Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, ...
На главную Новости 8 августа. Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа. Преподобного Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах. Преподобномученицы Параскевы Римской.
8 августа. Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа. Преподобного Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах. Преподобномученицы Параскевы Римской.
07/08/2021 15:12:09

26 июля по старому стилю / 8 августа по новому стилю
воскресенье
Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-й.
Поста нет.

Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305).
Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля).
Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).


Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – Рим., 116 зач., XV, 1–7. Мф., 33 зач., IX, 27–35. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–2385.

Тропарь и кондак воскресные 6-го гласа
Тропарь:

Ангельския Си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ де́ву,/ да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.
Кондак:
Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий/ Жизнода́вец воскреси́в всех Христо́с Бог,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ есть бо всех Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бог всех.

Тропарь священномученика Ермолая и И́же с ним, глас 4:
Мученицы́ Твои́, ,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак священномученика Ермолая, глас 4:
Я́ко святитель благочестно пожив/ и священномуче́ния вене́ц прия́л еси́./ Идольския жертвы погасив,/ добрый пастырь Христо́ва стада был еси́, прему́дре,/ и Пантелеимону истинный учитель./ Сего́ ра́ди почитаем тя песньми, вопиюще: // от бед избави нас при́сно моли́твами твои́ми, Ермолае, о́тче наш.

Тропарь преподобного Моисея Угрина, глас 3:
Другаго тя Иосифа,/ великий чистоты и целомудрия рачителю,/ всечестне и равноангельне Моисее,/ священными песньми восхваляюще, грешнии,/ моли́мтися прилежно:/ моли́ Христа́ Бо́га,/ я́ко да исцелит вся наша Стра́сти // и подаст велию милость.

Кондак преподобного Моисея Угрина, глас 3:
В вы́шних Единаго Бо́га ища,/ земная вся презрел еси́,/ о телеси́ своем нера́див,/ на муки мужески себе вдал еси́,/ глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси́,/ биения, кро́ве излияние и удов отрезание,/ чистаго ра́ди девства твое́го,/ мужески понесл еси́./ И ны́не с девственными лики предстоя Пресвятей Троице,/ от всех искушений моли́ изба́витися вопиющим ти: // ра́дуйся, Моисее, о́тче Бла́же́ннейший.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб­ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.


Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ, иереи Никомидийские

Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ, иереи Никомидийские, в числе немногих остались в живых после того, как по повелению императора Максимиана (284–305) в Никомидийской церкви были сожжены 20000 христиан в 303 году (память 28 декабря). Они скрывались в отдаленных местах и не переставали учить язычников христианской вере. Мимо дома, в котором скрывался святой Ермолай, часто проходил юноша-язычник Пантолеон (святой великомученик Пантелеимон; память 27 июля). Однажды святой Ермолай вышел навстречу юноше и попросил его зайти к нему в дом. В беседе святой Ермолай стал разъяснять своему гостю ложность, нечестие и суетность поклонения языческим божествам. С этого дня Пантолеон стал ежедневно заходить к святому Ермолаю и принял от него святое Крещение. Когда совершался суд над святым великомучеником Пантелеимоном, были схвачены и святые Ермолай, Ермипп и Ермократ. Накануне святому Ермолаю явился Господь Иисус Христос и открыл ему, что на следующий день он пострадает за Него и примет мученический венец. После святого Ермолая были схвачены и приведены на судилище и святые Ермипп и Ермократ. Всем троим было предложено отречься от Христа и принести жертву идолам. Но они решительно отказались, исповедали свою веру в Господа Иисуса Христа и готовность с радостью умереть за Него. Язычники стали угрожать святым иереям муками и смертью. Внезапно началось сильное землетрясение, и идолы в капище упали и разбились. Об этом было доложено императору. Разгневанный Максимиан отдал святых мучеников на истязания и вынес им смертный приговор. Мужественно претерпев все мучения, святые иереи – мученики Ермолай, Ермипп и Ермократ были обезглавлены около 305 года.

 Преподобномученица Параскева была единственной дочерью родителей-христиан и с молодых лет посвятила себя Богу. Живя в родительском доме, она много времени уделяла молитве и изучению Священного Писания. После смерти родителей святая Параскева раздала все свое имущество нищим, приняла иночество и, подражая святым апостолам, начала проповедовать язычникам о Христе, многих обращая в христианство.

О ее деятельности было донесено императору Антонину Пию (138–161), и святая Параскева предстала перед судом. Бесстрашно исповедала она себя христианкой. Ни обещания почестей и материальных благ, ни угрозы мучениями и смертью не поколебали твердости святой и не отвратили ее от Христа. Она была предана зверским истязаниям. Ей на голову надели раскаленный шлем и бросили в котел с кипящей смолой. Однако силой Божией святая мученица осталась невредимой. Когда император заглянул в котел, святая Параскева бросила ему в лицо несколько капель раскаленной смолы, и он ослеп. Император стал просить ее об исцелении, и святая мученица исцелила его. После этого император отпустил святую Параскеву на свободу.

Переходя с проповедью Евангелия с одного места на другое, святая Параскева пришла в город, где правителем был Асклипий. Здесь святую опять судили и приговорили к смерти. Ее повели к огромному змею, жившему в пещере, чтобы он пожрал ее. Но святая Параскева сотворила над змеем крестное знамение и он тут же издох. Асклипий и горожане, видя такое чудо, уверовали во Христа и отпустили святую. Она продолжала свою проповедь. В городе, где правителем был некто Тарасий, святая Параскева приняла мученическую кончину. После жестоких истязаний ее обезглавили.

 Преподобный Моисей Угрин, Печерский, по происхождению венгр, был братом преподобного Ефрема Новоторжского († 1053; память 28 января) и Георгия. Вместе с ними он поступил на службу к святому благоверному князю Борису († 1015; память 24 июля). После убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий, святой Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава. В 1018 году, когда польский король Болеслав захватил Киев, святой Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.

Высокий и стройный красавец, святой Моисей обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему страстным желанием и захотела сделать его своим мужем, выкупив из плена. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять Ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.

Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.

Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. Полька приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась. Святой Моисей сказал: «Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой». Услышав это, полька велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его. Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Но его постигла внезапная смерть. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова. Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: «Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Преподобный Моисей сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас тот был избавлен от искушения. Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.

Собор Смоленских святых

Празд­но­ва­ние бы­ло уста­нов­ле­но по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на в 1983 го­ду, в Неде­лю пе­ред празд­ни­ком Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии. В 1986 го­ду день Со­бо­ра Смо­лен­ских свя­тых впер­вые был вклю­чен в цер­ков­ный ка­лен­дарь Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии.

Со­глас­но ка­лен­да­рю из­да­тель­ства Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии от 2012 го­да, в Со­бо­ре празд­ну­ют­ся:
Авра́мий (Авраа́мий) Смоленский, прп.
Андре́й Смоленский, Переяславский, блгв. кн.
Анто́ний, епископ Вологодский, Великопермский, свт.
Арка́дий Дорогобужский, прп.
Арка́дий Новоторжский, Вяземский, прп.
Гера́сим Болдинский, прп.
Глеб (в Крещении Дави́д), страстотерпец, блгв. кн.
Глеб Всеволодович (Святославич) Смоленский, блгв. кн.
Дави́д Ярославский, блгв. кн.
Ефре́м Новоторжский, прп.
Ефре́м Смоленский, прп.
Игна́тий, епископ Смоленский, чудотворец, свт.
Иулиани́я Вяземская, Новото́ржская, блгв. кн.
Константи́н Ярославский, блгв. кн.
Макарий (Глухарев), Алтайский, прп.
Макарий (Гневушев), Орловский, сщмч.
Мерку́рий Смоленский, воин, мч.
Мерку́рий Смоленский, Печерский, прп.
Михаил, епископ Смоленский, свт.
Михаил Феодорович Ярославский, блгв. кн.
Николай (Касаткин), архиепископ Японский, равноап.
Питири́м, епископ Тамбовский, свт.
Про́хор Печерский, Лебедник, прп.
Ростисла́в (в Крещении Михаи́л) Мстиславич Киевский, Смоленский, блгв. кн.
Серафи́м (Остроумов), архиепископ Смоленский, сщмч.
Симео́н Мстиславич Вяземский, блгв. кн.
Симео́н (Молюков), митрополит Смоленский, свт.
Си́мон Радонежский, Смоленский, прп.
Фео́дор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, блгв. кн.

Священномученик Се́ргий Стрельников, пресвитер

Сер­гий Стрель­ни­ков ро­дил­ся 24 сен­тяб­ря/7 ок­тяб­ря 1887 го­да, в ка­нун празд­ни­ка пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, в се­ле Шул­ка Вят­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Алек­сандра Стрель­ни­ко­ва. 14 июня 1911 го­да Сер­гий Алек­сан­дро­вич окон­чил по пер­во­му раз­ря­ду Вят­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, и 12 ян­ва­ря 1912 го­да он был опре­де­лен учи­те­лем в Бо­го­род­ско-По­лян­скую цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу Яран­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии, а 1 сен­тяб­ря то­го же го­да пе­ре­ме­щен на ана­ло­гич­ную долж­ность в се­ло Му­шу, рас­по­ла­гав­ше­е­ся в том же уез­де. Вско­ре С.А. Стрель­ни­ков был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 14 но­яб­ря 1912 го­да — во свя­щен­ни­ка с на­зна­че­ни­ем в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­скую цер­ковь се­ла Ко­ля­нур Яран­ско­го уез­да. На дан­ном при­хо­де ба­тюш­ка про­слу­жил до 7 ян­ва­ря 1916 го­да, а за­тем по лич­но­му про­ше­нию был пе­ре­ве­ден в Пред­те­чен­скую цер­ковь се­ла Ор­шан­ка, где и под­ви­зал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни.

На про­тя­же­нии сво­е­го слу­же­ния в до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя отец Сер­гий, как и боль­шин­ство свя­щен­ни­ков то­го вре­ме­ни, за­ни­мал­ся ак­тив­ной про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­стью: пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Ба­бин­ском зем­ском учи­ли­ще (1912–1915 гг.), Ви­дя­нин­ском зем­ском учи­ли­ще, Ор­шан­ском двух­класс­ном зем­ском учи­ли­ще, Ор­шан­ском выс­шем на­чаль­ном учи­ли­ще (1916–1917 гг.). С де­каб­ря 1912 го­да ба­тюш­ка со­сто­ял чле­ном Мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства, с 1915 го­да вхо­дил в Брат­ство свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, об­ра­зо­ван­ное в Вят­ской епар­хии.

Тру­ды свя­щен­ни­ка Сер­гия Стрель­ни­ко­ва на ни­ве Хри­сто­вой по­лу­чи­ли при­зна­ние. 7 мар­та 1915 го­да, к празд­ни­ку Свя­той Пас­хи, Прео­свя­щен­ней­шим Ни­кан­дром (Фе­но­ме­но­вым), епи­ско­пом Вят­ским и Сло­бод­ским за от­лич­но-усерд­ную служ­бу он был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, в 1919 го­ду — ску­фьей. В со­хра­нив­ших­ся кли­ро­вых ве­до­мо­стях тех лет о нем за­пи­са­но: «По­ве­де­ния очень хо­ро­ше­го».

В Пред­те­чен­ской церк­ви се­ла Ор­шан­ка отец Сер­гий про­слу­жил бо­лее 20 лет. В го­ды со­вет­ской вла­сти, как и все свя­щен­но­слу­жи­те­ли, он был ли­шен граж­дан­ских прав, не раз об­ла­гал­ся непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми, под­вер­гал­ся дру­гим при­тес­не­ни­ям. Храм се­ла Ор­шан­ка несколь­ко раз ока­зы­вал­ся под угро­зой за­кры­тия, но тру­да­ми свя­щен­ни­ка и ве­ру­ю­щих при­ход­скую жизнь уда­ва­лось со­хра­нить. В 1933 го­ду за рев­ност­ное слу­же­ние Церк­ви Бо­жи­ей отец Сер­гий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

В 1936 го­ду цер­ковь в Ор­шан­ке все-та­ки за­кры­ли, пе­ре­дав зда­ние под зер­но­склад. Ба­тюш­ка сно­сил все это тер­пе­ли­во, про­дол­жал ис­пол­нять свой пас­тыр­ский долг, со­вер­шая бо­го­слу­же­ния на до­му, а в ян­ва­ре 1937 го­да бла­го­сло­вил сбор под­пи­сей за от­кры­тие хра­ма. И до сей по­ры вспо­ми­на­ют об от­це Сер­гии на Ор­шан­ском при­хо­де как о че­ло­ве­ке со­стра­да­тель­ном, тру­до­лю­би­вом и от­зыв­чи­вом. В са­мых обыч­ных жи­тей­ских де­лах он был под­держ­кой для сво­их од­но­сель­чан: по­мо­гал лю­дям хле­бом, участ­во­вал в об­щих сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ра­бо­тах, вме­сте со все­ми ту­шил по­жа­ры в се­ле. Ко­неч­но, отец Сер­гий пред­ви­дел свою судь­бу, об­щую для всех ис­тин­ных слу­жи­те­лей Церк­ви то­го вре­ме­ни. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, ба­тюш­ке неод­но­крат­но пред­ла­га­ли скрыть­ся, но он ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся оста­вить паст­ву.

26 июля 1937 го­да про­то­и­е­рей Сер­гий Стрель­ни­ков был аре­сто­ван по лож­но­му об­ви­не­нию в си­сте­ма­ти­че­ском ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и за­клю­чен под стра­жу в ка­ме­ру пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния Ор­шан­ско­го от­де­ла ми­ли­ции с по­сле­ду­ю­щим на­прав­ле­ни­ем в Йош­кар-Олин­скую тюрь­му. В хо­де след­ствия ба­тюш­ка был до­про­шен два­жды 29 июля 1937 го­да и ви­нов­ным се­бя не при­знал. 8 ав­гу­ста 1937 го­да со­сто­я­лось за­се­да­ние трой­ки НКВД по МАССР, на ко­то­ром про­то­и­е­рей Сер­гий Стрель­ни­ков был при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ли в ис­пол­не­ние в тот же день, в 15 ча­сов. По­хо­ро­нен отец Сер­гий в брат­ской мо­ги­ле на так на­зы­ва­е­мой Мен­дур­ской до­ро­ге непо­да­ле­ку от Йош­кар-Олы.

16 июля 2005 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви под пред­се­да­тель­ством Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о при­чис­ле­нии про­то­и­е­рея Сер­гия Стрель­ни­ко­ва к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. Чин про­слав­ле­ния был со­вер­шен 19 сен­тяб­ря 2005 го­да в Ми­ро­но­сиц­ком мо­на­сты­ре Йош­кар-Олин­ской епар­хии. В де­каб­ре 2005 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи но­во­про­слав­лен­но­го свя­то­го, ко­то­рые в на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дят­ся в до­мо­вом хра­ме ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Тро­е­ру­чи­ца» в зда­нии Йош­кар-Олин­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния.

Сво­ей жиз­нью, за­вер­шив­шей­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной, свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий Стрель­ни­ков явил при­мер кро­то­сти и тер­пе­ния, вер­но­сти пас­тыр­ско­му дол­гу. Мо­лит­ва­ми его да укре­пит Гос­подь и нас в тер­пе­ли­вом несе­нии жиз­нен­но­го кре­ста и ис­пол­не­нии хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2021/08/09, 19:19:08
Слава Тебе Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
© Vinchi Group
1998-2023


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.064831018447876 сек.