24/05/2013 20:04:24
 |
«1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Иер 17:22 11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус». (Ин.5:1-15).
Однажды Иисус Христос пришел в очень страшное место, в купальню, называвшуюся Вифезда (то есть - Дом милосердия), "при которой, - как повествует Евангелие, - было пять крытых ходов: в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших..." (Ин. 5. 2-3). Все эти люди ожидали милости Божией.
В какой-то момент, перечитав этот отрывок, мы понимаем, что это не просто рассказ об одном из многочисленных чудес. Это рассказ о нас с вами, рассказ о мире, в котором мы живем, мире, населенном "великим множеством больных, слепых, хромых, иссохших". И если большинство этих больных не считает себя таковыми, если они бодры и веселы, то это лишь потому, что они плохо себя знают. Рано или поздно самые "крепкие" увидят, как иллюзорна их сила. Плохо, если это случится в последние мгновения земной жизни. Еще хуже, если за порогом смерти, когда душа начинает видеть вещи в их истинном свете.
"Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь", - одно из характерных православных молитвенных воздыханий. "Помилуй меня, Господи, потому что я немощен". Как легко найти в этом прошении повод для насмешки над верующими. "Христианство - религия слабых, - говорят наши критики, - посмотрите, ведь они сами этого не скрывают".
А поскольку не хочется никому быть слабым, то и отворачиваются люди от веры Христовой, и обращаются к тем учениям и верованиям, которые сулят обретение силы, новых возможностей, необыкновенных способностей. Становятся йогами, магами, биоэнергетиками и т.д. Но пусть не обманываются "сильные" своею силою, у них еще будет возможность убедиться, чего она стоит. И пусть не обманываются они нашей слабостью. Прекрасно сказал апостол Павел: "Когда я немощен, тогда силен" (2 Кор. 12. 10). Признать свою слабость - дело для нас необходимое, но на этом нельзя останавливаться. Мы знаем, что БЛАГОДАТЬ - вот подлинная сила, вот что может сделать человека по-настоящему крепким и мужественным. Обретает человек благодать - и нет для него невозможного; уходит благодать - и ученики Христовы бросают Учителя, а Петр трижды отрекается от Него.
Признать себя немощным и остановиться на этом – гибельно и постыдно.
Признать себя немощным и призвать помощь Божию – обрести подлинную силу.
Это возможно, только при соблюдении трех условий: во-первых, до конца осознать совершенную собственную беспомощность, несостоятельность, неспособность сделать хоть что-то доброе.
Во-вторых, испросив силы у Бога, быть совершенно уверенным, что получим ее, ни в малейшей мере не сомневаясь. "Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1. 6-7).
И наконец, третье, получив силу, ощутив ее в своей душе, ни на мгновение не забыть, что это не наше, что это дар, который может быть отнят (и будет отнят!) у того, кто забудет о Дарующем и возомнит, что источник силы - в нем самом.
Прекрасный образ находим в Ветхом Завете. Израильтяне сражаются с Амаликитянами (Исх. 17. 10-12). За сражением наблюдает вождь израильтян - Моисей. И когда он воздевает руки к небесам, израильские воины обретают силы и побеждают. Но стоит Моисею опустить усталые руки к земле, силы покидают его народ, и воины начинают отступать.
И другой прекрасный ветхозаветный пример. Поединок пастушка Давида с богатырем Голиафом. Голиаф вооружен до зубов, силен и могуч. Давид идет ему навстречу лишь с посохом, пращой и несколькими подобранными с земли камнями. Голиаф возмущенно говорит: "Что ты идешь на меня с палкою? разве я собака?" Как замечателен ответ Давида: "Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа" (1 Царств 17. 43, 45).
А разве вся Псалтирь не есть смиренное исповедание своей немощи и одновременно совершенное упование на несомненную помощь Бога?
Кто говорит, что христианство - религия слабых, тот ничего не понимает в христианстве. Да, мы немощны, мы те самые "больные, слепые, хромые, иссохшие", если не телом, так душой. И весь мир наш - купальня Вифезда. Но мы верим в Бога! И не просто в то, что Он есть, а в то, что Он восполнит нашу немощь Своею силою. И нет на свете никого сильнее, чем тот немощный, в которого вселился Дух Божий, ибо, как пишет апостол Павел: "Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2 Кор. 12. 9).
Протоиерей Игорь ГАГАРИН |