Портал "Дивное Дивеево"

Официальный сайт Дивеевского монастыря - diveevo-monastyr.ru

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый святая Твоя просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела ...
На главную Новости Если я храм Духа Святого
Если я храм Духа Святого
18/08/2014 09:39:38

Обожение

– Вижу, вы люди очень занятые, и можно было бы сказать многое – если бы нужно было говорить, – но, думаю, что в этой жизни важно подвизаться ради жизни тамошней. Ведь Бог дал нам время и эту жизнь для того, чтобы мы пришли к Нему подготовленными. А мы не знаем – ибо нам не дано знать – ни мига, ни часа, когда отойдем ко Господу, чтобы дать отчет. Ведь Бог создал нас не без цели. И цель Он объявил еще в самом начале Библии, в книге Бытия, глава 1: 26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». А следующий стих гласит, что «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его», – а о подобии не упоминается ничего, потому что его должен был осуществить Адам.

Итак, вот цель нашей жизни – обожение, ибо написано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48).

Молитва и святость

– Мы не знаем, как выглядит Бог, как читаем это у Иоанна, глава 1: 18: «Бога не видел никто никогда». Это правда, но мы можем встретиться с Ним на молитве. Войди в свою комнату, в клеть свою, в сердце свое и прежде всего хорошенько задумайся, с Кем ты будешь говорить, а потом скажи так, как научу тебя я, старый человек: «Господи, благодарю Тебя, Господи, что привел меня говорить с Тобой, меня… самого грешного человека!» А затем стой и говори с Богом.

Ведь чего Он от нас хочет? Чтобы мы выкинули изнутри все грехи, оскверняющие нас. В полночь – или даже и в полдень, ибо мы весь день грешим, – войди в клеть души своей и беседуй с Тем, Кто «очищает все беззакония твои» (ср.: Пс. 102: 3). И скажи тогда: «Прости меня, Господи, прости меня, ибо я не знал, что перед очами Твоими они происходят! Я ведь был бесчувствен и о Тебе не думал». И делай так изо дня в день и учись стоять пред Богом, ибо так ты очистишься и приготовишься к грядущему Суду.

И еще ты увидишь свою малость и множество своих грехов, но и великодушие Бога, «не хотящего смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был» (ср.: Иез. 33: 11).

Все молитвы красивы, и хорошо, что вы читаете их и по Часослову, и Канон молебный ко Пресвятой Богородице, – но если у вас мало времени, станьте пред Богом, как я учил вас, и говорите Ему от всей полноты вашего сердца. Делайте так и начнете ощущать Бога! И будете сознавать, что всё, что делаете, вы делаете пред Богом!
«

Помните, что, когда прекращается ваша молитва, тогда начинается грех! Уже само прекращение молитвы есть грех.
»

И, опять же, вспоминайте, что, когда прекращается ваша молитва, тогда начинается грех! Уже само прекращение молитвы есть грех, ведь Бог сказал: «Будьте святы!»[2] – а о святых, не имеющих молитвы, я не слышал. И апостол Павел говорил, чтобы мы молились… «непрестанно»[3]! Непрестанно, а не время от времени.

В былые века не было ни священников, ни церквей, ни монахов – была только община верующих посреди языческого мира. Это им говорил апостол, чтобы они молились непрестанно, и это увещание подходит и для вас, не имеющих времени на молитву, ведь и жившие во времена апостольские тоже не знали, сколько еще у них будет времени на молитву, потому что всегда были преследуемы.


Иеросхимонах Иулиан (Лазар). Фото: pemptousia.ro



Болезнь души

– А теперь посмотрим на это и по-другому: мы уйдем на тот свет. Мы умрем для мира сего: и здесь у нас болит, и там болит… И когда у нас что-нибудь начинает болеть, мы бежим к врачу и заботимся о телах наших. А болезнь души? Почему мы о ней совсем не заботимся? Может случиться так, что душа твоя больна, а ты не знаешь, чем она страдает. Когда у тебя заболевает тело, ты идешь к врачу за исцелением. Точно так же, когда у тебя болит душа, ты должен искать утешения и исцеления у духовника.
«

Истинно здоровый человек всегда имеет Бога в сердце своем.
»

Знайте, что истинно здоровый человек всегда имеет Бога в сердце своем. В Евангелии от Луки, глава 17: 21, если вы читали, то знаете, что там написано так: «Царствие Божие внутрь вас есть». Также мы находим в 1-м Послании к коринфянам, глава 3: 16, другой текст, подтверждающий этот: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»

Вы видите, что апостол Павел ставит вопросительный знак: «Неужели вы действительно не знаете, что Бог живет в вас?» То есть тело является храмом Духа Святого. Тела некоторых святых потому не разлагаются и издают благоухание, что всю свою земную жизнь они прославляли в себе Бога. Всю жизнь они усиливались освятиться.

Любовь и милосердие

– Вы знаете, что «Бог есть любовь», ведь апостол Иоанн в своем 1-м Послании пишет, что «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). А у Луки, глава 6: 36, написано так: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Любовь и милосердие. Итак, вот чего хочет найти Бог в сердце человека – любви и милосердия. А если находит их, тогда Его Царство пребудет в сердце том.

Каждый должен подумать: находится ли Царство Божие во мне? Есть ли у меня столько любви и милосердия? А если дела обстоят так, – а они, конечно, обстоят так, потому что Бог не лжет, – тогда человеку следовало бы спросить себя: а какие мысли должны исходить из моего ума, если я храм Духа Святого?

Поэтому хранение помыслов – великое дело в борьбе с противником. Однако злоба не могла бы достигнуть сердец наших, если бы они были полны любви и милосердия, ибо и Господь говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим нас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Какое зло смогло бы опечалить вас, если бы вы любили своих врагов?

Вам следует знать, однако, что во 2-м Послании к Тимофею, глава 3: 12, написано, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Итак, надо ожидать скорбей и печалей, если вы желаете Царства Божия, а за гонящих вас Спаситель говорит, чтобы вы молились.


Иеросхимонах Иулиан (Лазар)



Обида и самооправдание

– Первое, чем заболевает душа, – это самооправдание. Человеку трудно терпеть «обиду» в мире, не ненавидя того, кто причинил ее.

– Святой Исаак Сирин говорит, что «кто может терпеть обиду и в его силах – оправдать ее, тот стяжал утешение от Бога»[4].

– Безусловно, это так. А как это еще могло бы быть, если бы, вместо того чтобы отвечать на обиду ненавистью, ты дружелюбно улыбнулся бы своему гонителю и помолился бы за него?

Хороший христианин не должен иметь врагов. По меньшей мере волей и ведением. И не только ради себя самого: если ты знаешь, что у кого-то по твоей причине возникает повод к преткновению, пойди и испроси у него прощения – ибо если ты будешь гневаться на него, то будут два человека, охваченных ненавистью, а если обратишься к нему с любовью, то, может, приобретешь его, и вы оба обретете покой.

Бог сказал, чтобы вы прощали, ибо тогда и сами будете прощены[5]. А кто из нас не нуждается в прощении? Тогда зачем же тебе лишаться его и самому себя оправдывать, когда ты знаешь, что наилучшее прощение подаст Бог, поскольку только Он знает сердца человеческие? Предоставь же Богу правду и воздаяние, и душа твоя обретет покой таким образом.

Ревность о Боге
«

Мы не телоубийцы, однако тела нужно смирять и приучать к посту и подвигу, чтобы смочь исцелить свои души.
»

– А если душа твоя обрела покой, старайся теперь иметь ревность о Боге. Беседуй с Ним как можно больше и блюди законы, которые Он дал тебе, чтобы стяжать жизнь вечную. Подвизайся в посте и молитве, ибо «без Христа мы не можем ничего»[6]. Поэтому, сколько можно, будем соблюдать посты, потому что через них мы себя соблюдаем. Мы не телоубийцы, однако тела нужно смирять и приучать к посту и подвигу, чтобы смочь исцелить свои души.

И мы не можем сделать этого без духовника. Когда человек пошел к духовнику и поплакал о грехах своих, исповедуя их со времен своего младенчества, тогда он становится человеком, здоровым душевно. А если ты становишься здоровым, тебя уже не могут оставить равнодушным душевные терзания других. И из любви к ближнему ты должен попытаться спасти ему душу.

Нужно, однако, иметь рассудительность, ибо Христос сказал: «Не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Впредь вы должны быть весьма мудрыми, как змеи, чтобы суметь приобрести и другие души Христа ради и чтобы они спаслись.

– «Видел ли ты ближнего твоего – ты видел Бога твоего», – говорил святой Климент Александрийский…

– Да. Как я говорил до этого об образе Божием в человеке. Или как говорили отцы, что «от ближнего приходит тебе спасение, но и осуждение тоже».

Если ты пришел к духовнику и не скрыл от него (и Бога) ни одного греха и если соблюдаешь каноны, ты попадешь в рай. Но необходимо жалеть о своих прегрешениях, иначе ты не получишь прощения от Бога. Однако если ты пребываешь в духовной связи с духовником и стараешься следовать его советам, то будешь иметь душу здоровую и ревность о святыне.

Надо заботиться, однако, о том, чтобы не оставалось неисповеданных грехов, потому что в миру, в мирских храмах, таинство покаяния весьма трудно исполнить. Это потому, что христиан много, священников же довольно мало, а духовников и того меньше. И поэтому у духовника нет достаточного времени на то, чтобы исследовать душу христианина, и тот может вернуться домой с неисповеданными грехами (совершёнными по неведению, например). В былые времена у людей имелись записные книжки, в которых они помечали свои грехопадения, чтобы не забыть их на исповеди, а теперь, после того как и коммунизм прошелся по бедным людям, совершенно утратилось это здоровое обыкновение…


Иеросхимонах Иулиан (Лазар). Фото: pemptousia.ro



Епитимии

– Вспоминаю, что отец Иустин (Пырву) тоже упоминал о таком обычае. Я хочу спросить вас, батюшка: можно ли исповедоваться в тот период, когда ты под епитимией и тебе запрещено причащаться?

– Разумеется. Если совесть гнетет тебя из-за какого-нибудь греха, который ты совершил, беги скорей к духовнику и исповедуйся. Не сиди в грехе и тем более не откладывай покаяние. Потому что написано в Апокалипсисе, глава 21: 27, что в город «не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи»!

– А если ты находишься в этой же ситуации, то есть получил епитимию, и тебе случится умереть непричащенным, не успев выполнить епитимию? Что бывает с такой душой?

– Она спасается. Пока она под епитимией и исполняет ее, она прощена в грехах. Но… Я читал однажды в одной сельской газете о некой монахине из Бессарабии, которая упала наземь, когда обувалась, больно ударилась и много дней провела в обморочном состоянии или, может, даже в коме. Как бы там ни было, но умереть она не умерла, потому что сердце у нее билось исправно. Когда она пришла в себя, то рассказала всей общине, как встретилась с их бывшей настоятельницей в чудном месте, и она ей призналась, что с самого начала не находилась там, но молитвы монахинь привели ее в это состояние через шесть недель после смерти. Настоятельница эта умерла непричащенной, и только молитвы общины привели ее в это благословенное место.

– Значит, и умирающий под епитимией не отправляется прямо туда, куда ему следовало бы пойти, – в «место светло… откуда отбежала всякая болезнь и воздыхание»?
«

Человеку, преуспевшему в духовном, жаль каждую душу, и потому он молится за ближнего своего, как за самого себя (и даже больше!).
»

– Он может туда попасть только по молитвам Церкви. Тех, кто остался в живых. Я застал многих отцов, перед смертью просивших нас: «Молитесь обо мне!» Может быть и так. Бог знает. Но человеку, преуспевшему в духовном, жаль каждую душу, и ему хотелось бы, чтобы все попали в рай, и потому он молится за ближнего своего, как за самого себя (и даже больше!). Апостол Иаков говорит: «Молитесь друг за друга»[7], – а святой Павел говорит, чтобы мы молились непрестанно[8].

Слово

– И слово на пользу души, батюшка…

– Ну, в качестве совета я напомню вам слова апостола Иакова, сродника Господня, который говорил, что «дружба с миром есть вражда против Бога. Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). От вас зависит, чьими друзьями вы хотите стать.


Вид из монастыря Продром. Фото: pemptousia.ro



С иеросхимонахом Иулианом (Лазаром) беседовал Джордже Крышнян
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2020


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.063246965408325 сек.