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников. Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятовании суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным». Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, по благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он «добре пасяше порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему». Предание относит ко времени его игуменства изведение водного источника за стенами Лавры.
С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитриевич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить «в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи», новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келию для безмолвного жития. В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Скончался святой Савва в глубокой старости 3 декабря 1406 года.
Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва «есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе». В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком на поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя. Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в ХVI в., в конце ХV века (1480–1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: «Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе». На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: «Я Савва, начальник сего места». Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы. Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г. на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.
 |
Преподобный Иоанн Молчальник |
Преподобный Иоанн Молчальник (затворник) родился около 454 года в городе Никополе Армянском в семье военачальника Енкратия и супруги его Евфимии. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву. На доставшуюся ему после смерти родителей часть имения юноша Иоанн построил церковь во Имя Пресвятой Богородицы. С 18 лет Иоанн вместе с десятью иноками жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии, митрополит Севастийский рукоположил 28-летнего Иоанна в епископа Колонийской Церкви. Приняв церковное правление, преподобный не изменил строго аскетического образа жизни. Под влиянием святителя жили по-христиански и его близкие – брат Пергамий (приближенный императоров Зенона и Анастасия) и племянник Феодор (приближенный императора Юстиниана).
На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник, муж сестры святителя – Марии. Новый правитель стал властно вмешиваться в духовные и церковные дела. В Церкви начались нестроения. Тогда святой Иоанн отправился в Константинополь и через архиепископа Евфимия просил императора Зенона защитить Армянскую Церковь от грубых посягательств. Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Со слезами молил он Бога указать место, где ему жить и спастись. Явилась яркая звезда, которая привела Иоанна в Лавру преподобного Саввы. Иоанн, скрывший свое епископское достоинство, был принят в число братии простым послушником. По поручению святого игумена Саввы (память 5 декабря) преподобный Иоанн более 4-х лет выполнял самые тяжелые работы на строительстве странноприимного дома и монастыря для новоначальных монахов. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счел его достойным рукоположения во пресвитера. Святителю пришлось открыть тайну Патриарху Иерусалимскому Илии (494–517). По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве. Четыре года провел преподобный Иоанн в келлии, никого не принимая и не выходя даже в церковь.
Желая еще большего уединения и сугубого воздержания, преподобный Иоанн покинул Лавру и удалился в пустыню, где провел более девяти лет, питаясь травами. Здесь он пережил опустошительный набег сарацинов и не погиб только потому, что Господь послал ему защитника – свирепого льва, при виде которого враги, не раз хотевшие убить преподобного, в страхе разбегались. Предание рассказывает о многих чудесах, явленных по молитве святого Иоанна во время его жизни в пустыне.
Когда святой игумен Савва, надолго уходивший в Скифополь, вернулся, он уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным образом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн – епископ. Когда преподобному Иоанну было семьдесят лет, скончался святой и Богоносный отец, игумен Савва. Святитель глубоко скорбел об усопшем. Святой Савва явился ему в видении и, утешив, предсказал, что Иоанну предстоит много потрудиться в борьбе с ересью. И, действительно, Иоанн должен был покинуть свою келлию, чтобы укрепить братию в борьбе с ересью оригенитов.
Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. Неустанным иноческим подвигом, неусыпной молитвой, смиренномудрием стяжал Иоанн благодать Святого Духа: по его молитве совершались многие чудеса; тайные мысли людей были для святителя явными; он исцелил больных и бесноватых; еще при жизни своей спасал от неминуемой гибели призывавших его имя; из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды. В возрасте 104 лет преподобный Иоанн Молчальник с миром отошел ко Господу.
 |
Преподобный Георгий Черникский |
Преподобный Георгий Черникский. Родился в 1730 году в благочестивой православной семье в Cэлиште Сибиуском (Săliște Sibiului). С юности загорелся духом монашеского жития. Однако в то время австрийские властители Трансильвании подавляли православие, особенно православное монашество, склоняя верующих к унии. Поэтому в возрасте 19 лет юноша ушёл в Валахию и поступил в услужение ко греческому митрополиту Роска (mitropolitul grec Rosca), который в то время находился в Бухаресте.
Вскоре после этого, в 1750 году, отправился вместе со своим духовным отцом в Константинополь, а затем на Святую Гору Афон. Здесь он поселился в Ватопедском монастыре и был здесь пострижен в рясофор и поставлен во диакона. По кончине его наставника-митрополита стал учеником преподобного Паисия (Величковского) в Ильинском скиту. Там в 1752 году был пострижен в мантию старцем Паисием, а в 1754 году – поставлен во иеромонаха. Во время пребывания на Афоне с большим рвением и большой духовной пользой продвигался по лестнице духовного совершенствования, постигая радость жизни во Христе.
В 1763 году вместе с 64 другими учениками последовал своему великому старцу в Молдавию, в Драгомирнский монастырь. В течении последующих 12 лет он служил в этой обители иеромонахом, духовником и экономом.
После подпадения Буковины под власть римо-католической Австрии, в 1775 году, вместе с Драгомирнской братией во главе со старцем Паисием перешёл в Секульский монастырь. В 1779 году последовал за святым Паисием в Нямецкую Лавру, где прожил ещё около двух лет.
В 1781 году, желая освежить память своего ученичества, по благословлению своего старца снова отправился на Афон. Прибыв в Бухарест, был здесь остановлен митрополитом Унгро-Влахийским Григорием II и своим старым другом, учеником святого Паисия, иеромонахом Макарием. После их упорных уговоров он согласился взять на себя возрождение монашеской жизни в скиту Черника, который находился в запустении уже более тридцати лет. Его задачей было устроить в этом краю Валахии монастырь с общежительным уставом, подобным афонскому и паисиевскому.
С помощью господаря Николая Маврогени и других христиан отец Георгий начал восстановление соборного храма и келлий. Он много времени уделял совершенствованию духовной жизни монашествующих. В монастыре служба совершалась каждый день, насельники обители наряду с чтением Священного Писания, творений святых отцов Церкви и молитвенным деланием несли многочисленные послушания, занимались перепиской рукописей и физическим трудом. Своим жертвенным и одарённым пастырством он снова зажёг очаг духовной жизни в Черникской обители и всего за пять лет собрал общину в 103 насельника.
В 1785 году тяжело занемог и, ожидая скорой кончины, составил своё завещание, в котором предписал надлежащий порядок жизни монашеской общины. Однако он вскоре оправился и продолжил свой пастырский подвиг.
Ввиду его успехов в Чернике в 1793 году митрополит Унгро-Влахийский Филарет II также вверил ему Кэлдэрушанский монастырь. С апреля 1794 года отец Георгий жил в обеих обителях попеременно, назначая в них также игуменов-наместников, особенно на время своего отсутствия. В обоих монастырях он ввёл афонско-паисиевский общежительный устав, включавший семикратное ежедневное богослужение, частую исповедь, послушание, постоянную молитву, общую трапезу.
Святой Георгий продолжал управлять обоими монастырями до самого конца своей земной жизни. Преставился он 3 декабря 1806 года, оплакиваемый многочисленной братией двух обителей. Был погребён в Черникском монастыре перед храмом святого Лазаря, в том месте, где впоследствии был захоронен митрополит Нифонт.
После кончины святой Георгий снискал почитание как пастырь высокой духовной жизни, руководитель двух великих монашеских центров Валахии, возобновитель истинного монашеского жития по афонским и паисиевским образцам. Старец имел много учеников и последователей, таких как святой Каллиник Черникский, протопсалт иеромонах Макарий и другие. Его завещание-поучение от 1785 года распространилось во многих копиях.
На заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви 20-21 октября 2005 года старец Георгий был прославлен в лике преподобных. Торжественное объявление канонизации состоялось в день его памяти, 3 декабря того же года, в монастыре Черника. Чин прославления возглавил патриарх Румынский Феоктист в сослужении многочисленных румынских иерархов.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года имя святителя было включено в месяцеслов Русской Церкви.
 |
Икона Феодор Александрийский, священномученик |
Священномученик Феодор, епископ Александрийский, родился в Египте, в Александрии. Этот город прославился в Церкви Вселенской многими мучениками и исповедниками: от святого евангелиста Марка, первомученика Александрийского († 63, память 25 апреля) до святого Афанасия Великого (память 18 января и 2 мая), столпа и исповедника православия († 373). К сожалению, исторические записи не донесли до нас точных данных о времени жизни и подвигах святого епископа Феодора, но Церковь Христова во все времена хранила имя священномученика в своих диптихах. Пламенный проповедник, сильный в слове и делании церковном, епископ Феодор вызывал яростную ненависть буйных александрийских язычников, не терпевших благовестия. Во время одной его проповеди язычники окружили и захватили святителя. Он не сопротивлялся. Его избивали и издевались над ним: возложили на главу его терновый венец и со смехом водили по городу. Затем привели его к берегу и бросили со скалы в море. Но поднялся ветер – и волны вынесли его невредимым на сушу. Пораженные язычники отвели святителя Феодора к правителю города, который приказал подвергнуть его жестоким истязаниям. Но ни слова, кроме молитвы к Господу, не услышали мучители от мужественного исповедника. Тогда святой мученик был предан римским воинам и казнен, как апостол Павел, – через усекновение мечом.
Преподобный Феодул Константинопольский, Ефесский, епарх, столпник. Был патрицием в правление Феодосия Великого (378–395), известен был мудростью, благочестием и скромностью. Был назначен епархом царя Феодосия, но покинул свой пост, не желая мириться с несправедливостью. Его супруга умерла после двух лет брака, после чего Феодул раздал свое богатство бедным и в возрасте 42-х лет удалился в город Едессу и там подвизался на столпе 40 лет. После многих трудов и подвигов мирно скончался около 440 года. |