16/11/2021 15:06:04
 |
04 ноября по старому стилю / 17 ноября по новому стилю среда Седмица 22-я по Пятидесятнице. Глас 4. День постный. Пища с растительным маслом.
Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера (I). Прп. Меркурия Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Никандра Городноезерского (XVI). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584). Св. Николая Виноградова исп., пресвитера (1931); прмц. Евгении Лысовой (1935); сщмч. Александра Петропавловского пресвитера (1937); сщмч. Исмаила Базилевского пресвитера (1941).
Кол., 259 зач., III, 17 – IV, 1. Лк., 61 зач., XI, 42–46. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12.
Тропарь преподобного Иоанникия Великого, глас 8: Слез твоих теченьми .пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней,/ сияя чудесы, Иоанникие, отче наш:// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иоанникия Великого, глас 8: Звезда яви́лся еси́ всесветлая, в мире просвещаяй/ и су́щия во мраце страстей облиставаяй,/ врач же крепчайший яви́лся еси́,/ но я́ко прия́л еси́ благода́ть исцелений,/ просящим тя подаждь исцеление, да зове́м: // ра́дуйся, о́тче Иоанникие.
Тропарь священномученика Никандра, глас 4: Мученик Твой, Го́споди, Никандр во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Мысли свт. Феофана Затворника (1Сол.4:1–12; Лк.11:42–46) Господь начинает укор Своим современникам тем, что они «нерадят о суде и любви Божией». Иссякновение правды и любви – корень всякого нестроения как в обществе, так и в каждом человеке. Само же оно происходит от преобладания самолюбия или эгоизма. Когда эгоизм вселится в сердце, то в нем распложается целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующих самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели. И становится человек по сердечному строю негодным ни к чему истинно доброму. Дать «десятину с мяты, руты и всяких овощей» (Лк.11:42) еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества.
Это не значит, чтоб и внешнее поведение его было безобразно. Нет, оно всячески скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он «как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк.11:44). Начало самоисправления – начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстановляется правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен пред очами Божими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться не совсем взрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас.
 |
Преподобный Иоанникий Великий |
Любовь к Богу и молитва всецело владели душой отрока Иоанникия. Часто, осенив стадо крестным знамением, он уходил в уединенное место и целый день молился, и ни вор, ни зверь не приближались к его стаду. По приказу императора Льва IV (775–780) многочисленные послы собирали по городам и селениям лучших юношей страны на военную службу. В императорское войско был принят и юноша Иоанникий. Он заслужил своим добрым нравом любовь сотоварищей, но, как храбрый воин, был страшен врагам. Прослужил святой Иоанникий в императорском войске 6 лет. Был не раз награжден своими начальниками и императором. Но военная служба тяготила его, душа его жаждала подвигов и уединения. И Господь призвал Своего раба к Себе на служение. Преподобный Иоанникий, отрекаясь от мира, намеревался сразу уйти в пустыню. Однако, по совету опытных в монашеском делании старцев, он еще два года прожил в монастыре. Здесь святой привыкал к иноческому послушанию, к монашеским уставам и правилам, научился грамоте, выучил наизусть тридцать псалмов Давида. После этого, по внушению Божию, преподобный удалился в пустыню. Три года пробыл он в глубоком уединении, лишь раз в месяц пастух приносил ему немного хлеба и воды. День и ночь проводил подвижник в молитвах и пении псалмов. После каждого стиха псалмопевца преподобный Иоанникий творил молитву, которую в несколько измененном виде хранит Православная Церковь до сих пор: «Упование мое Отец, прибежище мое Христос, покров мой Дух Святой». Случайно встретив своих бывших товарищей по военной службе, святой покинул пустыню и удалился в Контурийские горы. Лишь через 12 лет подвижнической жизни отшельник принял монашеский постриг. Три года после пострижения провел святой в затворе, опутанный веригами, после чего отправился в Хелидон к великому постнику Георгию (память 21 февраля). Подвижники прожили вместе три года. За это время преподобный Иоанникий выучил всю Псалтирь. Достигнув глубокой старости, святой Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины. 70 лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества, как свидетельствовал ученик его Пахомий. Преподобный старец во время молитвы поднимался над землей. Однажды перешел разлившуюся в половодье реку. Святой мог сам становиться невидимым для людей и делать невидимыми других: так, однажды преподобный вывел из темницы пленных греков на глазах у многочисленной стражи. Яд и огонь, которыми хотели уничтожить святого завистники, не причиняли ему вреда, хищные звери не трогали его. Известно, что он освободил остров Фас от множества змей. Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества; он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение. Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу 4 ноября 846 года в возрасте 94-х лет.
 |
Святые священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер |
Святые священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер (I), ученики последователя и сподвижника первоверховного апостола Павла святого апостола Тита (память 25 августа), были рукоположены им в священный сан. Подвизаясь в неустанных пастырских трудах, святые многих язычников обратили ко Христу. За это они были схвачены и приведены на допрос к градоначальнику Ливанию. Ни уговоры, ни угрозы властей не склонили святых мучеников отречься от Христа. Тогда Ливаний приказал их пытать. Лютые, нечеловеческие муки вынесли святые: их, привязанных к коням, волокли по камням, тела их рвали железными крючьями, бросали в горящую печь. Господь помог им вынести то, что человек своими силами вынести не может. Под конец мучители пронзили головы и сердца святых гвоздями и, бросив их в яму, засыпали землей.
 |
Преподобный Меркурий Киево-Печерский |
Преподобный Меркурий Киево-Печерский подвизался в Дальних пещерах в ХIV веке, был строгим постником. При жизни преподобный Меркурий был соединен глубокой духовной любовью с преподобным Паисием, и по смерти они были положены в один гроб. 24 ноября память преподобного совершается ради его тезоименитства святому великомученику Меркурию, 28 августа – вместе с Собором Дальних пещер и во 2-ю Неделю Великого поста с Собором всех преподобных Киево-Печерских.
 |
Никандр Городноезерский (+ 1603), преподобный. |
Никандр Городноезерский, преподобный. В XVI веке основал пустынь с храмом в честь Воскресения Господня на западном берегу озера Городно. Вместе с немногочисленными сподвижниками он оставался здесь до своей кончины. Преставился в глубокой старости 15 марта 1603 года и был погребен в устроенной им обители. Память преподобного Никандра местно празднуется неизвестно с какого времени. О жизни и подвигах преподобного Никандра не сохранилось никаких сведений, кроме благоговейной памяти в сердцах народа. В Воскресенском храме Никандровой пустыни был устроен придел освященный во имя святого Никандра. К мощам святого в деревню Никандрово приходили люди и в советский период. Здесь мощи святого почивали под спудом до 1992 года. 20 сентября того года архимандрит Иосиф (Софронов) перенес мощи в Успенский храм соседней деревни Внуто. Там мощи были положены открыто в раке, и 1 ноября того года перед мощами был совершен первый молебен.
Блаженный Симон Юрьевецкий родился в селе Братском Костромской губернии. С юношеских лет, оставив родительский дом, ушел в дремучие леса около села Елнати и принял на себя подвиг юродства Христа ради. Когда елнатские поселяне, найдя его в лесу, привели в село, святой начал ходить по домам жителей, помогая им в исполнении самых трудных работ, а плату не брал. Зимой и летом святой ходил босой, в одной льняной рубахе, так что кожа его почернела и от поста иссохла. Неразумные люди нередко били его, но блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки. Прожив в Елнати 15 лет, святой переселился в г. Юрьевец-Поволжский. Здесь любимым местом его пребывания стали церковные паперти, где он возносил горячие молитвы ко Господу. За подвиг самоотречения блаженный Симон получил от Господа дары предвидения и чудотворения. Так, по его молитвам утих сильный пожар в городе, исцелился священник Олимпий, спасся от потопления в Волге некий горожанин Иосиф. Перед своей кончиной блаженный пришел в дом воеводы Феодора Петелина, который, не зная подвигов святого, в порыве гнева приказал побить его. Здесь св. Симон тяжко заболел. Причастившись перед смертью Святых Христовых Тайн, блаженный мирно почил 4 ноября 1584 г. |
Всего комментариев: 3 2021/11/17, 11:15:20
Спаси нас Боже.
андрей 2021/11/17, 09:56:16
Господи прости мои прегрешения вольные и невольные. !7 ноября госпиьализируюсь на операцию, помолитесь за руки врачей Спасибо
Татьяна 2021/11/17, 02:17:48
/скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он «как гробы скрытые/
О, сколько бился грешник с гневом, чревом(и со смехом тож), но разбивал свой твердолобый лоб о множество страстей: уныние с отчаяньем, гордыня и тщеславие ввергали душеньку в страданья адские опять и заново по кругу много раз. Я неотступно вопрошал молитвою - в чём дело, иль - причина в чём? Ответа не было - "лопатил" книги опытных пустынников-отцов.
Однажды прочитал священника историю, произошедшую ещё до "октября". Сей пастырь слыл во всём примером прихожанам, странникам; авторитет его, как думалось ему, непререкаем низачто. И вот случилось, что подстроили ему ловушку,
Промыслом попущенную, как описывалось там.
Идёт на каторгу как на голгофу - плачут люди - он благословляет их - несу, мол, крест, не плачьте обо мне, но только о себе.
В тюрьме - к нему - с почтением - "страдалец за Христа!" Смиренно исполняет послушание своё и там.
Проходят дни - его болезнь неизлечимая настигла вдруг. Он терпелив - доколе уж консилиум "развёл руками", что никто не в силах перед смертию.
Пред страшною кончиной ужасается, несчастный батюшка:
- О, Иисусе мой, неужто за служенье у престола удостоился я участи такой? И это - милосердие Твоё?!.
Неумолимая агония - сознание на грани пустоты, вдруг - чёткая картина пред глазами ночью у него является - в любимом храме он расхаживает по амвону - важный! - "он несёт в народ Христа". Но что это? Как мерзок он, на удивление умильным лицам прихожан.
- О, горе мне! - Преображается его сознанье. - Горе фарисею на векА... Прости, Владыка, мне, что выставляю напоказ себя, Твоим Евангелием прикрываяся как маскою какой.
Открылись очи совести его - сидит и плачет он от счастья на топчане, как в раю.
Служители с носилками идут поУтру труп убрать, а тот - живой!
К тому уж времени преступник настоящий объявился, Божьим Промыслом гоним.
Священник наш выходит, возрождённый благодатью Духа, Сына и Отца.
- Как всё премудро у Тебя, Спаситель мой Христос - я вопрошал и долго ждал, Ты мне ответил - опосредованно, чрез отцов, по невозможности моей души расслышать голос Твой впрямую - мёртвости моей. Благодарю, Господь, Ты оживил Своё созданье(и моё сознание). Теперь понятно в чём тут дело - в спешке гордого ума,
спастися возмечтавшего самим собой. О, мой Спаситель, - умолкаю пред Премудростью Твоей.
Павел
Добавить комментарий:
|