Портал "Дивное Дивеево"

Официальный сайт Дивеевского монастыря - diveevo-monastyr.ru

Кондак 1 Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Серафиме! Величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная. Ты же имеяй ...
На главную Новости Профессор Алексей Ильич Осипов: Дух истины и плоды приносит истинные
Профессор Алексей Ильич Осипов: Дух истины и плоды приносит истинные
26/07/2012 09:32:22

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым:

– «Как относиться к чудесам?»

– Ну, а это вопрос уже другой. О конце света Христос отказался отвечать, а мы вот ответим. Как относиться к чудесам? Вопрос очень серьезный. Интересные строки в Евангелии, приводятся слова Самого Христа: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Вот это интересно: лжехристы, лжепророки дадут чудеса великие. А я всегда думаю: если чудо – оно от Бога, и больше никаких мне не надо доказательств. А Христос говорит наоборот, что надо быть осторожным. Преподобный Кассиан Римлянин пишет: многие развращенные умом и совершенно отрекшиеся от веры именем Христовым творят великие знамения и чудеса.

Мы не хотим верить Евангелию, не хотим слушать отцов и поэтому очень часто гоняемся за всякими чудесами. Для нас абсолютным доказательством являются чудеса, забыли, что валаамова ослица и та проговорила языком человеческим, но от этого не стала святее. К чудесам надо относиться, особенно в наше время, с огромной осторожностью, не доверяться сразу: времена приближаются конечные, это бесспорно, исходя из развращенности современного мира, которую мы наблюдаем. В настоящее время нужно не по чудесам судить об истине того или иного явления, а по святости того, от кого исходят эти чудеса. В наше время как никогда необходимо помнить христианину завет отцов – когда мы не знаем, откуда это, действительно ли это чудо Божие, сомневайся: не хули, а вдруг это от Бога? Не принимай, а вдруг это от дьявола? Останься бесстрастным, как будто ничего не было.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) еще в XIX веке предостерегал людей от погони за чудесами и говорил, что величайшим чудотворцем будет не кто-нибудь, а сам антихрист, и мы, привыкшие гоняться за чудесами и верить в того, от кого они исходят, примем его с восторгом и отречемся от своего Бога, Спасителя и Господа Иисуса Христа. И это в высшей степени важно знать и помнить.

– Следующий вопрос: «Монах в монастыре помогает только себе, братии и монастырю – какая реальная помощь остальным людям? Ведь прежде всего мы должны искупать свои грехи добрыми делами, а не только молитвами; почему монастыри не занимаются социальной деятельностью?».

– Видите, забыли мы основной духовный закон. Думаете, занимаясь социальной деятельностью, мы больше поможем? Ну хорошо, мы кому-то дадим помощь, хлеб, одежду, и что? А мы знаем, какую пользу духовную человеку мы приносим? Основной закон гласит: дух истины, дух чистый приносит и плоды истинные и чистые. Вот только что приводил я пример библейский, что если будет хотя бы десять праведников, не уничтожу Содома и Гоморры, но их не оказалось. Этот великий закон знать в высшей степени важно. Если не будет у нас этих праведников, праведников не по внешним делам, а по чистоте души, как жить будем? Кто такой истинный праведник, истинный святой? У него нет ни к кому злобы, нет тщеславия и гордыни, нет лицемерия, нет зависти, обмана и так далее, всех этих гадостей, он очистил душу свою, достиг бесстрастия. Вот кто такой святой, вот кто такой праведник. Если таких не будет, то вновь повторится история с Содомом и Гоморрой. Апостол Петр прямо пишет: земля и все дела, которые на ней, сгорят.

Есть кому заниматься социальной деятельностью – огромное количество духовенства, огромное количество приходов, храмов, есть целые учреждения церковные. Монахов немного – может быть, хотя бы они займутся своей душей, хоть они, может быть, немножко очистят ее... Ведь мы, занимаясь внешней деятельностью, какими остаемся? Страстными и греховными, неужели мы этого не понимаем? Какая там молитва, когда у нас наполнено все делами и суетой.

Дайте хоть этой небольшой группе людей, которые действительно искренне хотят хоть немного очистить свою душу, стать таковыми. И если их найдется достаточное число, если их будет 10 хотя бы, тогда сохранится наш мир, наше общество, наше государство, наша Церковь. Если таковых не будет, наступит беда. Надо понять простую вещь: спасение души и внешняя помощь – это абсолютно разные вещи.

Пример нужен жизнью, пример святости. Варсонофий Великий, когда ему задали вопрос (это шестое столетие), почему сейчас в империи такой мир и благоденствие, ответил: есть три человека сейчас, молитвы которых прямо возносятся к Престолу Божию. Вот, оказывается, что спасает мир, – святость души. Высшую из форм оказания любви может совершить человек, который внешне ничего не делает, но очищает свою душу. И эта чистота души его оказывается самым сильным, самым действенным способом оказания помощи всем окружающим людям.

– «Как относиться к тому, что в мужских монастырях работают молодые женщины? Допустимо ли это?».

– Можно только отрицательно относиться. Это беда, которая может погубить мужское монашество: какая может молитва быть, какая нерассеянность, какое умное делание молитвы, – неужели не понимают этого? Каждый мужчина понимает, что его поведение изменяется, как только он соприкасается с молодой симпатичной женщиной, просто соприкасается, даже без всяких фривольных вещей.

Неужели нельзя понять, что монах из того же теста сделан, что все мы? Это «оранжерейный цветок», как называет его Игнатий (Брянчанинов). И если его вывести из оранжереи на ветер, тут же он погибнет. Поэтому в монастырях мужских из первейших правил одно было – женщинам запрещен туда вход вообще. Я помню, в Палестине мы ездили в монастырь Саввы Освященного, нас сопровождала монахиня, доехали до стен монастыря – она осталась нас ждать, ее туда не допустили. А то сейчас мы все восторгаемся, ездим на Афон, а сами свои монастыри наполняем кем угодно, девчонками, молодыми женщинами, и из-за этого происходят подчас настоящие трагедии.

– «Почему в мусульманских странах более трепетное отношение к вере, обычаям, семье, нравственности, чем в христианских странах? Как можно рассматривать ислам с христианской точки зрения?».

– Тут большую роль играет то обстоятельство, что в мусульманских странах даже государственные законы очень строги. Я помню, как-то прочитал с ужасом одно сообщение, как, по-моему, в Саудовской Аравии женщину закопали по шею в землю и побили камнями. Это, конечно, ужасно. Но вот такими жесткими мерами они поддерживают чистоту нравов.

Как расценивать ислам с христианской точки зрения? Ислам подобен ветхозаветной иудейской религии. Сам Мухаммед был знаком с евреями не просто внешне, по торговым отношениям, они, естественно, говорили о религиозных вопросах очень много. И в Коране это отражено. Мы находим там очень много библейских сюжетов, конечно, воспринятых по-своему.

В исламе главный догмат – Бог один – вполне соответствует ветхозаветной иудейской религии. Ислам почитает только двух великих пророков – это Мухаммед и Иса – Иисус Христос. Есть еще пророки, но они второстепенные. Иса, Иисус Христос убьет духом уст Своих антихриста. Мария, дева, это в мусульманстве, подумайте, Та, Которую мы почитаем Богоматерью. Иоанна Крестителя почитают. Помню, в Сирии заходим в одну мечеть, смотрю – посреди мечети огорожено решеткой место небольшое и мусульмане подходят, целуют. Я спрашиваю, что такое? Говорят: а здесь захоронена глава Иоанна Крестителя. Вы подумайте, как они относятся к самым основным святыням христианства – к Иисусу Христу, к Деве Марии, Иоанну Крестителю. Сравните с иудаизмом. В иудаизме Иисус Христос Кто? Лжемессия. Вы слышите, какое различие? Ислам, конечно, это самая близкая из всех современных религий к христианству.

– «Согласно Апостольским правилам, священника нельзя упрекать. Доказывает ли этот тезис, что священник всегда прав, или есть какие-то исключения?».

– Нет, это совершенно неверно. Одно дело – упрекать, то есть относиться к нему так, как мы относимся друг к другу, можем и обругать, и прочее. Надо уважать священный сан, но из этого совсем не следует, что священник всегда прав. История Церкви показывает, что священники – и даже епископы, патриархи – были еретиками: пожалуйста, патриарх Несторий Константинопольский был осужден как еретик. Да, мы должны относиться уважительно к священнику, но это ни в коем случае не означает, что он всегда прав, что он свят и так далее. Нельзя смешивать эти понятия.

– Борис Николаевич задает такой вопрос: «Уважаемый Алексей Ильич, если я правильно понял, все рукоположенные священники исполнены Духа Святого. Но почему же на одни и те же вопросы у разных священников бывают взаимоисключающие ответы, иногда даже противоречащие святоотеческому учению, соответственно и поступки? Почему так? Или Дух Святой не на всех сходит?».

– Все понимают таинства как какую-то магию: «Совершили обряд, и ты, Дух Святой, теперь уж никуда не денешься, голубчик». Если б мы только почитали, что говорят святые отцы об этом, то мы бы в трепет пришли. Нет, искренне верующий человек, принимающий сан священства, действительно получает благодатную помощь Божию, но лишь в той мере, в которой он ведет христианскую жизнь. Может священник вообще все потерять, потерять весь дар.

Привожу пример, чтобы было понятно. Вот у епископа уже заготовлен указ о лишении сана такого-то священника, но епископ еще не успел его переслать, а в это время священник совершает Крещение, Литургию, и так далее. То есть это негодный, какой-то отступник, так? Он еще не потерял права совершать эти таинства, но Духа Святого у него уже давным-давно нет. Нельзя смешивать, одно дело – право совершения богослужения, другое – причастность Духу Святому. Так вот, право это у него до тех пор существует, пока епископ ему не запретил или не снял сан, а причастность к Духу Святому обусловлена его духовной жизнью, смешивать это нельзя.

Поскольку священники ведут различную, скажем, духовную жизнь, имеют разное образование, разные способности, разный ум, вы и слышите совершенно разные ответы. Не Дух Святой противоречит себе, а священники по-разному приобщаются Духу Божию и по-разному отвечают…

 

http://www.otechestvo.org.ua

 
Комментарии
Всего комментариев: 4
2017/07/18, 19:16:04
Большое спасибо Вам ..Очень люблю слушать Вас...Многие лета Вам и Вашей семье
Татьяна
2013/11/23, 20:13:41
Дай Бог Вам здоровья и долгих лет жизни.Слушаю Вас и прозреваю.
владимир
2012/07/28, 01:15:50
Благодарствую, Алексей Ильич!
Очень люблю слушать Ваши душеполезные беседы, здоровья и многая лета Вам желаю!
Чтобы Вы всегда были с нами!
Татиана
2012/07/27, 09:13:22
Огромное СПАСИБО за статью!
Светлана (Фотиния)
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2020


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.06361198425293 сек.