Портал "Дивное Дивеево"

Страничка монастыря расположена здесь - www.4udel.nne.ru

Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Агнче Божий, вземляй грехи всех, возьми бремя от мене ...
На главную Новости Вера и знание
Вера и знание
21/06/2010 20:08:04
Источник

Вера... Сколько различных разговоров, толков, кривотолков ходят о ней повсюду! Сколько научных и псевдонаучных суждений, речей и работ вызвала она к жизни! Не перечесть! И не удивительно, ибо вера — это бездна, в которую духовно погружён весь живой мир, всё человечество, каждый человек. Вера — основное чувство души человека. Без неё не живёт никто из людей ни один час, ибо всякий труд, всякое знание, всякий опыт человека начинается с веры, на веру опирается, в ней черпает силы и, развиваясь, достигает через неё своей жизненной полноты. В то время, как ум человека живёт той или иной истиной, сердце человека живёт доверием к ней, уверенностью в её правоте. Любое дело, которое желает человек совершить, требует наличия веры, веры в успех, веры в полезность и благополучный исход данного дела. Вера — это воздух внутреннего мира человека, воздух, который физически невидим, но без которого душевной жизни просто не существует.
 
Вера, рождаясь, словно молния, озаряет человеческое сознание всполохом ослепительного живого света и, угасая, погружает его в холодный, непроница­емый мрак смерти. И прошлое, и будущее человечества стоит на вере. Жизнь — что бурная река. Вытекая из седой древности, она захватывает нас своим потоком и несёт в неведомую даль — в вечность, в инобытие. Хорошо, когда жизнь течёт в своих берегах по естественным законам. Плохо, когда разрушаются берега жизни и нарушаются её законы, что грозит человечеству катастрофой. Предощущение катастрофы почти физически чувствуем мы — люди двадцатого столетия. Проблемы экологии, атомного и водородного самоубийства, материализации сознания, деградации культуры, религии, веры — всё это сегодня мертвящим ядовитым запахом разъедает души, мучает нашу совесть, угнетает наш разум, ожесточает наше сердце. Есть ли выход из этого психо-физического стресса, из мира, стоящего сегодня зримо перед катастрофой? Выход есть — это вера в оптимизм, вера в мудрость ума, вера в доброту сердца, вера в человеческую совесть, которая не должна позволить восторжествовать злу — общечеловеческим бедам и гибели. Но если всего этого не будет в наличии, если мы, люди, потеряем мудрость разума, доброту сердца и чистоту совести, то наша вера в оптимизм окажется верой в пустоту, в мечту, у которой нет будущего. Чтобы этого не случилось, мы сегодня должны подумать, и подумать крепко, о своей совести, о вере, об Истине, о доброте сердечной, подумать о своём мировоззрении. Если прежние века предлагали людям религиозное мировоззрение, опиравшееся на совесть, на авторитет Божественного Откровения, то настоящий век, гордясь бурным развитием естественных наук, предложил нам научное мировоззрение, которое якобы противоречит ре­лигиозным истинам. Я не обмолвился, сказав "якобы", так как все сознательные годы жизни, будучи верующим человеком, священником, я изучал Православие, читал научную литературу, беседовал с учёными, приходящими в церковь, и всё больше и больше убеждался в том, что у истинной науки, у истинной культуры и у истинной религии один корень — вера в разумную Основу мира, в принципиальную, беспредельную открытость всех его явлений человеческому разуму.
 
В научной литературе это звучит так: "Мне достаточно, — говорит Альберт Эйнштейн, — испытывать ощущение вечной тайны жизни, сознавать и интуитивно постигать чудесную структуру всего сущего и активно бороться, чтобы схватить пусть даже самую малую крупинку разума, который проявляется в природе... У меня нет лучшего термина, чтобы обозначить чувство уверенности в разумной основе действительности и в её принципиальной доступности человеческому разуму. Там, где этого чувства нет, — заключает учёный, — наука вырождается в бездушный эмпиризм". (Б. Г. Кузнецов, Эйнштейн, изд. АН СССР. Москва, 1963, стр. 63) В художественной литературе вера в красоту жизни, в разумность природы, окружающей человека, отражается следующим образом. "Жизнь бесконечно прекрасна, — говорит художник Дмитрий Жилинский. — Прекрасна природа во всех её проявлениях. Прекрасно появление нового. Прекрасно рождение человека. И я очень хотел бы, чтобы новый человек был счастлив в единстве с природой, которая, несмотря на все наши достижения, продолжает оставаться мудрее нас." (Д. Жилинский, художник. Лауреат Гос. Премии РСФСР, 1985). И, наконец, в религиозной литературе данная мысль находит свое выражение в данном Евангельском тексте. "В начале было Слово. И Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". /Ин. 1, 1/. Итак, наука верой познаёт разумность действительности, что затем подтверждает её научный опыт. Культура верой постигает мудрость природы, чудеса её живой красоты, наполняющие душу человека, его ум и сердце восторженной радостью. Религия верой открывает то, "что века устроены Словом Божиим" /Евр. 77, 3/. Этой идеей дышит и вся первая глава библейской книги "Бытие", обзорно иллюстрирующая Акты Божественного Творчества. Краткие цитаты, упомянутые здесь, можно было бы удвоить и утроить, причём любая сфера жизни богата данным материалом, но ограниченность времени не позволяет это сделать. Да и особой нужды в этом не вижу, ибо наличие веры в людях, в их научной, культурной и религиозной деятельности — факт очевидный. Конечно, есть люди, которые утверждают, что вера живёт только там, где нет научных знаний, и что знания вытесняют веру. Несомненно, что вера живёт там, где нет "научных" знаний, но также несомненно, что знание и вера друг без друга не существуют. В то время, как разум человека живёт мыслью, знанием, сердце человека живёт чувством, верой в это знание. Вера рождается одновременно с мыслью, с идеей. Она совершенствует идею, одухотворяет, утверждает, развивает её. Идея, утратившая веру, умирает навсегда.
 
Вера — это сила идеи, её кровь и душа. Отсюда понятно, что идеи, знания не вытесняют веру, а преображают её, одевая красотой, пробуждая в ней новые животворные силы. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, насколько велико значение духовного просвещения, ибо чем выше и чище истина, тем величественнее и светлее вера, воспринимающая мир, постигающая его глубины и высоты, открывающая его тайны. Вера — это глаза Наших дум, наших мыслей, Нашей, ищущей Бога, души. Манит нас бирюза, Даль таинственных высей, Чьи рассветные зори Чисты и свежи. Поиск истины, её внутреннего, глубинного Света и Тепла, тяготение к красоте жизни, к чистоте и свежести её мыслей и чувств — всё это вездесущая, неутолимая живая потребность человеческой души, о которой Господь сказал некогда: "Не хлебом единым будет жив человек, но всяким Словом, исходящим из Уст Божиих". /Второзак. 8, 3/. "Всяким словом"... И это слово ищет человек в материальном мире и, находя его, создаёт науку. Это слово открывает человек в окружающей его природе, в своей внутренней жизни и создаёт культ и культуру. Это слово находит человек в своей совести, в незримых тайниках своей души, в лучезарных откровениях Духа и пишет для себя нравственные законы. Верит человек и ищет слово, верит и находит его, верит и живёт им: Вера — это огонь, Очищающий чувства, Доводящий гуманность До правды Креста. Вера — это закон. Вера — это искусство, Как душой дорасти До живого Христа. Если разумность природы не вымысел, если наш тварный разум — живая реальность, то живой реальностью является Бог — Источник нашей и всемирной мудрости. Творец Вселенной, её Архитектор и Художник. Сейчас много говорят о милосердии, душевности и духовности, и часто два последних слова употребляются в таких выражениях, что ока­зываются чуждыми своему первоначальному смыслу. Где вера, там душа не миф, а действительность, заявляющая о себе повседневно — в движениях мысли, чувства и воли, а где нет элементарных знаний о законах и свойствах невидимого нам естества души, там и употребление слов "душа" и "душевный" — бессмысленно. Действительно, если души нет, то о какой душевной деятельности может идти речь? Так и относительно слова "духовный". Если нет веры, что Бог существует, Бог есть Дух, то о каких духовных явлениях в душевной жизни человека можно говорить? Душевность даёт миру душа человека, духовность даёт миру Дух Божий — Реальный реальному: Когда коснётся сердца Дух, Проснутся зрение и слух. И всякий найденный закон Подскажет сердцу — это Он, Его разумная Рука Вложила смысл во все века... Пусть Богу этот мир не равен, Пусть в нём от Бога — лишь черты. Но как сказал поэт Державин: — Я есть, а значит, есть и Ты! Вера в Бога как Творца мира требует от человека и веры в разумность мира, веры, которая спасает научный мир от "бездушного эмпиризма", от потери целостности мира, от распада единства всего научного опыта. Но вера в разумность мира и даже сама вера в существование Бога ещё не является религиозной верой. Религия (от лат. "relegere" — связывать) начинается не с признания лишь того факта, что Бог существует, а с открытия и познания Истины — Кто есть Бог, каков Он, наш Творец.
 
Знать это — значит знать, что Бог требует от людей, от каждого из нас. Именно на этом знании возникает религия, возникает культ как образ действий, связывающий человека с Богом и Бога с человеком. "Бог есть Любовь" /1 Ин. 4, 8/ — веруем мы, а это значит, что Он заповедует нам, людям, любить Его как Небесного Отца — Творца и Создателя, и любить всех и всё, что создал Он Своими Руками. У всякого движенья Есть начало. Начало есть У всякого пути. Любовь Начало всякое Венчала, Повелевая Солнцу: "Освети!" Из мрака Вышел Свет, И вышла Суть. И Суть пошла По свету Снова в Мрак. И шар земной Был в Лепоту Одет, И чуден был Его Могучий Зрак. Мы исповедуем, что Бог есть Мудрое и Деятельное Существо, а это значит, что и нам следует быть мудрыми и деятельными в своей земной жизни. Неслучайно Священное Писание указывает нам, что "вера без дел мертва есть" /Иак. 2, 20/. Мертва эта вера потому, что признает Бога, но не живет Им, не реализует духовные дарования личности как "образа Божия". А я ищу Тебя, ищу. И в дверь стучу, В живую дверь. Мной не достигнута ещё Любовь небесная, Поверь. Слова о ней, Одни слова. А в них всего лишь — Долгий поиск. Вокруг Поблекшая трава Твердит одно, — Уходит поезд. Слова о Вечности, Я вник, — Прозрачный воздух, Мёртво, глухо. Не бьёт Божественный Родник, И говор струй Не чует ухо. Но я ищу Тебя, ищу. И сердцем чувствую: Ты рядом. Я был несмысленным ещё, Когда вошёл в меня Ты Взглядом. И тем решил мою Судьбу, Вонзив священную Истому. Мой Отчий Дом! Ищу тропу К Тебе — Незримому, Святому. Вера в Бога, не мёртвая, а живая, является основой культуры. Всем известно, что корнем слова "культура" служит слово "культ". И это не случайно. Православный культ, религия подарила русской культуре, да и не только ей, а всей мировой культуре духовный идеал — Богочеловека Христа, который сказал: "Возлюби Бога и ближнего". Христианская религия дала человечеству мораль и тем распахнула перед ним новый мир духовного бытия. Христианская религия подарила человеку новую душу, открыв этой душе духовное Небо и бессмертие. Христианская религия наполнила красотой Божественной Любви и богатством Трисвятой Истины внутренний мир человека, явив ему в том высший смысл и высшую цель жизни. Божественная религия низвела Бога с Небес и очеловечила Его и через это возвела человека на Небо и обожествила его. Всех благ и не перечислишь, которые дала и поныне даёт человеку, его уму, его сердцу, его воле культ, религия Христа. Светозарность духовных переживаний, пребывание души в Боге, рождающее глубокий душевный мир и блаженство, братская любовь и забота о ближних — всё это реальные явления, которыми всегда была богата Православная вера, Святая Церковь, Россия

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2019


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.068208932876587 сек.