Портал "Дивное Дивеево"

Официальный сайт Дивеевского монастыря - diveevo-monastyr.ru

Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Агнче Божий, вземляй грехи всех, возьми бремя от мене ...
На главную Новости 13 января. Отдание праздника Рождества Христова. Преподобной Мелании Римляныни. Святителя Петра Могилы.
13 января. Отдание праздника Рождества Христова. Преподобной Мелании Римляныни. Святителя Петра Могилы.
12/01/2020 18:05:54

31 декабря по старому стилю / 13 января 2020 по новому стилю
понедельник
Седмица 31-я по Пятидесятнице (ев. чтения 33-й седмицы).
Поста нет.

Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мелании Римляныни (439).
Свт. Петра Могилы, митр. Киевского (1646). Прп. Паисия Святогорца (прославление 2015)1. Свт. Досифея исп., митр. Загребского (1945) (Серб.).
Сщмч. Михаила Березина пресвитера (1937); мч. Петра Троицкого (1938).


Евр., 329 зач.,XI, 17–23, 27–31. Мк., 54 зач.,XII, 13–17.

На утрене «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Поется великое славословие.

Тропарь и кондак Рождества Христова

Тропарь праздника, глас 4:
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии/ звездо́ю уча́хуся/ Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка.// Го́споди, сла́ва Тебе́!

Кондак праздника, глас 3:
Де́ва днесь Пресу́щественнаго ражда́ет,/ и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит,/ А́нгели с па́стырьми славосло́вят,/ волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют,/ нас бо ра́ди роди́ся// Отроча́ Мла́до, Преве́чный Бог.

Преподобная Мелания Римляныня, Вифлеемская, Палестинская

Преподобная Мелания, первая из знатных римлянок "с юных лет стремившаяся ко Христу, жаждущая телесной непорочности и уязвленная Божественной любовью", родилась в христианской семье. Родители ее - люди именитые и богатые - видели в дочери наследницу и продолжательницу рода.

В четырнадцать лет Мелания против своей воли была выдана замуж за знатного юношу Апиниана. С самого начала совместной жизни святая умоляла супруга жить с ней в непорочности или отпустить незапятнанной и телом и душой. Апиниан отвечал: "Когда по велению Господа мы приобретем двоих детей в наследники своему имуществу, тогда вместе отречемся от мира".

Вскоре святая Мелания родила девочку, которую молодые родители посвятили Богу. Продолжая жить в супружестве, Мелания тайно носила власяницу и проводила ночи в молитвах. Вторые роды Мелании были преждевременными и мучительными. Родился мальчик, его крестили, и он сразу отошел ко Господу.

Видя страдания своей супруги, блаженный Апиниан просил Бога сохранить жизнь святой Мелании и дал обет провести остаток совместной жизни в непорочности. Выздоровев, святая сняла навсегда свои шелковые одежды. Вскоре умерла их дочь. Между тем родители святых противились их желанию посвятить себя Богу.

Только, когда отца Мелании постигла смертельная болезнь, он просил у них прощения и напутствовал следовать избранному ими пути, прося о нем молиться.

Святые тут же оставили город Рим, и для них началась новая жизнь, целиком посвященная служению Богу. Апиниану было в то время 24 года, а Мелании - 20. Они стали посещать больных, принимать странников, щедро помогать бедным. Обходили тюрьмы, места ссылок и рудники и освобождали несчастных, которые содержались там за долги. Продав имения в Италии и Испании, они щедрой рукой помогали старцам и монастырям, покупая для последних земли в Месопотамии, Сирии, Египте, Финикии и Палестине. На их средства было построено много храмов и больниц. Церкви Запада и Востока получали от них благодеяния.

Когда они, покинув родину, отплыли в Африку, во время плавания началась сильная буря. Моряки говорили, что это гнев Божий, но блаженная Мелания сказала, чтобы они предали корабль воле Несущего его. Волны прибили корабль к острову, на котором стоял город, осажденный варварами. Осаждавшие требовали от жителей выкуп, грозя городу уничтожением. Святые внесли нужные деньги, и тем спасли от гибели город и его жителей.

Прибыв в Африку, они и там оказывали помощь всем нуждающимся. По благословению местных епископов жертвовали на церкви и монастыри. В то же время святая Мелания продолжала смирять плоть свою строгим постом, а душу утверждала непрестанным чтением Слова Божия, переписывая священные книги и раздавая неимущим. Она сама сшила власяницу и, не снимая, носила ее.

В Африке святые пробыли 7 лет, а затем, освободившись, по заповеди Христовой, от всех своих богатств, направились в Иерусалим. По пути, в Александрии, они были приняты святым епископом Кириллом и встретились в храме со святым старцем Несторием, имевшим дар пророчества и исцеления. Старец обратился к ним, утешая и призывая к мужеству, терпению в ожидании Славы Небесной. В Иерусалиме святые роздали бедным оставшееся у них золото и проводили дни свои в нищете и молитве.

После недолгого путешествия в Египет, где святые посетили многих отцов-пустынников, святая Мелания затворилась в одинокой келлии, на горе Елеонской, лишь изредка видясь со святым Апинианом.

Постепенно возле келлии возник монастырь, где собралось до девяноста дев. Святая Мелания, по смирению, не согласилась быть его игуменией и по-прежнему жила и молилась в одиночестве. В поучениях святая Мелания призывала сестер бодрствовать и молиться, оберегать свои помыслы и возгревать прежде всего любовь к Богу и друг ко другу, соблюдая святую Православную веру и чистоту душевную и телесную. Особо увещевала их быть послушными воле Божией. Напоминая слова апостола, советовала соблюдать пост "не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающих любит Бог". В обители ее стараниями была построена молельня и алтарь, где погребли мощи святых: пророка Божия Захарии, святого первомученика Стефана и Сорока святых, принявших муку в Севастии. К этому времени святой Апиниан отошел ко Господу. Святая Мелания погребла мощи блаженного и провела около четырех лет возле этого места в посте и непрестанной молитве.

Святая пожелала построить мужской монастырь на горе Вознесения Христова. Господь благословил ее замысел, послав христолюбца, давшего средства на монастырь. Приняв их с радостью, святая Мелания в один год свершила это великое дело. В воздвигнутом ею монастыре, святые мужи стали неустанно возносить молитвы свои Богу в церкви Вознесения Христова.

Окончив свои труды, блаженная покинула Иерусалим, отбыв в Константинополь к своему дяде-язычнику, в надежде спасти его душу. По дороге она молилась у мощей святого Лаврентия, на месте его мученичества, и получила доброе предзнаменование.

Прибыв в Константинополь, святая нашла там своего дядю в болезни и беседовала с ним. Под влиянием ее бесед больной оставил язычество и умер христианином. В то время многих жителей столицы смущало еретическое учение Нестория. Святая Мелания принимала всех, обращавшихся к ней за вразумлением. Много чудес совершилось по молитвам блаженной. Вернувшись в свой монастырь, угодница Божия почувствовала приближение кончины и объявила об этом пресвитеру и сестрам. В глубокой скорби и слезах выслушали они ее последние наставления. Испросив их молитв и заповедав блюсти себя в чистоте, с радостью и ликованием приобщившись Святых Таин, кротко и спокойно святая Мелания предала душу свою Господу. Это было в 439 году.

Свт. Киевский Петр (Могила)

Бу­ду­щий свя­ти­тель Петр (Мо­ги­ла) ро­дил­ся 21 де­каб­ря 1596 го­да в Су­ча­ве, тре­тьим сы­ном в бла­го­че­сти­вом се­мей­стве вы­со­ко­род­ных мол­дав­ских бо­яр Мо­ги­ла (в совре­мен­ной ру­мын­ской тран­скрип­ции – Мо­ви­лэ), ко­то­рые в то вре­мя за­ни­ма­ли гос­по­дар­ские пре­сто­лы Ду­най­ских кня­жеств. В Кре­ще­нии был на­ре­чен в честь свя­ти­те­ля Пет­ра Мос­ков­ско­го, так как ро­дил­ся в день его па­мя­ти. Его отец Си­ме­он Мо­ги­ла был в 1600–1602 го­дах гос­по­да­рем Ва­ла­хии, а с 1606 го­да до сво­ей кон­чи­ны в 1607 го­ду – гос­по­да­рем Мол­да­вии. В 1612 го­ду Мо­ги­лам, по­сле по­ра­же­ния их Кан­те­ми­ром Мур­зою, за­няв­шим гос­по­дар­ство, при­шлось бе­жать в Поль­шу, где у них бы­ли силь­ные и бо­га­тые род­ствен­ни­ки.
Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил во Львов­ском брат­ском учи­ли­ще в стро­го пра­во­слав­ном ду­хе, враж­деб­ном унии. Про­дол­жил свое об­ра­зо­ва­ние пу­те­ше­стви­ем за гра­ни­цу, где слу­шал лек­ции в раз­ных уни­вер­си­те­тах – в част­но­сти, вы­слу­шал курс сло­вес­ных на­ук и бо­го­сло­вия в Па­риж­ском уни­вер­си­те­те.
Слу­жил в поль­ских вой­сках и от­ли­чил­ся в бит­ве под Хо­ти­ном. Од­на­ко, ве­ро­ят­но, под вли­я­ни­ем Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та Иова (Бо­рец­ко­го), ре­шил оста­вить во­ен­ную служ­бу и при­нять ду­хов­ный сан. Око­ло 1624 го­да он по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру чтобы раз­де­лить судь­бу го­ни­мых поль­ской вла­стью пра­во­слав­ных ино­ков. В то вре­мя здесь со­бра­лось нема­ло вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ных и де­я­тель­ных мо­на­хов, шел пе­ре­вод свя­то­оте­че­ских книг, со­став­ле­ние и пуб­ли­ка­ция тру­дов в за­щи­ту пра­во­сла­вия. В та­кой сре­де он до­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние.
С бла­го­сло­ве­ния мит­ро­по­ли­та Иова и ар­хи­манд­ри­та Лав­ры За­ха­рии (Ко­пы­стен­ско­го), на свои сред­ства от­пра­вил за гра­ни­цу несколь­ко спо­соб­ных мо­ло­дых лю­дей для усо­вер­шен­ство­ва­ния в на­у­ках.
В 1627 го­ду, по кон­чине ар­хи­манд­ри­та За­ха­рии, по на­сто­я­нию уче­ных мо­на­хов был из­бран ар­хи­манд­ри­том Лав­ры. Его по­пе­че­ни­ем бы­ла об­нов­ле­на цер­ковь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, укра­ше­ны свя­тые пе­ще­ры, воз­вра­щен под управ­ле­ние Лав­ры древ­ний Пу­стын­но-Ни­ко­ла­ев­ский мо­на­стырь, ос­но­ва­на Го­ло­се­ев­ская пу­стынь, на его счет устро­е­на бо­га­дель­ня.
Под его ру­ко­вод­ством со­сто­я­лось в 1628 го­ду осуж­де­ние «Апо­ло­гии» Ме­ле­тия (Смот­риц­ко­го).
Бу­дучи но­ми­наль­но под­чи­нён на­пря­мую Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху как став­ро­пи­ги­аль­ный «ве­ли­кий ар­хи­манд­рит», был непод­вла­стен Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту. Петр был бли­зок с мит­ро­по­ли­том Иовом (Бо­рец­ким) – по­след­ний, уми­рая, оста­вил Пет­ру свою биб­лио­те­ку и на­зна­чил его ду­ше­при­каз­чи­ком. Но с его пре­ем­ни­ком, мит­ро­по­ли­том Ис­а­и­ей (Ко­пин­ским), у Пет­ра сло­жи­лись ме­нее до­ве­ри­тель­ные от­но­ше­ния – по мне­нию неко­то­рых ис­то­ри­ков, враж­деб­ные. Этим про­ти­во­сто­я­ни­ем, воз­мож­но, бы­ло обу­слов­ле­но то, что Петр взял­ся за ос­но­ва­ние но­во­го пра­во­слав­но­го про­све­ти­тель­ско­го цен­тра в Ки­е­ве, невзи­рая на уже су­ще­ству­ю­щее Ки­ев­ское брат­ское учи­ли­ще.
Ар­хи­манд­рит Петр мно­го сил по­ло­жил и на ос­но­ва­ние но­во­го выс­ше­го ду­хов­но­го учи­ли­ща при Лав­ре – пер­во­го в сво­ем ро­де в во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях. По воз­вра­ще­нии по­слан­ных за гра­ни­цу юно­шей он по­ста­вил их учи­те­ля­ми, а так­же взял уче­ных из Львов­ско­го брат­ства. Ор­га­ни­зо­вал в Лав­ре пер­вое об­ще­жи­тие для бед­ных уче­ни­ков, дав для со­дер­жа­ния учи­ли­ща несколь­ко де­ре­вень из сво­е­го име­ния и Лавр­ских во­ло­стей. Но­вое учи­ли­ще «для пре­по­да­ва­ния сво­бод­ных на­ук на гре­че­ском, сла­вян­ском и ла­тин­ском язы­ках» от­кры­лось в 1631 го­ду. Вско­ре, ко­гда ки­ев­ские брат­чи­ки при­зна­ли его блю­сти­те­лем и опе­ку­ном сво­ей шко­лы и под­чи­ни­ли ее ис­клю­чи­тель­но вла­сти Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, Петр со­еди­нил свою Лавр­скую шко­лу с брат­ской. Это де­ло бла­го­сло­ви­ли пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ки­рилл (Лу­карь), мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Ис­а­ия (Ко­пин­ский-Бо­ри­со­вич), пись­мен­но одоб­ри­ли пра­во­слав­ные епи­ско­пы и знат­ней­шее ду­хо­вен­ство и Лавр­ское брат­ство.
К то­му вре­ме­ни поль­ский пре­сто­ло­на­след­ник ко­роле­вич Вла­ди­слав по­ка­зал се­бя го­то­вым дать пра­во­слав­ным пра­во ле­галь­но­го су­ще­ство­ва­ния, вы­ра­бо­тав со­от­вет­ствен­ный за­ко­но­про­ект в ко­мис­сии сей­ма. Ар­хи­манд­рит Петр, на­хо­див­ший­ся то­гда в Вар­ша­ве, пи­сал от­ту­да ко всем рус­ским, чтоб они не со­гла­ша­лись на при­ня­тие из­ло­жен­ных в про­ек­те усло­вий, и убеж­дал их вос­поль­зо­вать­ся вы­бор­ным сей­мом для до­сти­же­ния пол­но­го удо­вле­тво­ре­ния тре­бо­ва­ний. Ко­гда при­шёл сейм, на ко­то­ром Вла­ди­слав был 8 но­яб­ря 1632 го­да из­бран ко­ро­лём, бы­ли при­ня­ты но­вые усло­вия уза­ко­не­ния пра­во­сла­вия, по ко­то­рым в пер­вый раз по­сле за­клю­че­ния Брест­ской унии в Ре­чи Поспо­ли­той бы­ло на го­судар­ствен­ном уровне тор­же­ствен­но при­зна­но су­ще­ство­ва­ние пра­во­слав­ной Ки­ев­ской мит­ро­по­лии и че­ты­рех епар­хий. Од­ним из усло­вий ле­га­ли­за­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло от­ре­ше­ние мно­гих преж­де из­бран­ных епи­ско­пов и вы­бор но­вых. То­гда же на сей­ме мит­ро­по­лит Ис­а­ия был объ­яв­лен ли­шен­ным са­на и пра­во­слав­ные де­ле­га­ты из­бра­ли но­вым мит­ро­по­ли­том Пет­ра (Мо­ги­лу), с со­хра­не­ни­ем за ним Лавр­ско­го ар­хи­манд­рит­ства. Это бы­ло сде­ла­но в усло­ви­ях но­вой вой­ны с Мос­ков­ским го­су­дар­ством, в ко­то­рой Вла­ди­слав нуж­дал­ся в под­держ­ке пра­во­слав­но­го рус­ско­го на­се­ле­ния Ре­чи Поспо­ли­той, а преж­няя пра­во­слав­ная иерар­хия, пе­ре­нес­шая тя­го­ты го­не­ний про­тив пра­во­сла­вия в Ре­чи Поспо­ли­той, скло­ня­лась на сто­ро­ну Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Моск­вы. Кро­ме то­го, ар­хи­манд­рит Петр по­ста­вил на вид пра­во­слав­ным де­ле­га­там сей­ма то что борь­ба с уни­а­та­ми те­перь толь­ко раз­го­ра­ет­ся, а дрях­лый мит­ро­по­лит Ис­а­ия не смо­жет ве­сти ее до­ста­точ­но энер­гич­но.
Тут же на сей­ме, уже как из­бран­ный мит­ро­по­лит, Петр на­чал хо­да­тай­ство­вать о пре­об­ра­зо­ва­нии устро­ен­ной им Брат­ско-Бо­го­яв­лен­ской шко­лы в ака­де­мию. Ри­мо-ка­то­ли­че­ское и уни­ат­ское ду­хо­вен­ство, а так­же неко­то­рые из знат­ней­ших чле­нов сей­ма ре­ши­тель­но вос­про­ти­ви­лись это­му. Но ко­роль не ре­шил­ся вос­ста­нав­ли­вать про­тив се­бя пра­во­слав­ных и по неот­ступ­но­му хо­да­тай­ству Пет­ра дал ему при­ви­ле­гию, где вме­сто ака­де­мии учи­ли­ще бы­ло на­зва­но кол­ле­гией с про­стран­ным кур­сом бо­го­сло­вия и фило­со­фии.
Сме­ще­ние мит­ро­по­ли­та Ис­а­ии бы­ло уза­ко­не­но цер­ков­но тем, что Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Ки­рилл (Лу­карь) при­слал из­бран­но­му вла­ды­ке Пет­ру ар­хи­пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние на мит­ро­по­лию. Од­на­ко сре­ди пра­во­слав­ных оста­ва­лись и сто­рон­ни­ки уда­лён­но­го мит­ро­по­ли­та Ис­а­ии, ко­то­рые ви­ни­ли Пет­ра в лич­ном че­сто­лю­бии. По­это­му Петр устро­ил свою хи­ро­то­нию не в Ки­е­ве, а во Льво­ве. Здесь на Фо­ми­ной неде­ле 28 ап­ре­ля 1633 го­да он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па с воз­ве­де­ни­ем в сан мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го, а преж­ний мит­ро­по­лит Ис­а­ия был «де­гра­до­ван». Ру­ко­по­ло­же­ние воз­гла­вил Львов­ский епи­скоп, поль­зу­ясь пол­но­мо­чи­я­ми эк­зар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха. За­тем но­во­по­став­лен­ный мит­ро­по­лит от­пра­вил­ся в Ки­ев, где его при въез­де встре­ти­ли дву­мя из­вест­ны­ми па­не­ги­ри­ка­ми – от Лавр­ской бра­тии и брат­ской шко­лы. По въез­де в Ки­ев ему при­шлось за­пре­щать и низ­ла­гать свя­щен­ни­ков, сто­яв­ших за Ис­а­ию, а са­мо­го быв­ше­го мит­ро­по­ли­та на­силь­но пе­ре­вез­ти в Лав­ру.
По вступ­ле­нии на мит­ро­по­ли­чий пре­стол при­сту­пил к устро­е­нию Ки­ев­ской кол­ле­гии, ко­то­рая неиз­мен­но поль­зо­ва­лась его осо­бым вни­ма­ни­ем и по­лу­чи­ла в его честь на­зва­ние Мо­ги­лян­ской. Она бы­ла вполне устро­е­на и обес­пе­че­на, хо­тя и пре­тер­пе­ва­ла при­тес­не­ния ки­ев­ско­го во­е­во­ды. Ки­е­во-Мо­ги­лян­ская кол­ле­гия ста­ла пер­вым выс­шим учеб­ным за­ве­де­ни­ем на во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях. Чтобы про­ти­во­стать совре­мен­ной ри­мо-ка­то­ли­че­ской уче­но­сти на том же уровне, мит­ро­по­лит Петр по­за­им­ство­вал весь строй но­вой шко­лы с ла­ти­но-поль­ских об­раз­цов, ко­то­рые та­ким об­ра­зом при­вил в юж­но­рус­ской пра­во­слав­ной сре­де. Впо­след­ствии мит­ро­по­лит за­вел еще и низ­шее учи­ли­ще в Вин­ни­це.
Вер­нул и вос­ста­но­вил ряд древ­них ки­ев­ских свя­тынь. Он воз­вра­тил за­хва­чен­ные ра­нее уни­а­та­ми Со­фий­ский со­бор и Вы­ду­биц­кий мо­на­стырь. Вос­ста­но­вил и устро­ил храм Спа­са на Бе­ре­сто­ве и храм Трех свя­ти­те­лей – по­след­ний от­дал Брат­ско­му ма­сты­рю. В 1635 го­ду бы­ли от­ры­ты и очи­ще­ны от раз­ва­лин остат­ки Де­ся­тин­ной церк­ви, под раз­ва­ли­на­ми ко­то­рой об­ре­ли мо­щи рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. Близ ру­ин мит­ро­по­лит Петр в том же го­ду по­са­дил ли­пу. Сред­ства для вос­ста­нов­ле­ния церк­вей и мо­на­сты­рей по­сту­па­ли из Лав­ры, из лич­но­го иму­ще­ства мит­ро­по­ли­та, из по­жерт­во­ва­ний бла­го­че­сти­вых лю­дей, из по­жа­ло­ва­ний Мос­ков­ско­го ца­ря.
Боль­шое вни­ма­ние об­ра­щал на из­да­ние цер­ков­ных книг, при­чем тре­бо­вал, чтобы ни­ка­кие кни­ги не пе­ча­та­лись без сли­че­ния их с гре­че­ски­ми под­лин­ни­ка­ми. Бы­ли зна­чи­тель­но пе­ре­смот­ре­ны, по­пол­не­ны и из­да­ны Слу­жеб­ник, Цвет­ная Три­одь и Треб­ник с важ­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми для свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Бо­же­ствен­ные служ­бы при мит­ро­по­ли­те ста­ли со­вер­шать­ся осо­бо тор­же­ствен­но и бла­го­леп­но. Мит­ро­по­лит Петр де­я­тель­но вво­дил и вос­ста­нав­ли­вал в сла­вян­ской сре­де гре­че­ские мо­лит­вы и чи­но­по­сле­до­ва­ния. В его Треб­ни­ке, на­при­мер, вве­де­на мо­лит­ва свя­ти­те­ля Со­фро­ния Иеру­са­лим­ско­го на Ве­ли­кое во­до­освя­ще­ние, в его Пост­ной Три­о­ди впер­вые в сла­вян­ском ми­ре по­явил­ся пол­ный Си­но­дик в Неде­лю пра­во­сла­вия – один из са­мых зна­чи­тель­ных ве­ро­учи­тель­ных до­ку­мен­тов Пра­во­слав­ной Церк­ви. Од­на­ко в то же вре­мя бы­ли вве­де­ны под ри­мо-ка­то­ли­че­ским вли­я­ни­ем ряд но­вых для Пра­во­слав­ной Церк­ви чи­но­по­сле­до­ва­ний, наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ные из ко­то­рых – ве­ли­ко­пост­ные пас­сии в вос­по­ми­на­ние о Стра­стях Хри­сто­вых и от­чит­ка, вве­ден­ная в Треб­ник.
При вла­ды­ке Пет­ре бы­ла про­слав­ле­на пра­вед­ная Иули­а­ния, княж­на Оль­шан­ская. При­ла­гал уси­лия к об­ще­цер­ков­но­му про­слав­ле­нию Пе­чер­ских свя­тых, при нём был со­став­лен Па­те­рик Пе­чер­ский.
Сре­ди мно­го­чис­лен­ных бо­го­слов­ских тру­дов мит­ро­по­ли­та Пет­ра осо­бое ме­сто за­ня­ла за­щи­та пра­во­слав­ных от об­ви­не­ний в про­те­стан­тиз­ме и вы­ра­же­ние вер­но­го уче­ния в ка­те­хи­зи­че­ской фор­ме. По­яв­ле­ние в 1629 го­ду каль­ви­нист­ско­го «Ис­по­ве­да­ния ве­ры» под име­нем Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла (Лу­ка­ря) вы­зва­ло сму­ще­ние в пра­во­слав­ной сре­де, обост­ри­ло по­ле­ми­ку ри­мо-ка­то­ли­ков про­тив пра­во­сла­вия и по­бу­ди­ло мит­ро­по­ли­та Пет­ра к от­ве­ту. Осо­бым по­во­дом ста­ло об­ли­че­ние со­чи­не­ния от­ступ­ни­ка от пра­во­сла­вия Кас­си­а­на Са­ко­ви­ча, ко­то­рый об­ви­нял пра­во­сла­вие в усво­е­нии ре­фор­ма­тор­ских мне­ний. В от­вет на этот на­вет мит­ро­по­лит Петр при­нял де­я­тель­ное уча­стие в со­став­ле­нии об­ли­чи­тель­но­го сбор­ни­ка «Λίθος, или Ка­мень», а так­же в под­го­тов­ке ве­ро­ис­по­вед­но­го трак­та­та – т.н. «Ис­по­ве­да­ния Пет­ра Мо­ги­лы» (см. по­дроб­нее).
В 1640 го­ду мит­ро­по­лит Петр со­брал в По­мест­ный Со­бор в Ки­е­ве, на ко­то­ром бы­ло опро­верг­ну­то со­чи­не­ние Са­ко­ви­ча и при­ня­то, по­сле неко­то­рых пра­вок, под­го­тов­лен­ное пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры. На Яс­ском Со­бо­ре в 1642 го­ду это ис­по­ве­да­ние бы­ло да­лее скор­рек­ти­ро­ва­но и на­прав­ле­но на пе­ре­вод и про­вер­ку к во­сточ­ным пат­ри­ар­хам. В 1645 го­ду мит­ро­по­лит опуб­ли­ко­вал од­ну из ре­дак­ций «Ис­по­ве­да­ния» в Ки­е­ве, по­сле че­го ряд но­вых из­да­ний по­яви­лись на раз­ных язы­ках и по­лу­чи­ли ши­ро­кое хож­де­ние как важ­ный ве­ро­учи­тель­ный до­ку­мент Пра­во­слав­ной Церк­ви.
Мит­ро­по­лит Петр вполне вла­дел ла­тин­ским и гре­че­ским. Жизнь вёл стро­го ас­ке­ти­че­скую. Бла­го­го­вел пе­ред Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­рой и счи­тал ее ме­стом осо­бен­но­го при­сут­ствия Бо­жье­го.
Пе­ред смер­тью за­ве­щал Ки­ев­ской кол­ле­гии свою биб­лио­те­ку, при­об­ре­тен­ную для нее недви­жи­мую соб­ствен­ность и зна­чи­тель­ную сум­му де­нег, а на­став­ни­ков ее обя­зал, чтобы они жи­ли по его пра­ви­лам и каж­дый чет­верг со­вер­ша­ли о нем по­ми­но­ве­ние. Мно­го за­ве­щал он Лав­ре и дру­гим мо­на­сты­рям и церк­вам, воз­двиг­ну­тым им из раз­ва­лин. Скон­чал­ся 31 де­каб­ря 1646 го­да, в ночь на 1647 год. Со­глас­но за­ве­ща­нию, был по­гре­бен в скле­пе Успен­ской ве­ли­кой церк­ви Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, под ле­вым кли­ро­сом в сред­ней ча­сти хра­ма.
Те­ло мит­ро­по­ли­та Пет­ра по­чи­ва­ло на ме­сте по­гре­бе­ния вплоть до Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. В но­яб­ре 1941 го­да Ве­ли­кую Лавр­скую цер­ковь взо­рва­ли, при­чем взрыв­чат­ку за­ло­жи­ли имен­но воз­ле ме­ста по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля. Гроб с остан­ка­ми ока­зал­ся пол­но­стью уни­что­жен, со­хра­ни­лись лишь се­реб­ря­ные пла­сти­ны с ро­до­вым гер­бом и эпи­та­фи­ей, ко­то­рые в 1982 го­ду бы­ли най­де­ны при рас­коп­ках ар­хео­ло­ги­че­ской экс­пе­ди­ци­ей под ру­ко­вод­ством В. Хар­ла­мо­ва.

Святитель Досифей (Васич), Загребский, митрополит

Мит­ро­по­лит До­си­фей (Ва­сич) ро­дил­ся 5 де­каб­ря в Бел­гра­де. По­сле окон­ча­ния Бел­град­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии по­сту­пил в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию, в 1904 го­ду окон­чил ее со сте­пе­нью ма­ги­стра бо­го­сло­вия. Бу­ду­щий мит­ро­по­лит ра­но из­брал по­движ­ни­че­ский путь: мо­на­ше­ский по­стриг он при­нял еще в се­ми­на­рии. В Гер­ма­нии – в Бер­лине и Лейп­ци­ге, – за­тем в Сор­бонне в выс­шей шко­ле об­ще­ствен­ных на­ук он про­дол­жил изу­че­ние бо­го­сло­вия и фило­со­фии и окон­чил свое об­ра­зо­ва­ние в Швей­ца­рии, где на­хо­дил­ся до на­ча­ла Бал­кан­ской вой­ны. В во­ен­ные го­ды все свои си­лы иеро­мо­нах До­си­фей на­прав­лял на де­ло осво­бож­де­ния и объ­еди­не­ния серб­ско­го на­ро­да. Свя­той Ар­хи­ерей­ский Со­бор, от­ме­тив рев­ност­ное слу­же­ние Церк­ви Хри­сто­вой и огром­ную лю­бовь к серб­ско­му на­ро­ду, в мае 1913 го­да из­брал До­си­фея (Ва­си­ча) епи­ско­пом Ниш­ским. По­сле хи­ро­то­нии вме­сте со свя­щен­ством и вер­ны­ми устре­мил­ся он ввысь сво­е­го ар­хи­пас­тыр­ско­го слу­же­ния, на­по­ен­ный бла­го­да­тью Бо­жи­ей, из­лив­шей­ся на его епар­хию имен­но в то вре­мя, ко­гда он при­нял в свои ру­ки епи­скоп­ский жезл, ибо имен­но то­гда мо­лит­вен­но про­слав­ля­лось 1600-ле­тие Ми­лан­ско­го эдик­та (го­род Ниш – ро­ди­на свя­то­го ца­ря Кон­стан­ти­на).

На­ча­ло Пер­вой ми­ро­вой вой­ны 1914 го­да по­ста­ви­ло Ниш в эпи­центр во­ен­ных и по­ли­ти­че­ских со­бы­тий. Ту­да сте­ка­лись вы­нуж­ден­ные от­сту­пать, чтобы из­бе­жать пол­но­го по­ра­же­ния и со­брать ре­зер­вы для на­па­де­ния, серб­ские вой­ска. Мо­ло­дой епи­скоп До­си­фей оста­вал­ся на сво­ей ка­фед­ре, го­то­вый при­нять и раз­де­лить со сво­им на­ро­дом все му­ки и стра­да­ния ав­ст­ро-вен­гер­ско­го и бол­гар­ско­го гне­та. Сам Гос­подь укреп­лял его, по­мо­гая ему вы­не­сти го­не­ния и пле­не­ние. Огром­ную скорбь пе­ре­жи­вал он, ко­гда от рук непри­я­те­ля по­гиб­ли бо­лее 150 свя­щен­ни­ков его епар­хии и мно­же­ство ве­ру­ю­ще­го на­ро­да, по­ло­жив­ше­го ду­ши за дру­ги своя. В Ниш­ской со­бор­ной церк­ви бы­ла устро­е­на ча­сов­ня, в ко­то­рой бы­ли за­хо­ро­не­ны остан­ки му­че­ни­ков, и на этом свя­том ме­сте вла­ды­ка со­вер­шал бо­го­слу­же­ния. Уже то­гда бу­ду­щий му­че­ник хо­ро­шо по­ни­мал всю тя­жесть му­че­ни­че­ско­го по­дви­га, ко­то­рую два­дцать лет спу­стя с сот­ня­ми ты­сяч свя­щен­ни­ков и ми­рян при­нял сам. Не слу­чай­ным бы­ло и то, что по ини­ци­а­ти­ве вла­ды­ки на ре­ке Ни­ша­ве был по­став­лен па­мят­ник его пред­ше­ствен­ни­ку на ка­фед­ре, мит­ро­по­ли­ту Ме­лен­тию, му­че­ни­че­ски по­гиб­ше­му от рук ту­рец­ких ок­ку­пан­тов.

Епи­скоп До­си­фей вер­нул­ся из пле­на в свою епар­хию в 1918 го­ду. По­сле Пер­вой ми­ро­вой вой­ны он за­нял пост под­пред­се­да­те­ля Глав­но­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра и в этом ка­че­стве при­ни­мал уча­стие в пе­ре­го­во­рах с Кон­стан­ти­но­поль­ской пат­ри­ар­хи­ей о вос­ста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства в Сер­бии. В пе­ри­од воз­вра­ще­ния Че­хии, Сло­ва­кии и При­кар­пат­ской Рос­сии в пра­во­сла­вие вла­ды­ка три го­да про­вел в Че­хо­сло­ва­кии, ве­дя на­пря­жен­ную мис­си­о­нер­скую ра­бо­ту, впо­след­ствии он под­дер­жи­вал по­сто­ян­ные свя­зи с мо­ло­дой Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в этой стране. В 1931 го­ду Серб­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­ня­ла но­вый Устав, од­ним из пунк­тов его бы­ло ре­ше­ние о со­зда­нии За­греб­ской епар­хии из ча­стей, от­де­лен­ных от Гор­но­кар­ло­вац­кой и Па­крат­ской епар­хий. По ре­ше­нию Свя­то­го Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра епи­скоп До­си­фей был из­бран пер­вым мит­ро­по­ли­том За­греб­ским. Ему пред­сто­я­ло всей де­я­тель­но­стью сво­ей сви­де­тель­ство­вать об ис­тин­но­сти пра­во­сла­вия в той сре­де, где пра­во­слав­ные в те­че­ние мно­гих ве­ков под­вер­га­лись го­не­ни­ям. Боль­шую по­мощь мит­ро­по­лит ока­зы­вал Гор­но­кар­ло­вац­кой и Ба­ня­лук­ской епар­хи­ям, мно­го лет по­мо­гал в епи­скоп­ском слу­же­нии пре­ста­ре­ло­му епи­ско­пу Па­крат­ско­му Ми­ро­ну († 1941). Во вре­мя бо­лез­ни пат­ри­ар­ха Серб­ско­го Вар­на­вы как ста­рей­ший член Си­но­да мит­ро­по­лит До­си­фей управ­лял де­ла­ми Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, а по­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Вар­на­вы и до из­бра­ния пат­ри­ар­ха Гав­ри­и­ла в 1938 го­ду воз­глав­лял Бел­град­ско-Кар­ло­вац­кую ар­хи­епи­ско­пию. Сра­зу же по­сле на­ча­ла Вто­рой ми­ро­вой вой­ны мит­ро­по­лит был аре­сто­ван хор­ват­ски­ми фа­ши­ста­ми-уста­ша­ми и за­клю­чен в за­греб­скую тюрь­му. В тюрь­ме мит­ро­по­лит-му­че­ник пре­тер­пел страш­ные пыт­ки и из­де­ва­тель­ства от рук ка­то­ли­че­ских мо­на­хинь, ко­то­рые бы­ли при­став­ле­ны к нему яко­бы для ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Мо­на­хи­ни, сле­дуя при­ме­ру сво­их учи­те­лей – уста­шей, ис­тя­за­ли мит­ро­по­ли­та до тех пор, по­ка он не впал в бес­па­мят­ство. То­гда его, ис­тер­зан­но­го, с вы­рван­ной бо­ро­дой, пе­ре­пра­ви­ли в бел­град­ский Вве­ден­ский мо­на­стырь, где, так и не при­хо­дя в со­зна­ние, мит­ро­по­лит-му­че­ник умер 13 ян­ва­ря 1945 го­да. По­хо­ро­нен свя­щен­но­му­че­ник До­си­фей на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря.

Священник Михаил Березин.

 Ми­ха­ил Алек­сан­дро­вич Бе­ре­зин ро­дил­ся 13 июня 1889 го­да в се­ле Ма­лое Ка­рач­ки­но Козь­мо­де­мьян­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Алек­сандра Ива­но­ви­ча Бе­ре­зи­на. По­сле обу­че­ния в 1 клас­се Ка­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, от­ку­да он вы­шел по лич­но­му про­ше­нию 12 сен­тяб­ря 1908 го­да, М.А. Бе­ре­зин по­сту­пил на епар­хи­аль­ную служ­бу. С 3 июня 1909-го по 9 мар­та 1910 го­да он нес по­слу­ша­ние пса­лом­щи­ка церк­ви Рож­де­ства Хри­сто­ва се­ла Пай­гу­со­во Козь­мо­де­мьян­ско­го уез­да, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Пет­ро­пав­лов­скую цер­ковь се­ла Куз­не­цо­во, рас­по­ла­гав­ше­го­ся в том же уез­де. Здесь Ми­ха­ил Бе­ре­зин про­слу­жил до 1936 го­да, сна­ча­ла пса­лом­щи­ком, а в 1929 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и во свя­щен­ни­ка. В со­хра­нив­ших­ся кли­ро­вых ве­до­мо­стях до­ре­во­лю­ци­он­но­го пе­ри­о­да от­ме­ча­ет­ся, что по­ве­де­ния он был очень хо­ро­ше­го, знал ма­рий­ский язык.
В се­ле Куз­не­цо­во про­жи­ва­ли глав­ным об­ра­зом ма­рий­цы, мно­гие из них не го­во­ри­ли по-рус­ски. Но ба­тюш­ка на­хо­дил об­щий язык со сво­ей паст­вой, его ува­жа­ли и лю­би­ли за кро­тость, незло­бие, ис­крен­нее же­ла­ние по­мочь ближ­не­му. Об этом сви­де­тель­ству­ют и справ­ки, ко­то­рые впо­след­ствии пред­ста­ви­ли в след­ствен­ные ор­га­ны прав­ле­ние мест­но­го кол­хо­за «Удар­ник» и при­хо­жане Куз­не­цов­ской церк­ви с це­лью об­лег­чить участь свя­щен­ни­ка, хо­тя под­пись под та­ки­ми об­ра­ще­ни­я­ми гро­зи­ла аре­стом и са­мим под­пи­сав­шим­ся.
Несо­мнен­но и то, что отец Ми­ха­ил был че­ло­ве­ком об­ра­зо­ван­ным. Об этом го­во­рит опись его лич­ной биб­лио­те­ки, со­хра­нив­ша­я­ся в след­ствен­ном де­ле. Тво­ре­ния свя­тых от­цов, ма­те­ри­а­лы жур­на­лов «Ни­ва», «Ро­ди­на», «Вос­крес­ный день» по­мо­га­ли ба­тюш­ке в его нелег­ком пас­тыр­ском слу­же­нии. За свои тру­ды в 1933 го­ду он был на­граж­ден ску­фьей.
На про­тя­же­нии 1930-х го­дов пред­ста­ви­те­ли со­вет­ской вла­сти ста­ра­лись най­ти по­вод для аре­ста от­ца Ми­ха­и­ла и за­кры­тия церк­ви, но ни­ка­ких се­рьез­ных об­ви­не­ний предъ­явить не мог­ли. Несмот­ря на это, 29 ок­тяб­ря 1936 го­да в Гор­но­ма­рий­ский от­дел НКВД из Йош­кар-Олы при­шел при­каз о сроч­ном аре­сте ба­тюш­ки, в ко­то­ром со­дер­жа­лось тре­бо­ва­ние за­кон­чить де­ло в 8 дней и от­пра­вить за­клю­чен­но­го в Йош­кар-Олу. От­ца Ми­ха­и­ла аре­сто­ва­ли в тот же день и об­ви­ня­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти и ме­ро­при­я­тий, про­во­ди­мых ею на се­ле. В хо­де след­ствия ба­тюш­ка был до­про­шен семь раз: 30 ок­тяб­ря, 6 но­яб­ря, 20 но­яб­ря (два­жды) — в Козь­мо­де­мьян­ске; 14, 17, 20 де­каб­ря — в Йош­кар-Оле. Кро­ме то­го, ему при­шлось вы­дер­жать три оч­ных став­ки. На­чи­ная с пер­во­го до­про­са, отец Ми­ха­ил от­ри­цал свою ви­ну. Стре­мясь уло­жить­ся в от­ве­ден­ные 8 дней, сле­до­ва­тель стал угро­жать свя­щен­ни­ку рас­пра­вой, но ни­че­го не до­бил­ся.
Отец Ми­ха­ил очень бес­по­ко­ил­ся о сво­ей се­мье. В след­ствен­ном де­ле со­хра­ни­лось его за­яв­ле­ние на имя про­ку­ро­ра по де­лам НКВД МАССР от 8 ян­ва­ря 1937 го­да, в ко­то­ром ба­тюш­ка про­сил «под по­ру­чи­тель­ство или под под­пис­ку» осво­бо­дить его для устрой­ства сво­их дел. Он объ­яс­нял, что сы­но­вья его учат­ся в Козь­мо­де­мьян­ске в 10, 8 и 5 клас­се, жи­вут на част­ной квар­ти­ре, у них кон­чи­лись про­дук­ты, что су­пру­га оста­лась без средств с ма­лень­кой до­че­рью и боль­ной ма­те­рью на ру­ках. Отец Ми­ха­ил про­сил осво­бо­дить его на вре­мя, чтобы про­дать что-то из иму­ще­ства и по­мочь близ­ким. Вол­но­ва­ло ба­тюш­ку и то, что он дол­жен пред­ста­вить в рай­он­ный финан­со­вый от­дел де­кла­ра­цию о рас­хо­дах вве­рен­но­го ему хра­ма, так как несвоевре­мен­ная по­да­ча до­ку­мен­тов мог­ла по­слу­жить по­во­дом к за­кры­тию церк­ви. Во вре­мя сво­е­го вре­мен­но­го осво­бож­де­ния он пред­по­ла­гал по­дать в ор­га­ны вла­сти необ­хо­ди­мые бу­ма­ги. Ко­неч­но же, его не от­пу­сти­ли.
20 ян­ва­ря 1937 го­да свя­щен­ник Ми­ха­ил Бе­ре­зин пред­стал пе­ред спец­кол­ле­ги­ей глав­су­да МАССР, ко­то­рая на за­кры­том за­се­да­нии рас­смот­ре­ла его де­ло. Несмот­ря на то, что ба­тюш­ка не при­знал сво­ей ви­ны и ни один из сви­де­те­лей не смог под­твер­дить вы­дви­ну­тое про­тив него об­ви­не­ние, отец Ми­ха­ил был при­го­во­рен к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды.
До 23 июня 1937 го­да отец Ми­ха­ил от­бы­вал на­ка­за­ние в Вет­ла­ге, рас­по­ло­жен­ном на тер­ри­то­рии Ни­же­го­род­ской об­ла­сти, а за­тем был пе­ре­ве­ден в Ан­ти­бес­ский ла­гер­ный пункт Си­б­ла­га, на­хо­див­ший­ся в Но­во­си­бир­ской об­ла­сти. Здесь он был аре­сто­ван вто­рич­но по об­ви­не­нию в ак­тив­ном уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ка­дет­ско-мо­нар­хи­че­ской по­встан­че­ской ор­га­ни­за­ции, «пре­сле­до­вав­шей це­ли свер­же­ния со­вет­ской вла­сти в мо­мент на­па­де­ния Япо­нии на СССР». Отец Ми­ха­ил вел се­бя на след­ствии му­же­ствен­но, на един­ствен­ном до­про­се, со­сто­яв­шем­ся 22 де­каб­ря 1937 го­да, от­ка­зал­ся от­ве­чать на во­про­сы сле­до­ва­те­ля и что-ли­бо под­пи­сы­вать. Сле­ду­ет от­ме­тить, что «ра­бо­тал» с ба­тюш­кой наи­бо­лее «уме­лый» сле­до­ва­тель: из до­про­шен­ных им се­ми об­ви­ня­е­мых по де­лу ше­сте­ро да­ли при­зна­тель­ные по­ка­за­ния. И толь­ко отец Ми­ха­ил не ска­зал ни­че­го. «От да­чи ка­ких-ли­бо по­ка­за­ний по сво­им ре­ли­ги­оз­ным убеж­де­ни­ям я от­ка­зы­ва­юсь», — зна­чит­ся в про­то­ко­ле до­про­са.
Ви­дя сми­ре­ние и твер­дость ба­тюш­ки в ис­по­ве­да­нии ве­ры, Гос­подь да­ро­вал ему му­че­ни­че­ский ве­нец. 25 де­каб­ря 1937 го­да на за­се­да­нии трой­ки УНКВД по Но­во­си­бир­ской об­ла­сти свя­щен­ник Ми­ха­ил Бе­ре­зин был при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ли в ис­пол­не­ние 13 ян­ва­ря 1938 го­да.

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2020/01/13, 12:44:14
Спаси нас Боже.
андрей
2020/01/13, 08:32:09
Господь наш Иисус, Ты - наша вера и надежда,
И нет другого имени под небом - веруем, и этим жИвы.

Сердечко тает от сознанья драгоценной Жертвы,
Которую благословил Отец от века и навеки,
Которую и Дух Святой явил в "вертепе" Вифлеемском,
На Иордане, на Кресте и в Воскресении Твоем.

О, Господи, прости, изнемогает дух в благодареньи.
Павел
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2020


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.076581001281738 сек.