Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Молитва первая Господи Иисусе Христе, Боже мой, покрый мя и раб твоих (имена) от злобы супостата нашего, зане сила его крепка, естество же наше страстно и сила наша немощна. Ты убо, о Благий, сохрани ...
На главную Новости 16 мая. Святых жен-мироносиц. Мучеников Тимофея и Мавры. Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.
16 мая. Святых жен-мироносиц. Мучеников Тимофея и Мавры. Преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.
15/05/2021 16:21:39

03 мая по старому стилю / 16 мая по новому стилю
воскресенье
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.
Поста нет.

Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). Мчч. Тимофея и Мавры (ок. 286). Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074). Прп. Петра чудотворца, еп. Аргосского (X). Прпп. Иулиании (1393) и Евпраксии (1394), Московских.
Свт. Феофана Перифеорийского (после 1353). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).
Сщмч. Николая Беневоленского пресвитера (1941).
Икон Божией Матери: Успения Киево-Печерской, принесенной из Царьграда (1073), Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (Печерской) (1288).

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Деян., 16 зач., VI, 1–7. Мк., 69 зач., XV, 43 – XVI, 828.

С этого дня во все воскресные дни до отдания Пасхи на утрене канон праздника предваряется пением пасхального канона с Богородичнами (без припевов на 9-й песни).

Тропарь воскресный 2-го гласа
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́;/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2:
Благообразный Иосиф,/ с Древа снем Пречистое Тело твое́,/ плащаницею чистою обвив, и благоуханьми,/ во гробе нове, закрыв, положи́,/ но тридневен воскресл еси́, Го́споди, // подаяй мирови велию милость.

Ин тропарь Недели жен-мироносиц, глас тот же29:

Мироносицам женам при гробе предста́в А́нгел, вопияше:/ ми́ра мертвым суть прилична,/ Христо́с же истления яви́ся чуждь./ Но возопийте: воскресе Госпо́дь, // подаяй мирови велию милость.

Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2:
Радоватися мироносицам повелел еси́,/ плач праматере Евы утолил еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апостолом же Твои́м проповеда́ти повелел еси́: // Спас воскресе от гроба.

Кондак Пасхи, глас 8:
Аще и во гроб снизшел еси́, Безсмертне,/ но адову разрушил еси́ силу/ и воскресл еси́, я́ко Победитель, Христе́ Бо́же,/ женам мироносицам вещавый: радуйтеся!/ и Твои́м апостолом мир даруяй, // падшим подаяй воскресе́ние.

Тропарь преподобного Феодосия, глас 8:
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие́,/ к желанию доблественне достиг, вселился еси́ в пещеру/ и, украсив житие́ твое́ пощением и све́тлостию,/ в моли́твах, я́ко безплотен, пребывал еси́,/ в Российстей земли́, я́ко светлое светило, просияв, о́тче Феодосие, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Феодосия, глас 3:
Звезду Российскую днесь почтим,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую,/ всю бо страну сию чудесы и добротою оБо́гатившу и вся ны/ содеянием и благода́тию монашескаго устава, // Бла́же́ннаго Феодосия.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Деян.6:1–7; Мк.15:43–16:8).
Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидали и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28), и уже ничто не могло разлучить их с Господом.

Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства – жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.


Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.

В этот день вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы. Кто они, святые жены-мироносицы — Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна? Почему Русская Православная Церковь чтит память этих женщин во второе воскресенье после Пасхи?

Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси. Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Сегодня же Церковь прославляет Иосифа Аримафейского и Никодима, двух «тайных учеников» Иисуса Христа, знатных и бога­тых иудеев, не побоявшихся испросить у префекта Иудеи Понтия Пилата разрешения с честью похоронить Распятого Страдальца.

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим.


Иосиф добился выдачи ему тела Иисуса и похоронил Его в своей новой родовой гробнице. «Пришел и Никодим, – навещавший некогда Иисуса ночью, – и принес около ста фунтов благовонных масел, смесь смирны с алоэ. Они взяли тело Иисуса и завернули его в пропитанный благовонным маслом саван, как это было принято у евреев при погребении. В том месте, где был казнен Иисус, был сад, а в саду – новая гробница, в которой еще никто не был положен. В ней Иисуса и похоронили» (Иоанн 19:38–42).

Многие, вероятно, не отдают себе отчета в том, сколь велика перед Вселенской Церковью заслуга этих двух людей, так, вероятно, и не ставших «христианами» в нашем понимании. Ведь если бы не их быстрое и решительное ходатайство, то тело Иисуса Христа подверглось бы ещё и посмертному поруганию.

Как сын бедного галилейского плотника Христос не обладал статусом римского гражданина и не мог рассчитывать на «привиле­гированную смерть» через отсечение головы (как позднее апостол Савл-Павел). Нет, Господь, по словам церковных песнопений, был «к злодеям сопричтён», а потому подвергнут казни рабов и уголовных преступников. И Его тело было бы просто спешно сдернуто с креста и брошено римскими солдатами в безымянную братскую могилу вместе с телами двух разбойников, распятых с Ним вместе. Более того, Иосиф Аримафейский, – уточняет евангелист Матфей, – «похоронил Иисуса в своей новой гробнице, которую недавно высек в скале» (Матфей 27:60), – пожертвовав заранее приготовленной родовой усыпальницей.

Святые Тимофей и Мавра пострадали за веру во время гонения императора Диоклитиана (284–305). Святой Тимофей происходил из села Перапеи (Фиваида Египетская), был сыном священника по имени Пиколпосс и состоял чтецом в церковном клире, а также хранителем и переписчиком Богослужебных книг. На святого Тимофея было донесено, что он хранит христианские книги, которые, по повелению императора, отбирали и сжигали. Святого Тимофея привели к правителю Ариану, который потребовал выдачи священных книг. За отказ выполнить приказание святого подвергли страшным мучениям. Ему вонзили в уши две раскаленные железные палки, отчего у страдальца вытекли глаза и он ослеп. Святой Тимофей мужественно терпел боль и благодарил Бога, что сподобился страдать за Него. Мучители повесили святого вниз головой, вложив ему в рот кусок дерева, и привязали к его шее тяжелый камень. Страдания святого Тимофея были настолько тяжки, что сами исполнители казни стали просить правителя ослабить истязания.В это время Ариану сообщили, что у Тимофея есть молодая супруга по имени Мавра, на которой он женился всего 20 дней назад. Ариан приказал привести Мавру, надеясь, что в ее присутствии непреклонность мученика поколеблется. По просьбе Мавры, изо рта мученика вынули кусок дерева, чтобы он мог говорить. Святой Тимофей убедил не бояться мучений и идти вместе с ним на подвиг. Святая Мавра ответила: «Я готова умереть с тобой», – и смело исповедала себя христианкой. Ариан приказал вырвать ей волосы на голове и отрубить пальцы на руках. Святая Мавра с радостью перенесла пытки и даже благодарила правителя за муки, претерпеваемые во искупление грехов. Тогда Ариан приказал бросить святую Мавру в кипящий котел, но она не ощущала боли и осталась невредимой. Заподозрив, что слуги, из сострадания к мученице, наполнили котел холодной водой, Ариан подошел и велел святой брызнуть ему на руку воды из котла. Когда мученица выполнила это, Ариан вскрикнул от боли и отдернул обожженную руку. Тогда, мгновенно повинуясь силе чуда, Ариан исповедал Бога, в Которого верует Мавра, истинным Богом и приказал отпустить святую, но сильна еще была власть диавола над правителем, и вскоре он вновь стал убеждать святую Мавру принести жертву богам. Ничего не добившись, Ариан еще более распалился сатанинской яростью и стал измышлять новые мучения. Тогда народ стал возмущаться и требовать прекращения издевательства над ни в чем неповинной женщиной. Но святая Мавра, обратившись к народу, сказала: «Пусть никто не защищает меня, один у меня Защитник – Бог, на Которого я уповаю».

Наконец, после долгих истязаний Ариан приказал распять мучеников. В течение девяти дней висели они на крестах лицом друг к другу. На десятый день мученического подвига святые предали Господу свои души. Это произошло в 286 году. Впоследствии в Константинополе стала торжественно праздноваться память святых мучеников Тимофея и Мавры и был построен храм в их честь.

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери – женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа. Память преподобного Феодосия совершается также 14 и 28 августа, 2 сентября.

Преподобный Петр Аргосский, епископ

Преподобный Петр чудотворец, епископ Аргосский, жил в IХ – начале Х века и происходил от благочестивых родителей. Родители святого Петра, а затем его братья, Павел, Дионис, Платон, и сам святой Петр приняли монашество. Святой Петр усердно предался иноческим подвигам, так что превзошел всех своих сверстников. Это стало известно Италийскому епископу Николаю (с 895 года Патриарху Константинопольскому), который пожелал возвести его в сан епископа, но святой Петр уклонился, считая себя недостойным такой чести. Епископ Николай рукоположил Павла, брата святого Петра, во епископа Коринфского, а святой Петр пришел к брату-епископу и жил у него, взяв на себя подвиг молчания. Через год прибыли к епископу Павлу посланцы из города Аргоса, где скончался епископ, и просили поставить им епископом святого Петра. После долгих и усиленных просьб, святой Петр дал, наконец, согласие. Будучи епископом, святой Петр усердно трудился, управляя своей паствой, был чрезвычайно милостив, заботился о нуждающихся, особенно о сиротах и вдовах; в неурожайный год святитель кормил голодавших. По молитвам святого пища, предназначенная для голодающих, никогда у него не оскудевала. Святитель также выкупал пленников, исцелял больных и одержимых, обладал даром прозрения. Святитель задолго предсказал день своей кончины и отошел в мире ко Господу в возрасте 70-ти лет. Мощи его в 1421 году были перенесены из Аргоса в Навплию, где почивают, источая миро, совершая чудеса и исцеления.

Преподобные Иулиания, игумения и Евпраксия, монахиня, Московские

Пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, и про­ис­хо­ди­ли из знат­но­го ро­да чер­ни­гов­ских бо­яр.

В бла­го­че­сти­вом се­мей­стве ро­ди­те­лей свя­ти­те­ля бы­ло пя­те­ро сы­но­вей и две до­че­ри: Иулия (в мо­на­ше­ском по­стри­ге Ев­прак­сия) и Улья­на (Иули­а­ния). Лю­бовь к стар­ше­му бра­ту по­бу­ди­ла се­стер устро­ить оби­тель во сла­ву свя­то­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия – по­кро­ви­те­ля их бра­та в мо­на­ше­стве. Пер­во­на­чаль­но мо­на­стырь был воз­двиг­нут на Осто­жье (ныне тер­ри­то­рия Мос­ков­ско­го За­ча­тьев­ско­го мо­на­сты­ря). Мест­ность это в то вре­мя бы­ло ча­стич­но по­кры­та ле­сом, а боль­шую ее часть по­кры­ва­ли лу­га с се­но­ко­са­ми, от­че­го и на­зы­ва­лась она Осто­жье, Сто­же­нец, ныне Осто­жен­ка (се­но, скла­ды­ва­е­мое в сто­га). Ме­сто это бы­ло уеди­нен­ным, ти­хим, что яв­ля­лось очень бла­го­при­ят­ным для со­зда­ния оби­те­ли. С од­ной сто­ро­ны про­те­ка­ла реч­ка Осто­жен­ка, дав­но уже не су­ще­ству­ю­щая, с дру­гой – Москва-ре­ка.

Пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли ста­ла Иули­а­ния. Ле­то­пись то­го вре­ме­ни го­во­рит, что она бы­ла «от гра­да Яро­слав­ля, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на». Од­на­ко очень рас­про­стра­не­но пре­да­ние, что пер­вой игу­ме­ни­ей оби­те­ли бы­ла од­на из се­стер свя­ти­те­ля Алек­сия. Вся про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, она муд­ро ру­ко­во­ди­ла вве­рен­ны­ми ей сест­ра­ми, обу­чая их мо­на­ше­ско­му жи­тель­ству не толь­ко по­ве­ле­ни­ем и со­ве­том, но и лич­ным при­ме­ром.

Пре­по­доб­ная Иули­а­ния, по­доб­но сво­е­му бра­ту ра­но пре­зрев­шая мир­ские удо­воль­ствия и обу­чен­ная мо­на­ше­ству ду­хов­ным по­дви­гом, сле­до­ва­ла в управ­ле­нии оби­те­лью опы­ту древ­них по­движ­ни­ков. Имея свет­лый ум, она яс­но со­зна­ва­ла необ­хо­ди­мость раз­ли­чия в об­ра­ще­нии с на­сель­ни­ца­ми мо­на­сты­ря и бла­го­слов­ля­ла но­во­на­чаль­ных на по­слу­ша­ния со­об­раз­но спо­соб­но­стям и ха­рак­те­ру каж­дой; смог­ла объ­еди­нить си­лою сво­е­го муд­ро­го прав­ле­ния раз­лич­ных по про­ис­хож­де­нию и мир­ским при­выч­кам лю­дей в ду­хов­ную се­мью. Все­це­ло про­ник­ну­тая ду­хом хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия, обу­ча­ла она мо­на­ше­ско­му жи­тию не столь­ко по­ве­ле­ни­ем, сколь­ко со­ве­том, прось­бой и соб­ствен­ным при­ме­ром. Эти ду­шев­ные свой­ства снис­ка­ли ей все­об­щую лю­бовь не толь­ко мо­на­ше­ству­ю­щих, но и ми­рян.

Вер­ной по­мощ­ни­цей пре­по­доб­ной Иули­а­нии бы­ла ее сест­ра, мо­на­хи­ня Ев­прак­сия. Все тру­ды по устро­е­нию оби­те­ли они нес­ли вме­сте. В мо­на­сты­ре все де­ла­лось по со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию их стар­ше­го бра­та, и око­ло юж­ной ча­сти огра­ды бы­ла вы­стро­е­на ке­лья, в ко­то­рой он ча­сто оста­нав­ли­вал­ся.

Сест­ры свя­ти­те­ля Алек­сия про­си­я­ли по­движ­ни­че­ской жиз­нью. За ми­ло­сер­дие и кро­тость, ду­хов­ную муд­рость и сми­ре­ние еще при жиз­ни они по­чи­та­лись в на­ро­де как свя­тые.

Пре­по­доб­ные же­ны име­ли лю­бя­щие и ми­лу­ю­щие серд­ца и все­гда бы­ли го­то­вы ока­зать по­мощь го­лод­ным, убо­гим, обез­до­лен­ным, при­хо­дя­щим под кров свя­той оби­те­ли. Во вре­мя бед зем­ли Рус­ской ста­но­ви­лись они уте­ши­тель­ни­ца­ми, мо­лит­вен­ни­ца­ми, кор­ми­ли­ца­ми, це­ли­тель­ни­ца­ми всех страж­ду­щих и бо­ля­щих. Так, ока­зы­вая лю­бовь ближ­ним, в кро­то­сти и сми­ре­нии, пре­по­доб­ные сест­ры со­де­лы­ва­ли свое спа­се­ние.

Но вот по­до­шли к кон­цу дни зем­ной жиз­ни ос­но­ва­тель­ниц оби­те­ли. Скон­ча­лась лю­би­мая все­ми игу­ме­ния в 1393 го­ду в чет­вер­тую суб­бо­ту по Па­схе, в ночь на 3 мая 1393 г., и бы­ла по­гре­бе­на близ хра­ма.

Смерть на­чаль­ни­цы об­ще­жи­тия за­ме­че­на ле­то­пис­цем то­го вре­ме­ни: «По Ве­ли­ком дни (по Па­схе) на чет­вер­той неде­ли в суб­бо­ту на ночь пре­ста­ви­ся игу­ме­ния Алек­се­ев­ская Улья­на, дщи неко­е­го бо­га­та ро­ди­те­ля и слав­на, са­ма же зе­ло бо­го­бо­яз­ли­ва, чер­нечь­ство­вав­ши лет бо­лее 30 и игу­ме­ния быв­ши 90 чер­ни­цам, и об­ще­му жи­тию жен­ско­му на­чаль­ни­ца быв­ши, и за пре­мно­гую доб­ро­де­тель лю­би­ма бысть от всех и по­чте­на всю­ду и по­ло­же­на под­ле церк­ви». Через год пре­ста­ви­лась и сест­ра игу­ме­нии мо­на­хи­ня Ев­прак­сия.

Над ме­стом по­гре­бе­ния пре­по­доб­ных се­стер вско­ре бы­ла со­ору­же­на ча­сов­ня. Позд­нее, в 1766 г., на этом ме­сте был по­стро­ен храм в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на», ко­то­рый в 1887 г. со­еди­ни­ли с со­бо­ром Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и освя­ти­ли в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

И по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ные не остав­ля­ли со­здан­ной ими оби­те­ли. Гос­подь спо­до­бил Сво­их угод­ниц бла­го­дат­ных да­ров, об­на­ру­жив­ших­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми, ко­то­рые тво­ри­ли пре­по­доб­ные Иули­а­ния и Ев­прак­сия по усерд­ной мо­лит­ве всех, при­зы­ва­ю­щих их на по­мощь. К кон­цу XIX ве­ка бы­ли под­го­тов­ле­ны до­ку­мен­ты для ка­но­ни­за­ции по­движ­ниц, но со­бы­тия 1917 го­да по­ме­ша­ли это­му осу­ще­ствить­ся. Про­слав­ле­ние пре­по­доб­ных Иули­а­нии и Ев­прак­сии бы­ло со­вер­ше­но в 2000 го­ду.

Па­мять пре­по­доб­ных игу­ме­нии Иули­а­нии и мо­на­хи­ни Ев­прак­сии Мос­ков­ских со­вер­ша­ет­ся 3 (16) мая.

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы – одна из древнейших явленных икон в Русской Православной Церкви. Пресвятая Богородица вручила ее 4-м византийским зодчим, которые в 1073 году принесли икону преподобным Антонию и Феодосию Печерским.

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы

Зодчие пришли в пещеру к преподобным и спросили: «Где хотите вы начать церковь?» Святые ответили: «Идите, Господь назначит место». – «Как вы, предсказывая себе скорую смерть, не назначили еще места? – удивились зодчие. – А еще дали нам столько золота». Тогда преподобные призвали всю братию и стали расспрашивать греков, говоря: «Скажите нам истину, кто вас послал и как вы попали сюда?» Зодчие стали рассказывать: «Однажды, когда мы спали в своих домах, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные юноши и сказали: «Зовет вас Царица во Влахерну». Мы пришли все в одно время и, расспросивши друг друга, узнали, что ту же речь Царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланные были за всеми нами. Наконец мы увидели Царицу со множеством воинов. Мы поклонились Ей, и Она сказала: «Я хочу построить Себе Церковь на Руси, в Киеве, и вот, велю вам это сделать. Возьмите золота на 3 года». – Мы же, поклонившись, спросили: «Госпожа, Царица! Ты посылаешь нас в чужую страну, к кому мы там придем?» – Она отвечала: «Я посылаю вас вот с ними, с Антонием и Феодосием». – Мы удивились: «Зачем же, Госпожа, Ты даешь нам золота на 3 года? Им и прикажи заботиться о нас, что нам есть и что пить, и нас одаришь, чем Сама знаешь». – Царица возразила: «Этот, Антоний, только благословит и отойдет от этого света в вечный покой. А этот, Феодосий, отойдет после него через 2 года. Итак, берите золота до избытка. А что до того, чтобы почтить вас, то никто не может сделать это так, как Я. Дам вам, чего и ухо не слышало, и глаз не видел и что на сердце человеку не всходило. Я Сама приду смотреть Церковь и буду в ней жить». – Она дала нам также мощи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арены, Иакова, Феодора – и сказала: «Это положите в основание». – Мы взяли золота больше, чем нам нужно было, и Она сказала: «Выйдите на двор, посмотрите величину Церкви». – Мы вышли и увидели Церковь на воздухе. Вошедши опять к Царице, мы поклонились и сказали: «Госпожа Царица, какое имя Церкви?» – Она ответила: «Я хочу назвать ее Своим Именем». – Мы не смели спросить, как Ее Имя, но Она опять сказала Сама: «Богородицына будет Церковь». – И, давши нам эту икону, сказала: «Она будет в ней наместной». Мы поклонились Ей и пошли в свои дома, неся с собой икону, полученную из рук Царицы». Выслушав это, все прославили Бога, и преподобный Антоний сказал: «Дети, мы никогда не выходили из этого места. Звавшие вас благообразные юноши были святые Ангелы, а Царица во Влахерне – Сама Пресвятая Богородица. А что до нашего образа и данного как бы через нас золота, то Господь ведает, как Он изволил сотворить это со Своими рабами. Благословен приход ваш, добрую спутницу вы имеете, честную икону Госпожи». Три дня молился преподобный Антоний, чтобы Господь Сам указал ему место для церкви. После первой ночи по всей земле была роса, а на святом месте сухо. На другое утро по всей земле было сухо, а на святом месте роса. На третье утро, помолившись, благословили место и измерили золотым поясом ширину и длину церкви. (Этот пояс еще давно принес варяг Шимон, которому было видение о постройке церкви.) Огонь, спадший с неба по молитве преподобного Антония, указал, что Богу угодно начинание. Так было положено начало Божественной Церкви.

Икона Успения Пресвятой Богородицы прославилась чудесами. Два друга, Иоанн и Сергий, побратались перед ней. Спустя много лет Иоанн смертельно заболел. Он отдал свою часть имущества в Печерский монастырь, а часть 5-летнего сына передал на сохранение Сергию; ему же отдал и сына Захарию на попечение. Когда Захарии исполнилось 15 лет, он захотел взять принадлежавшее ему имущество, но Сергий упорно говорил, что Иоанн все раздал нищим. Он дошел до того, что пришел в Успенскую церковь и поклялся перед чудотворной иконой, что не брал ничего. Когда он захотел поцеловать икону, то не смог приблизиться к ней; пошел к дверям и вдруг закричал: «Святые Антоний и Феодосий! Не велите убивать меня этому немилостивому и молитесь Госпоже Пресвятой Богородице, чтобы Она отогнала от меня это множество бесов, которым я предан. Пусть берут золото и серебро: оно запечатано в моей клети». Захария отдал все имущество в Печерский монастырь, где и сам постригся. С тех пор никому не давали клясться чудотворной иконой. Икона не раз защищала страну от нашествия врагов. В 1677 году, когда турки осаждали Чигирин и Киеву грозила опасность, икону почти в течение всего дня 27 августа обносили вокруг города. Богородица благословляла русские войска, шедшие на Полтавскую битву 1709 г.). В 1812 году икону снова обносили вокруг Киева. Празднование иконе положено дважды в год: 3 мая и 15 августа.

Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими изображает Божию Матерь сидящей на троне с короной на главе. Свои руки Она возлагает на коленопреклоненных преподобных Антония и Феодосия. На коленях у Божией Матери – Богомладенец, благословляющий обеими руками. По сторонам трона стоят склоненные Ангелы.
Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским († около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские.До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, а затем была перенесена в Брянский Свенский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом дошла до князя Романа; его привели к иконе пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь начал прозревать. Сначала он увидел тропинку, затем близкие предметы и, наконец, все окрестности. Приложившись к иконе, князь отслужил молебен, а затем все собравшиеся основали деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая.
Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов.

 
Комментарии
Всего комментариев: 3
2021/05/17, 11:57:09
Спаси нас Боже.
андрей
2021/05/16, 13:21:08
С ПРАЗДНИКОМ СВЯТЫХ ЖЕН - МИРОНОСИЦ !!! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!!!
Галина
2021/05/16, 04:40:33
Я верую, Спаситель, - то, что невозможно нам, Тебе возможно совершить.
Павел
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
© Vinchi Group
1998-2023


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.058613061904907 сек.