Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Тропарь, глас 2 Путь и истина сый, Христе, спутника Ангела Твоего рабом Твоим ныне, якоже Товии иногда, посли сохраняюща, и невредимых, к славе Твоей, от всякаго зла во всяком благополучии ...
На главную Новости Преподобный Макарий Египетский. О развитии греха и о борьбе с ним силами троечастной души.
Преподобный Макарий Египетский. О развитии греха и о борьбе с ним силами троечастной души.
10/09/2021 16:31:37
преподобный Макарий Великий, Египетский

Сотница первая о развитии греха и о борьбе с ним силами троечастной души
1. Прп. Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он про­должал сохранять необыкновенное смирение. Господь наградил угодника Своего долгой жизнью, но память смертная постоянно была с ним, побуждая к подвигам молитвы и пока­яния. Шестьдесят лет прожил святой авва Макарий в пустыне, более всего времени проводя в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Прп. Макарий дожил до 97 лет. Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Египетского.

2. Божие око взирает на самый ум и на помышления.

3. В мире, безмолвии и покое пришествие Господне, ибо сказано: И по огни глас хлада тонка, и тамо Господь (3Цар. 19, 12).

4. Спаситель совлек начала и власти (Кол. 2, 15), потому что Адам продал себя в соб­ственность диаволу, и в душу облекся лукавый.

5. Иисус Христос царствует в душах святых.

6. Господь наш Иисус Христос пришел и взял грех мира, то есть иссушил нечистый источник душевных помышлений (как у жены кровоточивой). Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29), исцеляет, берет грехи души, уверовавшей в Него и возлюбившей Его от всего сердца.

7. В пришествии Духа с души снимается покрывало тьмы.

8. Солнце есть тело и тварь, но, освещая места зловонные, где есть тина и нечистоты, нимало не терпит или не оскверняется: кольми паче Дух чистый и Святой, пребывая в душе, состоящей еще под действием лукавого, ничего от того не заимствует; ибо свет во тьме светится, и тьма его не объят (Ин. 1, 5).

9. Божественная и небесная риза есть Дух Святой.

10. Раздрание церковной завесы – знак оставления израильтян Святым Духом.

11. Утешитель же, Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему (Ин. 14, 26). В день Пятидесятницы Дух Святой вселился в души апостолов, снял покрывало греха, от страстей избавил, очистил ум, даровал премудрость, открыл волю Божию и Истину.

12. Божественное Писание Царь-Бог предложил людям, чтобы уверовавшие просили, искали и получали небесный дар – Божество Его – дар жизни – бессмертную жизнь во Хри­сте.

13. Ветхий Завет есть отблеск Нового Завета; Евангелие – Самой Истины.

14. Ведение и разумение о Боге и Его воле, которое дается по благодати и по небес­ному дару (святому) Духа, или естественное следствие разумения, или рассудительности и изучения Божественных Писаний.

15. Блажен, кто ныне познал внутренним человеком Божественные блага.

16. Только святые земли внутренним оком видят небесное. Ангелы же с неба не просто всех через завесу тверди могут созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и освящены в уме, одних сограждан и сотаинников своих.

17. Сатана сотрясает души решетом, то есть земными делами просевает весь грешный род человеческий.

18. И Господь предсказал апостолам будущее на них восстание лукавого: Сатана про­сит вас, дабы сеял, яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя (Лк. 22, 31–32). Ибо стеня и трясыйся (сказано Каину) в тревоге будеши на земли (Быт. 4, 12) помы­слами боязни, страха, смущения.

19. Со времени преступления сатаны силы и князи тьмы воссели в сердце, в уме и теле Адамовом, как на собственном престоле.

20. Тать и разбойник в Писании разумеется диавол. А звери – лукавые духи.

21. Всякая тьма есть сатана. Враг, обольстив Адама, отнял у него власть и сам стал князем века сего. Вначале же князем века сего и владыкою видимого Господь поставил чело­века. Огонь не жег Адама, вода не потопляла, зверь не вредил, а потом ворожеи и волхвы оказались чудодеями, как Ианний и Иамврий (2Тим. 3, 8), и Симон боролся с первовер-ховным Петром. Смертью называется диавол, страсти постыдные, посему чистые сердцем победили смерть.

22. Сатана может беседовать с душою ежедневно, как человек с человеком, и наводить нелепые помыслы. Все усилие диавола состоит в том, чтобы увлечь ум от Бога и от любви Божией.

23. Искоренять зло и грех не твое дело, а Бога, ибо без Иисуса невозможно спастись.

24. С верою и богатством в душе одной не идут даже в сравнение вся слава и лепота неба и земли.

25. Апостолы иногда творили чудеса, а иногда были в немощи (свешен в кошнице – 2Кор. 11, 32), и эти немощи для того, чтобы обнаружить: не соблазняются ли иные; ибо не приневоливающею силою должны они утверждать веру (поэтому есть вера и неверие), так и ныне: и Иов тот же, и диавол тот же.

26. Яко вам даровася, не токмо еже во Христа веровати, но еже по Нем страдати (Флп. 1, 29).

27. Чадо, аще приступаеши работами Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи (Сир. 2, 1, 2).

28. Как младенец не может ни сеять, ни строить, ни садить, так и души неиспытанные.

29. Человек знает, сколько понести лошаку, ослу и верблюду, сколько горшок держать в огне, тем паче Премудрому Богу ведомо, в какой мере каждую душу подвергнуть искуше­нию, чтобы соделалась она благоискусною и благопотребною для Небесного Царствия. Бог дозволяет диаволу искушать людей по силе и мере (1Кор. 10, 13).

30. Из нечистых демонов одни искушают человека, как человека, а другие тревожат, как бессловесных животных. Первые, пришедши, влагают в нас помыслы тщеславия, или гордости, или зависти, или обсуждения, которые не касаются ни одного из бессловесных, а вторые, приближаясь, возбуждают гнев или похоть не по естеству их, ибо эти страсти общи нам и бессловесным и скрыты в нас под природою разумною (ниже ее): Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете (Пс. 81, 6–7).

31. Искушения и испытания, переносимые с мужеством, явно являют любовь ко Вла­дыке, ибо в них сокрыта слава небесных благ.

32. Помысл ангельский разбирает существо вещей и их употребления; демонский уво­дит к злой страсти; человеческий являет простую память предмета.

33. О помыслах, движущих в человеке, как бессловесном, Дух говорит: Не будите яко конь и меск, имже несть разума: браздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближа­ющихся к тебе (Пс. 31, 9).

34. Серебряные и золотые сосуды – суть остатки собственных добрых помыслов.

35. Как царю земному ненавистен тот, кто, предстоя ему, отвращает от него лице свое, беседует со врагами владыки, так мерзок пред Господом, кто, предстоя на молитве, занима­ется нечистыми помыслами.

36. Иные молятся против помыслов, иные противоречат, иные ни во что вменяют их (посмеиваются врагам).

37. Каждому предстоит познать невидимую брань.

38. Без отречения от страстей человек не познает обмана духов злобы, и язв, и уз, и сокровенную брань.

39. Усилие духа над плотью порождает брань – в новоначальных, чтобы не войти им в единение с плотью, а в совершенных, чтобы и самое тело сделать духовным.

40. Господь требует от тебя, чтобы вел брань с умом своим, не соглашался на порочные помыслы и не услаждался ими.

41. Христианину предстоит двойная брань: внутренняя и внешняя – в удалении себя от земных развлечений, а первая – в сердце с помыслами от лукавых духов. Христианам двоякая брань: с вещами видимыми и с началами и властями страшного миродержителя – диавола.

42. Как начнешь искать Бога, начнешь страдать, ибо надобно тебе бороться со своею природою и нравами, тогда-то найдешь противящиеся тебе помыслы, и будет брань против помыслов ума – против ума, души – против души, духа – против духа, ибо открывается какая-то сокровенная и тонкая сила тьмы, пребывающая в сердце.

43. В сердце лукавые духи борются с душою, а Бог и Ангелы взирают на подвиг. И душа многие помыслы производит. Ум есть всадник, он впрягает колесницу души, сдержи­вая бразды помыслов, и устремляется против сатанинской колесницы, так как и сатана уго­товал ее против души.

44. Когда находят нечистые помыслы, то лики Ангелов и толпы бесов смотрят на тебя, ты скажи нечистому: «Выпросил ты себе стадо свиней! С ними и утопай, а я буду умо­лять Бога о помощи. Господь запретит тебе, лукавый злокозненник, ищущий, подобно льву, поглотить душу мою. Но Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (Рим. 16, 20), егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих (2Фес. 2, 8)». Поэтому заповедано про­сить: Не введи нас в напасть, но избави нас от лукаваго (Мф. 6, 13).

45. Испрашивай разумения у Бога, чтобы открывать козни злобы.

46. И сатана, и ум человека, как равносильные противоборцы, могут только побуждать, а не принуждать к злу и добру.

47. Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить его.

48. Человек должен возделывать землю сердца своего и сотворить там брань с сатаною, ибо внутри появляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь. Весь подвиг в том, чтобы противиться диаволу и лукавым помыслам.

49. Если приобрел мужество, то демоны скоро отступят от тебя, ибо нечистые не захо­тят видеть, чтобы ты в молитве за борьбу с ними получил венец. А сверх того, демоны убе­гают от молитвы, как бы мучимые огнем.

50. Человеку возможно лишь противиться помыслам и не услаждаться ими, но осво­бодиться от брани можно только благодатью Христовою. От внутренней брани, битвы и борьбы, от лукавого может избавить только Бог.

51. Когда душа все претерпит с верою, Господь препирается с сатаною: «Видишь, сколько зол и скорбей причинил ты ему, и не послушался он тебя, но Мне служит, – Меня боится».

52. Смотри, чтобы вместо Света, Святого и Пречистого Владыки, не ввести тебе в храм души своей скверного врага, зловоние и мрак.

53. Бесстрастие же свободно от брани, ибо дух, душа и тело взаимно умиротворились в Боге.

54. Даже в преизобилии благодати и света (душа и тело) не совершенны, ибо имеют грех внутри себя. Как вода течет в трубе, так и грех в сердце и помыслах.

55. И как закваска делает кислым все смешение, так греховная закваска проникает весь род Адамов. Закваска порока – грех. Это какая-то умная и мысленная сила сатаны.

56. Так и худые помышления образуют цепь: ненависть от раздражения, от гордости, от тщеславия, неверия, жестокосердия, нерадения, разленения, уныния, нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия.

57. Глубоки тайники души и сердце подобно бездне, грех же взял человека в свое под­данство и овладел пажитями души до глубоких тайников ее. Людей и всю тварь покрыла тьма, и ночь кругом.

58. Под плотию и кровию, о которых Апостол говорит, что Царствие Божие наследити не могут (1Кор. 15, 50), разумеем не тело, а мудрование плоти, возбуждаемое духами злобы, действующими в сынах противления (Еф. 2, 2).

59. Терние и волчцы возрастит тебе земля сердца преступного, одичалого и запустев­шего (Быт. 3, 18).

60. Содомляне злым умышлением против Ангелов, возжелав совершить с ними муже­ложство, превзошли меру грехов и попалены огнем.

61. Страсти – нечистый огонь и разжженные стрелы лукавого. Апостол говорит: Да возможете стрелы лукаваго разжженныя угасити (Еф. 6, 16), потому что зло воспиталось и положило основание в душе.

62. Всякая же страсть в душе есть идол, ибо имже бо кто побежден бывает, сему и работен есть (2Пет. 2, 19).

63. Давид и просит: От тайных моих (страстей ума и сердца) очисти мя (Пс. 18, 13), то есть от похотения, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, самолюбия, кичения и др. Чтобы переплыть мысленное море страстей, нужно: долготерпение, смиренномудрие, бдение, воздержание.

64. Если иногда хорошие, по-видимому, начинания совершаются ради славы и похвалы, то сие как неправда и татьба.

65. Амалик толкуется – уныние.

66. Адам, послушав лукавого змия, продал и уступил себя в собственность диаволу. Адам продал себя диаволу в собственность, и в душу облекся лукавый, и поэтому Спаситель совлек начала и власти (Кол. 2, 15). С пленением Адама пленена и тварь.

67. Когда пал Адам, избрал зло, стыд, безобразие, брение, все силы оплакивали смерть и падение его, ибо твари видели, что данный им в цари стал рабом сопротивной лукавой силы. Но и ты, человек, носишь те же язвы, зловоние и тьму.

68. Человек связан узами житейских дел и узами духов злобы.

69. Закон положен не естеству, а свободному произволению.

70. Видел я Сына Человеческого, но вид Его безчестен, умален паче всех сынов чело­веческих (Ис. 53, 3), – говорил пророк о смирении Начальника новой твари. И кто в смире­нии уподобится Сыну Божию, тем Он говорит: Вселюся в них, и похожду (2Кор. 6, 16), ибо проторжеся вода в земли жаждущей, и пустыня обратися во множество вод (Ис. 35, 6).

71. Глубоки тайники души и сердце подобно бездне, грех же взял человека в свое под­данство и овладел пажитями души до глубоких тайников ее. Кто смиряет себя пред Богом и людьми, тот может сохранить благодать, как сказано: смиряяйся вознесется (Мф. 23, 12).

72. Если ты и свое, естественными силами сделанное, приписываешь Богу, то Бог дарует тебе уже собственное Свое, духовное, Божественное.

73. Надо, чтобы тело смирилось пред душою, а душа покорилась уму.

74. Престол Божества есть ум.

75. Младенец, пока мал, под повелители и приставники есть (Гал. 4, 2) лукавых духов. Люби Бога умом и когда в храме, в пути, кушая; где ум твой, там и сокровище твое (Мф. 6, 21), то есть Бог твой.

76. Ум должен быть, как един дух есть с Господом (1Кор. 6, 17), и сие тайное борение и размышление о Господе надо иметь день и ночь, делаем ли, пьем ли, служим или что делаем.

77. Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его.

78. Израиль – значит ум, зрящий Бога.

79. Можно представить так: какая-то сила, подобно тонкому воздуху, лежит и покры­вает собой легкий ум, хотя светильник горит и светит, но ограда средостения стоит.

80. Небесная сила обитала в уме Илии, Моисея и творила чудеса. Как стены Иерихон­ские пали от силы Божией, так и стены порока, сатанинские грады и демоны истребляются Божией силой, чтобы не преграждали путь уму, ибо теперь сказано: Излию от Духа Моего на всяку плоть (Иоиль 2, 28), и с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20).

81. Ум подобен доброму пастырю, который обращает в бегство волков (бесов и татей), а вожделением душевно любит овец (добрые помыслы) и пасет их на месте злачне и воде покойне.

82. Зеница, глаз, видит все, также и ум, и сердце.

83. Ум душевным оком, зрением, видит козни и помыслы лукавого и предохраняет душу. Прозорливый ум видит козни диавола.

84. Ум Адама, первоначально чистый, созерцал Владыку своего в раю.

85. Как младенец носится на руках куда ходят, так и благодать держит и носит ум, и возносит на небеса, в вечный покой.

86. Скиния вне полка – утверждение ума вне видимого, а вхождение во мрак (Исх. 20, 21) – обретение невидимого и невещественного места ведения, где священные тайны.

87. Верующему должно перемениться в уме своем и собрать в Боге все помыслы, в чем, действительно, и заключается все служение Богу. Все благоугождение и служение зависит от помышлений. Стоит Господь и рассматривает твой ум, помышления и движения мыслей, смотрит, как ищешь Его, от всей ли души. Вся слава Дщере Царевы внутрь (Пс. 44, 14), а на мысленной смоковнице нашей Господь ищет внутреннего плода.

88. Умное духовное состояние – душа и тело во всем подчинены духу, а ум покорился Богу и Его воле.

89. Воля Божия – очищение от греха, от страстей – освящение сердца.

90. Все Божие – и земля, и душа, и самое бытие. У человека остается воля, и свобода, и сердце, и если все доброделание восписует Богу, то это радует Владыку.

91. Когда душа просит ведение, разумение и рассудительность, то Бог дает ей, чтобы она ничего не делала против Владычной воли.

92. Все невольное имеет причину в произвольном.

93. Воля плоти есть естественное движение тела с последующим за ней разжжением без помыслов, то есть подобно бессловесному животному. Поэтому плоть похотствует на духа. Заповедано: «Похоти плотские не совершайте».

94. Нужно подневольно принуждать себя к доброделанию и благоугождению Богу.

95. Если бы Господь или сатана брали во власть человека насильно, то человек не был бы виновником того, что впадает в геенну или получает Царство.

96. Бог желает и ждет, чтобы человек понял, возлюбил и предначал волею, а привести мысль в действие, или перенести труд, или совершить делом – сие благодать Господня дает возжелавшему и уверовавшему. Если воли нет, Сам Бог ничего не делает. Посему соверше­ние дела Духом зависит от воли человека, как сказано: Колькраты восхотех собрати чада твоя, и не восхотесте (Лк. 13, 34).

97. Если воля инока покорится закону Божию, и ум начинает по сему закону управлять подчиненных своих – разумею все чувства душевные, особенно же гнев и похоть, ибо они суть подчиненные ума, – тогда добродетель нами совершена и правда исполнена; пожелание устремлено к Богу и воле Его, а гнев против диавола и греха. Что же еще потребуется? – Тайное поучение.

98. Когда свободное произволение будет испытано скорбями, тогда благодать дается верному только после долговременного борения, после испытаний и искушений.

99. Девы – души нерадивые – по земле пресмыкаются пятью телесными чувствами, на земле имеют жительство свое в своем естестве.

Пять умственных душевных чувств, приняв благодать Духа, уже не чада мира, не юро­дивы, но невесты Жениховы, ибо как души, прилепившиеся ко Господу, в Нем пребывают помыслом, к Нему возносят молитвы, с Ним ходят.

100. Дверь души – чувства. Дается дар Духа в меру, с трудом и любовью к Богу, когда чувствия души обучены в рассуждении добра и зла (Евр. 5, 14).

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2021/09/12, 20:49:52
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
© Vinchi Group
1998-2023


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.052801132202148 сек.