24/08/2021 14:52:22
 |
12 августа по старому стилю / 25 августа по новому стилю среда Седмица 10-я по Пятидесятнице. Глас 8. Успенский пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305–306). Сщмч. Александра, еп. Команского (III). Мчч. Памфила и Капитона. Прмчч. Белогорских: Варлаама Коноплева, Антония Арапова, Сергия Вершинина, Илии Попова, Вячеслава Косожилина, Иоасафа Сабанцева, Иоанна Новоселова, Виссариона Окулова, Михея Подкорытова, Матфея Банникова, Евфимия Короткова, Варнавы Надеждина, Гермогена Боярышнева, Аркадия Носкова, Евфимия Шаршилова, Маркелла Шаврина, Иоанна Ротнова, Сергия Саматова, Димитрия Созинова, Саввы Колмогорова, Иакова Старцева, Петра Рочева, Иакова Данилова, Александра Арапова, Феодора Белкина, Алексия Короткова и Петра (1918); сщмч. Василия Инфантьева пресвитера (1918); сщмчч. Леонида Бирюковича, Иоанна Никольского и Николая Доброумова пресвитеров (1937).
1_Кор., 165 зач., XVI, 4–12. Мф., 86 зач., XXI, 28–32100.
На этот день переносится с 13 августа служба прп. Максима Исповедника.
На этот день с четверга, 13 августа, может быть перенесена полиелейная служба свт. Тихона Задонского.
Тропарь мучеников Фотия и Аникиты, глас 4: Му́ченицы Твои́, Го́споди/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Тропарь преподобного Максима Исповедника, глас 8: Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев богодухнове́нное удобре́ние,/ Максиме прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак преподобного Максима Исповедника, глас 6: Свет трисиянный,/ всельшийся в душу твою,/ сосуд избран показа тя, всеБла́же́нне,/ являюща Бо́жественная концем,/ неудобопостижных ра́зумений ты сказуяй, Бла́же́нне,/ и Троицу всем, Максиме, воспроповедуяй ясно, // Пресущную Безначальну.
Мысли свт. Феофана Затворника (1Кор.16:4–12; Мф.21:28–32) В притче о двух сынах второй из них проворно «сказал: иду,.. и не пошел» (Мф.21:30). Это образ всех скороспелых благонамерений, которые привести в исполнение не достает потом постоянства, воли и терпения. Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избегнуть такой несостоятельности пред самим собой и пред другими? А вот как: не начинай ничего не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими. Если запасешься, то, что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что, коль скоро трудновато дело – брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобою никогда того, чтобы ты сказал – иду, а потом не пошел.
 |
Мученики Аникита и Фотий (его племянник) |
Мученики Аникита и Фотий (его племянник) были родом из Никомидии. Аникита, военный сановник, обличал императора Диоклитиана (284–305), установившего на городской площади орудия казни, чтобы устрашать христиан. Разгневанный Диоклитиан приказал мучить святого Аникиту, а затем бросить его на съедение зверям. Но выпущенный лев сделался кроток и ласкался к нему. Внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих. Племянник мученика – святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: «Идолопоклонник, твои боги – ничто!» Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: «Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу». Мученики отвечали: «Погибни ты со своею честью и богатством!». Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась. Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами: «Мы христиане!» Все они скончались с молитвою на устах. Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.
 |
Святитель Александр, епископ Команский |
Святитель Александр, епископ Команский, жил в III веке недалеко от Неокесарии. Он изучил Священное Писание, знал многие науки. Приняв на себя подвиг юродства, святой жил в бедности, занимаясь продажей угля на городской площади. Многие, видя его лицо всегда черным от угольной пыли, относились к нему с презрением. Когда в Комане умер епископ, то одни предлагали избрать нового предстоятеля из знати, другие – ученого или красноречивого, третьи – богатого. Тогда святитель Григорий Неокесарийский (память 17 ноября), приглашенный для посвящения избранника, указал, что епископ должен иметь не внешние только достоинства и отличия, но прежде всего, чистое сердце и святую жизнь. Эти слова вызвали у некоторых усмешку: «Если не смотреть на внешний вид и благородство происхождения, то и Александр угольщик может быть поставлен епископом». Святитель Григорий подумал, что не без Промысла Божия был упомянут этот человек, и просил вызвать его. Появление святого среди собравшихся вызвало смех. Почтительно обратившись к святителю Григорию, святой Александр стоял, углубившись в себя, не обращая внимания на насмешки; святитель испытал его, и угольщик вынужден был открыть, что он прежде был философом, изучил Священное Писание, но ради Бога принял на себя добровольную нищету и смирение. Тогда святитель Григорий взял угольщика к себе в дом, где он смыл грязь, и его одели в чистые одежды. Вернувшись на Собор, святитель Григорий начал при всех предлагать ему вопросы из Священного Писания, на которые святой Александр отвечал как знающий и мудрый пастырь. Увидев это, присутствовавшие удивились его смирению и единодушно избрали Александра епископом. Святитель Григорий посвятил его во пресвитера, а затем во епископа. После хиротонии новый Святитель сказал слово народу, исполненное силы и благодати Божией; все радовались, что Господь послал им такого мудрого пастыря. При императоре Диоклитиане (284–305) Святитель мужественно исповедал Христа, отказавшись поклониться идолам, после мучений его бросили в огонь, и там он преставился к Богу. По некоторым источникам святитель Александр пострадал при императоре Декии (249–251). Мученики Памфил и Капитон были усечены мечом в местности Оливрии, близ Константинополя.
 |
Прмч. Варлаам (Коноплёв). Фотография. Нач. XX в. |
Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплёв) родился в 1858 году в Юго-Кнауфском заводе Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье старообрядцев-беспоповцев. В автобиографии, в которой преподобномученик описал свои поиски истины и приход в Православную Церковь, он так рассказывал о себе: «На десятом году я выучился грамоте; молился с беспоповцами, со стариками и простолюдинами; когда стал приходить в возраст, полюбил читать Божественное Писание. Всё свободное время я отдавал чтению книг, покупая их или прося у других для прочтения. И постепенно стал разгораться во мне дух к Богу — я размышлял о вере, о расколе, о Православной Восточной Церкви, размышлял о священстве, без которого, видел, спастись нельзя. В этих думах я забывал всё. Ночью часто вставал на молитву перед иконами Господа Вседержителя и Пречистой Богородицы и молился усердно, горячо, со слезами, просил Господа: «Господи, открой мои очи, дай разуметь путь спасения; скажи мне путь, каким мне идти, научи творить волю Твою». И ещё просил указать, в какой Церкви и через каких пастырей благодать Святого Духа действует». До тридцати пяти лет Василий был постоянно в размышлении о Церкви, стараясь уразуметь Евангельские, апостольские и прочие Писания, находя их зачастую несходными с писаниями о Церкви и священстве у старообрядцев. В это время он много путешествовал, посещал старообрядцев-беспоповцев, присутствовал на их беседах. Перелом в поисках истины совершил чудесный случай в неделю Всех святых, когда Василий уехал в Саратовскую губернию в старообрядческую обитель. Там он усердно молился: «Милостиве Господи, как мне уразуметь о Церкви Твоей святой; не хочу быть раскольником, но не знаю, как уразуметь раздоры церковные, не знаю, какая половина ошибается, то ли старообрядцы что-то недопонимают, то ли Церкви Восточная или Греко-Российская погрешают. Господи, покажи мне чудо, разреши мои сомнения и недоумения; если Церковь Российская за перемену в обрядах не лишилась благодатных даров, то во время торжества духовенства на Белой Горе, во время их молебна, пошли, Господи, в это знойное время дождь обильный на землю, чтобы мне уразуметь, что через их пастырей действует благодать Святого Духа». И, действительно, по дороге домой он услышал разговор, что на Белой Горе среди торжественного молебна сошёл на землю обильный дождь. В результате своих поисков Василий Коноплёв в 90-х годах XIX века через таинство миропомазания присоединился к Православной Церкви. Соединился с Церковью и его отец Евфим Тихонович — ему было тогда семьдесят пять лет — а также младшие его братья Антон и Павел с женами и детьми и семейство старшей сестры. Всего присоединилось девятнадцать человек. В ноябре 1893 года Василий был пострижен в рясофор, и поселился на Белой Горе. Постепенно к нему стали собираться все желающие монашеского жития. К 1894 году собралось двенадцать человек. 1 февраля 1894 года Василий принял постриг в монашество с именем Варлаам, а на следующий день он был рукоположен в иеродиакона. 22 февраля во время освящения престола в малом храме во имя Святителя Николая его рукоположили в иеромонаха. С этого времени отец Варлаам был назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой Горе, получившего впоследствии название Уральского Афона. Он восстановил Православное уставное Богослужение и, памятуя, что монастырь миссионерский, поставил на должную высоту проповедь, которая звучала в нём утром и вечером. Ни одно богослужение не оставалось без поучения. В 1913 году пермский священник Иаков Шестаков писал о батюшке: «Отец Варлаам — руководитель совести, это лицо, которому поручают себя люди — миряне, точно так же, как монахи, ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к отцу Варлааму, как вдохновенному руководителю, обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Отец Варлаам отличался особой опытностью, аскетизмом, крепостью духа и детским незлобием. Молва о его мудрости росла; к нему стал стекаться народ со всей Пермской губернии, пошли даже инородцы из глухого Закамскаго края... Каждый, приходя к отцу Варлааму, выносит сильное незабвенное впечатление: в нём есть неотразимая сила. Аскетические подвиги и трудовая жизнь изнурили здоровье батюшки, но он никому не отказывал в совете. Великие таинства совершались в его тесной келье: здесь возрождалась жизнь, утихали скорби и текли слезы умиления и радости. Четверть века Белогородская обитель утешала страждущих. В первых числах июня 1917 года в обители состоялось последнее величественное торжество — освящение Белогорского собора. Были посланы приглашения всем благодетелям и посетителям обители, а также отпечатаны и разосланы по всей России извещения о предстоящем торжестве. 2 июня в обитель приехал священномученик епископ Пермский Андроник (Никольский, память 7 июня); 5 июня стали прибывать в монастырь из окрестных селений крестные ходы с многочисленными богомольцами. Пройдя долгий путь при дневном летнем зное и пыли, они не выказывали утомления, лица многих были радостны, на них лежал отпечаток какого-то неземного состояния. Храмы не вмещали паломников, и богослужения совершались прямо под открытым небом; всенощные, панихиды или молебны — повсюду славилось имя Божие. И сама природа, казалось, внимала этому дивному зрелищу; не было ветра, свечи не гасли, так было тихо и хорошо. Прошёл год со времени освящения собора. В августе 1918 года большевики захватили обитель. В главном алтаре собора красноармейцы разворотили и осквернили престол. В келье архимандрита Варлаама устроили отхожее место, а иконописную мастерскую превратили в театр, где монастырских мальчиков-певчих заставляли петь светские фривольные песни. Многие монахи были после зверских пыток убиты. 12 (25) августа красноармейцы арестовали настоятеля монастыря архимандрита Варлаама и по дороге в уездный город Осу расстреляли его. Мученическую кончину приняли и многие монахи обители. Их имена: иеромонахи Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Антоний; иеродиаконы Михей, Виссарион, Матвей, Евфимий; монахи Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл; послушники Иоанн, Иаков, Петр, Иаков, Александр, Феодор, Петр, Сергий, Алексий. Могилы мучеников были скрыты властями и пребывают в неизвестности. Прославлены в 1998 году как местночтимые святые Пермской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
 |
Собор Кемеровских святых |
16 февраля 2011 года в ответ на обращение епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха с благословения патриарха Московского и всея Руси Кирилла в православный месяцеслов было внесено празднование Собора Кемеровских (Кузбасских) святых. Днем празднования установлено последнее воскресение августа. Эта дата совпадает с датой главного гражданского праздника Кузбасса – Днем Шахтера.
Собор Кемеровских святых включает имена 39 подвижников веры и благочестия. Это церковнослужители и миряне, канонизированные Русской Православной Церковью как новомученики и исповедники Российские, которые были казнены или умерли в лагерях Сиблага, располагавшихся на территориях Мариинского, Чебулинского и Таштагольского районов Кемеровской области, а также имена трех преподобных отцов, подвизавшихся в 19 веке в пустынножительстве недалеко от Новокузнецка.
Напомним, что в данное время в Кузбассе имеется пока единственный храм, посвященный Собору Кемеровских святых. Расположен он на проспекте Шахтеров города Кемерово. 16 мая 2012 года храм был торжественно освящен епископом Кемеровским и Новокузнецким Аристархом.
В 2013 году по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Собор Кемеровских святых было внесено имя ещё одного святого — священномученика Павла Смирнова.
К Собору Кемеровских святых причислены: Прав. Петр Томский († нач. XIX в./1820, память 4 марта) Прп. Василиск Сибирский († 1824, память 29 декабря) Прп. Зосима (Верховский), схимонах († 1833, память 24 октября) Сщмч. Владимир Рясенский († 1932, память 22 ноября) Сщмч. Амфилохий (Скворцов), архиеп. Енисейский († 1937, память 18 сентября) Сщмч. Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский († 1937, память 21 октября) Сщмч. Серафим (Самойлович), архиеп. Угличский († 1937, память 22 октября) Сщмч. Аркадий (Ершов), еп. Свердловский († 1937, память 21 октября) Сщмч. Александр Андреев († 1937) Сщмч. Александр Лебедев († 1937) Сщмч. Анатолий Левицкий († 1937) Сщмч. Василий Богоявленский († 1937) Сщмч. Владимир Соболев († 1937) Сщмч. Григорий Аверин († 1937, память 7 сентября) Сщмч. Лев (Егоров) († 1937, память 7 сентября) Сщмч. Мирон Ржепик († 1937, память 31 августа) Сщмч. Никандр Чернелевский († 1937) Сщмч. Петр Попов († 1937) Прмч. Герман (Полянский († 1937) Прмч. Мина (Шелаев) († 1937) Прмч. Неофит (Осипов) († 1937) Мч. Киприан Анников († 1937, память 21 октября) Сщмч. Александр Лихарев († 1938) Сщмч. Иоанн Орлов († 1938) Сщмч. Константин Пятикрестовский († 1938) Сщмч. Константин Соколов († 1938, память 12 марта) Сщмч. Леонид Викторов († 1938) Сщмч. Михаил Березин († 1938, память 31 декабря) Сщмч. Михаил Марков († 1938, память 3 июня) Прмц. Мария (Цейтлин) († 1938) Прмц. Мария Носова († 1938, память 27 апреля) Прмц. Наталия Бакланова († 1938) Мч. Михаил Строев († 1938) Прмц. Евдокия Павлова († 1939) Сщмч. Василий Мирожин († 1941) Сщмч. Леонид Муравьев († 1941, память 29 октября) Прмч. Филарет, в схиме Серафим (Пряхин), игум. Срезневский († 1942, память 22 февраля) Мч. Борис Успенский († 1942, память 2 декабря) Мч. Иоанн Колесников († 1943) Сщмч. Павел Смирнов († 1938, память 16 февраля)
4 июля 1999 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был установлен день празднования памяти Собора Валаамских святых, который приходится на первое воскресенье после 6/19 августа.
Собор Валаамских святых составляют: Авра́мий (Авраа́мий) Ростовский, прп. Андрони́к (Барсуков), прмч. Анти́па Валаамский (Афонский), прп. Анто́ний Валаамский, прмч. Аре́фа (Митренин), исп. Афана́сий Валаамский, прмч. Афана́сий Валаамский, прмч. Афана́сий (Егоров), прмч. Варлаа́м Валаамский, прмч. Варлаа́м Валаамский, прмч. Васи́лий Валаамский, прмч. Васи́лий Валаамский, прмч. Галактио́н (Урбанович-Новиков), прмч. Ге́рман Аляскинский, прп. Ге́рман Валаамский, прп. Дави́д Валаамский, прмч. Диони́сий Валаамский, прмч. Игна́тий Валаамский, прмч. Иереми́я (Леонов), прмч. Илия́ (Чеботарев), прп. Иоа́нн Валаамский, прмч. Иоа́нн Валаамский, прмч. Иоа́нн Валаамский, прмч. Ио́на Валаамский, прмч. Киприа́н Валаамский, прмч. Ко́нон Валаамский, прмч. Корни́лий Валаамский, прмч. Лео́нтий Валаамский, прмч. Лука́ Валаамский, прмч. Наза́рий (Кондратьев), Валаамский, Саровский, чудотворец, прп. Ни́фонт Валаамский, прмч. Патри́кий (Петров), исп. Пахо́мий Валаамский, прмч. Пи́мен Валаамский, прмч. Са́вва Валаамский, прмч. Само́н Валаамский, прмч. Серапио́н Валаамский, прмч. Се́ргий Валаамский, прп. Се́ргий Валаамский, прмч. Се́ргий (Гальковский), прмч. Сильве́стр Валаамский, прмч. Таврио́н (Толоконцев), прмч. Тит Валаамский, прмч. Ти́хон Валаамский, прмч. Фео́дор Валаамский, прмч. Фео́фил Валаамский, прмч. Фили́пп Валаамский, прмч. Фома́ Валаамский, прмч. |