Портал "Дивное Дивеево"

Страничка монастыря расположена здесь - www.4udel.nne.ru

Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Агнче Божий, вземляй грехи всех, возьми бремя от мене ...
На главную Новости Логика гордыни
Логика гордыни
01/05/2014 10:06:44

Когда-то давно мне рассказали сказочку (кто ее сочинил – не знаю до сих пор, если кто-то из читающих назовет автора, буду признателен), над которой часто думаю…

Пошли раз три брата счастье искать. Смотрят – в чистом поле яма, а в ней счастье сидит. Обрадовались они. Счастье говорит: «Желания загадывать будете? Давайте!..». Старший брат хотел быть самым богатым, дало ему счастье денег, целый мешок – владей!


иерей Сергий Круглов

Средний хотел быть самым умным – дало ему счастье книгу, толстую – читай, поумнеешь! И говорит счастье младшему: «Ну а ты чего хочешь?». А тот в ответ счастью: «А ты чего?».

Счастье удивилось – никто его о том не спрашивал. И говорит: «Да мне бы просто из ямы вылезти…». Младший брат подал ему руку, помог вылезти, отряхнулся и пошел своей дорогой. А счастье за ним побежало.

Пересказывая разным людям эту сказочку, то в личных беседах, то с амвона, размышляя над ней, раньше я всё делал акцент на этих братьях, на том, что вот, бескорыстно сделанное добро делает человека счастливым, и так далее…

А сейчас – больше думаю о четвертом персонаже, о счастье. Оно-то делало добро всем – но само сидело в яме, никакой пользы ему все эти бескорыстные чудотворения не принесли, от беды, от погибели в яме, не избавили…

А из ямы его вытащили просто так, даром. Благо нашелся тот, кого можно попросить… А мог и не найтись. Явление младшего брата, спасителя – самое настоящее чудо.

Кого может символизировать младший брат в этой сказке – Христа Спаса? Оно так, конечно, спасает нас – Он. Только вот простой факт все усложняет и открывает новые бездны, от которых смертно сжимается сердце: факт тот, что Он-то нас спас крестом и воскресением, но мы при этом зачастую продолжаем погибать.

Невероятно, но ад таки существует. Мы сами его строим для себя и в себе, своей испорченной волей, своими греховными страстями – у меня, по крайней мере, это точно так. Про себя я доподлинно знаю: я в аду, одной ногой – точно. В аду, устраиваемом мною самим…

Мне как-то возразили на это: но ведь Бог всё управит во благо и из всякой нашей грязи, как говорится, сделает конфетку! Не из всякой, уточнил я. По моим наблюдениям, только из той, к которой я Его допущу. А если не допущу?

 

Насиловать мою волю Он не станет. Я вспоминаю то место из диалогов Бродского с Волковым, где Бродский говорил о своей вере, говорил скупо, выстрадано и взвешенно. И говорил примерно так: я не верю в такого Бога, который меня простил в то время, как я сам себя не прощаю… Вот – логика, ведущая в ад, в муку. И что ты с ней поделаешь?

Это – логика гордыни. Я ее по себе хорошо знаю: при гордыне ты хоть тыщу добрых дел на дню делай, всё без толку для тебя самого… Весь мир, по слову Евангелия, может и приобретешь, а душе своей что?..

Мне, например, друзья иногда говорят: что ты маешься такими вопросами и сомненьями! Ты же вон священник, служишь, помогаешь людям, утешаешь, ко Христу направляешь. В самом, так сказать, богоспасаемом центре мира находишься – в Церкви… Ты еще и поэт, стихи вон какие пишешь, многим нравится, во многих от твоих стихов душа пробуждается к жизни… Да-да, говорю я.

Но МНЕ-ТО от этого не легче… Механизмы гордыни всё это превращают в сущую труху. Раньше все эти мои «добрые дела» были подпиткой для моего тщеславия, поводом втайне полюбоваться собой – а сейчас и этого нет, последний угар иллюзий куда-то с возрастом повыветрился, одна пустота той гордынной логики, которая в ад ведет…

Сделал я кому-то там нечто благое, по должности священника или просто потому, что так вышло – ну им и благо. А мне-то не легче… Я – счастье из сказки, я продолжаю в яме сидеть.

Но навсегда оставаться в яме – не хочу. Я не хочу погибать. Очень не хочу. И, чем больше делаю попыток спастись, раз за разом снова срываясь на дно, сдирая в кровь локти и колени, оказываясь снова по горло в жидкой зловонной грязи, тем все более отчетливо понимаю: самому – никак.

Нужен тот, кто спасет. Нужно чудо – то, про что нельзя говорить «нужно», на что можно надеяться, но нельзя рассчитывать. Потому что Спаситель спасает – даром. Ни за что.

Вера в это «даром» во мне исчезающе слаба – просто потому, что мы вообще во многом не знаем Бога таким, каков Он есть, а проецируем на Него свое собственное устроение. Я сам не умею любить бескорыстно – и не верю, что могут полюбить бескорыстно и меня. Не верю – потому и не прошу ни о чем младшего брата из сказки…

Моя яма – та яма, о которой говорил Достоевский: надо человеку сперва скатиться на самое дно, чтобы, в отчаянии от него оттолкнувшись, хоть как-то начать подниматься наверх.

И в этом смысле (не сочтите мои слова ересью, я просто пытаюсь выразить словами то, что чувствую, и знаю, что чувствую не только я, есть и другие, кто поймет, о чем речь): умирание на дне ямы в полном бессилии для меня – совершенно особое, невероятное благо.

Благо, которого не пожелаешь другому, очень уж оно тяжко. Смертельная неудача, погибель, захлебывание во грехе, крушение надежд и иллюзий, предел страдания, позор, полная немощь – они нередко становятся той почвой, на которой вырастает чудо: гордыня, этот «великий немой», отчаивается наконец сама в себе и начинает кричать.

Эдвард Мунк. "Крик"

Эдвард Мунк. «Крик»

Звать на помощь. Трясти решетку камеры своей самости и звать наружу, наконец-то – вовне: помогите! Ей, как персонажу на картине Мунка, кажется, что она кричит в пустоту – но на этот крик всегда отзывается Тот, кто спасает даром. Непресказуемо, негаданно.

Пока зовешь Спасителя, а сам внутри себя не очень-то в Нем и нуждаешься (в положенной молитве, заёмными словами, например) – ничего не произойдет. Бог смотрит сквозь слова в сердце. И вот пока там, в сердце, не захлебнется и не утонет в грязи последняя иллюзия самости, пока поистине не начнешь умирать, задыхаясь, пока адские, багровые и тошно-зеленые круги не поплывут перед глазами – помощь не сможет к тебе подобраться. Только тогда, когда обессилеешь вконец, и тебя наконец оставят силы, которыми ты отбивался от спасающих тебя рук. Не утверждаю, что у всех неизменно так – люди ведь потрясающе разнообразны при всей их одинаковости, но говорю о том, что знаю по себе и по некоторым встреченным мною людям…

Явление Спасителя, спасающего даром – чудо. А второе чудо – вот этот человеческий смертный зов. Откуда он берется в человеке, когда грехи, страдания, смерть завалили его грязью наглухо, и самость, казалось бы, окончательно вогнала осиновый кол в его могилу?

Откуда – не силы даже, но само желание позвать, откуда безумная надежда, что будешь услышан? Для многих из маститых православных, начитанных в святоотеческой литературе, все это, может быть, банальности, но для меня это – тайна.

Первое – тайна Бога, второе – тайна человека, воистину дивно устроенного. И обе эти тайны – две части тайны любви.

СВЯЩЕННИК СЕРГИЙ КРУГЛОВ

 
Комментарии
Всего комментариев: 10
2014/05/07, 15:38:25
Спасибо за статью. Слава Тебе Господи!
Николай
2014/05/02, 12:14:32
Уважаемый Сергий,
С огромным удовольствием и облегчением прочла Ваше откровение. К сожалению я также страдаю мыслями, которые зачастую не дают мне
со спокойной душой идти на исповедь или просто не пускают к ней.С этим справиться непросто. а зачастую невозможно, хотя все понимаешь, но не перешагнешь.
Вера
2014/05/02, 11:41:00
Спаси Господи! Подыхаю
р.б. Наталья
2014/05/02, 10:22:29
Уважаемый Отец Сергий Круглов!Ваша статья поучительная и очень жизненная.Мы сами себя доводим до такого состояния и продолжаем не каяться а снова и снова ублажать свою плоть и набирать новые грехи.Прошу одного Господи наставь меня на путь Заповедей Твоих и не дай демону обладать мною.Смотрю что я твори и не ведал что за все надо рассчитываться и каюсь как я так польстился на искушения и жил одним днем видя только себя.Сейчас каюсь и прошу одного Господи помилуй меня.Дай мне терпение и силы телесные выдержать эти боли и терпеть все что послано Господом.Господи ,Верую !Помоги моему неверию!Я несу эти испытания хотя честно то все бывает.Статья поучительная и очень своевременная для таких грешников как я .Очень не хочу чтобы люди поддавались на сиюминутные искушения и позволяли себе вольности.Падать очень легко но подыматься очень сложно.Господи помоги и помилуй!Не оставь меня и Избави от вечных мук и не лиши меня Небесных Твоих благ!Каюсь и прошу Вас молитесь за нас и помогайте нам и мне укрепить нашу веру и веру в Отца и Сына и Святого Духа!Господи помилуй!Аминь!
грешный раб Божий Виктор
2014/05/02, 07:53:57
Спасибо за статью! Господи, приди и вселися в ны и очисти ны от всякие скверны! Слава Тебе ,Господи, слава!
Фотиния
2014/05/02, 07:39:30
Я такая же. Спаси, Господи!
Р.Б. Марина
2014/05/02, 05:11:40
У человека никаких тайн нет есть только лукавство и грех. Все хорошее от Бога.
николай
2014/05/02, 05:02:35
Спасибо за статью есть над чем подумать Слава Богу за все, что с нами происходит
Христос воскрес
Татьяна
2014/05/02, 04:29:19
Интересно, новая грань. Имя-то у вас хорошее. И сказка не проста. Пока мы стремимся стать лучше - с одной стороны это и самость, но с другой - это первая, может быть, младенческая попытка, первый шажок, он может быть и коряв и ноги не стоят, и ползать еще не может. когда я заметила это в себе, что тайно любуюсь своими добрыми делами,я так хотела стать лучше, у меня Земля и Небо перевернулись и все больше и больше замечаю это за собой!
И как с этим быть - не знаю.
Но, вспоминается постоянно сказка"Морозко" - помните, как Иванушка "носился" по добрым делам, а случайная мысль о том, что слепая бабка палку забыла и ей тяжело было - из медведя человека сделали?! Но до того, ему пришлось бегать со своей гордыней по добрым делам, бегать и бегать, а внутри, в это время ищется правильное решение, тихо, не всегда осознанно. И в тот момент, когда накоплено достаточно опыта и правильных мыслей - раз! И просто, по Божески, получается правильная мысль и действие.
А сколько страданий он пережил?
Нас наглухо когда-то отрезали от Высшего Мира, и мы поверили, что Его нет, так разве может быть легким Путь обратно?
И еще интересная притча."Ученик спросил у мудреца - как мне измениться? Как мне поверить, что Бог есть? Мудрец, ничего не говоря, схватил его и прижал лицом к земле, тот отчаянно вырывался.После того, как мудрец расслабил свои руки, спросил ученика - что ты сейчас чувствовал? Тот ответил - больше всего я хотел воздуха. мудрец и говорит: Вот, когда ты захочешь так же быть с Богом, как сейчас воздуха, вот тогда начнешь меняться"-может, коряво написала, пишу на память. А сейчас согласна, на сердце сплошная мука и после каждого хорошего дела, Совесть изобличает все больше и сильней. Я рада, что можно было поделиться с человеком, который меня поймет. Всего доброго! (Пока Бог видит, что мы к нему стремимся, все больше и больше будет нас прижимать лицом к земле.)
Галина
2014/05/01, 14:40:02
О,святая мученица Варваро,невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа!Тебе мы молимся и тебе мы просим- внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших,даруй чистоту тела и души,на путь добра детельный введи нас,наши раны и язвы уврачуй,юность огради,старость безболезненну и безбедну даруй,не остави нас сирых,да славяща страдания твоя,возсылаем хвалу Господу.Святая мученица Варваро,помолись о нас грешных рабах Кристине,Артемию,Лидии,Ларисе,о прощении нам грехов.Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь.
р.б.Лариса
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2019


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.076759815216064 сек.