15/06/2021 15:35:33
 |
03 июня по старому стилю / 16 июня по новому стилю среда Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6. День постный. Разрешается рыба.
Мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы (270–275). Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Сщмчч. Лукиана епископа, Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81–96). Прп. Додо Гареджийского (623) (Груз.) (переходящее празднование в среду по Вознесении). Прмч. Киприана Нелидова (1934); сщмч. Михаила Маркова пресвитера (1938). Югской иконы Божией Матери (1615).
Деян., 47 зач., XXIII, 1–11. Ин., 54 зач., XVI, 15–2350.
Тропарь мученика Лукиллиана, глас 4: Мученик Твой, Господи, Лукиллиа́н/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мученика Лукиллиана, глас 2: Звезда светлая яви́лся еси́,/ непреле́стная ми́рови,/ Со́лнца Христа́ возвеща́ющи,/ заря́ми Твои́ми, страстоте́рпче Лукиллиа́н,/ и пре́лесть погаси́л еси́ всю,/ нам же подае́ши свет,// моля́ся непреста́нно о всех нас.
Тропарь благове́рного царевича Димитрия, глас 3: Днесь вельми хвалится царствующий град Москва,/ имея в себе праведныя твоя мощи,/ благоверне царевиче Димитрие,/ я́ко цвети благоуханнии,/ пребываеми во святем храме,/ просвещение подают душам и телом нашим./ Тем радостно тя восхваляем,/ и честное пренесение мощей твоих ве́рно почитаем, и моли́м тя:/ моли́ Христа́ Бо́га // даровати нам велию милость.
Ин тропарь благове́рного царевича Димитрия, глас 2: Я́ко благочестиваго корене боголюбивый произыде плод,/ я́ко агня незлобиво, неповинно во младенстве заклан бысть/ от властолюбца вкупе и злаго раба./ Тем, я́ко златыми крилы,/ Душе́вною чистотою и младенческим незлобием/ к Небесней высоте́ возлетел еси́, страстотерпче Димитрие./ И ны́не, кровь твоя от земли́ та́йно вопиет к Бо́гу,/ я́ко Авеля праведнаго./ Сего́ ра́ди покланяемся ве́рою ти,/ славяще прославльшаго тя Бо́га,/ его́же моли́ стране нашей богоугодней быти // и сыновом русским спасти́ся.
Кондак благове́рного царевича Димитрия, глас 4: Я́ко пресветлая звезда,/ яви́лся еси́ днесь в царствующем граде Москве,/ благоверне царевичу Димитрие,/ сияя праведными своими мощми./ К нимже притекающе, исцеле́ния дар прие́млем и глаголем:/ ра́дуйся, всекрасне Душе́ю,/ благородне Димитрие,/ я́ко прия́л еси́ от Бо́га велий сей дар // и вене́ц нетле́нный.
Мысли свт. Феофана Затворника (Деян.23:1–11; Ин.16:15–23) Господь говорит святым апостолам пред страданиями: «вскоре не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня» (Ин.16:16). Страдания Господа и смерть так поразили Св. апостолов, что очи ума их помутились, и они не стали видеть Господа как Господа; скрылся свет, и они сидели во тьме горькой и томительной. Тьму эту разогнал свет Воскресения Христова, – и они опять узрели Господа.
Так слова Свои объяснил Сам Господь: «вы восплачете, – говорил Он, – и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16:20). Говорят, что и всякая душа на пути к совершенству, испытывает подобное же поражение. Тьма повсюдная покрывает ее, и она не знает, куда деваться; но приходит Господь, и печаль ее претворяет в радость. Верно, необходимо так, как необходимо жене помучиться пред тем, как предстоит родиться от нее человеку в мир.
Нельзя ли отсюда заключить, что кто не испытал этого, в том еще не рождался настоящий христианин?
 |
Святые мученики Лукиллиан, отроки Клавдий, Ипатий, Павел и Дионисий и Павла дева. |
Святые мученики Лукиллиан, отроки Клавдий, Ипатий, Павел и Дионисий и Павла дева. Лукиллиан был языческим жрецом при римском императоре Аврелиане (270–275). В старости он убедился в ложности языческой религии, всей душой обратился к вере во Христа-Спасителя и крестился.
Под влиянием его проповеди многие язычники стали обращаться к христианству. Тогда иудеи за распространение веры в распятого ими Христа донесли на Лукиллиана градоначальнику Никомидии Сильвану. Тот стал принуждать старца возвратиться к идолослужению. За отказ святому Лукиллиану сокрушили челюсти, били палками и повесили вниз головой, а затем заключили в темницу, где он встретил четырех отроков-исповедников Христовых – Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия. Святой Лукиллиан убеждал их твердо стоять за веру, не бояться мучений и смерти. Через некоторое время все они были приведены на судилище и брошены в раскаленную печь, но внезапно пролившийся дождь угасил пламя, и святые мученики остались невредимы. Правитель приговорил, их к смертной казни, отправив для исполнения приговора в Византию. Святые отроки были усечены мечом, а святой мученик Лукиллиан многочисленными гвоздями пригвожден ко кресту.
Свидетельницей подвига святых мучеников была святая дева Павла, посвятившая себя служению страдавшим за веру во Христа. Она доставляла пищу узникам-христианам, омывала их раны, приносила лекарства и погребала тела мучеников. После кончины святого Лукиллиана и четырех отроков она возвратилась в Никомидию и продолжала свое святое служение. Святая дева была схвачена и брошена в печь, однако силою Божиею осталась невредима. Тогда они отослали в Византию, где святая мученица была усечена мечом.
Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его». После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год – рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)».
 |
Преподобный Додо Гареджийский |
Преподобный Додо Гареджийский († 596/623) принадлежал к царскому роду Андроникашвили, происходил из кахетинских князей Вачнадзевых. Он был пострижен в монашество еще в молодости и снискал всякую добродетель. Любитель бедности и уединения, он подвизался отшельником в Ниноцминде в Кахетии.
Услышав о чудесах преподобного Давида Гареджийского, Додо отправился в Гареджийскую пустынь чтобы самому засвидетельствовать их. Святые отцы тепло приняли друг друга, и Додо остался жить под руководством Давида. Пять лет провел он с ним вместе. Со временем, глубоко впечатленный его преданностью Вере, преподобный Давид предложил святому Додо взять с собой некоторых монахов и начать строительство келлий на соседней горе.
Преподобный Додо с братией построили келлии новой обители в честь Пресвятой Богородицы и с великим рвением отдались подвигам. Вскорости число келлий достигло двухсот. Преподобный Додо затворился в узкой расщелине, где еле доставало места для одного человека, и непрестанно молился с покаянными слезами о прощении своих грехов, об утверждении душ братии и об усилении Веры по всей стране.
Однажды преподобный Давид чудесно излечил сына князя Бубакара Руставского. Благодарный князь пожаловал обители пищу и разные необходимые вещи, из которых Давид часть взял для своей братии, а часть отослал к Додо. Преподобный Давид посоветовал Бубакару принять у Додо Крещение, и преподобный Додо с радостью крестил князя, его сыновей и всю его свиту.
За подвиги благочестия и святость жизни святой Додо удостоился быть духовником своего наставника. Преподобный Давид, отправляясь на поклонение Гробу Господню, поручил преподобному Додо вместе со своим учеником, преподобным Лукианом, не только свою, но и другие обители, находившиеся под его руководством. Святой Додо еще при жизни удостоился дара чудотворения и благоухания.
Преподобный Додо трудился в основанном им монастыре до преклонного возраста, управляя им в течении 25 лет. Преставился он в мире, в среду седьмой седмицы по Пасхе. Его духовные дети и спутники погребли его в пещере где он подвизался, а впоследствии над могилой был построен храм. Святому Додо составлена служба.
 |
Священномученик Лукиан Бельгийский |
Священномученик Лукиан жил в Риме, в язычестве носил имя Лукий. Апостолом Петром он был просвещен светом Христовой веры и принял Крещение. После смерти апостола святой Лукиан проповедовал Евангелие в Италии. В то время в Рим пришел святой Дионисий Ареопагит (память 3 октября), ученик апостола Павла. По просьбе святого Климента, папы Римского (память 25 ноября), он дал согласие отправиться на проповедь Евангелия в западные страны и стал подбирать себе спутников и помощников. Святой Климент, посвятив святого Лукиана во епископа, направил его, а также святых Маркеллина и Сатурнина, пресвитера Максиана и диакона Иулиана со святым Дионисием.
Из Италии святые проповедники приплыли в Галлию. Святой Маркеллин с сопровождавшими пошел в Испанию, святой Сатурнин – в Галлию, а святой Дионисий с остальной дружиной – в пределы Парисские. Оттуда святой Лукиан с Максианом и Иулианом отправились в Бельгию.
Проповедь святого Лукиана была очень успешной. Сильным благодатным словом и примером своей жизни он обратил в христианство большое число язычников. Святой Лукиан был строгим подвижником, за весь день вкушал лишь кусок хлеба и немного воды. В обращении был кроток, всегда радостен и светел лицом. Вскоре почти все население Бельгии обратилось к вере во Христа.
В то время римский император Домициан (81–96) воздвиг второе (после Нерона, 54–68) гонение на христиан и издал указ, предписывавший предавать мучениям и казни всех, кто откажется принести жертвы языческим богам. Для исполнения указа в Бельгию были посланы трое сановников. Господь открыл святому Лукиану о предстоявшем ему подвиге. Собрав паству, он убеждал ее не страшиться угроз, мучений и смерти, а затем вознес благодарение Богу, даровавшему ему возможность присоединиться к сонму святых мучеников. После молитвы святой Лукиан с пресвитером Максианом и диаконом Иулианом удалился на вершину горы, где продолжал поучать сопровождавший его народ.
Здесь святых настигли воины императора и привели на суд. Святым Максиану и Иулиану было предложено отречься от Христа и принести жертву идолам, но они оба с твердостью отказались и были обезглавлены.
Затем судья стал допрашивать святого Лукиана, обвиняя его в волшебстве и неповиновении императору и сенату. Святой отвечал, что он не волшебник, а раб Истинного Бога, Господа Иисуса Христа, и отказался принести жертву идолам, сотворенным человеческими руками.
Святой был подвергнут жестокому бичеванию, во время которого только повторял: «Никогда не перестану сердцем, верою и устами хвалить Христа, Сына Божия». Святой мученик был обезглавлен. Над его телом воссиял Небесный свет, и был слышен глас Спасителя, призывавший доблестного страдальца в Небесное Царство для получения мученического венца. Силою Божиею святой встал, взял свою отрубленную голову, перешел через реку и, дойдя до избранного им для погребения места, возлег на землю и с миром почил. При виде этого величайшего чуда около 500 язычников обратились ко Христу. Впоследствии над гробом мученика Лукиана была воздвигнута церковь, в которую перенесли останки и святых мучеников Максиана и Иулиана.
 |
Одигитрия (Югская) икона Божией Матери " |
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская, явилась в начале ХVII века старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Богородица, во время нашествия шведов, повелела ему взять Ее образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. Игумену монастыря, не соглашавшемуся отпустить явленную икону Божией Матери, Она в сонном видении явилась и повелела исполнить Ее волю и отпустить старца Дорофея с Ее иконой. Старец Дорофей, приближаясь к указанному ему в видении месту, остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда он хотел продолжать путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Старец Дорофей понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться. Тогда он построил небольшую хижину и сам остался жить у этой святыни. Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным селам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой стали совершаться исцеления. Усердием местных жителей были собраны средства и положено начало постройки новой обители.
Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель стала именоваться Югской. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва. |