Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18 Против нападений бесовских: 45, 67 При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51 Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего ...
На главную Новости 9 ноября. Святого мученика Нестора Солунского. Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского. Преподобного Нестора Летописца
9 ноября. Святого мученика Нестора Солунского. Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского. Преподобного Нестора Летописца
08/11/2021 15:13:18
27 октября по старому стилю / 9 ноября по новому стилю
вторник
Седмица 21-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Поста нет.

Мч. Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Мч. Марка и иже с ним.
Прмч. Сергия Чернухина (1942).

Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11. Лк., 55 зач., XI, 1–10. Мч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Тропарь мученика Нестора, глас 4:
Мученик Твой, Го́споди, Нестор во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша..

Кондак мученика Нестора, глас 2:
Страдальчествовав до́бре,/ безсмертную славу наследовал еси́ ны́не,/ я́ко воин изрядный Владыки был еси́,/ моли́твами Димитрия мученика:/ с ним у́бо, Несторе мудре, // моля не престай о всех нас.

Мысли свт. Феофана Затворника
(1Сол.1:6–10; Лк.11:1–10)
Господь дал молитву общую для всех, совместив в ней все нужды наши, духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Но так как в одной молитве нельзя совместить всего, о чем приходится молиться Богу в жизни, то, после молитвы общей, дано правило на случай частных о чем-либо прошений: «проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Лк.11:9). В церкви Божией так и делается: христиане все обще молятся об общих нуждах, но каждый частно излагает пред Господом свои нужды и потребности. Обще молимся в храмах по установленным чинопоследованиям, которые все не что иное, как разъясненная и в разных видах изложенная молитва Господня, а частно, дома, вся­кий как умеет просит Господа о своем. И в храме можно молиться о своем, и дома можно молиться о своем, и дома можно молиться общею молитвою.

Об одном только надо заботиться, чтобы, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца вашего к Богу. Как кто сумеет пусть делает это. Не стой, как статуя и не бормочи молитв, как заведенная машинка, играющая песни. Сколько ни стой так и сколько ни бормочи, нет у тебя молитвы, когда ум блуждает и сердце полно суетных чувств.

Уж если стоишь на молитве, приладился к ней, что стоит тебе и ум, и сердце привлечь сюда же? И влеки их, хотя бы они упорствовать стали. Тогда составится молитва настоящая и привлечет милость Божию и Божие обетование молитве: просите, и дастся, исполнится. Не дается часто оттого, что прошения нет, а только просительное положение.


Нестор Солунский (ок. 306), мученик.
Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходивший в тюрьму слушать его наставления.
По случаю императорского прибытия в Солуни происходили гладиаторские игры. Некий германец Лий, любимый силач императора, одолевал всех и сбрасывал с помоста на острые копья. Нестор, видя, как Лий убивал христиан, решился вступить в борьбу с ним и пошел к Димитрию в темницу просить его молитвы и благословения. Святый осенил его крестным знамением и сказал: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа!» Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешённый император, узнав что Нестор – христианин и ученик святого Димитрия, повелел немедленно казнить святого который был тотчас обезглавлен.

Преподобный Нестор Летописец, Печерский
Пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец ро­дил­ся в 50-х го­дах XI ве­ка в Ки­е­ве, 17-ти лет по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель. Был по­слуш­ни­ком пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. По­стриг при­нял от игу­ме­на Сте­фа­на, пре­ем­ни­ка Фе­о­до­сия. Чи­сто­тою жиз­ни, мо­лит­вою и по­слу­ша­ни­ем юный по­движ­ник ско­ро пре­взо­шел да­же из­вест­ных пе­чер­ских стар­цев. Был по­свя­щен во иеро­ди­а­ко­на. О его вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни го­во­рит то, что он в чис­ле дру­гих пре­по­доб­ных от­цов участ­во­вал в из­гна­нии бе­са из Ни­ки­ты За­твор­ни­ка, впо­след­ствии Нов­го­род­ско­го свя­ти­те­ля (па­мять 31 ян­ва­ря), пре­льщен­но­го в иудей­ское мудр­ство­ва­ние. Пре­по­доб­ный Нестор яв­ля­ет­ся со­ста­ви­те­лем пер­во­на­чаль­ной ис­то­рии на­ше­го Оте­че­ства, или ле­то­пи­си, где он из­ла­га­ет по го­дам ска­за­ние о на­ча­ле Рус­ской зем­ли и по­сле­ду­ю­щих со­бы­ти­ях ее ис­то­рии до 1100 го­да. Кро­ме то­го, им на­пи­са­но жи­тие свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба, «Ска­за­ние о пер­вых пе­чер­ских по­движ­ни­ках» и проч.
Нестор до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и мир­но скон­чал­ся око­ло 1114 го­да.
Первыми письменными произведениями Нестора Летописца стали «Житие Святых Бориса и Глеба», а также «Житие преподобного Феодосия Печерского». Основной его работой считается летопись «Повесть временных лет», написанная им в 1113 году. Её полное название — «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».
Преподобный Нестор не был единственным автором «Повести», ещё до него его предшественники трудились над собиранием материала. При составлении летописи Нестор пользовался русскими летописными сводами и сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками, различными историческими сборниками, рассказами старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов и путешественников. Заслуга преподобного Нестора заключалась в том, что он собрал, обработал и представил потомкам свой исторический труд и изложил в нём сведения о Крещении Руси, о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о первых митрополитах Русской церкви, о возникновении Киево-Печерской обители, о её основателях и подвижниках.
Несторова «Повесть» не сохранилась в первоначальном виде. После смерти покровителя печерских монахов Святополка Изяславича в 1113 году киевским князем стал Владимир Мономах. Он вошёл в конфликт с верхушкой Киево-Печерского монастыря и передал летописание инокам Выдубицкого монастыря. В 1116 году выдубицкий игумен Сильвестр переделал заключительные статьи «Повести временных лет». Так появилась вторая редакция произведения. До наших дней «Повесть временных лет» дошла в составе Лаврентьевской летописи, Первой Новгородской летописи и Ипатьевской летописи.

Нестор преподобный печерский некнижный
Пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный, име­ну­е­мый так в от­ли­чие от пре­по­доб­но­го Несто­ра Ле­то­пис­ца, под­ви­зал­ся в Даль­них пе­ще­рах. Оста­вив­ши мир и мир­ские за­бо­ты, Нестор Некниж­ный так усерд­но слу­жил Гос­по­ду, что, слу­шая бо­го­слу­же­ния, ни­ко­гда не во­з­дре­мал, а, мо­лясь, все­гда ста­рал­ся мыс­лить толь­ко о Бо­ге и о том, что уста­ми про­из­но­сил пред Бо­гом. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 27 ок­тяб­ря/9 но­яб­ря, ве­ро­ят­но, ра­ди те­зо­име­нит­ства с му­че­ни­ком Несто­ром Со­лун­ским († 306).
Не ли­шен ин­те­ре­са рас­сказ ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го Ан­то­ния о по­се­ще­нии им­пе­ра­то­ром Алек­сан­дром I Ки­ев­ских пе­щер. В 1816 го­ду, 9 сен­тяб­ря, им­пе­ра­тор по­се­тил Лав­ру. Ар­хи­манд­рит Ан­то­ний, как со­сто­яв­ший то­гда в долж­но­сти на­мест­ни­ка Лав­ры, со­про­вож­дал го­су­да­ря при обо­зре­нии им пе­щер как Ближ­них, так и Даль­них. На­мест­ник в крат­ких сло­вах рас­ска­зал го­су­да­рю им­пе­ра­то­ру об име­нах и жиз­ни пре­по­доб­ных, к ко­им с бла­го­го­ве­ни­ем он при­кла­ды­вал­ся. При при­бли­же­нии к мо­щам се­го св. Несто­ра ар­хи­манд­рит Ан­то­ний ска­зал: «Здесь по­чи­ва­ют пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный». Го­су­дарь в от­вет ему: «Как это пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный? Там (т. е. в Ближ­них пе­ще­рах) был Ле­то­пи­сец, отец ис­то­рии... Некниж­ный, зна­чит, не знал гра­мо­ты?» «Так, Ва­ше ве­ли­че­ство, – от­ве­чал ар­хи­манд­рит Ан­то­ний, – он не умел чи­тать. Но сло­во Бо­жие, вра­зум­ля­ю­щее че­ло­ве­ков, на­учи­ло его муд­ро­сти не зем­ной, но выш­ней, и он при мо­лит­вах сво­их спо­до­бил­ся ви­деть Ан­ге­лов и пре­дуз­нал свою кон­чи­ну». В это вре­мя го­су­дарь, об­ра­ща­ясь к кня­зю Вол­кон­ско­му, ска­зал: «Угод­ник Бо­жий не имел су­ет­но­го про­све­ще­ния, но чи­стое серд­це и жи­вую ве­ру. Слу­шая сло­во Бо­жие, он ис­пол­нял его са­мым де­лом. Пла­мен­ная мо­лит­ва рас­тво­ря­ла ему небе­са и, бла­жен­ный, он ви­дел небо­жи­те­лей». Тут го­су­дарь, осе­нив­ши се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, сде­лал зем­ной по­клон, про­из­нес­ши: «Пре­по­доб­ный от­че Несто­ре Некниж­ный! Мо­ли Бо­га о нас», – по­том при­ло­жил­ся к его ру­ке. (Н. Се­ва­стья­но­ва. Жизнь прео­свя­щен­но­го Ан­то­ния, ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го).
Имя пре­по­доб­но­го Несто­ра Некниж­но­го упо­ми­на­ет­ся в об­щей служ­бе пре­по­доб­ным Даль­них пе­щер: «Сло­во Бо­жие, вра­зум­ля­ю­щее че­ло­ве­ки, не книж­ныя муд­ро­сти на­учи тя, Несто­ре свя­те, но выш­ния; ею же зрел еси при мо­лит­ве Ан­ге­лы, и кон­чи­ну свою пред­ви­дел еси, тоя и нас при­част­ни­ки со­тво­ри, мо­лим тя, па­мять твою по­чи­та­ю­ще». Па­мять его со­вер­ша­ет­ся так­же с Со­бо­ром от­цов Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря, и в 3-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

Святой благоверный князь Андрей Смоленский
Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юные годы, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переславль Залесский. В смирении и кротости он тридцать лет прослужил пономарем в храме святителя Николая, около которого и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». Обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского произошло в 1539 году по ходатайству преподобного Даниила Переяславского († 1540, память 7 апреля).

Мцц. Капитолина и Еротиида
Св. Капитолина, происходившая из богатого и знатного рода, все свое имущество раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, она была схвачена и заключена в темницу. За отказ принести жертву идолам святая была усечена мечом (+304). Вместе с ней пострадала ее служанка, Еротиида.

Мученик Марк Фиваидский за про­по­ведь о Хри­сте по­стра­дал в Азии. По­сле мно­гих ис­тя­за­ний св. му­че­ник Марк был умерщ­влен.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 3 фев­ра­ля 1879 го­ду в се­ле Се­ме­нов­ка Бу­зу­лук­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Са­ве­лия Чер­ну­хи­на и в кре­ще­нии был на­ре­чен Си­мео­ном. В 1900 го­ду Си­ме­он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Свя­то‑Да­ни­лов мо­на­стырь в Москве; 10 ян­ва­ря 1907 го­да он был опре­де­лен в него по­слуш­ни­ком, 15 мая 1910 го­да – по­стри­жен в ман­тию с име­нем Сер­гий и был по­став­лен на кли­рос­ное по­слу­ша­ние. В 1911 го­ду мо­нах Сер­гий был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и в 1915 го­ду – во иеро­мо­на­ха. В 1920 го­ду иеро­мо­нах Сер­гий был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1923 го­ду – воз­ве­ден в сан игу­ме­на и слу­жил в Тро­иц­ком со­бо­ре и церк­ви По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря, а по­сле их за­кры­тия – в хра­ме Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го ря­дом с оби­те­лью.
В де­каб­ре 1930 го­да в Москве про­шли мас­со­вые аре­сты ду­хо­вен­ства и мо­на­ше­ству­ю­щих. 28 де­каб­ря со­труд­ни­ки ОГПУ про­ве­ли обыск в квар­ти­ре, где жил игу­мен Сер­гий. 13 ян­ва­ря 1931 го­да отец Сер­гий был до­про­шен. Ос­нов­ной во­прос сле­до­ва­те­ля был об от­но­ше­нии свя­щен­ни­ка к со­вет­ской вла­сти. Не от­ри­цая то­го, что в «на­сто­я­щее вре­мя Цер­ковь пе­ре­жи­ва­ет боль­шие го­не­ния», отец Сер­гий, од­на­ко, за­ме­тил, что все это по­сы­ла­ет­ся за на­ши гре­хи, а на­счет вла­сти‑то вся­кая власть от Бо­га, и ей нуж­но под­чи­нять­ся. Од­на­ко сле­до­ва­те­ли не бы­ли удо­вле­тво­ре­ны дан­ным им ре­ли­ги­оз­ным объ­яс­не­ни­ем про­ис­хо­дя­щих в стране со­бы­тий, и 8 фев­ра­ля 1931 го­да игу­мен Сер­гий был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край.
Сна­ча­ла он был от­прав­лен эта­пом в Ар­хан­гельск, из Ар­хан­гель­ска – в неболь­шой го­ро­док Пи­не­гу, а от­ту­да – в се­ло Ку­лой Пи­неж­ско­го рай­о­на, где про­жил до окон­ча­ния сро­ка ссыл­ки.
28 фев­ра­ля 1934 го­да игу­мен Сер­гий воз­вра­тил­ся в Моск­ву, но здесь ему жить, как быв­ше­му в ссыл­ке, не раз­ре­ши­ли, и он по­се­лил­ся в Ка­ши­ре, а за­тем, по­сле то­го, как был на­зна­чен слу­жить в Ни­коль­скую цер­ковь в се­ле Ни­коль­ское-Го­ло­вин­ское Ша­хов­ско­го рай­о­на, пе­ре­ехал ту­да. В Ни­коль­ской церк­ви отец Сер­гий слу­жил до на­ступ­ле­ния мас­со­вых аре­стов в 1937 го­да.
Сви­де­те­ля­ми об­ви­не­ния про­тив него 24‑го и 25 но­яб­ря 1937 го­да вы­сту­пи­ли к то­му вре­ме­ни быв­ший и за­няв­ший эту долж­ность вслед за ним пред­се­да­те­ли сель­со­ве­та. Они утвер­жда­ли, что игу­мен Сер­гий от­ка­зал­ся под­пи­сы­вать­ся на за­ем и при этом го­во­рил: «От­вя­жи­тесь вы от ме­ня, иро­ды, не бу­ду я пла­тить со­вет­ской вла­сти ни од­ной ко­пей­ки. Со­вет­ская власть у нас по­след­ние до­хо­ды от­би­ра­ет, не раз­ре­ша­ет нам хо­дить по при­хо­ду, об­ди­ра­ет раз­ны­ми на­ло­га­ми, и по­мо­гать мне со­вет­ской вла­сти со­вер­шен­но не за что, так как кро­ме над­ру­га­тель­ства над ду­хо­вен­ством я от нее ни­че­го хо­ро­ше­го не ви­дел».
1 де­каб­ря 1937 го­да отец Сер­гий был аре­сто­ван, за­клю­чен в во­ло­ко­лам­скую тюрь­му и на сле­ду­ю­щий день до­про­шен. Сле­до­ва­тель за­явил, буд­то след­ствию из­вест­но, что свя­щен­ник вел сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию.
– Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти и про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий пар­тии и со­вет­ской вла­сти я не вел, — от­ве­тил игу­мен Сер­гий.
– След­ствию из­вест­но, что вес­ной 1937 го­да вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив ме­ро­при­я­тий пар­тии и со­вет­ской вла­сти в ча­сти ре­а­ли­за­ции го­судар­ствен­ных зай­мов.
– Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив ре­а­ли­за­ции зай­мов я ни­где и ни­ко­гда не вел.
В тот же день до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и на сле­ду­ю­щий день, 3 де­каб­ря 1937 го­да, трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 5 фев­ра­ля 1938 го­да отец Сер­гий при­был с эта­пом в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь в Амур­ской об­ла­сти, 30 де­каб­ря 1940 го­да он был эта­пи­ро­ван в Бу­шуй­ский ла­герь в той же об­ла­сти, 1 мар­та 1941 го­да – в Сво­бод­нен­ский ла­герь. Игу­мен Сер­гий (Чер­ну­хин) скон­чал­ся 9 но­яб­ря 1942 го­да в Сво­бод­нен­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре Амур­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 27 ок­тяб­ря (9 но­яб­ря).
 


 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2021/11/09, 10:48:31
Спаси нас Боже.
андрей
2021/11/09, 03:32:02
О, Промыслитель, милостью Твоею дышит раб Твой, только милостью Твоей. От осознания сего, Владыка мой, рождается в душе росток благодарения. Аминь.
Павел
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
© Vinchi Group
1998-2023


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.053414821624756 сек.