Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей, Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего ...
На главную Новости 16 августа. Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста. Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.
16 августа. Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста. Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.
15/08/2021 09:09:23

03 августа по старому стилю / 16 августа по новому стилю
понедельник
Седмица 9-я по Пятидесятнице. Глас 7.
Успенский пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV–V). Прп. Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца (1147).
Св. Раждена Перса, первомч. Грузинского (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI).
Сщмч. Вячеслава Луканина диакона (1918); сщмч. Николая Померанцева пресвитера (1938).


1_Кор., 150 зач., XI, 31 – XII, 6. Мф., 74 зач., XVIII, 1–11. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–2394.

Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, глас 4:
Бо́же оте́ц на́ших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, глас 2:
Пощением возсиявшия, я́ко светила,/ и ереси́ развратившия ве́рою,/ песньми Исаакия восхвалим и с Далматом Фавста,/ я́ко Христо́вы угодники, // Того́ молящия о всех нас.

Тропарь преподобного Антония, глас 4:
Ветхий Рим, отечество твое́, оставив,/ на камень, я́ко на легкий корабль, возшел еси́/ и на нем Па́че естества, аки безплотен, по водам шествовал еси́,/ промышлением Бо́же́ственнаго разума направляемь,/ Вели́каго Новаграда достигл еси́/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое́ в ней предложил еси́, я́ко дар освящен./ Тем моли́м тя, о́тче Антоние: // моли́ Христа́ Бо́га, да Спа́сет ду́ши наша.

Кондак преподобного Антония, глас 8:
Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и по́двиги в нем Бо́гу угодил еси́./ Сего́ ра́ди чудес дарований от Него́ сподобился еси́,/ и тело твое́ многими леты соблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от ду́ши вопие́м ти: // ра́дуйся, о́тче Антоние.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб­ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.


Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская Я. А. Богатенко.

Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст были игуменами Далматской обители. Преподобный Далмат служил в войске святого благоверного царя Феодосия Великого (379–395) и пользовался его уважением. Оставив мир, преподобный Далмат между 381–383 годами, вместе с сыном Фавстом, ушел в обитель преподобного Исаакия, близ Константинополя. Преподобный Исаакий постриг отца и сына в иноческий чин, и оба они стали вести строгую подвижническую жизнь. Однажды в Великий пост преподобный Далмат не вкушал пищи в течение 40 дней, а затем, укрепившись, до праздника Вознесения Христова пробыл в восхищении, удостоившись Божественных видений. Приближаясь к концу своей жизни, преподобный Исаакий в 383 году поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого обитель стала называться Далматской.

Преподобный Далмат явился ревностным поборником Православной веры на III Вселенском Соборе в Ефесе (431), осудившем ересь Нестория.

После Собора святые отцы возвели преподобного Далмата в сан архимандрита Далматской обители, в которой он и скончался девяностолетним старцем (после 446 года).

О преподобном Фавсте известно, что он, подобно отцу, был великим аскетом и из иноческих подвигов особенно преуспел в посте. После смерти отца преподобный Фавст стал игуменом обители.

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью.

Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117–1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом.

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января – в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого. Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обретении мощей и похвальное слово – пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году (издано в «Православном собеседнике», Казань, 1858, май-июнь). Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно. (Последние публикации: Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М. –Л., 1949. С. 159–161. № 102, 103; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977. С. 58–59).

Мученик Ражден, перс

Мученик Ражден, перс, поклонник Зороастровой религии, происходил из знатной семьи. Он был наставником персидской принцессы Балендухты (дочери персидского царя Ормизда), вышедшей замуж за благочестивого грузинского царя Вахтанга Великого (446–499). Вместе с ней Ражден переселился в Грузию. Из уважения к его высокому происхождению царь осыпал воспитателя жены милостями и сделал своим советником. Простого и добродушного иноземца вскоре полюбили все придворные и народ. Когда он узнал христианство и принял Крещение, то стал часто беседовать с архиепископом Михаилом и посещать храмы. Сердце святого загорелось невыразимой любовью ко Христу. Он старался постичь Премудрость Божию, много беседовал с пастырями Церкви и с жадностью слушал рассказы и поучения о подвигах христианских мучеников. Желание соединиться со Христом неодолимо влекло его принять страдания за Спасителя.

Кровопролитная война между Персией и Грецией отразилась и на Православной Грузии. Новый персидский царь Фируз (с 456 г.) потребовал от Грузии расторгнуть союз с единоверной Грецией. Получив отказ, он двинул войска против Грузии, и началась жестокая война. По словам летописца, женщины были предаваемы бесстыдному поруганию, а мужчины – страшным пыткам и мучениям. Несмотря на это, христиане оставались твердыми в вере и, надеясь на помощь Божию, давали отпор врагам. В это время святой Ражден принял начальство над войском в столице и в близлежащих крепостях. Четыре месяца он вел упорную борьбу с врагами христианства и отогнал их от столицы. Персы решили отомстить, захватив ревностного предводителя живым. Однажды во время вылазки грузинского отряда из крепости Армаза святой Ражден был вероломно предан теми, кто завидовал его высокому положению. Пленника немедленно доставили прямо к царю Фирузу. Уведомленный обо всем, царь спросил святого Раждена о его происхождении и причине отступления от прежней веры и народа. Мученик отвечал на это: «Действительно так, царь, что я некогда оставил свое отечество и его богов, которые служат человеку и созданы для украшения вселенной, но я теперь служу Единому Истинному и Живому Богу, Который сотворил Небо и землю и все сущее, Который один имеет бессмертие и пребывает во Свете неприступном, Которого никто никогда не видел и не увидит. Это Единый Истинный Бог, Которого познал я в Трех Лицах и во Едином Существе. Но одно из Лиц Святой Троицы, Слово и Сын Отца, в конце веков, для спасения нашего, снизошло на землю, воплотилось от Святой Девы Марии, жило на земле, страдало, было пригвождено ко Кресту, умерло, в третий день по смерти воскресло, а в сороковой вознеслось на Небо и сидит одесную Отца. В конце мира Этот же Сын Божий, Иисус Христос, опять придет на землю со славою, чтобы судить живых и мертвых, и тогда праведные просветятся подобно солнцу, нечестивые же и непослушные Ему примут вечное мучение вместе с диаволом».

Зная мужество святого, царь Фируз решил заставить его поклониться солнцу и огню не пытками, а льстивыми обещаниями. «Да будет тебе известно, царь, – ответил мученик, – что я не отвергнусь Господа моего Иисуса Христа, Который создал меня, и не поклонюсь богам твоим. Обещанные мне сокровища и слава да будут с тобою, они мне не нужны и не потребны, и я из-за них не оставлю Бога моего, Который призвал меня к Свету Сына Своего, и не променяю вечную, обещанную нам Христом жизнь на жизнь временную и скоропреходящую. Поэтому сколько ни обещай и ни советуй мне, ты не вынудишь у меня отречения от Христа и Бога моего; предлагаемые тобою сокровища и честь я отвергаю и не послушаю тебя более, чем Господа моего». Когда мученика схватили, чтобы начать пытки, он снова обратился к царю: «Ты говоришь, что предашь меня искушениям, и думаешь, что пытки страшнее вечных мучений, знай, что для меня Христос и смерть – приобретение». Огнепоклонники начали страшные истязания, а потом заточили мученика в тюрьму. Через некоторое время царь Фируз по совету некоторых грузинских предателей-вельмож отправил святого Раждена в Мцхета, где жила его семья. Царь спокойно отпустил его, зная, что мученик исполнит данное им слово вернуться к персам. Семья умоляла его пощадить себя и близких, но святой Ражден твердо отвечал: «Никто не отвратит меня от любви ко Господу моему Иисусу Христу». Он вернулся к персам, и царь Фируз отправил его к правителю Верхней Карталинии, проживавшему в местечке Цроми. Снова начались бессмысленные уговоры и жестокие пытки. Изувеченного мученика бросили в смрадную темницу. Ночью ему явился Сам Спаситель и исцелил все раны. Пораженные персы решили тогда, что настало время исполнить приказ царя – распять мученика на кресте.

«Радуйся, Животворящее Древо, которым умерщвлен был древний змий и к которому пригвождены были и мои грехи, – воскликнул мученик, увидя орудие смертной казни. – И я чрез тебя взойду ко Господу моему Иисусу Христу, Который будет мне помощью и даст силу до конца испить приготовленную мне чашу. Ибо я свидетельствовал истину пред врагами Его и подобно Ему буду пригвожден на тебе». Святого мученика раздели и пригвоздили ко кресту среди четырех преступников, распятых рядом. Желая увеличить его страдания, персы выпросили у правителя стрелков. Пронзенный ядовитыми стрелами, подобно мученику Севастиану, святой Ражден скончался на кресте в 457 году. Вся земля под ним была омочена святой кровью. На небе явилось знамение: солнце скрылось, и началось долгое затмение, а ночью поднялась страшная буря, так что ничего нельзя было видеть даже рядом. Лишь тело мученика таинственно сияло Небесным светом. От содеянного преступления стражей объял ужас, и они разбежались по палаткам. Христиане, скрывавшиеся неподалеку, тотчас же сняли мученика с креста и с честью погребли вблизи того места, где он был распят.

Место погребения святого долго оставалось неизвестным, пока мученик сам не велел погребавшему его священнику открыть это Вахтангу Великому. С большим торжеством мощи мученика Раждена были перенесены в Никозийский храм (близ г. Цхинвали).

Имя Ражден означает «светило веры». Первомученик Церкви Грузинской своей кончиной, сопровождавшейся явлением Спасителя и Небесными знамениями, дает твердое упование на всеобщее воскресение во Втором пришествии Господа Иисуса Христа.

Преподобный Косма отшельник жил в VI веке в Фаранской пустыне, в Палестине. Повесть пресвитера Виканийского аввы Василия о преподобном Косме находится в книге «Луг духовный», составленной преподобным Иоанном Мосхом. Это был строгий постник, твердый хранитель Православной веры и догматов церковных, глубоко знавший Священное Писание и творения отцов Церкви. Преподобный Косма особенно благоговел перед творениями святителя Афанасия Великого и говорил своему собеседнику: «Если ты встретишь слово святого Афанасия и у тебя не будет бумаги, запиши его на своей одежде». Он имел обычай всю ночь с субботы на воскресенье простаивать на молитве. Придя однажды в Антиохию, преподобный скончался там. Патриарх предал тело его погребению в своем монастыре. Авва Василий рассказывает, что, когда он пришел поклониться гробу святого Космы, там находился нищий, который ему сказал: «Велик старец, которого вы погребли здесь!» и поведал, что он лежал 12 лет расслабленным и получил по молитвам святого Космы исцеление.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай По­ме­ран­цев ро­дил­ся 11 но­яб­ря 1881 го­да в се­ле Спас­ское на Се­ту­ни Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Се­ме­но­ви­ча По­ме­ран­це­ва. В 1897 го­ду Ни­ко­лай окон­чил За­и­ко­но­спас­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1904-ом – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. До 1917 го­да Ни­ко­лай Пет­ро­вич слу­жил пса­лом­щи­ком в од­ном из мос­ков­ских хра­мов, а в этом го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Вла­ди­мир­ской церк­ви в се­ле Оста­ше­во Брон­ниц­ко­го уез­да, где он про­слу­жил до 1929 го­да. В 1929 го­ду отец Ни­ко­лай был пе­ре­ве­ден в Тро­иц­кую цер­ковь в се­ло Нов­лян­ское Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на.

В 1931 го­ду свя­щен­ник скрыл от опи­си вла­стя­ми часть цер­ков­ной утва­ри, на­хо­див­шей­ся в хра­ме, за что был при­го­во­рен к мак­си­маль­но­му сро­ку за­клю­че­ния по этой ста­тье – к трем ме­ся­цам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ра­бот. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, он про­дол­жал слу­жить в хра­ме до на­ступ­ле­ния оче­ред­но­го пе­ри­о­да го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь.

3 но­яб­ря 1937 го­да сле­до­ва­те­ли НКВД до­про­си­ли де­жур­ных сви­де­те­лей, ко­то­рые по­ка­за­ли, что свя­щен­ник вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность во вре­мя вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет. Один из них по­ка­зал: «В мо­мент сбо­ра кол­хоз­ни­ков По­ме­ран­цев вы­шел из до­ма, к нему по­до­шел и я. “Чтой-то вы бе­га­е­те?” – спро­сил он. Я ему ска­зал, что у нас сей­час бу­дет про­хо­дить пе­ре­вы­бор­ное со­бра­ние. То­гда По­ме­ран­цев за­явил: “На­до спер­ва то­ва­ри­щу Ста­ли­ну на­кор­мить и обуть кол­хоз­ни­ков, а по­том и со­би­рать на со­бра­ния, а то кол­хоз­ни­ки по­ды­ха­ют с го­ло­да”. В это же вре­мя ехал наш парт­при­креп­лен­ный. По­ме­ран­цев ме­ня спро­сил: “Кто это едет?” Я от­ве­тил ему: “Это наш парт­при­креп­лен­ный по вы­бо­рам в Вер­хов­ный Со­вет”. По­ме­ран­цев ска­зал: “Опять едет оч­ки вти­рать кол­хоз­ни­ку” – и по­вто­рил, что на­до то­ва­ри­щу Ста­ли­ну на­кор­мить спер­ва, обуть и одеть кол­хоз­ни­ков. Вес­ной 1937 го­да при об­мене и вы­воз­ке се­мян По­ме­ран­цев го­во­рил кол­хоз­ни­кам: “Во­зи­те, во­зи­те, а по­том са­ми по­дох­не­те с го­ло­ду”. Эти­ми сло­ва­ми он аги­ти­ро­вал кол­хоз­ни­ков, чтобы они не во­зи­ли го­су­дар­ству се­мян. Нам на ве­сен­ний сев был спу­щен план, и при об­суж­де­нии та­ко­во­го при­сут­ство­вал По­ме­ран­цев, так как это бы­ло на об­щем со­бра­нии. И По­ме­ран­цев за­явил: “Вам пла­ны да­ют не под си­лу, мож­но се­ять и без их пла­нов, а пла­ны до­ве­дут вас до ни­щен­ской су­мы, и не ми­но­вать вам с эти­ми пла­на­ми го­ло­дать”».

3 но­яб­ря 1937 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в од­ну из тю­рем в Во­ло­ко­лам­ском рай­оне. 11 но­яб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил его.

– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди на­се­ле­ния за­ни­ма­лись сбо­ром под­пи­сей для раз­ре­ше­ния хож­де­ния по до­мам с мо­леб­на­ми. След­ствие пред­ла­га­ет вам дать по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Под­пи­си с на­се­ле­ния на раз­ре­ше­ние хож­де­ния по до­мам с мо­леб­на­ми я не со­би­рал.

– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди на­се­ле­ния за­ни­ма­лись контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей. След­ствие пред­ла­га­ет вам дать по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся.

– Вы по­ка­зы­ва­е­те лож­но. По ва­ше­му де­лу до­про­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые под­твер­жда­ют ва­шу контр­ре­во­лю­ци­он­ную и ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний.

– Еще раз за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.

На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и он был пе­ре­ве­зен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.

22 но­яб­ря сле­до­ва­тель еще раз до­про­сил в тюрь­ме от­ца Ни­ко­лая, в ос­нов­ном ин­те­ре­су­ясь, кто ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка и ко­гда, за что он был ра­нее су­дим, и в по­след­нюю оче­редь спро­сил – при­зна­ет ли он се­бя ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, на что свя­щен­ник еще раз за­явил, что в этом он се­бя ви­нов­ным не при­зна­ет. На сле­ду­ю­щий день, 23 но­яб­ря 1937 го­да, трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Свя­щен­ник Ни­ко­лай По­ме­ран­цев скон­чал­ся в за­клю­че­нии 16 ав­гу­ста 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2021/08/16, 05:43:35
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.019401073455811 сек.