28/05/2021 15:35:03
 |
Епископ Арсений (Жадановский) |
XX век стал сложным и испытательным периодом для Русской Православной Церкви. Он дал небывалое количество мучеников и исповедников, страдальцев за истинную веру. К их числу принадлежит и Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский, – выдающийся духовный писатель прошлого столетия. Он был расстрелян на печально известном Бутовском полигоне 27 сентября 1937 года.
«Самый маленький, а будет архиереем» Александр Жадановский (мирское имя святителя) происходил из священнической семьи. В храме Рождества Пресвятой Богородицы города Чугуева Харьковской губернии по очереди настоятельство сменяли несколько поколений рода Жадановских. В их числе был и отец епископа Арсения Иван Андреевич. Сын Александр родился в его семье 6 марта 1874 года в слободе Писаревка Волчанского уезда Харьковской губернии. Трое из четырех братьев мальчика впоследствии тоже стали священниками.
В возрасте 10 лет Александр поступил в Харьковское духовное училище. Во время его обучения здесь произошел примечательный случай: однажды училище посетил архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарёв). Нужно сказать, что Александр среди других учеников отличался своим малым ростом. Однако именно его выделил архиепископ, поставил перед другими и сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Ему эти слова запомнились, хотя никто тогда им не придал никакого значения.
Письмо от Иоанна Кронштадтского
 |
Святой праведный Иоанн Кронштадтский |
После училища в 1888 году Александр Жадановский продолжил свое духовное образование в Харьковской семинарии, по окончании которой в 1894 году он преподавал Закон Божий в приходской школе вместо своего отца. Далее он получает должность надзирателя в Сумском духовном училище. Уже тогда Александр серьезно задумывался о монашестве, хотя вопрос этот для него не был еще решен окончательно. И когда сильно заболел отец Александра, он уже был готов принять настоятельство в том самом Рождество-Богородичном храме, где служило не одно поколение священников из его рода. Но для этого нужно было жениться. И тогда Александр решается написать письмо отцу Иоанну Кронштадтскому, прося его молитв о здоровье отца и вкратце объясняя свое личное положение. На ответ молодой человек особенно не рассчитывал, надеясь хотя бы на то, что отец Иоанн помолится о нем и об его отце. Но известный Кронштадтский пастырь, к его радости и удивлению, ответил. В письме он благословлял Александра на монашество.
Это благословение, очевидно, совпало с внутренним расположением будущего архипастыря. «Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла мое сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество. Все сомнения, недоумения и затруднения по этому вопросу кончились», – писал он в своей автобиографии. Вскоре выздоровел и отец Александра. Сам же он, считая вопрос о монашестве для себя решенным, отправился на прием в Святейший Синод в Петербург. Там его желание поддержали, только просили продолжить обучение в духовной академии.
Монашеский постриг и диаконская хиротония Архиепископ Амвросий (Ключарёв), к которому отправился за благословением Александр Жадановский сразу же по возвращении из Петербурга, также с радостью поддержал его решение. Для пострига владыка направил молодого человека в Святогорскую Успенскую пустынь (ныне Святогорская Свято-Успенская Лавра). Здесь он проходил различные послушания, начиная от просфорни и заканчивая полевыми работами, жил в очень стесненных условиях. О Святогорской пустыни позже он вспоминал всегда тепло, называя ее своей «второй родиной». Наконец 30 июля 1899 года над Александром был совершен постриг с наречением имени Арсения. Знаменательно, что произошло это в день чествования Святогорской иконы Божией Матери – главной святыни обители. А после Успения сам владыка Амвросий рукоположил его во иеродиаконы.
Московская академия Уже в сане иеродиакона Арсений приступил к обучению в Московской духовной академии. Здесь, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, он часто любил посещать Гефсиманский скит, в котором жил иеромонах Варнава, почитаемый всеми старец. Однажды в беседе он предсказал Арсению: «Будешь неподалеку от Москвы архиереем, маленьким архиереем». Эти слова оказались пророческими.
22 мая 1902 года Арсений был хиротонисан во иеромонахи. Саму же академию он закончил в звании кандидата богословских наук. Ему было предложено продолжить преподавательскую деятельность, но Арсений выбрал дальнейшее служение в каком-либо из монастырей.
Наместник Чудова монастыря В то время как раз свободным оказалось место казначея в Чудовом монастыре Москвы, основанном святителем Алексием, митрополитом Московским. На эту должность и был назначен иеромонах Арсений. Перед своим прибытием на новое место служения он принял участие в Саровских торжествах, приуроченных к прославлению преподобного Серафима Саровского. Свои яркие и восторженные впечатления от посещения торжеств отец Арсений подробно описал в автобиографии. Тогда же он познакомился и с блаженной Пашей Саровской, с которой поддерживал дружеские отношения в течение долгих лет. Известно, что в один из своих приездов он просил благословения у старицы на основание женского монастыря, на что старица ответила: «Моешь горох, и довольно с тебя, а заваришь кашу – трудно будет». Эти слова отец Арсений понял так, что время для осуществления задуманных планов еще не пришло.
Должность казначея в Чудовом монастыре отец Арсений занимал недолго – меньше полугода. Затем он был назначен наместником той же обители, поскольку предыдущий наместник, отец Иннокентий, был поставлен на Аляскинскую кафедру в Америке. 24 марта 1904 года иеромонах Арсений был возведен в сан архимандрита.
Первые действия, которые предпринял в управлении обителью новый наместник, были направлены на укрепление дисциплины: он добился того, чтобы вся братия безукоснительно посещала все богослужения (за этим велся учет); запретил вход на территорию монастыря женщинам; распитие вина и табакокурение воспрещалось строжайшим образом. Заботился также отец Арсений и о духовном просвещении поступающих в монастырь. С этой целью им была открыта послушническая школа, без прохождения курса которой в обитель никого не принимали.
Следует отметить, что в период своего наместничества архимандрит Арсений очень много трудился на просветительской и миссионерской ниве, что сделало Чудов монастырь одним из центров духовного просвещения. С 1912 по 1916 год здесь издавался журнал «Голос Церкви». При обители также работал отдел Камчатского миссионерского братства, не менее активное сотрудничество велось с братством Святителей Московских. Сам отец Арсений (Жадановский) стал известен в ту пору как духовный писатель благодаря публикации своего «Духовного дневника», позже печатались его воспоминания и очерки о праведном Иоанне Кронштадтском, старцах Алексии Мечёве и Алексии Зосимовском и многих других подвижниках благочестия.
8 июня 1914 года здесь же, в Чудовом монастыре, состоялась хиротония архимандрита Арсения во епископа Серпуховского. Также он был назначен пятым викарием Московской епархии, сохраняя при этом должность наместника монастыря.
Основание женской обители
 |
Схиигумения Фамарь (Марджанова) |
Следуя своему давнему желанию создать женский монастырь в память о своих родителях, владыка Арсений осуществил первую попытку открыть такую обитель на основе Гефсиманского скита близ города Зарайска в Рязанской губернии. Эта попытка оказалась не вполне удачной, и ему пришлось на время отказаться от своей идеи. Однако то, что не получилось в Гефсиманской обители, позже принесло свои плоды в основании Серафимо-Знаменской обители в Москве. Схиигумения Фамарь (Марджанова), возглавившая эту обитель, и сестры были духовными чадами владыки Арсения. Они поддерживали своего духовника и архипастыря до последних дней его жизни, всюду следовали за ним, служа келейницами. Закрытие Чудова монастыря
Во время Октябрьской революции в конце октября – 3 ноября 1917 года произошел артиллерийский обстрел Московского Кремля. В это время владыка Арсений находился в Чудовом монастыре, где как раз проходил Поместный Собор. Вместе с митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским), другими архиереями они молились в пещерном храме. При обстреле пострадало и здание самого монастыря: в него попало шесть снарядов. А в августе 1918 года обитель была закрыта.
Тяжело переживший закрытие монастыря епископ Арсений сильно заболел и вместе с епископом Серафимом (Звездинским) переехал в Серафимо-Знаменский монастырь. С конца 1919 года он в Серпухове, где продолжал свое епископское служение.
На вынужденном покое По болезни в 1923 году владыка уходит на покой и поселяется в Серафимо-Знаменском скиту. После закрытия скита летом 1924 года он переезжает в с. Кузьменки Серпуховского уезда. Здесь он ежедневно совершает богослужения в домовой церкви, принимает духовных чад, в числе которых были и насельницы скита – над некоторыми из них он совершил постриг.
В 1926 году владыка был выслан в Арзамас, затем некоторое время жил в Серафимо-Понетаевском монастыре до его закрытия, после чего вновь вернулся в Арзамас. После ссылки в 1928 году он возвращается в Серпухов. Некоторое время святитель жил в с. Котельники Ухтомского района Московской области, где в купленном для него доме совершал богослужения.
Известно, что владыка Арсений, как и его духовный друг священномученик Серафим (Звездинский), примыкал к числу «непоминающих», находясь в оппозиции к курсу митрополита Сергия (Страгородского). Он не принял от него предложенный ему сан архиепископа, не участвовал в общественных богослужениях. Все службы и постриги святитель совершал в домовом храме тайно.
Период арестов и расстрел В 1931 году владыка Арсений был арестован, освобожден спустя два месяца, некоторое время проживал в Серпухове. 21 апреля 1932 года последовал еще один арест: вместе с епископом Серафимом (Звездинским) он обвинялся в антисоветской агитации и участии в «церковно-монархической организации “Истинно православная Церковь”». Вскоре епископ Арсений был освобожден.
В мае 1933 года после нового ареста епископа Арсения приговорили к трем годам ссылки на Кавказе. Однако по причине расстроенного психического здоровья во время дачи показаний приговор был обжалован и принят как условный. До 1937 года владыка Арсений проживал в Котельниках, здоровье его резко ухудшилось.
14 апреля 1937 года владыка был вновь арестован. На этот раз его обвиняли в руководстве «контрреволюционной монархической организацией “Истинно православная Церковь”». По этому обвинению он был признан виновным и помещен в Бутырскую тюрьму.
27 сентября 1937 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Арсений (Жадановский) был расстрелян на Бутовском полигоне вместе с другими священнослужителями и мирянами.
В 1956 году владыка Арсений был реабилитирован.
Духовные мысли и наставления епископа Арсения (Жадановского) О вере Надо достигнуть того, чтобы вера совпала с разумом и сердцем, чтобы разум и сердце оправдывали веру
Мы можем говорить, учить сообразно с верою православною, но не быть в ней утвержденными. Надо насадить в своем сердце твердый корень веры, надо достигнуть того, чтобы вера совпала с разумом и сердцем, надо, чтобы разум и сердце оправдывали веру.
Вера, как и любовь, не дается сразу и легко; ее нужно искать, ее добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем нашим внутренним существом и делается для нас жизненным нервом, целию нашего бытия.
О смирении Смирение – это корень для духовного преуспеяния: оно воодушевляет к добродетели и умножает ее. Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, – хорошо принимать без смущения укоры от других, это уже будет высшая степень смирения и кротости.
Старайся так внутреннее свое поставить, чтобы, когда тебя хвалят или порицают, ты был бы к этому равнодушен, безучастен, спокоен: как будто это к тебе не относится, тебя не касается.
Праведность может быть, так сказать, формальная, безблагодатная, основанная на природных дарованиях. У такого человека не бывает глубины смирения, а потому не преисполняет его сердце и благодать Божия.
Гордость – враг всякого прогресса. Гордость как завесой застилает нам доступ к расширению каких бы то ни было знаний, ибо гордый думает, что он все уже знает, а потому отказывается выслушивать и учиться у других.
Ты тогда можешь придти в норму надлежащего смирения, когда опытом узнаешь, что все совершаемое тобою доброе совершает благодать Святого Духа.
Признаки, что ты усваиваешь смирение, – это когда ты не замечаешь, что тебя обижают, огорчают, унижают, не ценят.
О покаянии Кто проливает слезы о грехах, к тому нечистые помыслы никак не могут приблизиться, поэтому-то можно сказать, что слезы порождают целомудрие и искореняют блудную страсть.
Слезы для наших добрых начинаний, для наших добрых дел то же, что чистый источник для нивы.
О любви Святая любовь – это несокрушимая сила против всего дурного; кто имеет ее, от того отбегает враг, и о твердыню любви такого разбивается всякое зло, как разбиваются волны о камень. Святая любовь – это уже здесь, на земле, блаженное состояние духа.
Внутренним свойством истинной любви является то, что она свята, спокойна, мирна, безмятежна, смиренна.
Господь есть любовь, поэтому связывать нас с Ним может точно так же только любовь наша к Нему.
Каждое доброе слово, сказанное ближнему от сердца, возвращается в твою душу новым теплым приливом благодати.
Любовь исключает гнев. Воспитай в сердце своем любовь, и ты этим самым убьешь в себе гнев
Когда ты видишь пороки, грехи ближних, то имей такое чувство – чтобы не отделять себя от этих порочных людей… Не воображай, что между ними и тобою целая пропасть: они порочны, а ты свят, а представляй себя как одного из таковых грешников и плачь о грехах других как о своих собственных.
Чистота – одежда человека пред Господом, любовь – горение души пред Ним, молитва пред Престолом Господа.
Раскали сердце любовию ко Господу – тогда, если и придет скверный помысл, тотчас сгорит в этом божественном огне.
О привязанностях Для достижения совершенной чистоты и любви к Богу не имей привязанности, даже так называемой духовной, ни к какому человеку, ни к вещи. Люби всякого ближнего любовию совершенною, как самого себя, но без пристрастия, то есть не желай постоянного видения или присутствия любимого человека, не томись и не услаждайся мыслию о нем. Признак здоровья души – не жаждать греха, ни того, чего жаждет мир: ни сласти, ни денег, ни славы, ни чести. Если ты всего этого жаждешь, душа твоя больна и тебе необходимо ее врачевать.
Блажен, кто единого Господа возлюбил, к Нему обращены всегда мысли, с Ним соединено сердце. Постоянно поэтому следи за собою, не предпочитаешь ли ты что-либо паче, нежели Бога, не изменяешь ли Ему, не оскорбляешь ли Его какими-либо иными привязанностями.
О скорбях и искушениях Не удивляйся и не осуждай, если люди не выносят искушений и падают. Хорошо тебе, когда ты свободен от этих искушений и не испытываешь их. Но кто знает, если бы ты подвергся этим искушениям, то вынес ли бы их?
Надо благодарить Господа и за искушения и скорби, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина – шествовать ко Христу, Спасителю нашему.
Смысл страданий тот, что они вводят нас в круг, если так можно выразиться, страданий Господа. А это-то и нужно для души христианской.
Укоры от людей, неприятности, скорби, болезни и разные жизненные толчки принимай как справедливое возмездие за твои грехи, недостатки и несовершенства; тогда легче тебе страдать, тогда и самое страдание будет возвышать твой дух, тебя совершенствовать.
Марина Чижова https://pravoslavie.ru/112386.html |