07/08/2021 15:12:09
 |
26 июля по старому стилю / 8 августа по новому стилю воскресенье Неделя 7-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Поста нет.
Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161). Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля). Сщмч. Сергия Стрельникова пресвитера (1937).
Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – Рим., 116 зач., XV, 1–7. Мф., 33 зач., IX, 27–35. Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–2385.
Тропарь и кондак воскресные 6-го гласа Тропарь: Ангельския Си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ ад, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ де́ву,/ да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́. Кондак: Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий/ Жизнода́вец воскреси́в всех Христо́с Бог,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ есть бо всех Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бог всех.
Тропарь священномученика Ермолая и И́же с ним, глас 4: Мученицы́ Твои́, ,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак священномученика Ермолая, глас 4: Я́ко святитель благочестно пожив/ и священномуче́ния вене́ц прия́л еси́./ Идольския жертвы погасив,/ добрый пастырь Христо́ва стада был еси́, прему́дре,/ и Пантелеимону истинный учитель./ Сего́ ра́ди почитаем тя песньми, вопиюще: // от бед избави нас при́сно моли́твами твои́ми, Ермолае, о́тче наш.
Тропарь преподобного Моисея Угрина, глас 3: Другаго тя Иосифа,/ великий чистоты и целомудрия рачителю,/ всечестне и равноангельне Моисее,/ священными песньми восхваляюще, грешнии,/ моли́мтися прилежно:/ моли́ Христа́ Бо́га,/ я́ко да исцелит вся наша Стра́сти // и подаст велию милость.
Кондак преподобного Моисея Угрина, глас 3: В вы́шних Единаго Бо́га ища,/ земная вся презрел еси́,/ о телеси́ своем нера́див,/ на муки мужески себе вдал еси́,/ глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси́,/ биения, кро́ве излияние и удов отрезание,/ чистаго ра́ди девства твое́го,/ мужески понесл еси́./ И ны́не с девственными лики предстоя Пресвятей Троице,/ от всех искушений моли́ изба́витися вопиющим ти: // ра́дуйся, Моисее, о́тче Бла́же́ннейший.
Мысли свт. Феофана Затворника (Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23) Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.
Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.
 |
Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ, иереи Никомидийские |
Священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ, иереи Никомидийские, в числе немногих остались в живых после того, как по повелению императора Максимиана (284–305) в Никомидийской церкви были сожжены 20000 христиан в 303 году (память 28 декабря). Они скрывались в отдаленных местах и не переставали учить язычников христианской вере. Мимо дома, в котором скрывался святой Ермолай, часто проходил юноша-язычник Пантолеон (святой великомученик Пантелеимон; память 27 июля). Однажды святой Ермолай вышел навстречу юноше и попросил его зайти к нему в дом. В беседе святой Ермолай стал разъяснять своему гостю ложность, нечестие и суетность поклонения языческим божествам. С этого дня Пантолеон стал ежедневно заходить к святому Ермолаю и принял от него святое Крещение. Когда совершался суд над святым великомучеником Пантелеимоном, были схвачены и святые Ермолай, Ермипп и Ермократ. Накануне святому Ермолаю явился Господь Иисус Христос и открыл ему, что на следующий день он пострадает за Него и примет мученический венец. После святого Ермолая были схвачены и приведены на судилище и святые Ермипп и Ермократ. Всем троим было предложено отречься от Христа и принести жертву идолам. Но они решительно отказались, исповедали свою веру в Господа Иисуса Христа и готовность с радостью умереть за Него. Язычники стали угрожать святым иереям муками и смертью. Внезапно началось сильное землетрясение, и идолы в капище упали и разбились. Об этом было доложено императору. Разгневанный Максимиан отдал святых мучеников на истязания и вынес им смертный приговор. Мужественно претерпев все мучения, святые иереи – мученики Ермолай, Ермипп и Ермократ были обезглавлены около 305 года.
Преподобномученица Параскева была единственной дочерью родителей-христиан и с молодых лет посвятила себя Богу. Живя в родительском доме, она много времени уделяла молитве и изучению Священного Писания. После смерти родителей святая Параскева раздала все свое имущество нищим, приняла иночество и, подражая святым апостолам, начала проповедовать язычникам о Христе, многих обращая в христианство.
О ее деятельности было донесено императору Антонину Пию (138–161), и святая Параскева предстала перед судом. Бесстрашно исповедала она себя христианкой. Ни обещания почестей и материальных благ, ни угрозы мучениями и смертью не поколебали твердости святой и не отвратили ее от Христа. Она была предана зверским истязаниям. Ей на голову надели раскаленный шлем и бросили в котел с кипящей смолой. Однако силой Божией святая мученица осталась невредимой. Когда император заглянул в котел, святая Параскева бросила ему в лицо несколько капель раскаленной смолы, и он ослеп. Император стал просить ее об исцелении, и святая мученица исцелила его. После этого император отпустил святую Параскеву на свободу.
Переходя с проповедью Евангелия с одного места на другое, святая Параскева пришла в город, где правителем был Асклипий. Здесь святую опять судили и приговорили к смерти. Ее повели к огромному змею, жившему в пещере, чтобы он пожрал ее. Но святая Параскева сотворила над змеем крестное знамение и он тут же издох. Асклипий и горожане, видя такое чудо, уверовали во Христа и отпустили святую. Она продолжала свою проповедь. В городе, где правителем был некто Тарасий, святая Параскева приняла мученическую кончину. После жестоких истязаний ее обезглавили.
Преподобный Моисей Угрин, Печерский, по происхождению венгр, был братом преподобного Ефрема Новоторжского († 1053; память 28 января) и Георгия. Вместе с ними он поступил на службу к святому благоверному князю Борису († 1015; память 24 июля). После убийства в 1015 году на реке Альте святого Бориса, вместе с которым погиб и Георгий, святой Моисей бежал и скрывался в Киеве у Предславы, сестры князя Ярослава. В 1018 году, когда польский король Болеслав захватил Киев, святой Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.
Высокий и стройный красавец, святой Моисей обратил на себя внимание одной богатой польки-вдовы, которая загорелась к нему страстным желанием и захотела сделать его своим мужем, выкупив из плена. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять Ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.
Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и станет иноком.
Проезжавший через те места афонский иеромонах постриг святого Моисея в иночество. Полька приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась. Святой Моисей сказал: «Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой». Услышав это, полька велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его. Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Но его постигла внезапная смерть. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова. Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: «Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Преподобный Моисей сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас тот был избавлен от искушения. Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.
 |
Собор Смоленских святых |
Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1983 году, в Неделю перед праздником Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. В 1986 году день Собора Смоленских святых впервые был включен в церковный календарь Московской патриархии.
Согласно календарю издательства Московской патриархии от 2012 года, в Соборе празднуются: Авра́мий (Авраа́мий) Смоленский, прп. Андре́й Смоленский, Переяславский, блгв. кн. Анто́ний, епископ Вологодский, Великопермский, свт. Арка́дий Дорогобужский, прп. Арка́дий Новоторжский, Вяземский, прп. Гера́сим Болдинский, прп. Глеб (в Крещении Дави́д), страстотерпец, блгв. кн. Глеб Всеволодович (Святославич) Смоленский, блгв. кн. Дави́д Ярославский, блгв. кн. Ефре́м Новоторжский, прп. Ефре́м Смоленский, прп. Игна́тий, епископ Смоленский, чудотворец, свт. Иулиани́я Вяземская, Новото́ржская, блгв. кн. Константи́н Ярославский, блгв. кн. Макарий (Глухарев), Алтайский, прп. Макарий (Гневушев), Орловский, сщмч. Мерку́рий Смоленский, воин, мч. Мерку́рий Смоленский, Печерский, прп. Михаил, епископ Смоленский, свт. Михаил Феодорович Ярославский, блгв. кн. Николай (Касаткин), архиепископ Японский, равноап. Питири́м, епископ Тамбовский, свт. Про́хор Печерский, Лебедник, прп. Ростисла́в (в Крещении Михаи́л) Мстиславич Киевский, Смоленский, блгв. кн. Серафи́м (Остроумов), архиепископ Смоленский, сщмч. Симео́н Мстиславич Вяземский, блгв. кн. Симео́н (Молюков), митрополит Смоленский, свт. Си́мон Радонежский, Смоленский, прп. Фео́дор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский, блгв. кн.
 |
Священномученик Се́ргий Стрельников, пресвитер |
Сергий Стрельников родился 24 сентября/7 октября 1887 года, в канун праздника преподобного Сергия Радонежского, в селе Шулка Вятской губернии в семье диакона Александра Стрельникова. 14 июня 1911 года Сергий Александрович окончил по первому разряду Вятскую Духовную семинарию, и 12 января 1912 года он был определен учителем в Богородско-Полянскую церковно-приходскую школу Яранского уезда Вятской губернии, а 1 сентября того же года перемещен на аналогичную должность в село Мушу, располагавшееся в том же уезде. Вскоре С.А. Стрельников был рукоположен во диакона, а 14 ноября 1912 года — во священника с назначением в Михаило-Архангельскую церковь села Колянур Яранского уезда. На данном приходе батюшка прослужил до 7 января 1916 года, а затем по личному прошению был переведен в Предтеченскую церковь села Оршанка, где и подвизался до конца своей жизни.
На протяжении своего служения в дореволюционное время отец Сергий, как и большинство священников того времени, занимался активной просветительской деятельностью: преподавал Закон Божий в Бабинском земском училище (1912–1915 гг.), Видянинском земском училище, Оршанском двухклассном земском училище, Оршанском высшем начальном училище (1916–1917 гг.). С декабря 1912 года батюшка состоял членом Миссионерского общества, с 1915 года входил в Братство святителя Николая Чудотворца, образованное в Вятской епархии.
Труды священника Сергия Стрельникова на ниве Христовой получили признание. 7 марта 1915 года, к празднику Святой Пасхи, Преосвященнейшим Никандром (Феноменовым), епископом Вятским и Слободским за отлично-усердную службу он был награжден набедренником, в 1919 году — скуфьей. В сохранившихся клировых ведомостях тех лет о нем записано: «Поведения очень хорошего».
В Предтеченской церкви села Оршанка отец Сергий прослужил более 20 лет. В годы советской власти, как и все священнослужители, он был лишен гражданских прав, не раз облагался непосильными налогами, подвергался другим притеснениям. Храм села Оршанка несколько раз оказывался под угрозой закрытия, но трудами священника и верующих приходскую жизнь удавалось сохранить. В 1933 году за ревностное служение Церкви Божией отец Сергий был возведен в сан протоиерея.
В 1936 году церковь в Оршанке все-таки закрыли, передав здание под зерносклад. Батюшка сносил все это терпеливо, продолжал исполнять свой пастырский долг, совершая богослужения на дому, а в январе 1937 года благословил сбор подписей за открытие храма. И до сей поры вспоминают об отце Сергии на Оршанском приходе как о человеке сострадательном, трудолюбивом и отзывчивом. В самых обычных житейских делах он был поддержкой для своих односельчан: помогал людям хлебом, участвовал в общих сельскохозяйственных работах, вместе со всеми тушил пожары в селе. Конечно, отец Сергий предвидел свою судьбу, общую для всех истинных служителей Церкви того времени. По воспоминаниям очевидцев, батюшке неоднократно предлагали скрыться, но он категорически отказался оставить паству.
26 июля 1937 года протоиерей Сергий Стрельников был арестован по ложному обвинению в систематическом ведении контрреволюционной агитации и заключен под стражу в камеру предварительного заключения Оршанского отдела милиции с последующим направлением в Йошкар-Олинскую тюрьму. В ходе следствия батюшка был допрошен дважды 29 июля 1937 года и виновным себя не признал. 8 августа 1937 года состоялось заседание тройки НКВД по МАССР, на котором протоиерей Сергий Стрельников был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день, в 15 часов. Похоронен отец Сергий в братской могиле на так называемой Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы.
16 июля 2005 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было принято решение о причислении протоиерея Сергия Стрельникова к лику святых Новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления был совершен 19 сентября 2005 года в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии. В декабре 2005 года были обретены мощи новопрославленного святого, которые в настоящее время находятся в домовом храме иконы Божией Матери «Троеручица» в здании Йошкар-Олинского епархиального управления.
Своей жизнью, завершившейся мученической кончиной, священномученик Сергий Стрельников явил пример кротости и терпения, верности пастырскому долгу. Молитвами его да укрепит Господь и нас в терпеливом несении жизненного креста и исполнении христианских добродетелей. |