04/04/2018 20:21:25
|
В преддверии праздника
Страстная седмица — вершина Великого поста, хотя формально в его состав не входит. Если Великий пост проявляет всю суть христианского подвига и является вершиной богослужебного года, которую венчает Пасха, то Страстная — достойное и логическое завершение поста. Логическое не только потому, что ужесточает подвиги молитвы и воздержания, не только потому, что готовит к завершению и представляет собой как бы финальный аккорд поста, неподражаемый по силе и красоте, но и по тому, что Страстная — это история. История, которую Церковь считает уместным рассказать нам перед Пасхой. Это история последних дней Спасителя. А Страстной неделя называется потому, что особо посвящена воспоминаниям страданий (Страстей) Господа нашего Иисуса Христа, которые Он претерпел нас ради и нашего ради спасания.
Страстная седмица называется в богослужебных книгах иногда также Великой. Хотя это наименование уже почти coвершенно вышло из обихода, но причина, по которой этой неделе дано такое название, совершенно понятна и очевидна — величие ее обусловлено воспоминаемыми в эту неделю событиями: предательство Иуды, суд, осуждение на смерть, бичевание и оскорбления, крестный путь и, наконец, Голгофа и погребение.
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Тропарь первых трех дней Страстной седмицы
«В эту седмицу, — учит святитель Иоанн Златоуст, — разрешена древняя тирания диавола, попрана смерть, связан сильный и расхищены его оружия, заглажен грех, снята клятва и отверст рай, небо перестало быть недоступным, люди сблизились с ангелами, преграда разделения отнята, границы взяты: Бог мира примирил небесное и земное».
По свидетельству того же святого отца, современные ему христиане усугубляли на Страстной обычные великопостные подвиги. Они старались быть добрее и снисходительнее к братьям, стремились совершать больше дел милосердия. Суды прекращались, тяжбы старались свести к мировой. Наказания отменялись. На это время освобождали от цепей заключенных, виновных не в уголовных преступлениях.
ПОНЕДЕЛЬНИК
В этот святой и великий день, начинающий седмицу, Церковь напоминает нам о тех образах Ветхого и Нового Заветов, которые относятся к пришествию Спасителя. Ветхий Завет дает нам историю Иосифа, проданного братьями в рабство, преданного, оклеветанного, но восставшего из уничижения и воцарившегося над Египтом. Новозаветные истории Великого понедельника — истребление бесплодной смоковницы, осуждение неправедных виноградарей и изображение великих бедствий, сопутствующих кончине мира. Тому, кто помнит содержание этих историй, легко заметить, что Церковь, собрав их воедино, хочет призвать верующих к сокрушению о своих грехах.
Первые три дня Страстной седмицы имеют много общего в богослужении. Общим для них является и умилительный тропарь, настраивающий душу на память о часе смертном, к которому всегда должен быть готовым каждый христианин: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюжи убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас».
Церковный устав предписывает прочитать, начиная с понедельника, за три дня все Четвероевангелие. Это чтение также объединяет первые три дня седмицы.
ВТОРНИК
Содержание службы вторника заимствуется из евангельских притч о десяти девах, о талантах и продолжает начатую в понедельник тему о Втором пришествии Христовом.
Кондак Великого вторника: «Час, душе, конца помыслиши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудеши вне чертога Христова».
СРЕДА
Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, Им исцеленного, в то время, когда на совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено хитростью взять и убитъ Его, одна из женщин, названная в Евангелии «грешницей», истратила целый сосуд драгоценного мира, чтобы возлить его на главу Спасителя. Возможно, она сама не догадывалась, что тем подготовила Господа для погребения. Приближались самые страшные моменты земной жизни Спасителя. Иуда уже договорился о предательстве.
В Великую среду последний раз совершается литургия Преждеосвященных Даров.
ЧЕТВЕРГ
В это день на Тайной вечере Спаситель, собравшись с учениками, произнес слова, которые мы со страхом внимаем за Божественной литургией: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое…» «Сия есть Кровь Моя…» Распятия еще не было, Кровь Господня еще не пролита рукой палача, но тому уже «надлежало быть». Спаситель умывает ноги ученикам, вкушает с ними пасхальную вечерю, преподносит им Чашу вечной жизни. В Великий четверг верующие стараются причаститься — ведь это день установления Таинства Евхаристии.
А в это время «стекается прочее соборище иудейское, да Содетеля и Зиждителя всяческих Пилату предаст». С ними «Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведного Судию, предает…»
Вечером в четверг читаются двенадцать страстных Евангелий. «Слава долготерпению Твоему, Господи!», — поет Церковь каждый раз, когда заканчивается очередной отрывок новозаветного повествования.
В Великий четверг (в некоторые годы, по мере надобности) в патриаршем соборе происходит мироварение, то есть изготовление святого мира — благовонного маслянистого вещества, которым каждый из православных христиан помазывается после крещения, как бы запечатлеваясь печатью дара Духа Святого.
ПЯТНИЦА
Все богослужение Великой пятницы посвящено благоговейному воспоминанию страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Церковь подводит нас к самому подножию Креста, к Голгофе, и делает свидетелями спасительных страстей. «Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удерживается, вяжется Разрешаяй Адама от клятвы, в темнице затворяется, Иже бездну Затворивый, Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесныя силы…», «от Своих раб поругается Создатель всех…»
Крест и смерть Господа суть цена нашего спасения. Литургии в этот день не положено. С утра читаются по особому чину так называемые Царские часы, днем — вынос Плащаницы, вечером или ночью — Погребение.
«Приидите, — учит преподобный Ефрем Сирин, — все чада Церкви, купленные честной и святой Кровью Пречистого Владыки. Приидите, будем размышлять о страданиях со слезами и воздыханиями, со страхом и трепетом, говоря самим себе: «За нас, нечестивых, предан смерти Христос Спаситель наш».
СУББОТА
В Великую субботу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его во гробе, сошествие во ад и изведение оттуда ветхозаветных праведников. «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный».
Богослужение Великой субботы дает нам беспримерную возможность переживать самые различные чувства: скорбь и утешение, горе и радость, слезы и светлое ликование. Христос еще во гробе, но мы знаем, что Его гроб не удержит. Близится Пасха, Светлое Христово Воскресение.
Ее предчувствием полны на ши души. Уже освящают куличи и яйца, уже готовят праздничный стол, уже собираются на ночную службу и крестный ход. Грядет Пасха! Мы так долго ее ждали. Пусть Господь даст нам встретить ее достойно.
Протоиерей Михаил Дудко
Опубликовано "Православная Москва" №10 (142) апрель, 1998 г.
|