1 (14) сентября Церковь празднует начало индикта, или церковного Новолетия.Индикт – латинское слово (означает – налог, подать). В древнем Риме так называли первое число месяца сентября. При императоре Константине в армии служили 15 лет. Когда срок службы заканчивался, воины возвращались домой и жили на государственное пособие. Это пособие формировалось из налога (индикта), который собирался по окончании сбора урожая, 1 сентября.
На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока великий реформатор Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 г. Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было принято в Европе. Но церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня. Первый праздник церковного года – Рождество Богородицы (21 сентября по новому стилю), а последний – Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Это два больших двунадесятых праздника христианского календаря – символы рождения и окончания годового цикла. Часть православных церквей отмечает Новый церковный год по новому календарю; среди них – греческие православные церкви. Привлекает внимание обращение архиепископа Деметриуса, главы Греческой православной церкви Америки (Вселенский патриархат) к своей пастве в связи с этим праздником, где речь идет не только о церковных делах. Важно и знаменательно то, что архиепископ Деметриус связал древние библейские события Священной истории с весьма современной проблемой, а именно – с защитой окружающей среды. Архиепископ упоминает, в частности, тот факт, что Вселенский патриарх Варфоломей I определил 1 сентября как День защиты природной среды – небес, земли, воды, растений и зверей, созданных, по Библии, в первую неделю Нового церковного года, когда "Бог – в своей бесконечной любви – передал всю природу в подарок человеку". Тому самому человеку, который, может, и не был достоин такого подарка, потому что далеко не всегда использовал его во благо. Особенно в новейшей истории. В одном псалме Давида сказано: "Когда вижу Твои небеса – дело пальцев Твоих, луну и звезды, что Ты установил – то что есть человек, что Ты помнишь о нем?" Известно, что Вселенский патриарх Варфоломей I – всемирно известный деятель в области защиты природы на планете. Этим летом, например, по его инициативе состоялся симпозиум на Адриатике, где ученые, религиозные лидеры, политики и журналисты разных стран собрались для обсуждения стратегии защиты воды ("И назвал Бог сушу: "Земля", а воду: "Море". И увидел Бог, что это хорошо (получилось)".
Архиепископ Деметриус напомнил своей пастве – греческой общине Америки, что православные люди являются частью высокоразвитого технологического общества и потому обязаны воспитывать в себе ответственность за природу, поднимать свой голос в ее защиту. Он подчеркнул, что причастность Православной церкви к делам защиты окружающей среды означает конкретные дела – каждый приход должен быть частью экологического движения. "Как христиане, мы должны заботиться о своем собственном окружении, заботиться о природе вокруг нас и решительно вмешиваться в тех случаях, когда на наших глазах происходит деградация природы, когда загрязняются воздух и воды в местах, где мы обитаем. В день начала Нового церковного года стоит еще раз вспомнить, что природа – это благородный подарок Бога человеку и что мы призваны отвечать за его сохранение". Решение начинать Новый год 1 сентября (по ст. ст.) было принято на I Вселенском соборе в 325 г. Считается, что это было сделано в память о том, что в 312 (313) г. византийский император Константин Великий даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Вслед за византийцами начало Нового года (или Новолетие) на Руси тоже стали отмечать 1 сентября. Из Византии на Русь пришла традиция называть Новолетие началом индикта. В переводе с латыни «индикт» значит «налог». При императоре Константине в армии служили 15 лет. Когда срок службы заканчивался, воины возвращались домой и жили на государственное пособие, которое складывалось из налога (индикта). Налог собирали 1 сентября, по окончании сбора урожая. Поскольку слово «индикт» и 15 лет воспринимались как связанные между собой понятия, индиктом стали называть каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка и само пятнадцатилетие. Есть мнение, что счет по 15-летним промежуткам был введен императором Константином взамен древнего, языческого счета по олимпиадам (они были упразднены Феодосием Великим в 394 г.). Еще существовало понятие о периоде времени в 19 пятнадцатилетий, или 532 года. Период в 532 года называется Великим индиктионом. Дело в том, что через каждые 532 года повторяется природная ситуация, когда круги Солнца и Луны начинаются вместе. Для христиан это значимо потому, что именно такая астрономическая ситуация была в день, когда Христос начал проповедовать. Когда иудеи праздновали Рош-ха-шана (дословно — «голова года», т. е. Новый год), Спаситель пришел в Назарет. Он вошел в синагогу и прочитал слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать... проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19). Тогда Христос впервые засвидетельствовал о том, что исполняются ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии, что пришел конец Ветхого Завета и начался Новый. Поэтому считается, что сегодняшний день — благоприятное время для начала пути духовного спасения. С 1492 г. на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Происходило это так. Сооружался помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит святил воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, и все поздравляли друг друга. В Новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет). Будущий князь выступал с помоста с публичной речью. Именно в Новолетие 1598 г. на царство венчался Борис Годунов. На Руси Новый год праздновали 1 сентября до тех пор, пока великий реформатор Петр I не захотел внести изменения в календарь. В 1699 г. Петр повелел отмечать Новолетие 1 января, как это было принято в Европе. Но церковная традиция отмечать Новолетие 1 сентября сохранилась и до сегодняшнего дня. Кстати, учебный год в церковно-приходских школах всегда начинался с Новолетия. Впоследствии эта традиция, естественно, распространилась и на все другие учебные заведения. |