31/10/2021 15:24:47
 |
19 октября по старому стилю / 1 ноября по новому стилю понедельник Седмица 20-я по Пятидесятнице (ев. чтения 22-й седмицы). Глас 2. Поста нет.
Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского. Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополии. Сщмчч. Александра Никольского и Сергия Покровского пресвитеров (1937).
Флп., 241 зач., II, 12–16. Лк., 43 зач., IX, 18–22.
Тропарь пророка Иоиля, глас 2: Предведый Божие пришествие во плоти/ и наитие Ду́ха Свята́го и грядущий Суд предсказавый,/ пророче Иоиле,/ Спа́сай моли́твами твои́ми // чтущия тя от всех скорбей.
Кондак пророка Иоиля, глас 4: просвети́вшееся Духом чистое твое́ се́рдце/ пророчества бысть светлейшаго приятелище:/ зриши бо, я́ко настоящая, далече сущая,/ Сего́ ра́ди тя почитаем, // пророче, Бла́же́нне Иоиле, сла́вне.
Тропарь мученика Уара, глас 42: Му́ченик Твой, Го́споди, Уа́р во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мученика Уара, глас 4: Христу́ последуя, мучениче Уаре,/ Того́ испив чашу,/ и муче́ния венцем увязеся,/ и со А́нгелы ликовствуеши: // моли́ непреста́нно за ду́ши наша.
Мысли свт. Феофана Затворника (Кол.2:13–20; Лк.9:18–22) «За кого почитает Меня народ?» (Лк.9:18) – спрашивал Господь. В ответ на это апостолы передали ходячие в народе мнения о Нем, которые все слагались по тогдашнему образу воззрений: кто говорил, что Он Иоанн Креститель, кто, что Он Илия, кто, что какой-нибудь из древних пророков воскресший. Как же ныне отвечают? Тоже разно и всякий по-своему образу мыслей. Материалисты, безбожники и бездушники из породы обезьян какой ответ дадут, когда у них нет ни Бога, ни души?
Спириты, подобно арианам, отделываются ответом, который проклят на I Вселенском соборе. Деисты видят Бога очень далеким от мира, и, будучи не в силах вместить в своей системе таинства воплощения, отвечают как евиониты, социниане. Подобные ответы вы встретите и в русском обществе, так как означенные трех родов личности есть и множатся и у нас.
Но благодарение Господу, есть еще у нас безмерно преобладающее число искренно верующих и строго содержащих апостольское исповедание, что Господь Иисус Христос – воплотившийся единородный Сын Божий, еще в раю обетованный прародителям нашим Спаситель и Искупитель рода человеческого. Какая сторона пересилит – единому Богу ведомо. Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан.
 |
Святой пророк Иоиль |
Пророк Иоиль был сын Вафуила. По древнему преданию, записанному у святого Ефрема Сирина, а также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области, и жил в городе Вефороне или Вефаре. Происходил из колена Гадова или Рувимова.
Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее Иудейское царство. Продолжительная засуха и налетавшая в громадном количестве саранча совершенно разорили Иудейскую страну. При таком бедствии, даже сильные верою упали духом, не говоря уже о малодушных. И вот, пророк Иоиль призывает народ обратиться к Иегове с молитвою о помощи, ибо "близок день Господень" (Иоил. 2:1).
Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Богу с молитвою о помощи, и Господь пощадил народ Свой. Устами пророка Своего Иоиля Господь обещает народу, за его обращение, благоденствие и обилие земных благ.
Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии. Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния.
Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда ("день Господень"), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне. Когда настанет день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их (Иоил. 3:19). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут: "Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе" (Иоил. 3:20-21). Его пророчества собраны в библейской Книге пророка Иоиля.
 |
Святой мученик Уар |
Святой мученик Уар и семь учителей христианских, жили в Египте в период особых гонений на христан (конец III-начало IV века). Уар был военачальником и тайным христианином. Он оказывал помощь многим гонимым и заключенным христианам. Посещая ночью тюрьмы, он приносил узникам пищу, перевязывал раны, ободрял.
Однажды он целую ночь беседовал с семью осужденными на смерть христианскими учителями, которых перед тем избивали и держали голодными. Утром, когда осужденных повели на казнь, Уар пошел вместе с ними. Судья, видя особую твердость веры Уара, приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Затем были усечены христианские учители. Это было в 307 г.
 |
Прп. Иоанн Рыльский |
Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из города Средца (Софии) в тогдашнюю столицу Болгарского государства город Тырнов состоялось в 1238 году. Преподобный Иоанн Рыльский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и Небесный покровитель болгарского народа, родился в 876 г. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как по суху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте». Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного». С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927–969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле. В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976–1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся Патриарх Болгарский Дамиан (927–972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа, он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 году венгерский король Белла II (1174–1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.
 |
Святая блаженная Клеопатра |
Блаженная Клеопатра происходила из селения Едра близ горы Фавор в Палестине. Она была современницей святого мученика Уара и видела его добровольные мучения. После казни блаженная перевезла тело святого мученика на свою родину и с почестями похоронила его. У Клеопатры был единственный любимый сын Иоанн, получивший почетную офицерскую должность. К великой скорби матери, Иоанн скоропостижно скончался. Клеопатра с горькими рыданиями обратилась к мощам святого мученика Уара, моля его о воскрешении сына. Когда Клеопатре во сне предстали Уар и ее сын Иоанн, блистающие светлыми одеждами с венцами на головах, она поняла, что Господь принял ее сына в небесное воинство, и утешилась. После этого блаженная Клеопатра стала жить при храме, воздвигнутом ею над мощами святого мученика Уара и ее сына Иоанна, стараясь снискать благодать Божию добрыми делами. Она раздала имение нищим и проводила время в молитве и посте. Через семь лет праведной жизни блаженная преставилась (ок. 327).
 |
Священномученик Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников. |
Священномученик Садок († первая половина IV века) был епископом персидской области. Когда персидский царь Сапор узнал, что Садок проповедует веру во Христа, приказал арестовать и заключить его в темницу и вместе с ним 128 верующих христиан. Несколько месяцев праведников пытались склонить к отказу от святой веры, но, не добившись этого, казнили.
 |
Собор святых Архангельской митрополии |
Собор святых Архангельской митрополии, празднование Русской Православной Церкви в честь святых, в земле Архангельской просиявших. Празднуется 1 ноября.
Празднование утверждёно патриархом Московским и всея Руси Кириллом в феврале 2018 года. В Собор включён 91 угодник Божий – 29 святых XIV-XVIII веков и 62 святых XX века.
В Собор входят: Прп. Кирилл Челмогорский (+ 1367, память 8 декабря) Свт. Стефан Пермский (Великопермский), еп., (+ 1396, память 26 апреля) Прп. Савватий Соловецкий (+ 1435) Прп. Варлаам Пинежский, Важский, Шенкурский (+ 1462, память 19 июня) Прп. Зосима Соловецкий, игум. (+ 1478) Прп. Александр Ошевенский, игум. (+ 1479, память 20 апреля) Прп. Герман Соловецкий (+ 1479) Прп. Афанасий Наволоцкий, Шенкурский (XV-XVI, память 18 января) Прп. Варлаам Керетский, Архангельский, иером. (XVI, память 6 ноября) Прп. Пахомий Кенский (+ ок. 1515) Прп. Лонгин Коряжемский, иером. (+ 1540) Прп. Иоанн Яренгский, (+ 1544-1545, память 5 и 12 июня) Прп. Лонгин Яренгский, чудотворец (+ 1544-1545, память 5 и 12 июня) Прав. Артемий Веркольский, отрок (+ 1545, память 23 июня, 20 октября) Прп. Антоний Сийский, иером. (+ 1556, память 7 декабря) Прп. Вассиан Пертоминский, Соловецкий (+ 1561, память 5 и 12 июня) Прп. Иона Пертоминский, Соловецкий (+ 1561, память 5 и 12 июня) Прп. Симон Сойгинский, игум. (+ 1562) Свт. Филипп (Колычев), митр. Московский и всея Руси (+ 1569, память 9 января) Прп. Трифон Печенгский, Кольский (+ 1583) Сщмч. Петр Черевковский, Сольвычегодский, иерей (XVI-XVII) Прав. Прокопий Устьянский, Важский (XVII) Прп. Серапион Кожеезерский (+ 1611) Прмч. Иов Ущельский (+ 1628) Прп. Иринарх Соловецкий, игум. (+ 1628) Прп. Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский, Каргопольский (+ 1633, память 20 ноября) Прп. Никодим Кожеезерский, Хозьюгский (+ 1640, память 3 июля) Прп. Леонид Устьнедумский, иером. (+ 1654) Прп. Елеазар Анзерский, Соловецкий (+ 1656, память 13 января) Прп. Иов (в схиме Иисус) Анзерский, иеросхим. (+ 1720) Прав. Иоанн Кронштадтский, прот. (+ 1908, память 1 июня, 20 декабря) Прмч. Никодим (Щапков), иером. (+ 1918, память 17 сентября) Прмч. Павел (Моисеев), архим. (+ 1918, память 17 сентября) Прмч. Серафим (Кулаков), иером. (+ 1918, память 17 сентября) Прмч. Феодосий (Соболев), архим. (+ 1918, память 17 сентября) Прмч. Леонид (Молчанов), игум. (+ 1918, память 31 октября) Мц. Анна Лыкошина (+ 1925, память 28 сентября) Сщмч. Александр Сахаров, прот. (+ 1927, память 25 июля) Сщмч. Вениамин (Кононов), архим. (+ 1928, память 4 апреля) Прмч. Никифор (Кучин), иером. (+ 1928, память 4 апреля) Прмч. Иннокентий (Беда), архим. (+ 1928; память 24 декабря) Сщмч. Петр (Зверев), архиеп. Воронежский (+ 1929, память 25 января) Сщмч. Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский (+ 1929; память 15 декабря) Сщмч. Николай Восторгов, иерей (+ 1930, память 19 января) Сщмч. Василий Измайлов, прот. (+ 1930, память 9 февраля) Исп. Иоанн Летников (+ 1930, память 12 октября) Сщмч. Иоанн Рудинский, иерей (+ 1930; память 29 октября) Сщмч. Владимир Введенский, иерей (+ 1931, память 21 марта) Сщмч. Николай Постников, прот. (+ 1931, память 28 марта) Исп. Никон (Беляев), Оптинский, иером. (+ 1931, память 25 июня) Сщмч. Антоний (Быстров), архиеп. Архангельский (+ 1931, память 3 июля) Сщмч. Моисей (Кожин), иером., (+ 1931, память 25 августа) Исп. Николай Виноградов, иерей (+ 1931, память 4 ноября) Сщмч. Николай (Караулов), еп. Вельский (+ 1932, память 4 апреля) Сщмч. Николай Порецкий, прот. (+ 1932, память 14 июля) Исп. Александр Державин, иерей (+ 1933, память 12 марта) Сщмч. Николай Лебедев, иерей (+ 1933, память 19 августа) Исп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский (+ 1934, память 19 апреля) Исп. Максим (Попов) Уфимский, иером. (+ 1934, память 17 июня) Исп. Агапит (Таубе), инок (+ 1936, память 5 июля) Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский (+ 1937, память 14 февраля) Исп. Василий Малахов, свящ. (+ 1937, память 11 марта) Прмц. Елисавета (Ярыгина), монахиня (+ 1937, память 30 августа) Сщмч. Герман (Ряшенцев), еп. Вяземский (+ 1937, память 2 сентября) Сщмч. Иоанн Павловский, иерей (+ 1937, память 6 сентября) Мц. Аполлинария Тупицына (+ 1937, память 30 сентября) Сщмч. Парфений (Брянских), еп. Ананьевский (+ 1937, память 9 ноября) Мч. Александр Уксусов (+ 1937, память 23 ноября) Прмч. Викентий (Никольский), инок, (+ 1937, память 28 ноября) Сщмч. Николай (Клементьев), архиеп. Великоустюжский (+ 1937; память 17 декабря) Мц. Антонина Брянских (+ 1937, память 27 декабря) Сщмч. Николай Родимов, прот. (+ 1937, память 28 декабря) Сщмч. Игнатий (Садковский), еп. Скопинский (+ 1938, память 28 января) Сщмч. Зосима Трубачев, прот. (+ 1938, память 13 февраля) Сщмч. Иоанн Калабухов, иерей (+ 1938, память 13 февраля) Сщмч. Михаил Горбунов, иерей (+ 1938, память 22 февраля) Прмч. Феофан (Графов), иерод., (+ 1938, память 5 марта) Мц. Нина Кузнецова (+ 1938, память 1 мая) Сщмч. Николай Кулаков, иерей (+ 1938, память 19 мая) Сщмч. Иоанн Преображенский, протод. (+ 1938, память 29 мая) Сщмч. Аркадий (Остальский), еп. Бежецкий (+ 1938, память 16 декабря) Сщмч. Феодор Поройков, прот. (+ 1938, память 22 декабря) Сщмч. Никандр Гривский, иерей (+ 1939, память 24 сентября) Мч. Андрей Гневышев (+ 1941, память 22 февраля) Мч. Иоанн Коротков (+ 1941, память 17 сентября) Сщмч. Алексий Троицкий, свящ. (+ 1942, память 7 февраля) Мч. Владимир Ушков (+ 1942, память 8 марта) Сщмч. Феодор Недосекин, иерей (+ 1942, память 17 апреля) Мч. Никифор Зайцев (+ 1942, память 8 мая) Прмц. Гермогена (Кадомцева), инокиня (+ 1942, память 28 мая) Исп. Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский (+ 1961, память 29 мая) |