Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Молитва первая О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, ...
На главную Новости 10 марта. Святителя Порфирия, архиеп. Газского. Преподобного Шио Мгивского.
10 марта. Святителя Порфирия, архиеп. Газского. Преподобного Шио Мгивского.
10/03/2021 12:33:16

26 февраля по старому стилю / 11 марта по новому стилю
четверг
Седмица cырная (масленица) - сплошная. Глас 6.
Из трапезы исключается мясо.

Свт. Порфирия, архиепископа Газского (420).
Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66). Прп. Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы).
Сщмч. Михаила Лисицына пресвитера (1918); сщмч. Петра Варламова пресвитера (1930); сщмч. Сергия Воскресенского пресвитера (1933); сщмчч. Иоанна, еп. Рыльского, и Иоанна Дунаева пресвитера, прмц. Анны Благовещенской (1938).

Иуд., 78 зач., I, 11–25. Лк., 110 зач., XXIII, 1–34, 44–56.

Тропарь святителя Порфирия, глас 4:
Правило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Порфирие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителя Порфирия, глас 2:
Священнейшими твоими нравы украшаемь,/ священства одеждею озарился еси,/ всеблаженне богомудре Порфирие,/ и исцелений удобряеши возвышеньми, // моляся непрестанно о всех нас.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Иуд.1:11–25; Лк.23:1–34, 44–56)
Горе возвещает св. Апостол Иуда тем, которые соблазнительно держат себя в обществе, без страха утучняются на пиршествах, пенятся срамотами своими, ходят по своим похотям, говорят прегордая и отделяют себя от единства веры. Горе! Ибо вот грядет Господь со всеми и обличит всех нечестивых во всех делах, какие наделало нечестие их.

Святитель Порфирий, архиепископ Газский

Святитель Порфирий, архиепископ Газский, родился около 346 года в Фессалониках, в Македонии. Родители его были людьми состоятельными, и это позволило святителю Порфирию получить хорошее образование. Имея склонность к иноческой жизни, в двадцать пять лет он оставил родину и отправился в Египет, где подвизался на горе Нитрийской под руководством преподобного Макария Великого (память 19 января). Там он встретился с блаженным Иеронимом, посещавшим в то время египетские монастыри. И вместе с ним отправился в Иерусалим на поклонение святым местам и Животворящему Кресту Господню (память 14 сентября), после чего поселился в пустыне Иорданской для молитвенного и постнического подвига. Там святой Порфирий впал в тяжкий недуг. Для исцеления он решил идти к святым местам Иерусалима. Однажды, когда он в полном расслаблении и забытьи лежал у подножия Голгофы, Господь посетил Своего раба в спасительном сновидении. Святой Порфирий увидел Иисуса Христа, сошедшего с Креста и обратившегося к нему со словами: «Приими это Древо и храни его». Проснувшись, он почувствовал себя здоровым. Слова Спасителя вскоре исполнились: Патриарх Иерусалимский посвятил святого Порфирия в пресвитерский сан и поставил хранителем Честного Древа Креста Господня. В то время святой Порфирий получил свою часть родительского наследства – 4 тысячи золотых монет. Все их он роздал нуждающимся и на украшение храмов Божиих.

В 395 году скончался епископ города Газы (в Палестине).

Местные христиане отправились в Кесарию к митрополиту Иоанну с просьбой поставить им нового епископа, который мог бы противодействовать язычникам, преобладавшим в их городе и притеснявшим христиан. Господь внушил митрополиту призвать иерусалимского пресвитера Порфирия. Со страхом и трепетом принял подвижник святительский сан, со слезами поклонился Животворящему Древу и отправился для исполнения нового послушания. В Газе он обнаружил всего три христианские церкви, а языческих капищ и идолов – великое множество. В то время случилось бездождие и великая засуха. Жрецы приносили жертвы идолам, но бедствие не прекращалось. Святитель Порфирий назначил для всех христиан пост, совершил всенощное бдение и обошел с крестным ходом весь город. Сразу же небо покрылось тучами, загремел гром и пролился обильный дождь. Видя такое чудо, многие язычники восклицали: «Один Христос есть Бог Истинный!» После этого события к Церкви присоединились, приняв святое Крещение, 127 мужчин, 35 женщин и 14 детей, а вскоре и еще 110 человек.

Однако язычники по-прежнему притесняли христиан, устраняли их от общественных должностей, обременяли налогами. Святитель Порфирий и митрополит Кесарии Иоанн отправились в Константинополь, чтобы просить защиты у императора. Их принял святитель Иоанн Златоуст (память 14 сентября, 27, 30 января) и оказал действенную помощь.

Святители Иоанн и Порфирий были представлены императрице Евдоксии, которая в то время ждала ребенка. «Потрудись за нас, – сказали епископы императрице, – и Господь пошлет тебе сына, который воцарится при твоей жизни». Евдоксия очень желала иметь сына, ибо прежде у нее рождались дочери. И действительно, в императорском семействе, по молитве святителей, родился наследник. В 401 году последовал указ императора о разрушении в Газе идольских капищ и предоставлении христианам привилегий. Кроме того, императрица дала святителям средства на построение нового храма, который был построен в Газе на месте самого главного капища.

Святитель Порфирий к концу жизни полностью утвердил христианство в Газе и совершенно оградил свою паству от притеснений язычников. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса и исцеления. В течение 25 лет наставлял архипастырь словесное стадо и преставился в преклонном возрасте, в 420 году.

Преподобный Ши́о (Симео́н) Мгвимский

Пре­по­доб­ный Шио (Си­ме­он) Мгвим­ский (от груз. мгви́ме – пе­ще­ра – Пе­чер­ский) ро­дил­ся в Ан­тио­хии Сир­ской. Ро­ди­те­ли его бы­ли хри­сти­а­на­ми и вос­пи­ты­ва­ли сво­е­го сы­на как един­ствен­но­го на­след­ни­ка. Юно­ша по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. Лю­бовь к Сло­ву Бо­жию так глу­бо­ко внед­ри­лась в серд­це мо­ло­до­го Шио, что он по­сто­ян­но дер­жал его в уме сво­ем и да­же все­гда но­сил при се­бе Еван­ге­лие, По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла и Псал­тирь. И уже в ран­ние го­ды был ода­рен спо­соб­но­стью тол­ко­ва­ния Сло­ва Бо­жия.

Узнав о свя­том по­движ­ни­ке Иоанне Зе­даз­ний­ском, Шио тай­но по­ки­нул ро­ди­тель­ский дом и на­пра­вил­ся к свя­то­му. Пре­по­доб­ный Иоанн воз­вра­тил юно­шу ро­ди­те­лям, пред­ска­зав, что и они ста­нут ино­ка­ми. Пред­ска­за­ние ско­ро ис­пол­ни­лось: Шио убе­дил их про­ве­сти оста­ток их жиз­ни в ино­че­стве, а сам, упо­тре­бив в поль­зу бед­ных и мо­на­сты­ря остав­ше­е­ся по­сле них иму­ще­ство, при­шел к пре­по­доб­но­му Иоан­ну, си­яв­ше­му в то вре­мя в Ан­тио­хии, и, по­лу­чив от него по­стри­же­ние в ино­че­ство, сде­лал­ся его уче­ни­ком.

Спу­стя 20 лет пре­по­доб­ный Шио в чис­ле 12 дру­гих из­бран­ных уче­ни­ков свя­то­го Иоан­на от­пра­вил­ся в Иве­рию (Гру­зию) для про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия.

По­слу­жив это­му де­лу рас­про­стра­не­ния ве­ры Хри­сто­вой, пре­по­доб­ный Шио по­же­лал жить от­шель­ни­ком. И по бла­го­сло­ве­нию ка­то­ли­ко­са Евла­лия и сво­е­го учи­те­ля пре­по­доб­ный Шио на­пра­вил свой путь на за­пад от Мц­хе­та в непро­хо­ди­мые де­бри лес­ные. Здесь, в пу­стыне, за­щи­щен­ной от­вес­ны­ми и со­вер­шен­но кру­ты­ми сте­на­ми пес­ча­ной го­ры от взо­ра люд­ско­го, Шио по­се­лил­ся в тес­ной пе­ще­ре, им са­мим вы­се­чен­ной в ска­ле, ед­ва до­ста­точ­ной, чтобы укрыть­ся в ней. И за су­ро­вый ас­ке­ти­че­ский по­двиг Шио удо­сто­ил­ся чуд­ных ви­де­ний. В ска­ле от­крыл­ся род­ник, ис­то­ча­ю­щий для от­шель­ни­ка во­ду, а с пи­щей при­ле­тал к нему го­лубь. Этот-то го­лубь, по из­во­ле­нию Бо­жию, опре­де­лив­ше­му не остав­лять под спу­дом бла­го­дат­ный све­тиль­ник, от­крыл лю­дям жи­ли­ще Шио.

Некто Ева­грий, знат­ный ца­ре­дво­рец, охо­тясь по обык­но­ве­нию за ре­кой Ку­рой, про­сле­дил за го­лу­бем, но­ся­щим пи­щу от­шель­ни­ку, и на­шел его, по­гру­жен­но­го в мо­лит­ву, с воз­де­ты­ми к небу ру­ка­ми. Он был так по­ра­жен встре­чей с этим укрыв­шим­ся от ми­ра че­ло­ве­ком, мо­лит­вен­но пред­сто­я­щим в пу­стыне пред ли­цем Еди­на­го Бо­га, что, пле­нив­шись этим, вне­зап­но со­знал и в се­бе от­ре­че­ние от все­го мир­ско­го и стал про­сить див­но­го от­шель­ни­ка взять его под свое ру­ко­вод­ство и под­ви­зать­ся в пе­ще­ре, все­це­ло пре­дав­шись Бо­гу.

С этих пор о Шио ста­ло из­вест­но и дру­гим лю­дям в окруж­но­сти, ко­то­рые ста­ли се­лить­ся близ него, и та­ким об­ра­зом со­бра­лось до 25 доб­ро­воль­ных пу­стын­но­жи­те­лей. На из­бран­ном по от­кро­ве­нию бла­жен­но­му Шио ме­сте вы­стро­и­ли они цер­ковь во имя об­раз­ца пу­стын­но­жи­те­лей – Иоан­на Кре­сти­те­ля. Мол­ва о свя­том по­движ­ни­ке рас­про­стра­ня­лась, и ме­сто его уеди­нен­ной жиз­ни и по­дви­га ста­ло пре­вра­щать­ся в оби­тель. Ко­гда царь Пар­сман VI на­ве­стил быв­ше­го лю­би­мо­го сво­е­го Ева­грия в пу­стыне, то с бла­го­го­ве­ни­ем от­нес­ся к по­движ­ни­ку Шио и по­да­рил ему зем­лю под мо­на­стырь, до­ста­вив зна­чи­тель­ные сред­ства для по­стро­е­ния хра­мов. Глав­ным из них был храм в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри; вто­рой – в честь Рож­де­ства Иоан­на Кре­сти­те­ля, где впо­след­ствии и по­чи­ва­ли остан­ки пре­по­доб­но­го Шио. Все хра­мы бы­ли освя­ще­ны ка­то­ли­ко­сом Ма­ка­ри­ем. Та­ким об­ра­зом, пре­по­доб­ный Шио устро­ил оби­тель, ко­то­рая неко­гда вклю­ча­ла в се­бя мно­же­ство ино­ков и на­зы­ва­лась, по име­ни ос­но­ва­те­ля, Мгвим­скою (в 30 вер­стах от Ти­фли­са). Здесь на­ве­стил его быв­ший учи­тель его Иоанн Зе­даз­ний­ский и, по­го­стив три дня, имел от­ра­ду удо­сто­ве­рить­ся в вы­со­кой сте­пе­ни ду­хов­но­го со­вер­шен­ства но­вых ино­ков.

Но стрем­ле­ние к пол­но­му уеди­не­нию пре­об­ла­да­ло в ду­ше Шио. Он оста­вил ос­но­ван­ную им оби­тель, про­стил­ся с бра­ти­ей на­зи­да­тель­ней­шим сло­вом, оста­вил для них 160 пись­мен­ных по­ру­че­ний и, пре­рвав вся­кое со­об­ще­ние с ми­ром, об­рек се­бя на за­твор­ни­че­скую жизнь в тем­ной, глу­бо­кой пе­ще­ре. Пи­ща свя­то­му спус­ка­лась ту­да по ве­рев­ке. Кто мо­жет по­стичь и ис­чис­лять неска­зан­ные по­дви­ги это­го Ан­ге­ла в че­ло­ве­че­ском те­ле! Пре­дузнав по от­кро­ве­нию час кон­чи­ны и при­об­щив­шись Свя­тых Тайн, пре­по­доб­ный Шио 9 мая кон­чил свое зем­ное жи­тие. Те­ло ве­ли­ко­го за­твор­ни­ка при на­пут­ствен­ном пе­нии со­брав­ших­ся ино­ков бы­ло по­гре­бе­но в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. Свя­тые мо­щи его и до­ныне слу­жат ограж­де­ни­ем оби­те­ли, ко­то­рая од­на из немно­гих уце­ле­ла по­сре­ди опу­сто­ше­ний Гру­зии.

Св. Севастиан

Му­че­ник Се­ва­сти­ан Рим­ский († ок. 66) был гра­до­на­чаль­ни­ком Ат­та­лии. При встре­че со свя­тым Вик­то­ром, сы­ном му­че­ни­цы Фо­ти­ны Са­ма­ря­ны­ни, ска­зал ему: «Я знаю до­сто­вер­но, что ты, твоя мать и твой брат – по­сле­до­ва­те­ли уче­ния Хри­ста. Но я по-дру­же­ски со­ве­тую те­бе – под­чи­нись во­ле им­пе­ра­то­ра, за это бу­дешь по­лу­чать иму­ще­ство хри­сти­ан, ко­то­рых ты до­ста­вишь нам. Тво­им же ма­те­ри и бра­ту я на­пи­шу, чтобы они не про­по­ве­до­ва­ли Хри­ста от­кры­то. Пусть тай­но ис­по­ве­ду­ют свою ве­ру».

Свя­той Вик­тор от­ве­тил: «Я сам хо­чу быть про­по­вед­ни­ком хри­сти­ан­ства, как мои мать и брат».

На это Се­ва­сти­ан от­ве­тил: «О Вик­тор, все мы хо­ро­шо зна­ем, ка­кие бед­ствия ожи­да­ют за это те­бя, мать и бра­та тво­е­го».

По­сле этих слов Се­ва­сти­ан вдруг по­чув­ство­вал острую боль в гла­зах, из­ме­нил­ся в ли­це и оне­мел. Три дня про­ле­жал он сле­пой, не про­из­но­ся ни сло­ва. На чет­вер­тый день неожи­дан­но он гром­ко про­из­нес: «Толь­ко ве­ра хри­сти­ан ис­тин­на, нет дру­гой ис­тин­ной ве­ры!» На­хо­див­ше­му­ся ря­дом свя­то­му Вик­то­ру Се­ва­сти­ан ска­зал: «Ме­ня при­зы­ва­ет Хри­стос».

Вско­ре он кре­стил­ся и тот­час же про­зрел. Слу­ги свя­то­го Се­ва­сти­а­на, сви­де­те­ли чу­да, кре­сти­лись по при­ме­ру сво­е­го гос­по­ди­на. Слу­хи о про­ис­шед­шем до­шли до Неро­на, и он при­ка­зал при­ве­сти хри­сти­ан к нему на суд в Рим. То­гда Сам Гос­подь явил­ся ис­по­вед­ни­кам и ска­зал: «Я бу­ду с ва­ми, и Нерон бу­дет по­беж­ден, и все, кто слу­жит ему». Свя­то­го Се­ва­сти­а­на Гос­подь обод­рил: «Бла­жен, кто со­вер­шит свой по­двиг до кон­ца».

В Ри­ме свя­той Се­ва­сти­ан вме­сте с дру­ги­ми му­че­ни­ка­ми пре­тер­пел нема­ло му­че­ний. Ни­че­го не до­бив­шись, им­пе­ра­тор при­ка­зал обез­гла­вить му­че­ни­ков.

Прп. Севастиан Сохотский

Преподобный Севастиан Сохотский, Пошехонский, основал монастырь в честь Преображения Господня на реке Сохоти в 90 верстах от города Романова (ныне Тутаев) Ярославской области. Иноки обители сами обрабатывали землю и питались трудами рук своих. Этому научил подвижников своим примером и поучениями основатель обители. Преподобный Севастиан преставился около 1500 года.

Преображенская обитель на реке Сохоти была впоследствии приписана к Череповецкому Воскресенскому монастырю, а в 1764 году упразднена. В середине ХIХ века над мощами преподобного Севастиана был построен каменный храм. Память святого совершается также 18 декабря.

Священномученик Михаи́л Лисицын, пресвитер

Свя­щен­ник Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич Ли­си­цын ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1862 го­да в се­ле Ек­шур Ря­зан­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии Ря­зан­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии в 1883 го­ду по­сту­пил на служ­бу пре­по­да­ва­те­лем в сель­скую Задне-Пилев­скую шко­лу Ря­зан­ской гу­бер­нии. В 1885 го­ду ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, за­тем во свя­щен­ни­ка и опре­де­лен в Тро­иц­кий храм се­ла Ка­ти­но Ско­пин­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии.
В 1895 го­ду при­был к ме­сту сво­е­го но­во­го слу­же­ния – во Вла­ди­кав­каз­скую епар­хию, где слу­жил в ста­ни­це Кис­ло­вод­ской. Де­я­тель­ность пас­ты­ря бы­ла от­ме­че­на Свя­тей­шим Си­но­дом, на­гра­див­шим его 11 мая 1902 го­да Биб­ли­ей «за рев­ност­ные тру­ды и за­бо­ты о вос­пи­та­нии де­тей». В 1907 го­ду отец Ми­ха­ил пе­ре­шел в Став­ро­поль­скую епар­хию, став тре­тьим свя­щен­ни­ком в се­ле Алек­сан­дров­ском, а в 1912 го­ду был на­зна­чен в Ни­ко­ла­ев­ский храм ста­ни­цы Усть-Ла­бин­ской Ку­бан­ской об­ла­сти.
22 фев­ра­ля 1918 го­да, в день вступ­ле­ния в ста­ни­цу боль­ше­вист­ских войск, был аре­сто­ван, а 26 фев­ра­ля убит ими же. Из­вест­но, что он был му­чим в те­че­ние трех дней с пят­ни­цы до вос­кре­се­нья. Ко­гда те­ло бы­ло най­де­но, на нем ока­за­лось бо­лее де­ся­ти ран, го­ло­ва бы­ла из­руб­ле­на на кус­ки. Крас­но­ар­мей­цы за­пре­ти­ли его по­гре­бе­ние, но вдо­ва от­ца Ми­ха­и­ла смог­ла най­ти сред­ства и вы­ку­пить те­ло для по­гре­бе­ния.
4 мая 2017 го­да Свя­щен­ный Си­нод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние о вклю­че­нии име­ни свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ли­си­цы­на в Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской, с со­вер­ше­ни­ем па­мя­ти 11 мар­та (26 фев­ра­ля).

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2021/03/11, 08:11:10
Спаси нас Боже.
андрей
2021/03/11, 00:56:36
Святые, мученики и подвижники Христовы,
Молитвы ваши пред престолом Вседержителя не могут быть напрасны,
Мы, православные, мы верим в Божье промышление о нас,
Мы верим - сохранит нас благодать от мiра лжи и суеты - иначе нам и не спастись.
Павел
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.019089937210083 сек.