Портал "Дивное Дивеево"

Официальная страница монастыря www.diveevo-monastyr.ru

Кондак 1 Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же имеяй ...
На главную Новости 28 марта. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Мученика Агапия и с ним семи мучеников. Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских.
28 марта. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Мученика Агапия и с ним семи мучеников. Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских.
27/03/2021 17:18:21

15 марта по старому стилю / 28 марта по новому стилю
воскресенье
Неделя 2-я Великого поста. Глас 1-й.
Пища с растительным маслом.

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста). Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303).
Сщмч. Александра, иерея в Сиде (270–275). Мч. Никандра (ок. 302). Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).
Сщмч. Алексия Виноградова пресвитера (1938); сщмч. Михаила Богословского пресвитера (1940).


Литургия св. Василия Великого.

Утр. – Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19–31. Лит. – Евр., 304 зач., I, 10 – II, 3. Мк., 7 зач., II, 1–12. Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16.

На утрене катавасия «Отверзу уста моя...».

На литургии прокимен, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны...» и прокимен свт. Григория, глас 1-й: «Уста моя возглаголют премудрость...».

Тропарь воскресный 1-го гласа
Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жизнь./ Сего́ ра́ди Си́лы Небе́сныя вопия́ху Ти, Жизнода́вче:/ сла́ва Воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Тропарь святителя Григория, глас 8:
Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю, мона́хов добро́то,/ богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче,/ Фессалони́тская похвало́, пропове́дниче благода́ти, // моли́ся вы́ну спасти́ся душ́ам на́шим.

Кондак святителя Григория, глас 8:
Прему́дрости свяще́нный и Бо́же́ственный орга́н,/ богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя, Григо́рие богоглаго́льниче,/ но я́ко ум, Уму́ пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш, о́тче, наста́ви, да зове́м: // ра́дуйся, пропове́дниче благода́ти.

Кондак 2-й Недели Великого поста, глас 4:
Ны́не вре́мя де́лательное яви́ся, при двере́х Суд,/ воста́нем у́бо постя́щеся,/ принесе́м сле́зы умиле́ния,/ ми́лостынями, зову́ще:/ согреши́хом па́че песка́ морска́го,/ но осла́би, Соде́телю всех, // я́ко да прии́мем нетле́нныя венцы́.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Деян.5:12–20; Ин.20:19–31)

«Господь мой и Бог мой!» – воззвал св. апостол Фома (Ин.20:28). Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует.

Мы говорим: «Господь Спаситель», – разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни.

Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!» (Рим.8:35).

Святитель Григорий Палама, Солунский (Фессалоникийский)

Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, ро­дил­ся в 1296 го­ду в Ма­лой Азии. Во вре­мя ту­рец­ко­го на­ше­ствия се­мья бе­жа­ла в Кон­стан­ти­но­поль и на­шла при­ют при дво­ре Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га (1282–1328). Отец свя­то­го Гри­го­рия стал круп­ным са­нов­ни­ком при им­пе­ра­то­ре, но вско­ре умер, и сам Ан­д­ро­ник при­нял уча­стие в вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии оси­ро­тев­ше­го маль­чи­ка. Об­ла­дая пре­крас­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и боль­шим при­ле­жа­ни­ем, Гри­го­рий без тру­да осво­ил все пред­ме­ты, со­став­ляв­шие пол­ный курс сред­не­ве­ко­во­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Им­пе­ра­тор хо­тел, чтобы юно­ша по­свя­тил се­бя го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти, но Гри­го­рий, ед­ва до­стиг­нув 20 лет, уда­лил­ся на Свя­тую Го­ру Афон в 1316 го­ду (по дру­гим све­де­ни­ям, в 1318) и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Ва­то­пед, где под ру­ко­вод­ством стар­ца, пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма Ва­то­пед­ско­го (па­мять 11 июля), при­нял по­стриг и на­чал путь по­движ­ни­че­ства. Через год ему явил­ся в ви­де­нии свя­той еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов и обе­щал свое ду­хов­ное по­кро­ви­тель­ство. Мать Гри­го­рия вме­сте с его сест­ра­ми так­же при­ня­ла мо­на­ше­ство.

По­сле пре­став­ле­ния стар­ца Ни­ко­ди­ма инок Гри­го­рий про­хо­дил 8 лет свой мо­лит­вен­ный по­двиг под ру­ко­вод­ством стар­ца Ни­ки­фо­ра, а по­сле кон­чи­ны по­след­не­го пе­ре­шел в Лав­ру пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. Здесь он при­слу­жи­вал за тра­пе­зой, а за­тем стал цер­ков­ным пев­цом. Но через три го­да (1321), стре­мясь к бо­лее вы­со­ким сту­пе­ням ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, он по­се­лил­ся в неболь­шой от­шель­ни­че­ской оби­те­ли Глос­сии. На­сто­я­тель этой оби­те­ли стал учить юно­шу со­сре­до­то­чен­ной ду­хов­ной мо­лит­ве – ум­но­му де­ла­нию, ко­то­рое по­сте­пен­но раз­ра­ба­ты­ва­лось и усва­и­ва­лось мо­на­ха­ми на­чи­ная с ве­ли­ких пу­стын­ни­ков IV ве­ка Ева­грия Пон­тий­ско­го и пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го (па­мять 19 ян­ва­ря). По­сле то­го, как в XI ве­ке в тру­дах Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва (па­мять 12 мар­та) по­дроб­ное осве­ще­ние по­лу­чи­ли внеш­ние мо­лит­вен­ные при­е­мы ум­но­го де­ла­ния, оно бы­ло усво­е­но Афон­ски­ми по­движ­ни­ка­ми. Опыт­ное при­ме­не­ние ум­но­го де­ла­ния, тре­бу­ю­щее уеди­не­ния и без­мол­вия, по­лу­чи­ло на­зва­ние ис­и­хаз­ма (от греч. по­кой, мол­ча­ние), а са­ми прак­ти­ку­ю­щие его ста­ли на­зы­вать­ся ис­их­аста­ми. За вре­мя пре­бы­ва­ния в Глос­сии бу­ду­щий свя­ти­тель пол­но­стью про­ник­ся ду­хом ис­и­хаз­ма и при­нял его для се­бя как ос­но­ву жиз­ни. В 1326 го­ду из-за угро­зы на­па­де­ния ту­рок вме­сте с бра­ти­ей он пе­ре­брал­ся в Со­лунь (Фес­са­ло­ни­ки), где то­гда же был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.

Свои обя­зан­но­сти пре­сви­те­ра свя­той Гри­го­рий со­че­тал с жиз­нью от­шель­ни­ка: пять дней неде­ли про­во­дил в без­мол­вии и мо­лит­ве, и толь­ко в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье пас­тырь вы­хо­дил к на­ро­ду – со­вер­шал бо­го­слу­же­ние и про­из­но­сил про­по­ве­ди. Его по­уче­ния ча­сто вы­зы­ва­ли у пред­сто­я­щих в хра­ме уми­ле­ние и сле­зы. Од­на­ко пол­ная от­ре­шен­ность от об­ще­ствен­ной жиз­ни свя­ти­те­лю бы­ла несвой­ствен­на. Ино­гда он по­се­щал бо­го­слов­ские со­бра­ния го­род­ской об­ра­зо­ван­ной мо­ло­де­жи во гла­ве с бу­ду­щим пат­ри­ар­хом Ис­и­до­ром. Воз­вра­ща­ясь как-то из Кон­стан­ти­но­по­ля, он об­на­ру­жил близ Со­лу­ни ме­стеч­ко Ве­рии, удоб­ное для уеди­нен­ной жиз­ни. Вско­ре он со­брал здесь неболь­шую об­щи­ну мо­на­хов-от­шель­ни­ков и ру­ко­во­дил ею в те­че­ние 5 лет. В 1331 го­ду свя­ти­тель уда­лил­ся на Афон и уеди­нил­ся в ски­ту свя­то­го Сав­вы, близ Лав­ры пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. В 1333. го­ду он был на­зна­чен игу­ме­ном Ес­фиг­мен­ско­го мо­на­сты­ря в се­вер­ной ча­сти Свя­той Го­ры. В 1336 го­ду свя­ти­тель вер­нул­ся в скит свя­то­го Сав­вы, где за­нял­ся бо­го­слов­ски­ми тру­да­ми, ко­то­рых не остав­лял уже до кон­ца жиз­ни.

А меж­ду тем в 30-е го­ды XIV ве­ка в жиз­ни Во­сточ­ной Церк­ви на­зре­ва­ли со­бы­тия, по­ста­вив­шие свя­ти­те­ля Гри­го­рия в ряд наи­бо­лее зна­чи­тель­ных все­лен­ских апо­ло­ге­тов пра­во­сла­вия и при­нес­шие ему из­вест­ность учи­те­ля ис­и­хаз­ма.

Око­ло 1330 го­да в Кон­стан­ти­но­поль из Ка­лаб­рии при­е­хал уче­ный мо­нах Вар­ла­ам. Ав­тор трак­та­тов по ло­ги­ке и аст­ро­но­мии, уме­лый и ост­ро­ум­ный ора­тор, он по­лу­чил ка­фед­ру в сто­лич­ном уни­вер­си­те­те и стал тол­ко­вать со­чи­не­ния Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (па­мять 3 ок­тяб­ря), апо­фа­ти­че­ское бо­го­сло­вие ко­то­ро­го бы­ло при­зна­но в рав­ной ме­ре и Во­сточ­ной и За­пад­ной Церк­ва­ми. Вско­ре Вар­ла­ам по­ехал на Афон, по­зна­ко­мил­ся там с укла­дом ду­хов­ной жиз­ни ис­их­а­стов и, на ос­но­ва­нии дог­ма­та о непо­сти­жи­мо­сти су­ще­ства Бо­жия, объ­явил ум­ное де­ла­ние ере­ти­че­ским за­блуж­де­ни­ем. Пу­те­ше­ствуя с Афо­на в Со­лунь, от­ту­да в Кон­стан­ти­но­поль и за­тем сно­ва в Со­лунь, Вар­ла­ам всту­пал в спо­ры с мо­на­ха­ми и пы­тал­ся до­ка­зать твар­ность Фа­вор­ско­го све­та; при этом он не стес­нял­ся под­ни­мать на смех рас­ска­зы ино­ков о мо­лит­вен­ных при­е­мах и о ду­хов­ных оза­ре­ни­ях.

Свя­ти­тель Гри­го­рий по прось­бе Афон­ских мо­на­хов об­ра­тил­ся сна­ча­ла с уст­ны­ми уве­ща­ни­я­ми. Но, ви­дя без­успеш­ность по­доб­ных по­пы­ток, он пись­мен­но из­ло­жил свои бо­го­слов­ские до­во­ды. Так по­яви­лись «Три­а­ды в за­щи­ту свя­тых ис­их­а­стов» (1338). К 1340 го­ду Афон­ские по­движ­ни­ки с уча­сти­ем свя­ти­те­ля со­ста­ви­ли об­щий от­вет на на­пад­ки Вар­ла­а­ма – так на­зы­ва­е­мый «Свя­то­гор­ский то­мос». На Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре 1341 го­да в хра­ме Свя­той Со­фии про­изо­шел спор свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы с Вар­ла­а­мом, со­сре­до­то­чив­ший­ся на при­ро­де Фа­вор­ско­го све­та. 27 мая 1341 го­да Со­бор при­нял по­ло­же­ния свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы о том, что Бог, недо­ступ­ный в Сво­ей Сущ­но­сти, яв­ля­ет Се­бя в энер­ги­ях, ко­то­рые об­ра­ще­ны к ми­ру и до­ступ­ны вос­при­я­тию, как Фа­вор­ский свет, но яв­ля­ют­ся не чув­ствен­ны­ми и не со­тво­рен­ны­ми. Уче­ние Вар­ла­а­ма бы­ло осуж­де­но как ересь, а сам он, пре­дан­ный ана­фе­ме, уда­лил­ся в Ка­лаб­рию.

Но спо­ры меж­ду па­ла­ми­та­ми и вар­ла­а­ми­та­ми бы­ли да­ле­ко не за­кон­че­ны. К чис­лу вто­рых при­над­ле­жа­ли уче­ник Вар­ла­а­ма, бол­гар­ский мо­нах Акин­дин и пат­ри­арх Иоанн XIV Ка­ле­ка (1341–1347); к ним скло­нял­ся и Ан­д­ро­ник III Па­лео­лог (1328–1341). Акин­дин вы­сту­пил с ря­дом трак­та­тов, в ко­то­рых объ­яв­лял свя­ти­те­ля Гри­го­рия и Афон­ских мо­на­хов ви­нов­ни­ка­ми цер­ков­ных смут. Свя­ти­тель на­пи­сал по­дроб­ное опро­вер­же­ние до­мыс­лов Акин­ди­на. То­гда пат­ри­арх от­лу­чил свя­ти­те­ля от Церк­ви (1344) и под­верг тем­нич­но­му за­клю­че­нию, ко­то­рое про­дол­жа­лось три го­да. В 1347 го­ду, ко­гда Иоан­на XIV на пат­ри­ар­шем пре­сто­ле сме­нил Ис­и­дор (1347–1349), свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма был осво­бож­ден и воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па Со­лун­ско­го. В 1351 го­ду Влахерн­ский Со­бор тор­же­ствен­но за­сви­де­тель­ство­вал пра­во­слав­ность его уче­ния. Но со­лу­няне при­ня­ли свя­ти­те­ля Гри­го­рия не сра­зу: он вы­нуж­ден был жить в раз­ных ме­стах. В од­ну из его по­ез­док в Кон­стан­ти­но­поль ви­зан­тий­ская га­ле­ра по­па­ла в ру­ки ту­рок. Свя­ти­те­ля Гри­го­рия в те­че­ние го­да про­да­ва­ли в раз­лич­ных го­ро­дах как плен­ни­ка, но и то­гда он неуто­ми­мо про­дол­жал про­по­ведь хри­сти­ан­ской ве­ры.

Лишь за три го­да до кон­чи­ны вер­нул­ся он в Со­лунь. На­ка­нуне его пре­став­ле­ния ему явил­ся в ви­де­нии свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Со сло­ва­ми «В гор­няя! В гор­няя!» свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу 14 но­яб­ря 1359 го­да. В 1368 го­ду он был ка­но­ни­зо­ван на Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре при пат­ри­ар­хе Фило­фее (1354–1355, 1362–1376), ко­то­рый на­пи­сал жи­тие и служ­бу свя­ти­те­лю.

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских

Во 2-ю неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах. Канон, вошедший в службу этого праздника, составлен иеромонахом Мелетием Сиригом во второй половине XVII века.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, празднуется отдельно 28 сентября/11 октября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, т. е. после 21 сентября/4 октября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста.

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября/11 октября в соответствии с совершаемым 28 августа/10 сентября празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября.

В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят:

прп. Антоний Первоначальник († 1073; память 10/23 июля и 2/15 сентября),
прп. Прохор Чудотворец, называемый Лебедником († 1107; память 10/23 февраля),
прп. Иоанн Постник (XII в.; память 7/20 декабря),
прп. Иулиания дева, княжна Ольшанская († ок. 1550; память 6/19 июля),
прмчч. Феодор и Василий († 1098; память 11/24 августа),
прп. Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля/6 августа),
прп. Варлаам, игумен Печерский († 1065; память 19 ноября/2 декабря),
прп. Дамиан пресвитер, целебник († 1071; память 5/18 октября),
прп. Никодим просфорник (XII в.; память 31 октября),
прп. Лаврентий затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января/11 февраля),
прп. Афанасий затворник († ок. 1176; память 2/15 декабря),
прп. Еразм черноризец (XII в.; память 24 февраля/8 марта),
прп. Лука, эконом Печерский (XIII в.; память 6/19 ноября),
прп. Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1/14 июня),
прпп. Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII в.; память 29 декабря/11 января),
прп. Нектарий Послушливый (XII в.; память 29 ноября/12 декабря),
прп. Григорий иконописец (XII в.; память 8/21 августа),
сщмч. Кукша, просветитель вятичей (XII в.; память 27 августа/9 сентября),
прп. Алексий Затворник (XIII в.; память 24 апреля/7 мая),
прп. Савва Богоугодник (XIII в.; память 24 апреля/7 мая),
прп. Сергий Послушливый (XIII в.; память 7/20 октября),
прп. Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 7/20 августа),
прп. Пимен Многоболезненный († 1110; память 7/20 августа),
прп. Нестор Летописец († 1114; память 27 октября/9 ноября),
прмч. Евстратий († 1097; память 28 марта/10 апреля),
прп. Елладий Затворник (XII–ХIII вв.; память 4/17 октября),
прп. Иеремия Прозорливый († ок. 1070; память 5/18 октября),
прмч. Моисей Угрин († ок. 1043, память 26 июля/8 августа),
прп. Иоанн Многострадальный († 1160; память 18/31 июля),
прп. Марк Гробокопатель (XII в.; память 29 декабря/11 января),
прп. Никола Святоша, князь Черниговский († 1143; память 14/27 октября),
прмч. Григорий чудотворец († 1093; память 8/21 января),
прп. Онисим затворник (ХII–ХIII вв.; память 4/17 октября и 21 июля/3 августа),
прп. Матфей Прозорливый († ок. 1085; память 5/18 октября),
прп. Исаия чудотворец († 1115; память 15/28 мая),
прп. Аврамий Трудолюбивый (ХII–ХIII; память 21 августа/3 сентября),
прп. Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля),
прп. Сильвестр чудотворец (XII в.; память 2/15 января),
прп. Пимен постник (XII в.; память 27 августа/9 сентября),
прп. Онуфрий Молчаливый (XII в.; память 21 июля/3 августа),
прп. Анатолий затворник (XII в.; память 3/16 июля),
прп. Алипий иконописец († 1114; память 17/30 августа),
прп. Сисой затворник (ХII–ХIII вв.; память 24 октября/6 ноября),
прп. Феофил затворник (ХII–ХIII вв.; память 24 октября/6 ноября),
прп. Арефа затворник († ок. 1195; память 24 октября/6 ноября),
прп. Спиридон просфорник (XII в.; память 31 октября/13 ноября),
прп. Онисифор исповедник († 1148; память 9/22 ноября),
прп. Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10/23 мая),
прп. Никон, игумен Печерский († 1088; память 23 марта/5 апреля),
прп. Феофан постник (ХII в., память 11/24 октября),
прп. Макарий (XII в.; память 19 января/1 марта),
прмч. Анастасий диакон (XII в.; память 22 января/4 марта),
12 мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской великой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (XI в.; память 14/27 февраля),
прп. Авраамий затворник (ХII–ХIII; память 29 октября/11 ноября),
прп. Исаакий затворник († ок. 1090; память 14/27 февраля),
мученик Иоанн младенец (общая память с 14 тыс. младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, 29 декабря/11 января),
прп. Илия Муромец († ок. 1188; память 19 декабря/1 января),
прп. Никон Сухой (XII в.; память 11/24 декабря),
прп. Ефрем, епископ Переяславский († ок. 1098; память 28 января/10 февраля),
прп. Тит иеромонах († 1190; память 27 февраля/11 марта).
Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября/11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9-я, тропарь 4-й), о котором иеромонах Афанасий Кальпофийский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей прп. Илии Муромца; прп. Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7-я, тропарь 3-й).

В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: прп. Иероним, затворник и чудотворец, прп. Меладий, святой старец и чудотворец, прп. Пергий, святой старец, прп. Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: прп. Мелетия, прп. Серапиона, прп. Филарета, прп. Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года на сводах были найдены надписи XI века: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена Печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–ХV веках. Помимо общей памяти 28 августа/10 сентября, каждый преподобный имеет свою память:

прп. Феодосий великоименитый († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа и 2/15 сентября),
прп. Моисей чудотворец (ХIII–ХIV вв.; память 28 июля/10 августа),
прп. Лаврентий затворник (ХIII–XIV вв.; память 20 января/2 февраля),
прп. Иларион схимник († 1066; память 21 октября/3 ноября),
прп. Пафнутий затворник (XIII в.; память 15/28 февраля),
прп. Мартирий диакон (XIII–XIV вв.; память 25 октября/7 ноября),
прп. Феодор, князь Острожский († ок. 1438; память 11/24 августа),
прп. Афанасий затворник (XIII в.; память 2/15 декабря),
прп. Дионисий иеромонах, затворник (XV в.; память 3/16 октября),
прп. Феофил, архиепископ Новгородский († ок. 1482; память 26 октября/8 ноября),
прп. Зинон постник (XIV в.; память 30 января/12 февраля),
прп. Григорий чудотворец (XIV в.; память 8/21 января),
прп. Ипатий целебник (XIV в.; память 31 марта/13 апреля),
сщмч. Лукиан († 1243; память 15/28 октября),
прп. Иосиф Многоболезненный (XIV в.; память 4/17 апреля),
прп. Павел Послушливый (XIII в.; память 10/23 сентября),
прп. Сисой схимник (XIII в.; память 6/19 июля),
прп. Нестор Некнижный (XIV в.; память 27 октября/9 ноября),
прп. Памва затворник († 1241; память 18/31 июля),
прп. Феодор Молчаливый (XIII в.; память 17 февраля/1 марта),
прп. Софроний затворник (XIII в.; память 11/24 марта),
прп. Панкратий затворник (XIII в.; память 9/22 февраля),
прп. Анатолий затворник (XIII в.; память 3/16 июля),
прп. Аммон затворник (XIII в.; память 4/17 октября),
прп. Мардарий затворник (XIII в.; память 13/27 декабря),
прп. Пиор затворник (XIII в.; память 4/17 октября),
прп. Мартирий затворник (XIII в.; память 25 октября/7 ноября),
прп. Руф затворник (XIV в.; память 8/21 апреля),
прп. Вениамин затворник (XIV в.; память 13/26 октября),
прп. Кассиан затворник (ХIII–ХIV; память 28 августа/10 сентября),
прп. Арсений Трудолюбивый (XIV в.; память 8/21 мая),
прп. Евфимий схимник (XIV в.; память 20 января/2 февраля),
прп. Тит воин (XIV в.; память 27 февраля/11 марта),
прп. Ахила диакон (ХIV в.; память 4/17 января),
прп. Паисий богоугодник (XIV в.; память 19 июля/1 августа),
прп. Меркурий постник (XIV в.; память 24 ноября/7 декабря),
прп. Макарий диакон (ХIII–ХIV вв.; память 19 января/1 февраля),
прп. Пимен постник (XII в.; память 8/21 мая),
прп. Леонтий канонарх (XIV в.; память 18 июня/1 июля),
прп. Геронтий канонарх (XIV в.; память 1/14 апреля),
прп. Захарий постник (ХIII–ХIV вв.; память 24 марта/6 апреля),
прп. Силуан схимник (XIII–XIV вв.; память 10/23 июня),
прп. Агафон чудотворец (ХIII–ХIV вв.; память 20 февраля/4 марта),
прп. Игнатий архимандрит († 1435; память 20 декабря/2 января),
прп. Лонгин вратарь (ХIII–ХIV вв.; память 16/29 октября).
В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский († 992; память 30 сентября/13 октября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана († ок. 1053; память 21 октября/3 ноября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России († 1326; память 21 декабря/3 января); Алексий, митрополит Московский (Киевский) († 1378; память 12/25 февраля); Иона, митрополит Московский († 1461; память 31 марта/13 апреля), Филипп, митрополит Московский († 1569; память 9/22 января); Фотий, митрополит Московский († 1431; память 2/15 июля); Киприан, митрополит Московский († 1406; память 16/29 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ († 1098; память 28 января/10 февраля); Николай (в Древней России с именем Николай известно было три святителя: первый – Николай Грек, митрополит Киевский (1098–1101); второй – Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке (см. П. Строев. «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб. 1877) и третий Николай – епископ Тмутараканский. Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский († 1108; память 31 января/13 февраля); Исаия, епископ Ростовский († 1090; память 15/28 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский († 1060; память 15/28 октября), или Белгородский епископ († 1088); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов († 1123; память 6/19 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни.

Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей в 1164 г.; память 23 мая/5 июня); Стефан, епископ Волынский († 1094; память 27 апреля/10 мая); Герман, епископ Новгородский (1078–1096, память 10/23 февраля); Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095); Евфимий и Лаврентий – неизвестно какие епископы; Симон, или Симеон (в светильне службы на 28 сентября/11 октября между иерархами упоминаются Симеон, а не Симон), не Суздальский епископ, а епископ Переяславский, окончивший свою жизнь мученической смертью, как видно из канона иеромонаха Мелетия Сирига (песнь 9-я, тропарь 3-й).

На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». По летописям, святитель Симон окончил свои дни страдальчески при нападении татар на Переяславль в 1339 году; Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; память 26 июня/9 июля).

Священномученик Макарий, митрополит Киевский († 1497; память 1/14 мая) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 9-я, тропарь 4-й). Мощи его почивают в соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Святые мученики Антоний, Иоанн, Евстафий, Виленские мученики († 1347; память 14/27 апреля) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 7-я, славник).

Святая равноапостольная Ольга (в Святом Крещении Елена) († 969; память 11/24 июля); святой равноапостольный Владимир (в святом крещении Василий) († 1015; память 15/28 июля) и чада его святые благоверные Борис (в святом крещении Роман), князь Ростовский († 1015; память 24 июля/6 августа), и Глеб (в Святом Крещении Давид), князь Муромский († 1015; память 5/18 сентября). (Канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 1-я, славник). В каноне на 28 сентября/11 октября они также упоминаются (песнь 9-я, тропарь 6-й). В служебниках и других церковных книгах, печатанных в Киево-Печерской лаврской типографии, вместе со святыми Борисом и Глебом воспоминается святой благоверный великий князь Игорь Киевский и Черниговский († 19 сентября 1147 года; перенесение мощей 5 июня 1150 г.), но в обоих канонах Печерским святым имя его не находится.

Святая великомученица Варвара († ок. 306; память 4/17 декабря), честные мощи которой почивают в Киевском соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира, прославляется в службе на 28 сентября/11 октября вместе с прп. Евфросинией Полоцкой († 1173; память 23 мая/5 июня) и праведной девой Иулианией Ольшанской (обретение мощей в XVI в., память 6/19 июля) (песнь 9-я, слава).

Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В икосе службы на 28 сентября/11 октября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша».

Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев

Святые мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий пострадали при императоре Диоклитиане (284–305) в городе Кесарии Палестинской. Во время одного из языческих праздников христиан, отказавшихся принести жертву идолам, начали публично истязать и казнить. В это время мученик Тимофей (память 19 августа) был осужден на сожжение, а мученики Агапий и Фекла (память 19 августа) были отданы на растерзание зверям. Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа. В знак добровольного подвига они связали себе руки и явились к правителю Урвану. Видя их молодость, правитель пробовал уговорить их отказаться от своего решения, но тщетно. Тогда он вверг их в темницу, где уже находились двое христиан – Агапий, перенесший муки за веру во Христа, и его слуга Дионисий. Все эти святые были преданы страшным мукам и обезглавлены.

Священномученик Александр Сидский

Священномученик Александр, иерей в Сиде, пострадал за Христа во время гонения при императоре Аврелиане (270–275). Святой был допрошен правителем Антонином и отдан на жестокие истязания.
Но чудесно хранимый Господом святой с удивительным терпением перенес все муки и, наконец, был обезглавлен.
Едва мучитель Антонин хотел сойти с судейского места, как начал бесноваться и погиб в неистовых конвульсиях.

Святой мученик Никандр

Свя­той му­че­ник Ни­кандр по­стра­дал в Егип­те при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305). Он был вра­чом и во вре­мя го­не­ний по­се­щал за­клю­чен­ных в тем­ни­цах хри­сти­ан, ока­зы­вал им по­мощь, при­но­сил пи­щу, а умер­ших по­гре­бал.
Од­на­жды он при­шел к ме­сту, где бы­ли бро­ше­ны на съе­де­ние зве­рям те­ла уби­тых му­че­ни­ков. Опа­са­ясь хо­ро­нить их днем, он до­ждал­ся но­чи и под по­кро­вом тем­но­ты по­греб те­ла. Свя­то­го Ни­канд­ра за­ме­ти­ли и под­верг­ли страш­ным ис­тя­за­ни­ям: с него за­жи­во со­дра­ли ко­жу, а за­тем обез­гла­ви­ли († ок. 302).

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий Виноградов ро­дил­ся 28 де­каб­ря 1871 го­да в го­ро­де Москве в се­мье чи­нов­ни­ка Свя­тей­ше­го Си­но­да Пет­ра Ви­но­гра­до­ва, впо­след­ствии став­ше­го свя­щен­ни­ком. По окон­ча­нии в 1897 го­ду Ду­хов­ной се­ми­на­рии Алек­сей Пет­ро­вич три го­да ра­бо­тал учи­те­лем, а за­тем в 1900 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. В 1928 го­ду отец Алек­сий был на­зна­чен бла­го­чин­ным и в 1932 го­ду воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1937 го­ду он слу­жил в хра­ме в се­ле Но­во­тро­иц­ком Вы­со­ков­ско­го рай­о­на Твер­ской епар­хии. 27 но­яб­ря 1937 го­да отец Алек­сий был аре­сто­ван и на сле­ду­ю­щий день до­про­шен.
— Рас­ска­жи­те след­ствию о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти сре­ди на­се­ле­ния! — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
— Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти сре­ди на­се­ле­ния я не про­во­дил, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­ствие име­ет точ­ные дан­ные о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний, — по­вто­рил сле­до­ва­тель.
— Как я уже ска­зал вы­ше, ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и сле­до­ва­тель до­про­сил трех лже­сви­де­те­лей, свя­щен­ни­ка и двух кре­стьян, ко­то­рые да­ли необ­хо­ди­мые след­ствию по­ка­за­ния, и 5 де­каб­ря 1937 го­да отец Алек­сий был при­го­во­рен к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. До от­прав­ки в ла­герь он на­хо­дил­ся в тюрь­ме в го­ро­де Рже­ве.
9 фев­ра­ля 1938 го­да один из за­клю­чен­ных ржев­ской тюрь­мы, осуж­ден­ный за убий­ство, на­пра­вил за­яв­ле­ние упол­но­мо­чен­но­му НКВД, в ко­то­ром пи­сал, что 22 де­каб­ря 1937 го­да он был пе­ре­ве­ден в ка­ме­ру № 9, где на­хо­ди­лось пять­де­сят семь че­ло­век осуж­ден­ных по 58-й ста­тье, и сре­ди них свя­щен­ник Алек­сий Ви­но­гра­дов, ко­то­рый, несмот­ря на то, что осуж­ден по 58-й ста­тье, «до на­сто­я­ще­го мо­мен­та на­стро­ен про­тив со­вет­ской вла­сти, аги­ти­ру­ет за то, что при­дет вре­мя, ра­бот­ни­ки НКВД во гла­ве с нар­ко­мом Ежо­вым бу­дут от­ве­чать за нас... Ста­лин­ская кон­сти­ту­ция яв­ля­ет­ся толь­ко как на­пи­сан­ный до­ку­мент, и поль­зы в жиз­ни от нее нет ни­ко­му».
В тот же день бы­ло на­ча­то но­вое след­ствие, и на сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
— Рас­ска­жи­те о про­во­ди­мой ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­па­ган­де сре­ди за­клю­чен­ных тюрь­мы го­ро­да Рже­ва! — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
— Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­па­ган­ды я сре­ди за­клю­чен­ных не про­во­жу и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, — от­ве­тил отец Алек­сий.
Бы­ли до­про­ше­ны лже­сви­де­те­ли, ав­тор за­яв­ле­ния и юно­ша, вос­пи­тан­ник дет­ско­го до­ма, ока­зав­ший­ся по вы­хо­де из дет­ско­го до­ма в тюрь­ме, и в сво­их по­ка­за­ни­ях сле­до­ва­те­лю они окле­ве­та­ли свя­щен­ни­ка.
10 фев­ра­ля 1938 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 25 мар­та трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Алек­сий Ви­но­гра­дов был рас­стре­лян 28 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2021/03/29, 11:39:21
Спаси нас Боже.
андрей
2021/03/28, 07:34:29
На стройке с мусульманином пришлось однажды поработать.
Заговорил о том он, что их Магомет - пророк, а я в какой-то спешке пропищал:
"Язна-а-ю-ю-ю...".

Отступник я, Спаситель, пред Тобою, ох, отступник!
Заплакать горько бы, да слёзные источники сухи - прости, Исусе, укрепи мя в вере,
Исправь мой страх пред человеки, Господи,
Молитвами всех ревностных апологетов Истины Твоей.
Павел
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2022


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.05103588104248 сек.