Портал "Дивное Дивеево"

Страничка монастыря расположена здесь - www.4udel.nne.ru

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: "Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже ...
На главную Новости Кладовая России
Кладовая России
98.jpg
Созданные в середине XIX века в разных городах страны епархиальные женские училища явились образцом исполнения «социального заказа» со стороны государства. По свидетельству обер-прокурора Священного Синода в 1882 году, воспитанницы женских духовных училищ не только становились хорошими женами для священства, но и представляли собой «весьма ценный капитал народных учительниц». А посему за этими училищами прочно закрепился статус «общегосударственного значения».

4 декабря — в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — возрожденному Нижегородскому женскому духовному училищу исполнится 15 лет. И все это время оно оставалось не только верно своим традициям, но и шагало в ногу со временем.

Женские епархиальные училища в России имели свое назначение и особую организацию. Они были созданы в середине 19 века для дочерей православного духовенства, но не являлись сословным учебным заведением. За особую плату, определяемую местным духовенством, там могли обучаться девицы из других сословий общества.

Эти училища состояли в ведении Святейшего Синода, под управлением епархиальных архиереев, и вверялись ближайшему попечению местного духовенства, которое само находило средства к содержанию училища.
Воспитанию и духовному образованию девушки, женщины — будущей жены и матери — в дореволюционной России уделялось особое место. Императором был утвержден проект женских училищ, в котором одна из главных целей образования определялась следующим образом: «Чтобы каждая девица по возможности была благочестивою, хорошо образованною, способною составить семейное счастье своего мужа, человека просвещенного». В 1843 году по инициативе императрицы было открыто первое духовное училище для девиц в Царском Селе.

Воспитывая «епархиалок» в духе православия и народности, духовенство способствовало возвышению и укреплению в сердцах народа лучших национальных традиций. Духовное образование вело людей к духовной жизни и не было достоянием только духовенства. Так остается и по сей день.

Нижегородское женское духовное училище, созданное 15 лет назад по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), остается одним из лучших в Поволжье. Это учебное заведение до сих пор работает и развивается в русле лучших традиций российского женского духовного образования.

Немного истории

Нижегородское женское духовное училище (НЖДУ) существует в нашем городе с середины 19 века. В разные периоды существования оно по-разному определяло и решало свои образовательные задачи.

Инициатива создания в волжской столице учебного заведения, подобного царскосельскому, принадлежит архиепископу Нижегородскому и Алатырскому Иакову. Идея духовенства нашла поддержку в лице княгини А. Г. Толстой, сделавшей в 1857 году первый взнос в разработку проекта и строительство училищных зданий. Помимо денег княгиня пожертвовала в вечное владение училища участок земли на углу улиц Большой Покровской и Холодного переулка.

Основателем училища суждено было стать архиепископу Нектарию. Именно он учредил особый строительный комитет, которому было поручено приобретение материалов и надзор за строительством при участии и ответственности архитектора Кострюкова.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1866 года в день иконы Казанской Божией Матери в присутствии епископа Балахнинского Макария было торжественно открыто Нижегородское духовное училище для девиц. В тот же день была освящена в честь Введение во храм Пресвятой Богородицы домовая церковь.

С самого начала своего существования училище взяло курс на педагогическую подготовку учащихся: многие из выпускниц по окончании женского училища пополнили ряды учителей церковно-приходских школ. В Нижегородском духовном училище девиц преподавались арифметика, чистописание, рисование, русский, церковно-славянский, немецкий и французский языки, гражданская история, геометрия, физика, музыка, церковное пение. Ученицы постигали методику и дидактику. Во главе учебных дисциплин стоял Закон Божий. Кроме того, девицы обучались ведению домашнего хозяйства, рукоделию и кулинарии.

Согласно училищному уставу, утвержденному в 1868 году, была введена шестиклассная система обучения. Епархиальное училище жило в режиме строгости и бережливости. Поведение девиц этого учебного заведения было безупречным.

Строгий и стройный режим жизни нарушили роковые события 1918 года. В стране начали закрываться храмы, упраздняться учреждения Православной Церкви. Последний выпуск воспитанниц состоялся при епископе Лаврентии (Князеве) в июне 1918 года.
Спустя некоторое время нижегородские власти начали мероприятия по отделению школы от Церкви, в них принимал участие специальный отряд красных латышских стрелков и сотрудников ЧК.

К 25 января 1919 года в Нижнем Новгороде было «ликвидировано» сразу несколько домовых церквей, в том числе и Введенский храм при епархиальном училище. Воспитанницы и преподаватели были насильственно выселены из здания. В результате лучшее в Поволжье духовное училище прекратило свое существование на целых 75 лет.
Директор, ставшая мамой…

В Нижегородском женском духовном училище сегодня получают образование те, кто в дальнейшем трудами и молитвами будет помогать людям в обретении Бога своим сердцем, в обретении радости общения со Спасителем.

Поначалу в НЖДУ было создано 2 отделения: регентское и швейное. По благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия в 2007 году открылось иконописное отделение. Сейчас из-за востребованности иконописных кадров в епархии оно расширяется до иконописной школы.

Здесь действительно работают в режиме «индивидуального подхода к воспитанницам», и, что особенно примечательно, в училище пришли в качестве педагогов и воспитателей те, кто сам окончил его несколько лет назад. Директор училища Ольга Николаевна Тюхова подтверждает:

-Для девочек это теперь самые любимые педагоги и воспитатели, поскольку они сами прошли этот путь и знают нашу жизнь изнутри.

Директор училища называет своих воспитанниц «дочки». Это трогательно и необычно. По собственному признанию, она выстраивает с ними теплые, почти семейные отношения. За каждого ребенка болит сердце. Иногда девочки приходят к ней со своими проблемами и по разным поводам советуются с ней, как с мамой. Ведь многие из них приехали из дальних городов — таких дальних, что родных не видят по полгода. География мест, откуда прибыли девочки, разнообразна: Республика Марий Эл, Татарстан, Молдавия, Краснодар, Башкирия, Екатеринбург, Волгоград.

Ольга Николаевна помнит поименно всех своих выпускниц:

— Помню, у меня училась девочка, которая сейчас подвизается в Горненском монастыре, недалеко от Иерусалима, Машенька, — рассказывает она. -Пришла она к нам практически без голоса и слуха. Но мне рассказала, что каждый день после школы шла в церковь, шестьдесят километров лесом, чтобы там почитать, попеть. Это мне показалось настоящим подвижничеством. Я настояла, чтобы приемная комиссия взяла ее в училище, и она настолько у нас развилась, что стала одной из лучших учениц. Другая наша выпускница в этом же самом монастыре уже приняла постриг с именем Тамара. Матушка Горненского монастыря сегодня искренне благодарит нас за этих девочек, хвалит их за прекрасные профессиональные навыки.
День «епархиалки»

Трудолюбие студенток женского духовного училища скоро, наверное, войдет в пословицу. График у них довольно плотный — с семи утра, а иногда и раньше, они уже на ногах. Кто-то спешит на клиросную практику в один из городских храмов, где часто сам уже и регентует, кто-то — на соборную молитву училища. Утреннему и вечернему молитвенному правилу здесь придается большое значение. С половины девятого утра на всех отделениях начинаются занятия, включающие в себя не только сугубо специальные дисциплины (ручная вышивка, дирижирование, сольфеджио, основы конструктивного рисунка), но и богословские. У каждого курса есть свой духовник — (у первого курса — отец Сергий Загунов, у второго — отец Владимир Цыбышев, у третьего — отец Александр Михайлов, у четвертого — отец Владимир Краев). Священники исповедуют девушек, проводят с ними беседы на духовное темы. После занятий, если нет послушаний, у студенток остается немного времени на самоподготовку. В девять вечера воспитанницы собираются на крестный ход.

Обходя с иконой храм и здание училища, они по обыкновению поют «Тебе Бога хвалим». В десять вечера неукоснительно выполняется вечернее правило, и, наконец, около одиннадцати наступает отбой.

Жизнь в училище интересна и многообразна. Девочки посещают музеи, выставки, концерты, участвуют в совместных музыкальных и поэтических вечерах со слушателями семинарии, в православных конференциях. В НЖДУ прекрасная библиотека, фоно— и видеотека. Для студенток часто организуются паломнические поездки и музейная практика во Владимире, Москве, Дивееве, Троице-Сергиевой Лавре.

«Епархиалка». В самом звучании угадывается нечто сходное со словом «патриархальный». В нем и тепло домашнего очага, и звон церковных колоколов, и даже вкус пасхального кулича… Ученицы женского духовного училища — девушки в прозрачных светлых платочках и длинных темных юбках. Они кажутся сошедшими с дореволюционных фотографий — скромные, благочестивые, исполненные не только внешней, но и внутренней красоты.

Регенты, швеи и иконописцы

Целая стена в училище украшена дипломами из тех городов, где девушки выступали в хоровых конкурсах и заняли первые места. Совсем недавно в учебную программу включили «Устное народное творчество», и, как достойный ответ на изучение такого необычного предмета, родился фольклорный ансамбль.

Музыкальные предметы в училище преподают только педагоги с консерваторским образованием. По словам Ольги Николаевны, на регентское отделение училища поступить несложно, иногда берут даже без музыкального образования, лишь бы был слух и голос. А вот учиться — сложно. Многое зависит от терпения.

— Регент «вытягивает» хор на собственных эмоциях, — делится секретами мастерства руководитель хора НЖДУ Татьяна Кострова, — поэтому он работает больше, чем хор. Регент должен уравновесить хор по тембру, по звучанию, услышать малейшую фальшь и тут же исправить ее. 

Девушки, обучающиеся этой профессии, зачастую приходят в училище из семей священников.

— Регент — это призвание, — считает второкурсница Марина Смирнова. Она с двух лет в храме, с девяти — на клиросе, а с четырнадцати регентует сама.

Вообще уровень преподавания в НЖДУ достаточно высок. Уже четвертый год ученицы получают не только профессиональное регентское образование, но и государственное образование в Нижегородском педагогическом колледже по специальности «педагог музыки детских и дошкольных учреждений». На этом старейшем отделении училища существует отделение "экстернат», где уже практикующие руководители церковного хора получают образование по заочной форме. Есть и двухгодичные певческие курсы, на которых все желающие знакомятся с основами музыкальной грамоты и церковного обихода.

Подобно регентам, швеи также получают еще и светское образование, учатся в профессиональном училище №80 по специальности «портной по пошиву мужской и женской одежды». Так что девушка сможет изготовлять не только церковные облачения, но, при необходимости, обеспечивать одеждой свою семью. Богословские дисциплины везде являются обязательными. Мастерство «швейников» часто демонстрируется на выставках в рамках православных ярмарок и праздничных встреч.

Иконописное отделение — самое молодое в НЖДУ. Но, тем не менее, оно уже трансформировалось и выросло в иконописную школу, где впоследствии будут учиться не только девушки, но и юноши. Преподают там иконописцы мастерской «Традиция» и искусствоведы из Нижегородского художественного музея.

Выпускницы духовного училища имеют возможность поступления на теологический факультет Нижегородского педагогического института или продолжить свое обучение в государственных высших учебных заведениях своего профиля.
Год свадеб

-Мы напоминаем им о высоком призвании русской женщины, от которой, как от чистого источника, начинается семья, — говорит Ольга Тюхова. — Насколько правильно и хорошо она выстроит быт, настолько будет благополучна вся ее семья.

Ольга Николаевна называет свое училище «кладовой России», и это не просто громкие слова.

— Учим своих воспитанниц смирению, молитвенности, послушанию, — говорит она. — Если это у них будет, то все в жизни сложится, получится. Духовное образование должно стремиться действовать правильно на сердце и волю женщины.

Часто училище посещает архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Он беседует со студентками, разрешает их недоумения, отвечает на вопросы. Тема разговора последнего визита Владыки была посвящена любви. Любви-служению, любви—жертвенности. И это неспроста. Прошлый учебный год в училище прозвали «годом свадеб»: из пятнадцати выпускниц шесть вышли замуж за семинаристов.

Судьба выпускниц сложится по-разному. Одни из них отправятся вслед за своими мужьями-священниками на приходы, другие останутся при храмах, преподавать в воскресных школах. Но то, что дали им годы учебы в Нижегородском духовном училище, несомненно станет путеводной звездой во взрослой, самостоятельной жизни.

Анна Ермолина
 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2009/12/09, 19:17:40
Господи благослови! Хочеться что бы выпускницы таких училищ преподавали не только в воскрессных, но и в светских школах.
Сергей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2019


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.072959899902344 сек.