Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

О́тче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы ...
На главную Новости Святитель Тихон Задонский. О взаимной обязанности христианской.
Святитель Тихон Задонский. О взаимной обязанности христианской.
23/06/2021 10:12:44
Святитель Тихон Задонский. О взаимной обязанности христианской.


Об обязанности начальников
Первое. Многие христиане желают и ищут чести и начальства, но таких людей не только христианские книги, но и языческие не хвалят. Недостоин тот чести, кто ищет чести: не знают люди, чего себе ищут. Часто бывает, что честь человеку есть как безумному мечь, которым и себя и других убивает. Высокое дерево всякому ветру открыто и, когда падает, многие деревья малые, близ себя стоящие, сокрушает; так и начальник многим искушениям подвержен бывает, и падение его далеко бывает слышно, и соблазн подает. Начальник согрешит, и все о том знают. Не ищи же, возлюбленный, чести и начальства, но звания ожидай.

Второе. Когда зовут на честь и начальство, рассчитай силы свои: не всякую тяжесть может человек поднять, не каждый и в чести и в начальстве может быть. Надо прежде научиться собою владеть и управлять, кто хочет другими владеть и управлять; и самому прежде делать то, что хочет другим приказывать. Разум и добрая совесть христианину начальнику непременно нужны: без разума начальник будет, как слепой, блуждать, без доброй совести будет разорять, а не строить общество. К тому же честь изменяет нрав человеческий, но редко в лучшую сторону: многие святыми бы были, если бы не были в чести. Думай об этом, христианин, и за тяжесть выше силы твоей не берись; а когда Бог позовет, то хотя и избегать будешь чести, не избежишь ее.

Третье. Идущие в честь и начальство дают присягу. Сила присяги в том, чтобы заботиться о пользе обществу, по совести поступать, истину искать, неправду искоренять, правду наблюдать и насаждать; словом промышлять со всяким усердием об общей пользе. Многие христиане или ради одной только церемонии присягают, или, присягнувши и за порог церковный выйдя, присягу забывают. Такие люди идут на честь для своей, а не для общей пользы, и хотя внешне являются христианами, однако же внутри безбожны есть. Ты таковым начальникам не подражай и не будешь страдать с ними на праведном суде Христовом. Столько примут мучений такие начальники, сколько здесь свирепствуют и неправды делают, грехи их и беззакония к небу взывают и отмщения им просят. Возлюбленный! Берегись таким начальникам подражать; но в чести будучи, помни присягу твою и поступай по христианской совести и силе присяги, помня страшный суд Христов, ибо там за каждое слово будешь отвечать праведному судье. Будь же подчиненным твоим как отец детям, и заботься о них как отец о детях.

Четвертое. Поскольку среди христиан много лживых лицемеров, то не скоро верь доносителям, но одним ухом слушай доносителя, а другое оставляй ответчику; не будь скор в этом деле и не верь сразу.

Пятое. Всяческим образом ищи истину. Но когда невозможно ее найти, оставь и предай это суду Божиему, там всякая истина и ложь явится; лучше же виноватого оставить без наказания, чем наказать невиновного.

Шестое. В деле суда не знай лиц ни друзей, ни врагов, ни знакомых, ни незнакомых, но да будет тебе подругой истина и правда; ибо дело Божие творишь, сидя на месте суда; смотри же на дела, а не на лица, и отдавай всякому свое.

Седьмое. Когда надо будет кого наказывать словом или делом, приступай к наказанию с неохотой. Когда словом наказываешь, берегись наказывать оскорбительным словом: ты, мол, плут, ты мот, ты вор и проч. Это есть ругание, а не наказание. Когда делом наказываешь, то наказывай, а не мучай. Многие начальники гнев свой и ярость подчиненным показывают и так мучают их, а не наказывают. Ты с сожалением и ради исправления наказывай подчиненного своего. Это и есть сердце и дух христианский – ближнему своему сострадать. Помни, что брат твой наказуемый, и он такую же плоть и немощь имеет, как и ты.

Восьмое. Когда почувствуешь гнев в сердце твоем на подчиненного, то берегись в гневе и словом и делом наказывать, но подожди, пока гнев укротится, потому что в гневе невозможно по христиански наказывать, а много сделаешь непристойного и неприличного христианам, о чем и будешь потом жалеть, но уже не возвратишь, что сделано или сказано. Гнев же, как буря, все сокрушает или, как огонь, все поглощает: во гневе никакого добра не может человек сделать, кроме зла, берегись же в гневе наказывать.

Девятое. Помни, что ты христианин, над христианами начальствуешь. Христиане все братья между собой. Христос Господь не стыдится христиан братьями называть, как то видим в Писании; тем более простому человеку, хотя и начальнику, христиан за братьев иметь и так их называть должно. Берегись же подначальных твоих презирать и их за подножие, как некоторые обычай имеют, иметь; знай подлинно, что между ними есть святые и избранники Божии, которых презирать и уничтожать тяжко есть, как сам видишь. И хотя внешне показывать ты должен словом и делом сан твой и начальство твое, однако же внутри себя помышляй, что ты ничем не лучше их; к тому же Бог может и из подчиненного начальника сделать и из начальника подчиненного. Думай об этом, и не будешь над подчиненными гордиться.

Десятое. Без помощи Божией никакое доброе дело и успех не бывают, поэтому молись усердно Господу, да поможет тебе в звании и делах твоих.

Об обязанности подчиненных
Первое. Всякий начальник от Бога установлен, по Писанию: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1), поэтому начальника почитай Бога ради, и достойную ему честь во всем отдавай.

Второе. Поскольку начальник промышляет и заботится об обществе, в котором и ты живешь, то люби его как отца и благодетеля своего и будь ему благодарен.

Третье. Что он повелевает и устанавливает для общей пользы, исполняй и делай по установлению его.

Четвертое. Клевете и злому слуху о начальнике верить берегись. Часто же на человека, а тем более на начальника ложный слух проносится; тем более берегись оклеветать и осудить его, ибо тяжко согрешишь. Великое беззаконие простого человека оклеветать или осудить, а тем более начальника.

Такой клеветой отнимается у начальника достойное ему почтение, а в подчиненных последует к нему пренебрежение и ему непослушание и всякое зло в обществе.

Пятое. Когда начальник наказывает тебя или словом или делом, безропотно претерпи. Если праведно наказываешься, то достоин ты того, по заслуге твоей получаешь, зачем же возмущаться? Если неправедно, и то претерпи, и причисли это к грехам своим, которыми Богу согрешил ты.

Шестое. Поскольку начальник печется об обществе, а следовательно, и о тебе, и требует ради того разума, и во искушениях подкрепления, то, как все подчиненные, так и ты, молись о нем, да вразумит его Господь и поможет и укрепит. Об этом Апостол говорит: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:1, 2). От начальника счастье или несчастье общества зависит, как от головы целость всего тела; поэтому должны молиться все, чтобы начальник разумен и добр был, и так общество в благополучии будет. В остальном во всем противиться начальнику крайне берегись, чтобы не постиг тебя тотчас суд Божий, как Дафана и Авирона и других их единомышленников.

Об обязанности пастырей
Пастыри здесь разумеются – епископы и священники. Самое имя пастырь показывает, какими они должны быть: ибо пасут не скот бессловесный, но овец Христовых, людей, по образу Божьему сотворенных, и кровью Христа, Сына Божьего, искупленных. Внимай же этому, возлюбленный пастырь!

а) Сана или чести этой не должен ты добиваться, но призвания ожидать.

б) Когда призовут, рассуди сам, сможешь ли такое бремя поднять и носить? Если не можешь, не касайся того, чтобы не отяготить себя и погрузиться в бездну Надо тому исправить себя, кто хочет других исправлять; надо сначала научить себя, кто хочет других учить; надо быть осторожным самому, кто хочет других пасти и спасать. Надо быть добрым самому, кто хочет других стеречь и сохранять. Надо самому идти вперед, кто хочет вождем быть и путь другим показывать и вести их к Отечеству; надо быть светом мира, которым все просвещаются, солью земли и проч. Надо прежде самому чистым и непорочным быть, кто хочет и для других быть молитвенником к Богу. Надо, чтобы самого совесть не обличала, кто хочет других за грехи обличать, чтобы не услышать: «Врачу, исцелися сам» (Лк. 4:23). Думай об этом, возлюбленный, и не касайся бремени, которое тяжелее сил твоих.

в) Пастырь должен людей учить непременно, к истинному покаянию приводить, страх Божий и любовь в сердцах человеческих насаждать, бесстрашных и нераскаянных грешников судом Божиим устрашать, смущающихся и сомневающихся и склонных к отчаянию милостью Божией и Евангельским утешением ободрять, суеверия, расколы и ереси искоренять. Все то учение из источников Израилевых, Священных книг слова Божьего черпать и подавать людям, себе подчиненным.

г) Место учения – храм святой. Однако же пастырь везде, где ни бывает собрание, может и должен учение преподавать, когда возможность будет. В этом деле есть пример всем пастырям – Христос, Спаситель мира, который не только в храме Соломоновом учил, но и в домах, и в пустыне и прочих местах. Случай подскажет пастырю старательному и остроумному, что и где говорить, как видим это в Евангелии. За трапезою сидя, можно о трапезе Царствия Небесного говорить, и проч.

д) Что хочешь говорить людям, то прежде должно довольно рассудить и хорошо продумать и так людям предлагать. Пища прежде варится и солью растворяется, и так на трапезе представляется, и угодна и полезна бывает едящим; так и пастырю пищу Божьего слова должно прежде внутри сердца своего сварить и солью разума растворить, и так голодным людям духовную трапезу представлять, иначе пастырь, сам того не желая, может в слове погрешить.

е) Поскольку двойственны люди, бесстрашно живущие и страхом суда Божьего сокрушенные, и жаждущие утешения, то пастырь должен в своем слове Закон Божий и суд Божий бесстрашным проповедовать и тем их к истинному покаянию и сокрушению приводить, сокрушенным же и печальным и смущаемым совестью Евангельское утешение подавать. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим. 1:15).

ж) Слово обличительное говорится по–разному ко всем и к одному конкретному лицу. Когда ко всем говорится, то можно строже и острее говорить, чтобы слышащие грешники почувствовали удар страха в сердцах своих и так бы от сна греховного пробудились: это видим в Пророческих и Апостольских писаниях. Но когда к одному человеку хочешь обличительное слово говорить за известный тебе и ему грех, в таком случае осторожно говори, чтобы хотя бы одну язву исцелить, а не уязвить еще больше; времени и случая к тому ищи. Нет лучшего случая, чем когда он сам свой грех исповедует тебе; тогда ты все можешь ему говорить, только ласково говори и с сожалением, а не с гневом, чтобы он понял, что ты с любовью говоришь, искренне желаешь спасти.

з) Когда люди, какие бы они ни были, нарушают закон и ты точно это знаешь, крайне берегись молчать, но везде беззакония их в слове твоем обличай, чтобы не уподобиться псу немому, который не лает, когда воры нападают на дом и разворовывают его, и волки нападают на стадо и уничтожают его. Будь тверд в этом, возлюбленный, и делай пастырское дело свое, хотя бы следовало тебе и пострадать в этом; имеешь в пример себе Пророков и Апостолов и Святителей Христовых, в древности живших.

и) Богатым и знатным людям, которые в роскоши и гордости мира сего живут, оказывать ласку берегись и пороки их уменьшать, или, что горше того, ни во что ставить, чтобы не быть вместо учителя ласкателем; но всякий порок прямо обличай и истину везде и всегда свидетельствуй: Божие ведь слово говоришь, как посланник Божий. Пусть все они знают, что ты есть пастырь и их учитель и слово о них имеешь воздать праведному Судие.

к) Ради похвалы и славы человеческой берегись Божие слово говорить; и не согрешишь пред Богом, похищая себе то, что не твое. Божье слово дано ради спасения человеческого и прославления имени Божия; для этого и проповедовать его надо. Когда должность пастырскую как следует исправлять будешь, то будешь похвалу иметь, даже если не хочешь, однако же не от всех. Добрые и заботящиеся о своем спасении будут любить тебя и хвалить, но злые и не думающие о своем спасении будут ненавидеть и поносить: не всем же все нравится.

л) Чему людей подчиненных тебе учишь, то все сам сначала должен делать. Будешь и словом и делом учить, когда нравы и жизнь твоя слову соответствовать будут. На высоком месте сидишь и пред всеми стоишь; все же на тебя смотрят, и что делаешь и говоришь примечают. Учи же их добру и словом и примером своим, чтобы слышали из уст твоих полезное слово и видели пример праведной жизни твоей и так словом и житием твоим пользовались.

Возлюбленный! Будь людям твоим свет и словом, и жизнью; будь соль их, будь ведущий к Отечеству, а не столб, на пути стоящий; указывай им путь и сам впереди иди. Стереги их как сторож и сам стерегись; возвещай им волю Божью, но сам прежде твори. Зови на великую вечного блаженства вечерю, но сам впереди иди.

м) Как самого пастыря, так и людей старание и дела без помощи Божией не исправляют и успеха не получают; поэтому пастырь обязан о себе и о людях, прилежно Богу молиться, чтобы Он ему и всем людям помог. Какими добродетелями обладать и как старателен пастырь должен быть, в первом и во втором Послании к Тимофею и в Послании к Титу Апостол говорит – читай, и увидишь. Примечания достойны слова его: «епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1Тим. 3:2–4).

Об обязанностях пасомых к пастырям
Первое. Поскольку пастырь слово Божие говорит, то, чему учит, прилежно внимай тому, Христианин, и по тому твори. Об этом говорит Апостол: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).

Второе. Пастырь есть Божий посланник, который от Бога к тебе посылается и возвещает тебе путь спасения, и зовет тебя именем Божиим в вечное Его Царство. Поэтому почитай его как посланника Божьего, как великие блага тебе возвещающего и к ним тебя зовущего: «Кто принимает вас, принимает Меня» (Мф. 10:40), говорит Господь. Принимай же и почитай пастыря как Христова посланника.

Третье. Поскольку пастырь об общей пользе промышляет, и как о всех, так и о тебе печется, чтобы вечное спасение получили все, то люби его как отца и благодетеля своего и будь ему благодарен. Называешь его отцом, хорошо; рождает он как всех, так и тебя не к временной, но к вечной жизни. Люби же и ты его как родного отца своего. Любишь отца по плоти, тем более этого отца должен любить.

Четвертое. Печется он и промышляет о всех и о тебе; не оставляй же и ты его в нужде и, чего требует, в том помогай ему, и восполняй то, чего недостает ему, чтобы и время он имел об общей пользе печься и промышлять. Кто о всех печется и промышляет, о том надобно и всем промышлять; так взаимной любовью и благотворением не без успеха и общая польза будет.

Пятое. Поскольку многие в народе недоброхотны и пастырского обличения не любят, и по своей воле хотят жить и немало клеветы на пастыря вымышляют и распространяют, то, когда услышишь какую клевету на пастыря и злой слух, не верь тому и загради уста твои, чтобы никому другому не сказать о том, иначе тяжко согрешишь, зло за добро воздашь, что великое есть беззаконие. Тяжко простого человека, а тем более пастыря оклеветать и обесславить; поэтому и в людях великий разлад, пастырю презрение и непослушание последуют, и так труд его бесполезен может оказаться. Прилежно внимай этому, берегись злого слуха на пастыря, чтобы злой слух о нем не пронести и не познать на себе мстительную руку Божию.

Шестое. Если какие слабости, которые и у благочестивых бывают, у пастыря увидишь, не соблазнись и не осуди его, но помни, что пастырь такой же человек, как и ты, и другие, и тоже слабости, как и прочие люди, имеет.

Седьмое. Поскольку пастырь многим искушениям подвергается, и на него более всего диавол и злые его служители восстают, потому требует особой Божией помощи и подкрепления. Как всем людям, так и тебе надо о нем молиться Богу, чтобы помог ему и укрепил его. Благополучие дома от доброго хозяина зависит, благополучие воинов – от доброго полководца, а благополучие плавающего корабля от доброго кормчего зависит. Молись же, чтобы пастырь мудр и добр был, и общество христианское благополучно будет.

Восьмое. Если пастырь не делает того сам, чему учит, но противно учению живет, внимай слову Христову, которое о таковых пастырях говорит: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2, 3).

Об обязанности мужей и жен, в супружестве находящихся
Первое. Как муж, так и жена в супружество вступать должны по добровольному желанию и согласию, поэтому и священник при венчании обоих лиц спрашивает: волею ли и с согласия ли в супружество вступают? Поэтому супружесто без согласия обоих лиц твердо быть не может; и священники, видя несогласие какого–нибудь лица и венчая, тяжко грешат и правильному наказанию подлежат, потому что от этого всякое зло в супружестве последует.

Второе. Правильно вступившие в супружество должны друг другу любовь и верность хранить до конца жизни.

Третье. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучны пребывать до кончины.

Четвертое. Муж и жена должны считать основой любви своей добродетель, а не страсть, то есть, когда муж в жене своей усмотрит какой–то порок, должен снисходительно ей внушать и жена должна в том повиноваться своему мужу. Ровно и жена, когда усмотрит какой порок в муже, должна его увещевать и он обязан ее слушать. Таким образом любовь их будет верна и непрерывна, и они взаимно, составив тем свое счастье, обрадованы будут добродетелью и благополучием своих детей, и благословение Божие на них будет. Есть обычай некоторым мужьям своих жен и женам своих мужей, под видом воздержания, оставлять, но это дело очень опасно: потому что вместо воздержания может последовать тяжкий грех прелюбодеяния или у одного, или у обоих. Если муж оставит жену, а жена с другим будет грешить, то и муж в этом грехе повинен будет, потому что подал жене своей причину грешить. Также и жена, если оставит мужа своего, а муж с другой будет грешить, то и жена в этом грехе повинна по вышеописанной причине.

Пятое. Апостол говорит состоящим в браке: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1Кор. 7:4, 5) и проч. Понятно, о чем Апостол говорит здесь.

Шестое. В супружестве живущие помнить должны, что они есть христиане, святое имя Божие исповедуют, Бога призывают и молятся, Святых Тайн Христовых причащаются и проч., а тем более иереи и диаконы. И потому не так должны жить в супружестве, как язычники, говорит им Апостол: «чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7:5).

Седьмое. Муж жену свою не должен иметь как рабыню, но как помощницу; но жена должна своему мужу повиноваться, как учит Апостол: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». И немного ниже: «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:22, 33). И в другом месте: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18). Когда муж и жена единоправны и добронравны будут, то супружество будет благополучно и прекрасно, потому что всегда у них будет единомыслие, согласие и мир, в чем великое состоит благополучие. «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132:1), говорит Пророк. Но поскольку сатана, враг душ человеческих, у добронравных союз любви и согласия хочет разорвать, то должны муж и жена друг другу в случающихся слабостях снисходить и с любовью друг друга терпеть; и так согласие и мир соблюдется.

Восьмое. Если или муж добронравен, а жена злонравна, или жена добронравна, а муж злонравен будет, то добронравному лицу следует вечное страдание и крест. Поэтому надо ему привыкать в таком случае к терпению, и терпением приключающееся зло сносить и побеждать.

Девятое. Видим в историях, что многие жены своих мужей развратили и за собой в погибель свели. Поэтому не должны мужья женам своим послаблять и, что хотят, позволять делать, но стремление безнравственных страстей удерживать, чтобы за это не пострадать. К Еве приступил змей и прельстил ее. Ева, прельстившись, Адама прельстила и за собой в погибель свела. Так и ныне бывает: также древний змей к жене приступает и ее прельщает, и через жену мужа к беззаконным делам влечет. Муж, осторожен будь, и не во всем волю и совет жены исполняй, чтобы не завладела тобой и не повела, куда хочет. Ева всегда свой нрав имеет; люби ее до тех пор, пока Богу не противно будет. Пусть она, по Апостольскому слову, боится тебя, а не ты ее; и она пусть тебе повинуется, а не ты ей.

Об обязанности родителей
Святой Апостол Павел так к родителям обращается: «воспитывайте... детей ваших в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), и призывает их, чтобы воспитывали детей своих, как следует христианам. Все христиане в святом крещении обновились к новой, святой, христианской жизни и обещали Богу верой и правдой служить и так ему угождать. Но, чтобы не развратиться и не придти в бедственное положение крестившимся и чтобы не было как в истинной притче: «пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Пет. 2:22), обязательно нужно предупредить это бедственное состояние добрым воспитанием детей, пока они еще малы и юны.

С болью же и сожалением видим, что многие дети в юности развращаются; это случается с ними от беззаботности родителей. Многие родители учат детей своих художеству, временной жизни служащему, другие иностранным языкам стараются научить, и немалые суммы на это тратят, но о христианском учении не думают, по христиански жить детей своих не учат. Такие родители для временной жизни детей своих рождают, но для вечной двери закрывают. Святой Златоуст, рассуждая о родителях, не заботящихся о добром воспитании детей своих, говорит так: «Родители, которые детей по христиански воспитывать не стараются, есть беззаконнейшие детоубийцы» (Беседа 3–я против хулителей монашеской жизни). Потому что детоубийцы тело от души отлучают, а они и душу и тело в геенну огненную ввергают. Обычной смерти по естественному закону никак избежать, нельзя, а вечную можно было бы, если бы беззаботность родителей не были в этом виновны. К тому же смерть телесную воскресение мертвых упразднить может; душевной же погибели ничто не может возвратить. Поэтому родители слушайте слово Господне: «Воспитывайте... детей ваших в учении и наставлении Господнем».

Садовник молодое дерево, вновь посаженное, привязывает к колу, в землю водруженному и закрепленному, чтобы от ветра и бури не вырвало его из земли, и сучки или отростки негодные на дереве отсекает, чтобы дерево не повредили и не иссушили. Поступайте и вы так с малыми и молодыми вашими детьми: привязывайте сердца их к страху Божьему, чтобы от козней сатанинских не поколебались и не потеряли благочестия, и отсекайте вырастающие в них страсти, чтобы не выросли и ими не овладели и так бы не умертвили внутреннего нового человека, в святом крещении рожденного. Потому что видим, что когда дети растут, то проявляются и растут с ними страсти греховные, как отростки негодные на дереве; поэтому, чтобы эти беззаконные отростки не выросли и не повредили и не погубили человека, святым крещением омытого, освященного и оправданного, непременно нужно наказанием и учением Господним их отсекать. Отсекайте же, возлюбленные, такие отростки от детей ваших, и воспитывайте их в «наказании и учении Господнем».

Как только начнут они хоть немного соображать и добро и зло различать, начинайте и вы дело свое и учите их. Поступайте с ними так:

а) Напоминайте им часто о святом крещении и о том, что они тогда обещали Богу жить порядочно и верой и правдой Ему служить и от всякого зла и греха удаляться.

б) Повторяйте им почаще, что мы все рождаемся и возрождаемся в крещении не к временной жизни, не для приобретения чести, славы, богатства в этом мире, о чем сама смерть наша говорит, иначе бы вечно в мире этом пребывали, но рождаемся и возрождаемся для вечной жизни. Вся жизнь наша в мире этом от рождения и до смерти есть путь, которым идем к обещанному нашему Отечеству и вечной жизни Это часто им напоминайте, чтобы не пристрастились к суете мира этого и научились небесной мудрости, а не земной.

в) Вразумляйте их, кто есть Бог христианский, и чего он от нас требует: что Он ненавидит зло и любит добро; за зло казнит человека, а за добро награждает. И хотя мы Его не видим, но Он нас видит и везде с нами невидимо присутствует, и всякое наше дело видит, и всякое слово слышит. Надо же его бояться и угождать Ему.

г) Просвещайте их внутренние очи, кто есть Христос, в которого веруем мы, и ради чего Он в мир пришел и пожил, и пострадал, и умер. Причиной были тому грехи наши; и вечное наше спасение в том, чтобы мы от грехов избавились.

д) Учите их Закону Божьему и объясняйте, чего тот Закон от нас требует, то есть, чтобы мы любили Бога и всякого человека. Все, что противно этому Закону, есть грех и порок; все же согласное и сходное есть добродетель. Закон Божий соблюдать и так удаляться от всякого греха и добродетельно жить на святом крещении обещали мы Богу. Кто иначе живет, тот обещаний тех не сдерживает и перед Богом считается лживым; и, когда истинно не покается и не исправится, на суд Божий явится лживым.

е) Представляйте им последнее, смерть, суд Христов, вечную жизнь и вечную муку, чтобы так вселился в них страх Божий и береглись бы всякого зла. Это и прочее вливайте, как молоко, в юные сердца их, чтобы выросли в благочестии. Называют они вас родителями: будьте же истинные родители. Родили вы их по плоти, рождайте же и по духу; родили вы их к временной жизни, возрождайте их к вечной жизни.

Возлюбленные христиане! Явитесь и вы, и дети ваши на суде Христовом, и за них ответ дадите Судье праведному. Он у Вас не спросит: учили ли вы детей ваших художеству, учили ли по–французски, по–немецки, по–итальянски говорить, но учили ли по–христиански жить? Дети юные внимают более поступкам родительским, чем наставлению их. Поэтому, если хотите, чтобы дети ваши были благочестивыми и добрыми, будьте сами благочестивыми и добрыми, и себя в пример им ставьте, и так воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Так и дети ваши и вы получите вечное спасение во Христе Иисусе, Господе нашем.

Об обязанности детей
Первое. Сама совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать. Язычники учили и узаконили первейшую после Бога честь отдавать родителям. И слово Божие повелевает почитать родителей: «Почитай отца твоего и матерь» (Еф. 6:2). Всякое же почтение отдавай, христианин, родившим тебя, чтобы благо тебе было; кого тебе и почитать, как не родителей?

Второе. Поскольку родители твои есть великие благодетели, проявляй к ним свою достойную благодарность. Помни болезни и труды их, в твоем воспитании бывшие, и будь им за то благодарен. Знай точно, что ничем за благодеяние их, к тебе проявленное, воздать не можешь. Много они тебе одолжили, много и ты им должен. Являй же им сердечную за то благодарность в течение всей жизни.

Третье. Всякое послушание им показывай. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1). И еще: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20).

Четвертое. Никакого дела без их совета и пожелания не начинать, но о всем с ними советоваться и соизволения просить должен ты, чтобы твоим дерзновением не оскорбить и без успеха не было начатое тобой дело.

Пятое. Безнравственно перед ними поступать, слова говорить и дело непристойное делать стыдись и берегись, этого обязанность христианская от тебя требует.

Шестое. Крайне берегись грубым словом оскорбить их, но со всякой учтивостью говори им и отвечай, чтобы знали, что ты любовь к ним имеешь и почтение.

Седьмое. Если за что наказывают тебя и знаешь подлинно, что ты в этом виноват, признавай свою вину со смирением и с кротостью претерпи наказание. Наказывают же тебя, чтобы исправившимся и добрым стал. Если же знаешь свою невиновность, и совесть твоя тебя оправдывает, то объявляй свою невиновность со всякой учтивостью и смирением. Кротость твоя везде разумна будет, чтобы знали, что ты чадо их.

Восьмое. Во всякой нужде и недостатке не оставляй их, но помогай им и служи им, а особенно в старости, помни, сколько они трудились для тебя, отплати и ты им своими услужениями.

Девятое. Какие слабости в них увидишь, которые бывают и у хороших людей, молчанием покрывай. Но если что и соблазнительное увидишь, крайне берегись осудить и другому сказать о том. Не подражай в этом деле Хаму, сыну Ноеву, который, видя наготу отца своего и выйдя вон, поведал братьям своим, но подражай Симу и Иафету, братьям его, которые, взяв одежду и положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего (Быт. 9:22–28), и проч. Будь же и ты таким, если увидишь слабость родителей своих.

Десятое. Если как–нибудь оскорбишь их и познаешь в совести твоей, и в них приметишь оскорбление, то не медли, но тотчас падай перед ними и со смирением проси прощения, чтобы не попасть под суд Божий. Если же у всякого человека, оскорбленного нами, надо нам просить прощения и с ним примириться (Мф. 5:23–25), по словам Христа, тем более так с родителями нашими надо поступать, которых и любить и почитать больше других людей должны мы.

Одиннадцатое. Сами язычники великие казни на тех детей, которые родителей своих не почитают, в книгах своих определили. И в святом Законе Божием страшные казни написаны на таких несчастных детях, которые злословят отца и мать, смертью да умрут, и проч. Такие дети или, вернее, выродки рода человеческого, и Богу и людям гнусны. Великая неблагодарность и тяжкое беззаконие быть злодеем к своим благодетелям и воздавать злом за добро. Поэтому берегись, христианин, чтобы не узнать на себе тотчас мстительную руку Божию. После Бога нет больших нам благодетелей, чем родители наши; страшно же и неблагодарным быть к ним.

Двенадцатое. Знай точно, что, каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по слову Христову: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

Об обязанностях хозяев
Бог повелевает в пятой заповеди детям почитать родителей, и родителям заботиться о благосостоянии детей, имея в виду обязанности господ и слуг. Поэтому–то святой Апостол Павел призывает подчиненных повиноваться властям, называя их Божьими служителями: «есть Божий слуга» (Рим. 13:4). И когда поучает, чтобы чада слушались родителей и отцы не раздражали чад, тогда же излагает равную обязанность господ и рабов, что рабы должны повиноваться господам, «исполняя волю Божию от души» (Еф. 6:6), и господа, помня, что и они имеют всеблагого Господа на небесах, равно были благи и к подчиненным. Это наставление слова Божьего составляет следующие обязанности господ:

а) Содержать рабов в страхе Божием и совершенном повиновении их закону. От дел беззаконных воздерживать, чтобы не только в господах, но и в рабах прославлялся и благоугождался Бог.

б) В воскресные и праздничные дни от богослужения и молитв работами их не только не отвлекать, но и самим молить о них Бога, чтобы был милостив к ним.

в) Приказания свои согласовывать с Законом Божиим так, чтобы услуги рабов и выгода господина не разрушали заповеди Господа.

г) Заботиться об их пропитании, об их жизни и здоровье.

д) Благожелательными распоряжениями приводить к благоустройству их семейства, дома и земледелие.

е) Наблюдать, чтобы в супружестве их хранима была верность и честность.

ж) Избегать жестокости и, по наставлению святого Апостола Павла, относиться к ним так, чтобы строгость растворялась отеческим к ним снисхождением.

з) Просьбы их принимать и рассматривать благосклонно и отечески. В общем, во всех своих к ним обязанностях так поступать, чтобы не стыдно было с ними предстать перед Судьей всех, Богом, и, наслаждаясь вечным блаженством, умножать его, видя прославленными и их.

Об обязанности подчиненных
Закон Божий подвергает подчиненных повиновению господам. Достаточное для них наставление дает святой Апостол Павел: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам» (Еф. 6:5–7).

Итак заповедь Божия и учение святого Апостола Павла составляют следующие правила:

а) Господ почитать и любить как отцов.

б) Исполнять их волю со страхом и трепетом: со страхом, то есть не боясь их наказания, но страшась преступить их волю; с трепетом, то есть иметь осторожность, чтобы иногда по своенравию не преступить их приказания.

в) В простоте сердца, то есть не размышлять, для чего и что повелели делать.

г) Не поступать, как обычно делают человеко–угодники, которые стараются о том только, чтобы их видели господа хорошими, но помнить, что на ваши дела взирает Бог. Поэтому святой Апостол Павел внушает вам, чтобы знали, что каждый, кто сотворит благое, тот и получит от Господа.

д) Во всех делах своих показывать усердие и любовь; тем самым Бог благословит ваши дела и преклонит сердца к вам.

е) Если что–то и тяжелым вам кажется, надо с покорностью просить облегчения, а самовольно не упорствовать.

ж) И в церкви и в домах воссылать о них моления к Господу, чтобы тем и перед Богом засвидетельствовать свое к ним усердие.

Об обязанности богатых
Первое. Богатство есть Божий дар, человекам данный: «Господня земля... и вси живущие на ней» (Пс. 23:1). Дается оно тебе, христианин, не для тебя одного, но и для бедных. Довольствуйся же тем умеренно и Бога благодари, и нужды нищих удовлетворяй, это и есть правильное употребление богатства. Помни, что ты строитель, а не хозяин богатства: за все же будешь отвечать.

Второе. Святое слово Божие хвалит и ублажает тех, которые милостивы и щедры к убогим: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), «Блажен разумеваяй на нища и убога» (Пс. 40:2). Дела милости пред всем миром превозносятся от праведного судьи, Христа и в других местах Святого Писания. Христианин, если хочешь быть участником этого блаженства, будь милостив и щедр к бедным. Много имеешь, много и давай: мало имеешь, мало и давай; но давай от сердца. Милостыня ценится не по числу того, что даешь, но по усердию дающего, «ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7). Даешь сейчас в руки нищих и бедных, но от рук Христовых сторицею получишь. Давай же, не бойся, не погибнет данное!

Третье. Многие христиане, несмотря на то, что милостыня такое великое получает вознаграждение, или как сторожа имущество свое хранят, или растрачивают его на прихоти и роскошь. Хранимое имущество останется чужим, а часто и врагам в руки попадет. Растрачиваемое на прихоти и роскошь погибает, как сам видишь, человек. Но и хранители, и расточители такие не только лишаются блаженства, но и наказаны будут Господом как злые рабы. Берегись этого, христианин! Богатство человеку или вредит или помогает: помогает, когда по воле Божией расходуешь его; вредит, когда не так, как надлежит, его употребляешь. Будь же верный строитель имущества Господня, человек, и истинно богат будешь.

Об обязанности бедных
Бедные, которые принимают милостыню, должны быть благодарны и Богу, являющему им свою милость через человека, и человеку, дающему и в нуждах ему помогающему, и его как своего благодетеля любить, почитать и в молитвах своих поминать. Богатого же обязанность – подавать, нищего – благодарно принимать, и за дающего усердные молитвы проливать. Однако же хотя принимающие милостыню и не молятся за дающего, милостыня, от доброго сердца поданная, сама собой больше всех людей молится и непрестанно ходатайствует к Богу и милости у Него дающему без голоса просит.

Об обязанности дающих в заем
Христианская любовь и обязанность велит в заем давать просящему, по слову Христову: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42). Видим, что многие христиане не хотят дать в заем без лихвы или процента, но видим и то, что многие беды и напасти от этого бедным должникам последуют. Многие из них в окончательную скудость и нищету приходят; многие в тюрьмах, как злодеи, сидят и страдают.

Христианин! Ты давай, но с обнищавших и бедных процент брать берегись.

а) Это противоречит естественному закону: чего не хочешь себе, того и другому не делай. Никто не хочет давать процента, и сам того не должен брать.

б) Самая совесть, возбраняет брать процент. Зачем же брать тебе то, что не твое? Требуй и возьми твое, а сверх данного брать есть лихоимство. Будь же, христианин, доволен твоим, и спокойна будет совесть твоя.

в) Святое Божие слово запрещает брать процент: «Взаймы дай, ничего сверх не бери», говорит Господь (Втор. 23:19; Лк. 6:35).

г) Между великими грехами полагается процент или лихва, как видим во псалме: «Сребра своего не даде в лихву» (Пс. 14:5). Читай сам прилежно псалом и увидишь истину.

д) Безопаснее и пред Богом всевидящим, и пред праведным Его судом с неимущих не брать, чем брать проценты; избери же безопаснейшее.

е) От процентов люди во все большее убожество и нищету приходят. Христианская же обязанность велит недостатки ближнего дополнять, а не делать еще большими, и помогать ему, а не разорять его. Берегись же под видом помощи ближнего разорять и, взаймы давая, сверх данного ничего не бери. Кто с убогих проценты берет, тот великое бесчеловечие делает, и последнюю искру совести потерял. Возлюбленый! Рассуждай прилежно вышеописанные пункты, и страшный суд Христов помни: и будешь давать в заем, но процентов брать не будешь.

ж) Когда должник в такую скудость и нищету придет, что действительно не имеет, чем отдать заимодавцу, христианская любовь требует, чтобы заимодавец или потерпел, или, что лучше всего, долг должнику простил.

Христианин! Действительно должник твой тот, кто взял у тебя заем, но ты – должник Божий. Он тебе веществом должен, но ты Богу грехами. Его долг против твоего греховного очень мал, как бы велик ни был. Прося же у Бога отпущения тьмы талантов, отпусти ближнему твоему сто пенязей (мелких денег): пощади бедного, и тебя Бог пощадит. Будь милостив человек к человеку, и без зазрения совести помолишься Богу: «Боже, милостив буди мне грешному!» Берегись посадить в темницу подобного тебе человека, а может быть, что и лучшего, и не пострадаешь, как лукавый Евангельский раб пострадал (Мф. 18:32, 34). Помни написанное: «суд без милости не оказавшему милости» (Иак. 2:13).

Об обязанности берущих в заем
Многие в заем просят и принимают лицемерно, и обещают возвратить; но, взявши из рук заимодавца, забывают обещание свое и уже не думают отдавать. Видно, что они до того момента отдавать хотят, пока не получат; а если правду сказать, для того просят и берут, чтобы не отдавать взятого. Многие сочиняют свои недостатки, якобы нечем было заплатить долг своему заимодавцу. Такие все есть не истинные, но ложные христиане, и есть прелестники и обманщики, внутри же расхитители и воры, если чужое добро лестно и коварно похищают.

Действительно, они есть должники и Богу и человекам, и со своим долгом явятся на страшный суд Христов, и долг их, коварные замыслы их, и дела их представятся пред лицем их. Такие хитрецы и обманщики невыносимый вред делают обществу: всю верность, которая в обществе должна быть, от сердец человеческих отнимают. Люди, такими прелестниками обманутые, уже и добрым не верят и в заем не смеют давать. А какое от этого зло в обществе следует, сам видишь, христианин!

Ты, когда в заем возьмешь, постарайся отдать все в свое время, чтобы взятое и не отданное в хищение тебе не засчиталось. Отдай все, что должен, чтобы без долга перед судом Христовым предстать; загладь же долг твой, пока он имеется на пути жизни твоей. Если же действительно в такую скудость прийдешь, что не имеешь, чем заплатить, как то в мире бывает, то приди со смирением к заимодавцу и объяви ему свою бедность и скудость и проси его, чтобы или потерпел, пока вернешь ему должное, или отпустил бы долг твой тебе, или иначе как–нибудь за долг твой дай ему удовлетворение. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу... ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5:25, 26), говорит тебе Господь.

Об обязанности продающих
Многие, продавая товар свой, и совесть свою, и с совестью душу, и вечное свое спасение продают и покупают себе вечную погибель. Это те: а) которые продают гнилую вещь за здоровую и худую за добрую, как то: немощную скотину за здоровую, которую выкармливают, чтобы людям доброю показалась; б) которые продают одну вещь за другую, как то: куницу за соболя, хрусталь за алмаз и прочее; в) которые продают всякую вещь дешевую за дорогую, г) которые мешают воду в вино и песок или иное что тяжелое в соль, чтобы больше весила; д) сюда относятся и те продавцы бессовестные, которые за товар свой больше цены требуют, чем он стоит, потому что так замышляют в сердце своем покупателя обмануть.

Еще хуже и беззаконнее этих те продавцы, которые во лжи клянутся и святое и страшное имя Божие во лжи призывают. Все вышеназванные продавцы и им подобные грешат против заповеди Божией: «Не укради» (Исх. 20:15). И столько они крадут, сколько товаров своих так бессовестно продают; и если этого злого дела не оставят и не покаются, и не исправятся, как расхитители и воры явятся на суде Христовом и по делам своим получат.

Смотри же, христианин, что и как продаешь, чтобы вечное свое спасенье не продать. Когда что продаешь, храни совесть твою везде и во всем, чтобы не потерять добрую совесть и не погубить и душу твою: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим. 2:19).

Об обязанности покупающих
Когда продавец прямые цены требует за товар, покупающий уже не должен уменьшать ее, но давать требуемую цену. И в продавце же, и в покупателе должна быть христианская простота и истина; без нее же всякое дело злым и непотребным будет.

Об обязанности нанимающих и нанимающихся на работу
Видим, что одни других нанимают на работу, но видим и то, что и нанимающиеся и нанимающие грешат. Грешат нанимающиеся и пороку хищения подлежат, и есть настоящие воры и похитители, когда, взявши достойную цену, не хотят прилежно работать, но лениво и нерадиво работают, и только дни и часы проводят. Видят они сами, что напрасно плату берут, и так бессовестно чужое добро похищают.

Грешат нанимающие, которые наемникам или совсем не дают или не сполна дают назначенную плату. Такой грех есть грех, к небу взывающий, и отмщения у Бога просящий: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5:4). Поэтому наемник должен прилежно и совестно работать, чтобы полученная им плата в хищение ему не вменилась. А хозяин всю и сполна плату должен наемнику отдать, чтобы не познать на себе гнев Божий и суд Его праведный.

Об оскорбляющих и оскорбляемых
Случается живущим в обществе друг друга оскорблять. Бывает это либо от хитрости зачинщика, диавола, который, ненавидя любовь между нами, подстрекает нас к оскорблению ближнего, либо от слабости естества нашего, либо от невнимания, а часто и от привычки. В таком случае обязательно нужно примирение, и так братолюбие сохранится.

Многие, оскорбив ближнего своего, не думают об этом и так в церковь входят и молятся; но видно, в каком опасном состоянии они находятся. Кто против человека согрешит, тог и против Бога согрешит, и кто человека оскорбит, тот и самого Бога оскорбит. Поэтому Бог запретил против человека согрешать и его оскорблять: и так человек, согрешая против ближнего своего и его оскорбляя, согрешает и оскорбляет Бога, заповедавшего не творить того.

Любовь к ближнему связана с любовью Божией. Когда разрушается любовь к ближнему, то разрушается и любовь к Богу: кто ближнего не любит, тот и самого Бога не любит. А из этого следует, что, кто хочет с Богом примириться и с Богом мир иметь, тому надо сначала с ближним своим примириться и так к Богу приступать и молиться и от него милости просить. Отсюда видно, что суетна и тщетна молитва тех, кто, ближнего своего оскорбив и с ним не примирившись, к Богу в молитве приступает. Об этом говорит Господь: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу... ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5:23–26), говорит Господь.

Смотри, христианин, как нужно нам с ближним нашим примирение! Бог ни покаяния нашего, ни молитвы, ни другого ничего от нас не примет, пока с ближним нашим не помиримся: так дорого почитает Бог любовь и мир с ближним нашим! Берегись же, оскорбив ближнего твоего, не заботиться о примирении, но немедленно с ним помирись, чтобы не познать праведного Божьего гнева. Словом ближнего своего оскорбил ты, словом и помирись: смирись пред ним и попроси у него прощения. Делом ближнего своего оскорбил ты, делом и примирись: смерть невидимо за нами ходит, и неожиданно похищает. Что же будет человеку, если в непримирении и вражде умрет?

С чем из этого мира уйдет, с тем и перед судом Христовым явится. Что ныне оставлено и заглажено, то и там не явится.

Примиряйся же, возлюбленный, с соперником твоим, пока ты жив. Поэтому внимай сему, христианин. Умел ты ближнего твоего оскорбить, умей же с ним и примириться. Но не медли так в важном деле и не откладывай до утра: не знаешь ведь, дождешься ли утреннего дня? Бог обещал нам, кающимся, милость свою, но утреннего дня не обещал. Убеди же себя и сокруши живущего в сердце твоем идола гордости и поклонись со смирением ближнему твоему, которого ты оскорбил. А когда кланяешься телом, кланяйся и сердцем. Просишь прощения у него устами, проси и сердцем. Каешься языком, кайся и жалей и сердцем. Лобызаешься с ним устами, лобызайся и сердцем: внешнее же без внутреннего есть ничто, потому что Бог судит по внутреннему состоянию.

Мне ли, мол, у того просить прощения? Я благородный, а он безродный человек. Но и он человек есть, как и ты: у Бога, праведного судьи, и благородный и безродный равны. Он как безродному благородного, так и благородному безродного оскорблять запретил; и суду Его праведному и благородный и безродный все преданы будут; но посмотри на гробы предков твоих, и там увидишь свое благородие.

Он, мол, злой человек. Не твое дело его судить и неизвестно, кто лучше, ты или он. Бог же судит по внутреннему, а не по внешнему состоянию. «Господь испытает праведного и нечестивого» (Пс. 10:5). Также как ты не знаешь, как скончаешься, так не знаешь, как и он скончается. Многие начинают хорошо, но зло кончают. Другие начинают плохо, но хорошо кончают. Не начало доброе, но конец добрый хвалится и все совершает.

Он, мол, не простит мне, хотя и буду просить прощения. Нет, смирение такую силу имеет, что и жестокосердных преклоняет; потому что Бог, любитель смирения, через смиренных действует. Ты только смирись перед ним, и увидишь силу смирения: непременно с любовью и радостью обнимет и облобызает тебя, а если того не сделает, уже сам своему бедствию виновен будет.

Он, мол, моим смирением возгордится. Неправда: видя твое смирение, и сам смирится; а если вознесется, то непременно смирится, по словам Господним: «всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк. 14:11). Но оставь все отговорки свои: пусть он, что хочет, делает, ты делай, что тебе полезно и нужно, и Господом твоим велено.

Оскорбленный должен простить оскорбившего, чтобы и самому быть прощенным Богом, и с надеждой молиться: «Отче наш!.. остави ним долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14, 15), говорит Господь.

Видишь, христианин, как страшно не отпускать согрешений ближнему! Отпускаешь ты согрешения человеку, отпускает и тебе Бог; не отпускаешь ты, не отпускает и тебе Бог. Что же ты будешь иметь пред Богом? Что и молитва твоя – совсем ничто. Гневаешься ты на ближнего твоего, и сам во гневе находишься у Бога. Но это великое бедствие твое от тебя самого, потому что гневаешься и не отпускаешь ближнему твоему согрешения его.

Действительно, он согрешил тебе, но ты согрешил и согрешаешь Богу. Он твой должник, но ты должник Божий. Он у тебя просит прощения, но ты просишь у Бога, молишься Богу: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Когда прощаешь от сердца ближнего твоего, то сердечно и молишься и истинно и нелицемерно говоришь слова эти Богу. Когда не прощаешь сердечно ближнего твоего, но только словом и устами лицемерно молишься, молитва твоя не только не на пользу тебе, но и в грех обращается. Видишь, куда приводит человека гнев и вражда его!

Победи же себя, возлюбленный, и, отложивши гнев твой, прости все ближнему твоему, тогда помолишься искренно и нелицемерно: «Отче наш!.. остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!» И подастся тебе оставление долгов твоих: верно же слово Божие, истинно и неложно. Что говорит, то так и есть, как говорит; и что обещает, то и исполняется; и чем грозит нам, то сбудется, если не покаемся. Прощаем ли согрешения ближним нашим, прощает и нам Бог от своей милости; не прощаем мы, не прощает и нам Бог. Как мы с ближними нашими поступаем, так и с нами поступает Бог. От тебя же самого, человек, зависит прощение грехов твоих и непрощение, а от этого и спасение или погибель. Без прощения же грехов нет спасения. Насколько страшно, сам видишь.

Мне ли, мол, ему прощать? Ведь он знает, кто я, и кто он! И он и ты человек, бедный, и высокий, и низкий, равно все грешники. Но знаешь ли ты сам, кто ты, и Кто Бог, Которому согрешил и согрешаешь? Пред Богом, Которому согрешил ты и согрешаешь весь мир «как ничто» (Ис. 40:17). Если весь мир как ничто перед Богом, кто же ты перед Ним, как бы велик и высок ни был пред человеками? Так велик и бесконечен Бог, Которому ты согрешил и согрешаешь! Что же и грехи твои, человек, пред Богом? Что и ближнего твоего грех, которым тебя оскорбил? Он как полушка против многих тысяч золотых, как мелкая монета против тьмы талантов, или, лучше сказать, как ничто против грехов твоих к Богу. Малого и очень малого не хочешь простить: великого ли прощенья надеешься получить? Человек человеку, и грешник грешнику не прощает. От Бога ли, который есть вечная правда и непостижимое величество, хочешь прощение получить? Подобный подобного не милуешь. Какой же милости ждешь от Бога? Вот как опасно не прощать согрешения ближнему!

Я, мол, перед ним ни в чем не виноват, он меня без всякой причины оскорбил. Действительно бывает, что без всякой причины люди нас оскорбляют. Но в чем перед нами виноват Бог? «Прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем» (Пс. 91:16). «Господи! у нас на лицах стыд» (Дан. 9:8). Однако же безумно и бесстыдно согрешаем пред Ним и так оскорбляем Его: и каемся, и просим милости, и получаем милость. Слава человеколюбию Его! Слава безмерным щедротам Его! Желая же от Бога получить прощение, прости и сам согрешившему тебе, перед которым ты ни в чем, как говоришь, не виноват, а может быть, что и виноват, потому что трудно в обществе живущим друг друга не оскорбить как–нибудь. Друг другу согрешаем, друг другу и прощать должны.

Я, мол, ему добро делал, а он мне злом за добро отплатил. Правда, тяжело зло за добро претерпевать, но кто более добра делает нам, как ни Бог? Однако же несмотря на это, яростно согрешаем перед Ним. Учитывая же это, покрой лицо твое и скажи сердечно: согрешил, Господи, помилуй меня! Прощаю я ближнему моему, прости и мне, непотребному рабу твоему, который Тебе, Создателю и Благодетелю моему, согрешил.

Я, мол, его много терпел. Вспомни, сколько ты от юности Богу согрешал, но терпел тебе Господь. Что бы было, если бы по правде своей Бог поступил с тобою? Давно бы душа твоя сошла в ад. Если же Бог долго терпел тебя по милости своей, так и ты ближнего своего терпи.

Знаю, мол, я, что Бог с нами милостиво поступает; я, человек немощный, не могу так делать. Не не можешь, но не хочешь: по водам ходить не можешь, а простить, какая трудность? Что ж хочешь гнев свой исполнять и ближнему своему мстить? Это не немощь есть, но злоба. Но вспомни, что христианам повелевается: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1).

Если, мол, я ему прощу, то он еще мне зло сделает. Неизвестно это: но хотя и будет зло делать, пусть что хочет делает, ты делай свое, что тебе повелено и для твоего спасения нужно. Он если не исправится, получит по делам своим: «Неправедный пусть еще делает неправду» (Апок. 22:11).

Он, мол, меня тяжко оскорбил. Не может быть тяжелейшего оскорбления, как Христу Спасителю твоему нанесенное, Которого не только похулили, обругали, посмеялись, оплевали, ударяли, вязали, но терновым венцом венчали и ко кресту пригвоздили и пригвожденного, мимо проходя, хулили и умертвили. Кого – Сына Божьего и Господа Славы! Что ты против такого великого Лица? И что твое оскорбление против Его? Ничто. На тебя еще не плюют, тебя еще по щекам не бьют, тернием не венчают, и проч. Все Христос Господь с великою кротостью и долготерпением претерпел, за кого? За меня и тебя, непотребных рабов Своих, и не только претерпел, но и за врагов своих молился: «Отче, прости им» (Лк. 23:34). На эти терпения как в зеркало смотри и рассуждай и всякое оскорбление без сомнения простишь ближнему твоему.

Если, мол, мне прощать, то люди надо мной смеяться будут. Нечестивым благочестие, и любителям мира этого христианская жизнь и евангельский нрав есть соблазн и буйство, но пред Богом есть премудрость: ты делай, чему учит Евангелие, а не как говорят люди. Пусть смеющиеся смеются, но после горько заплачут, и уже поздно: сама же совесть обличит их.

Возлюбленный христианин! О важном деле здесь говорится, в котором или вечное спасение или вечная погибель состоит. О прощении грехов мы говорим, о котором каждый день к Богу воздыхаем, но воздыхания и сами слезы бесполезны нам, если ближним нашим не прощаем согрешений: в этом же лукавство и неправда сердца человеческого кроется. Хочет человек милость у Бога получить, но сам не хочет подобному себе милость сделать. Хочет, чтобы Бог простил ему грехи, но сам простить не хочет. Видишь, как лукаво и неправо сердце такого человека! Но это ли только повелело нам, христианин? Нам сказано от Господа нашего: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Не достаточно христианину любящих его любить; это же и язычники делают, которые истинного Бога не знают и Христа не принимают, как говорит Господь: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:46, 47).

Христиане должны язычников превосходить в любви и отменность и совершенство на себе показывать. Поскольку христиане святым крещением возрождены и обновлены для вечной жизни и нового святого жития, поэтому не только друзей, но и врагов своих должны любить. От этого же истинная христианская душа познается, так и Отец небесный творит: «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Этому христиане, как дети Отцу, должны подражать, по наставлению Апостольскому: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1).

Невозможно, мол, мне любить врагов и добро творить им. Неправда! Возможно было Давиду, который плакал о погибших врагах своих, Сауле и Ионафане (2Цар. 1:17); плач же о погибели врагов есть явный знак любви к врагам. Возможно было святому Стефану, который за врагов своих, побивающих его камнями, молился: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60). Возможно было и всем святым. Возможно же и тебе. Ты человек, и они человеки были; ты немощен, и они немощь такую же имели. Дети, обучающиеся книжному чтению, сначала учат буквы, потом слоги, а потом и читать учатся. Так должны и христиане в христианском учении поступать. Сначала надо научиться им добром за добро воздавать, что есть благодарность, потом злом за зло не воздавать, досаждением за досаждение, обидой за обиду, и не мстить ни словом, ни делом обидевшему, а далее и врагов любить, и добро творить ненавидящим, и добром за зло воздавать. Это есть лествица, которою христиане восходят к совершенству, то есть к любви врагов.

Что же, христианин, если тебе поведено врагов любить и добро творить ненавидящим, поведено от Того, Который создал тебя и погибшего кровью и смертью своей искупил, и смерть и жизнь твою в руке держит Своей, захочешь ли и будешь ли прощать оскорбившего тебя? Если бы тебе повелел царь земной не только ближнему твоему простить обиды его, но и ему послужить или смертью умереть? Что бы ты лучше избрал, умереть или простить и послужить ближнему твоему? Надеюсь, что лучше бы ты захотел простить и послужить ближнему твоему, чем умереть. Царь Небесный повелевает не только прощать оскорбляющих, но и врагов любить, и добро творить ненавидящим, иначе вечная смерть последует тем, которые повеления Царя Небесного не слушают. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Истинная добродетель состоит в победе над самим собой: делать не то, что растленное естество хочет, но что святая воля Божия хочет, покорять волю свою воле Божией и побеждать благим злое, смирением гордость, гнев кротостью и терпением, ненависть любовью. Это и есть христианская победа и славнейшая, чем побеждать народы. Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Гнев, если в начале не укротится, обращается в злобу; злоба, как в истории читаем и ныне видим, великие беды и напасти и самим злобствующим, и тем, на которых злоба бывает, причиняет. Потому что такими людьми диавол, дух злобы, обладает, и ведет их, куда хочет, и делает чрез них, что хочет. Поэтому сказано у Апостола: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26, 27).

Берегись же, христианин, гнев держать на ближнего твоего, чтобы в злобу не обратился и гак себя и ближнего твоего не погубил; но сразу укрощай гнев твой и убивай его, как беззаконного младенца, пока мал, чтобы не вырос и тебя самого не убил. Апостол святой всех христиан призывает, и молит к согласию и миру, и убедительные к этому доводы приводит, говоря: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:1–6). И еще: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

Рассуждай об этом, христианин, как нужен и необходим мир и согласие христианам. Поэтому написано о первых христианах: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32). О любезное содружество и предорогое братство, когда у многих сердце и душа едина! Знать, что они единым Духом небесного своего Отца водимы были! Где же мир, согласие и единодушие, там Бог мира: «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Насколько же хорошо и насколько приятно иметь между собой мир и согласие! Пророк святой воспел это в особом псалме: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?», и проч. «Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века» (Пс. 132:1, 3).

Примечай, христианин: а) Все друг другу –ближние: начальники и подчиненные их, пастыри и люди их, родители и дети их, мужья и жены их, господа и крестьяне их, продающие и покупающие и каждый человек другому человеку: я тебе, а ты мне ближний есть. Каждый же христианин должен другому отдавать, чего Бог сам и вера его, и любовь, и обязанность христианская, и закон Божий, написанный, и сама совесть его от него требует. Все же это к одному сводится, к единому концу, то есть к нашему блаженству, стремится.

б) Если христианин не отдает ближнему своему того, что должен, тогда ближнему своему согрешает: согрешая же ближнему своему, согрешает и Богу, поскольку заповедь Божию нарушает.

в) Человек, согрешая ближнему, больше вредит себе, чем ему; ему на теле, а себе на душе вредит; ему телесную и временную, а себе душевную и вечную беду делает; его лишает телесного и видимого добра, а себя душевного и невидимого добра. Его прельщает и обманывает, но сам от диавола уже прельщен и обманут. Над ним смеется или ругается, или клевещет на него, но себя уже отдал на посмешище, поругание, оклеветание диавольское, и проч. Причина тому следующая: поскольку вечный и неизменный Закон Божий нарушил, так согрешивши ближнему, самому Богу законодателю согрешил, чему диавол как враг христианский и заботится, и радуется. О том же у него все старание, чтобы христианина в грех ввергнуть, и так Бога оскорбить, и согрешившего погубить, и над ним посмеяться. Видишь, христианин, куда ведет тебя согрешение к ближнему твоему! Пчела, ужалив другого, как говорят, сама погибает; так человек, другого повреждая, сам себе вредит больше, чем ему. Берегись же, человек, зло и обиды делать ближнему твоему, чтобы самому в большее зло не попасть.

г) Совесть с законом Божиим сходна, как видим: что Закон Божий запрещает, то запрещает и совесть; за что Закон Божий обличает, за то обличает и совесть. Устрашает Закон Божий грешника судом Божиим, слышит то же грешник в своей совести. Показывает и хвалит Закон неповинного человека, тоже он чувствует и в совести своей. Согрешая же против совести, человек согрешает и против Закона Божьего; делая согласно и сходно совести своей, делает согласно и сходно Закону Божьему. Поступай же, христианин, так, как совесть христианская требует, и будешь согласно Закону Божьему жить. И поэтому люди доброго человека называют совестным, но злого бессовестным называют.

Совести и Закону Божьему сходно правило: чего не хочешь себе, того не делай ближнему. Этого правила держись, христианин, и не погрешишь в обхождении с ближним твоим. Что запрещает оно, то запрещает совесть и Закон Божий. Не хочешь, чтобы кто тебя обидел, здоровье и жизнь твою у тебя отнял, что–нибудь твое у тебя похитил и украл; не хочешь, чтобы тебя обманули в чем–нибудь; не хочешь, чтобы худую вещь за добрую, гнилую за здоровую, дешевую за дорогую продали; не хочешь, чтобы кто–то тебя оклеветал, осудил, обругал, обесчестил и прочее, и сам не твори того ближнему твоему. Ты не хочешь всего этого себе, не хочет и он. Все, что зло тебе, то зло и ближнему твоему.

Когда ближний твой делает тебе то, чего ты себе не хочешь, зло тебе делает; но когда и ты ближнему твоему делаешь то, чего он себе не хочет, зло ему делаешь. Если же грешишь против этого правила, чего не хочешь себе и прочее, грешишь и против совести и Закона Божьего и так обличаешься совестью и Законом Божиим как законопреступник. Напротив того, хочешь, чтобы ближний твой в нужде твоей тебе помог, голодного накормил, жаждущего напоил, нагого одел, странствующего в дом принял и упокоил и прочее, хочет и он, чтобы ты помог ему в нужде его: делай же ему то, чего хочешь себе. Этого требует совесть и Закон Божий, и это то, о чем говорит Господь: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Не творишь того ближнему твоему, чего себе хочешь, грешишь против совести и Закона Божьего.

Держись же, христианин, правила этого: чего хочешь себе, делай и ближнему твоему, и будешь согласно совести и Закону Божьему делать. Кто против совести поступает, тот упорно и с умыслом против Закона Божьего грешит, и тяжко грешит. Не хочешь же своей воли Закону Божьему покорить, таковой есть не истинный христианин, но ложный. Истинный же христианин не хочет ни в чем против совести согрешить, но старается хранить чистую совесть от греха и предпочитает лучше умереть, чем против совести согрешить и ее раздражить: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим. 2:19).

Что в нынешней жизни человек делает, то все на праведном суде Христовом явится, и по всему тому воздастся ему, по словам Христа: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Язычников, не знающих истинного Бога и Закона Его святого, только совесть, естественный закон там обличит, но христиан неисправных и непокаявшихся обличит и совесть и Закон Божий, написанный. Тогда они сами увидят, как безумно и худо поступали: язычникам, не знающим истинного Бога и святого Его Закона, легче будет в день судный, чем христианам, нарушавшим закон и не покаявшимся (Мф. 11:22). Бог говорит в Святом Писании «не телу нашему, не рукам, не ногам, не устам, не глазам, но душе нашей». Что же пользы: рукам не красть, не убивать, телом не блудодействовать, но сердцем и душою зло мыслить и делать? Также что пользы: языком и устами молиться, петь, но сердцем и душой не молиться? Внешне смирение показывать, но сердцем гордиться и возноситься? Языком и словом любить, но внутри сердца и души любви не иметь? Телом кланяться, но душой и сердцем непреклонным быть? Внешне добрым казаться, но внутри злым и неисправным быть? Внешне каяться, по внутри нераскаянным быть?

Человек! Исправь душу и сердце твое, и тогда будешь истинным христианином. Если душа будет исправна, то и тело исправно все будет делать. Сосуд, добрый запах в себе имеющий, добрый запах и издает. Бог душе говорит: «Веруй, люби, надейся, молись, призывай меня, чти отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не воруй», и прочее. Душа должна то и делать. Тело не будет делать ничего худого, если душа не захочет, тело же есть орудие души. Будь же душей добр, и телом будешь добро делать. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21), говорит Господь. «Господи, кто обитает в жилищи Твоем? или кто вселится во святую гору Твою?» Ответ: «Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем: иже не ульсти языком своим и не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя: уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит: кленыйся искреннему своему и не отметаяся: сребра своего не даде в лихву и мзды на неповинных не прият. Творяй сия не подвижится во век» (Пс. 14:1–5). «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12). «Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:18, 19). «Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Мф. 10:25). «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим. 2:12). «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Апок. 2:10).

Краткое христианское нравоучение
Помни всякий христианин, что Бог есть и что Он не только на дела твои, но и на сами мысли и намерения смотрит, и что ты нигде и ни с чем от Него утаиться не можешь. Помни, что Он жизнь твою, здоровье и силы хранит, что какое ты не имеешь в жизни твоей благополучие, все Он тебе даровал. Итак благодари Его всякий час за оказываемую тебе от Него милость, люби Его всем сердцем, почитай Его, повинуйся Ему во всем и призывай Его в помощь во всяком деле твоем. Когда Он тебе поможет, то все твои дела и труды всегда будут приносить тебе пользу и иметь успех.

Помни, что Небесный Отец послал в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, веруй ты в Него и повинуйся Божественному Его учению, которое в Евангелии тебе открыто и здесь кратко изложено, чтобы тебе исполнить обещания, какие ты дал Богу при крещении, наследовать вечную жизнь и не напрасно называться христианином.

В воскресные и праздничные дни приходи в церковь и, падши с благоговеньем пред Богом, вспомни все милости, какие от Него получил. Благодари Его за это от всего твоего сердца и обещай в знак твоей благодарности жить так, как он тебе приказывает. Это есть угоднейшая Богу жертва.

Почитай, во–первых, Государя, как Богом установленную власть, и покоряйся ему во всем; почитай пастырей духовных, господ, отца твоего и мать и всех стариков, и добродетельных людей, и повинуйся полезным их наставлениям.

Не только о себе старайся, чтобы ты был добродетелен, но жену, детей и домашних твоих наставляй на всякое доброе и Богу угодное дело. Берегись при них не только худое делать, но и говорить, чтобы тем не приучить их ко злу. Так будет на доме твоем Божье благословение. Помни всегда, что ты для того в свет родился, чтобы всем чем можно и во всяком случае добро делать.

Люби не только ближних и благодетелей, но и врагов твоих, чтобы ты тем их усмирить и исправить и добрыми людьми сделать мог.

Итак, не дерись ни с кем и не ругайся, а если кто тебя и обидит, старайся, сколько можно, это стерпеть и при случае добро ему сделать.

Милуй и скот твой, который тебе дал Бог на услужение.

Берегись не только скверных дел, но и слов, чтобы не только по делам твоим, но и по словам ты был чистый и непорочный человек.

Ничего ни у кого не кради и не отнимай, а будь доволен тем, что ты своими трудами наживешь.

Будь трудолюбив и избегай лености, потому что как трудолюбие угодно Богу, так, напротив, леность как источник всякого зла есть грех, весьма ему противный.

Никогда не лги, а говори всегда правду, потому что всякая ложь и обман есть вреднейший из всех пороков, и дело, присущее только диаволу.

Не пьянствуй, потому что Бог тем более от пьяного отвращается, что пьяный всякое худое дело скорее сделать может, чем трезвый.


Бесценный бисер богомыслия одного из духоносных отцов нашей Церкви — святителя Тихона Задонского. И сегодня его наставления живы и плодотворны для каждого из нас, ибо они несут слово Божие, о котором Псалмопевец воспел: «Заповеди Твои — утешение мое… Вразуми меня, и буду жить» (Пс.118:143-144). И эти золотые слова, из уст и сердца положенные святителем на эти страницы, и сегодня обращены к нам, умудряют нас, научают жить по Заповедям Господним. Святитель Тихон Задонский.
 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2021/06/24, 06:33:52
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.019884824752808 сек.