Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Владыко Господи Боже наш, рождейся от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, и во яслех яко младенец возлегий, Сам рабу Твою сию днесь сущу во гресех, во убийство впадшую, волею или неволею, и зачатое ...
На главную Новости Святитель Иустин (Полянский). Что такое жизнь и как должно жить.
Святитель Иустин (Полянский). Что такое жизнь и как должно жить.
03/09/2021 09:47:13
Святитель Иустин (Полянский).

 

Слово о чтении духовных книг
Внемли чтению (1Тим.4:13).


Так заповедал св. Апостол ученику своему возлюбленному Тимофею; так и все свят. отцы заповедали христианам, чтобы они читали духовные книги! Заповедь сия свято исполнялась. Все благоугождавшие Богу много и охотно занимались духовным чтением, – занимались, напитывались небесными истинами, и получали свет стезям, ведущим ко спасению. Сама Пречистая Дева Богородица, когда воспитывалась в храме Божием, постоянно читала священные книги, и чрез это наполнилась Духом Святым и соделалась Maтерью Света невечернего. Но вот пришло время, когда мало и неохотно уже читают душеспасительные книги; читают, с особенным каким-то удовольствием, одни лишь книги, питающие пустое любопытство, книги – вредные, соблазнительные, погашающие веру и возбуждающие страсти, – читают, – и погибают; вместо пшеницы, сеют в сердца свои терния, вместо Света Христова, обжигают души свои огнем диавольским, – и этим услаждаются. Так нечистый дух времени омрачил умы и ослепил сердца, увы, почти всех! Но это делается там в миpy, за пределами наших детских питомников. Здесь, по-видимому, нет сего: здесь на первом плане стоит изучение Закона Божия; здесь, выписываются, возможно лучшие. религиозно – нравственные книги; здесь запрещают читать дурные книги... Но, опять – увы! Нечистый дух времени и сюда проник: Закон Божий изучается, наряду с другими предметами, не для улучшения сердца, а для хороших отметок; религиозно-нравственные книги лежат почти все неразрезанными; а книги запрещаемые читаются, втихомолку, с жадностью, и все истрепываются до невозможности. Явление, достойное горьких слез! Ибо, что же это такое? Неужели, в самом деле, мы не сознаем вреда от чтения дурных книг, и пользы от книг хороших? Неужели намеренно развращаем себя и детей книгами негодными, и не хотим просвещать своего и их сердца истинным Светом Разума вечного.

И говорить ли нам уже теперь о пользе, чтения духовных книг? О, как тяжело, мои возлюбленные, сознавать, что для возбуждения спящих совестей – требуются не слова человеческие, а громы и молнии небесные! Тяжело говорить, и в тоже время думать, что слова наши бесследно пронесутся, если не мимо ушей, то мимо сознания и чувства! Но долг велит, и надо говорить.

Сознайте вы, ради Бога, и восчувствуйте, что упражнение в чтении душеполезных книг есть занятие существенно необходимое и самое полезное истинному христианину. «Какую пользу может приносить чтение других книг? Несколько удовлетворение любопытства, несколько приобретенных знаний. Но многие, особенно противные учению православной церкви, книги приносят один только вред, положительный вред. Господь Иисус Христос, Свет наш, Царь наш, говорит: по плодам их, узнаете их (Мф.7:16). Каковы же плоды книг, противных вере и нравственности? Они отчуждают от закона Господня, или, лучше сказать, от законоположника – Бога. Они не ко свету ведут читающих, но во тьму. Они не к страху Божию побуждают, но более к ​преуспению во грехах. ​Это суть те плевелы, которые враг посеял на ​ниве Домовладыки. Это терние, выросшее на земле, проклятой Богом. Они – ложь, тьма, прелесть. Бегайте их, особенно люди молодые, чтобы учение их не утвердилось в сердцах ваших. Бегайте также книг, возбуждающих страсти, чтобы не отгонять от себя ангелов ​Божиих и Духа Святого. Бегайте вредных книг: они погубили и губят множество людей. Но, когда я читаю святые книги, говорит о себе св. Григорий Богослов, – то ​просветляюсь и духом, и телом, становлюсь храмом ​Божиим и орудием св. Духа, бряцающим Божественную славу; чрез них я исправляюсь, и чрез них я получаю какое-то Божественное изменение, делаюсь другим человеком». Вот что великий святитель Григорий говорит о чтении святых книг, по собственному опыту. Оно всецело преобразует человека, или делает его святым и обожает.

Вспомните, как совершилось обращение бл. Августина. Давно уже коснулась сердца его благодать Божия; ​он не мог выносить мучений совести от своей греховной жизни, но не мог и оставить ее: он хочет и не хочет ​этого. Но как только услышал голос: «возьми, читай» Священное Писание, как только начал читать, – тотчас стал другим, получил решимость оставить свои грехи – и оставил. Что сделало такую перемену? Совет, который часто слышится, но на который не обращается должного внимания: возьми, читай. Итак, ​прилежите ко чтению духовных книг: оно произведет в вас ту дивную перемену, которую произвело во многих святых. Чрез сии книги получаем мы просвещение великое и святое. Чрез них​ научаемся пути ко спасению, узнаем, ​какие искушения ожидают нас на этом пути и как избавиться от них. Не читающий духовных книг удаляется от Бога, не хочет слушать Его, и впадает в грехи. Не читающий ​Священного Писания далеко от царства света и идет в глубокой тьме: он легко впадает в заблуждение и не видит пути к жизни истинной, влается всяким ветром учения, блуждает, как слепой без вождя, ощупью, и впадает в ров погибели. Что может избавить от этой погибели? Один свет слова Божия, более, чем солнце, просвещающий читающих его, точно также, как ​бл. ​Августина не могли спасти ни люди, ни совесть, ни что другое, – спасло его одно – чтение слова Божия.

Чрез чтение духовных книг возбуждается живейшая ревность к спасению души: в поучении твоем возгорится огнь. Приближение к сему огню не может не воспламенить. Чрез обычное чтение ученых книг можно получить свет: но к чему послужит просвещенный ум, если сердце сухо. Гораздо лучше знать сокрушение сердца, нежели знать определение его. Какая польза высокомудрствовать о Пресвятой Троице, и быть чуждым смирения, без коего нельзя быть ​угодным Пресвятой ​Троице. Наблюдающий чтение духовных книг не только просвещает разум, но в тоже время воспламеняется святыми чувствами сердца и отрешает человека от излишней любви и привязанности к миру. Чрез усердное духовное чтение приобретается мужество и воспитывается решимость трудиться для вечного спасения. Таково свойство души нашей, что она ослабевает, изнемогает, если не читаем. Святые отцы говорят, что в настоящее ​время нельзя спастись, если не читать часто духовных книг. Как железо, не бывая долго в употреблении, покрывается ржавчиною, так и душа повреждается, если часто не упражняется в чтении. По свидетельству ​св. Иоанна ​Златоустого, что делает пища для умножения сил телесных, то доставляет душе чтение Божественного Писания. Духовная пища делает душу крепкою, возвышенною и переносит ее на небо. ​Читающего Божественные Писания и поучающегося в них день и ​ночь пророк сравнивает с древом, насажденным при исходящих вод; ибо и душа, насажденная при водах Божественных Писаний, ​напояясь ими, расцветает, и богатеет духовными плодами; собирая в себе росу ​Всесвятого Духа, ею, наконец, погашает ​огнь всех бед и внутренних страстей.

Правда, великую пользу можно получать от чтения разных полезных книг, от школьного изучения Закона Божия, от слушания церковных проповедей и внебогослужебных собеседований и пр.; но то все бывает только по временам; окончилось, и легко забывается, и весь плод поучения теряется. Но постоянное чтение книг священных есть ​врачество против ​ забвения. Их можно читать и перечитывать во всякое время, по мере нужды и потребности, и останавливаться в них на том, что особенно полезно нам, в тех или других обстоятельствах. Теми чтениями слушающий часто трогается, но впечатление также часто ​легко и теряется; ​ибо человек не имеет достаточно времени для того, чтобы обдумать слышанное и хорошо ​напечатлеть в глубине сердца. ​Но читающий добрую книгу останавливается, когда хочет, и где хочет, и столько, сколько хочет – сколько нужно. Как немного постоявший подле огня, немного и согревается, а стоящий пред огнем долго, не только согревается, но может и воспламениться; так и чтение и слушание временное быстро течет и только слегка согревает, а чтение постоянное вносит в читающего такую теплоту, которая разваряет и очищает его. При чтении каждый имеет время обдумать читаемое, и приложить к себе то, что читает. Таким образом, в духовных книгах​ как-​бы в ​зеркале, человек может видеть себя, каков он и куда идет. Это зеркало говорит свободно н не льстит никому: каждый ясно тут видит свои недостатки. Так многополезно чтение духовных книг! Не говорим уже о том, сколько отрады, радости и утешения доставляет чтение душеполезных книг.

Но и священные книги нужно читать умеючи, а не как попало; иначе и они не принесут нам никакой пользы. Как же читать их? Опытные в этом деле люди предлагают для него ​следующие правила: «1) перед чтением должно упразднить душу от всего. 2) Возбудить потребность знать то, о чем читается. 3) Обратиться молитвенно к Богу. 4) Читаемое следить со вниманием, и все слагать в ​отверзстое сердце. 5) Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. 6) Очевидно, что читать должно весьма медленно. 7) Прекратить чтение, когда душа не хочет уже чтением питаться, – сыта значит. 8) Если, впрочем, поразит душу какое место, стой на нем, и не читай более. 9) Лучшее время для чтения слова Божия – утро; ​житий – после обеда; святых отцов – незадолго пред сном. 10) Можно, следовательно, касаться всего понемногу каждый день. При таких занятиях постоянно должно содержать в мысли главную цель –​ напечатление истин и возбуждение духа. Если это не приносится чтением или беседою, то они – праздное чесание вкуса и слуха, пустое ​совопросничество​. Если совершается это с умом, – то истины и ​напечатлеваются и возбуждают, и одно помогает другому, а если отступается от правого образа чтения и слушания, – ​нет ни того, ни другого; истины набиваются в голову, как песок, и дух ​хладеет и черствеет, ​надымается и ​кичит», – так говорит Е.Феофан. А святитель Тихон ​Задонский вот что об этом написал: нет никакой пользы книгу читать, а не делать того, чему книга учит. Того ради, читающему книгу должно исполнять нижеследующее: «1) Должно читать наипаче ​Священное Писание, а по нем и ​другие христианские православные книги, – читать не много листов и страниц; ибо много перечитавшему не можно ​все уразуметь и в памяти содержать. 2) Мало прочитывать и много рассуждать, что читается; ибо так лучше читаемое припоминается и в памяти углубляется, и тем ум просвещается. 3) Смотреть, что из ​читаемого​ в книге понятно или не понятно; когда понимаешь, что читаешь, – хорошо, а когда не понимаешь, – оставь и впредь поступай (т.е.читай дальше): непонятное или от следующего чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с ​помощью Божиею, пояснится. 4) Чего учит книга уклоняться, чего учит искать и делать, о том старайся, чтобы, самым делом исполнять: от ​зла уклоняйся, и твори доброе, – сему всякая христианская православная книга учит. 5) Когда ум от книги будет только острить, а воли не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежели был; понеже злейшие бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежды. 6) Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко – лучше красно жить, нежели красно говорить: разум кичит, а любовь созидает. 7) Чему сам, с ​помощью Божиею, научился, тому и иных при случаях любовно учи, дабы ​семя, посеянное росло и плод творило, достойный небесного царствия; чего тебе искренно желаю».

Хорошо узнав ​​пользу, происходящую от чтения духовных книг и имея под руками прекрасные руководства для сего чтения мужей святых и опытных, будем мои возлюбленные читать духовные книги, чтобы души наши не умерли от голода ​слышания Слова Божия, чем угрожает Бог чрез Пророка. Вспомним, что вельможа царицы Кандакийской и в пути, сидя на колеснице, читал Священное Писание, и за то сподобился быть призван в Царство Иисуса Христа. ​Плодоноснее всего слово Божие; за ним отеческие и другие религиозно-нравственные писания, и наконец, жития святых. Жития для начинающих; ​отеческие и ​другие духовные писания – для средних; Слово Божие – для совершенных. Но​​ лучше всего касаться ежедневно понемногу. Недостатка в сих книгах, в наше время, слава Богу, не ощущается. Будем же читать постоянно Священное Писание, творения свят​. отцов церкви, жития святых и другие душеспасительные книги. Они непременно выведут нас из пагубной тьмы и введут в чудный свет Божий. Только, приступая к чтению сих книг, должно нам, прежде всего, усердно молиться Господу Богу, да ​отверзет очи сердца нашего, чтобы не только уразуметь написанное, но и исполнить оное, ибо читающий и не ​творящий есть ​презритель Божественного Писания. Св. отцы всегда читали его с молитвою, и нам оставили, не только пример в лице своем, но и образцы молитвы пред чтением Слова Божия. Вот один из этих образцов ​св​. Иоанна Златоустаго:

«Господи Иисусе Христе, ​отверзи мои очи ​сердечныя, услышати слово Твое и разумети е, и​ творити волю Твою, яко​ пришлец аз есмь​ на земли, не скрый от Мене заповедей Твоих, но ​открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоею. Скажи ми безвестная и тайная премудрости Твоея: на ​Тя уповаю, Боже мой, да Ты просветиши ум мой и смысл – светом разума Твоею, не токмо чести ​написанная, но и твори​ я, да не в грех себе святых ​жития и ​словесы прочитаю, но во ​обновление и просвещение, и во святыню, и во спасение ​души​, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты ​еси просвещаяй лежащих во тьме, и от Тебе есть всякое даяние благо, и всяк дар совершен! Аминь».

Что такое жизнь и как должно жить: статьи для религиозно-нравственного чтения

 

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2021/09/04, 03:45:01
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.02030611038208 сек.