Портал "Дивное Дивеево"

Официальный сайт Дивеевского монастыря - diveevo-monastyr.ru

Господи Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого. От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что ...
На главную Новости Православное воспитание детей.Когда и с чего начинать?
Православное воспитание детей.Когда и с чего начинать?
05/06/2012 07:45:57

Как же воспитывать детей? Над таким вопросом в жизни думал каждый родитель.
"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;"- сказал Господь наш Иисус Христос, излагая суть десяти заповедей, данных Богом пророку Моисею. (Мф. 22, 37-39). Бог Сам возлюбил человека до Креста, страданий и смерти; Он отдал Своего Сына Единородного, дабы чрез Него всякий верующий не погиб, но имел бы жизнь вечную. Бог давая заповеди человеку, исходя из любви к своему высшему творению, а не потому что Он нуждается в нашей любви. Он желает человеку счастья и спасения. Нарушение же человеком иерархии любви приводит к обратному: несчастью и погибели. Любить Бога, не любя людей, невозможно. И в то же самое время невозможно любить другого человека, не имея в себе любви божественной.


Не устаю повторять, что на мой взгляд, всё давно сказано в Евангелии! ВСЁ, ЧТО НАМ НУЖНО В ЛЮБЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ!!!!Вот пример:


Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла:
…4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. …

 

Думаю, что не буду оригинальной, если скажу, что ЛЮБОВЬ- в Евангельском понимании- основа всего ,в т.ч. и воспитания!
И такой любви можно научиться только путем любви к Богу, а в Боге - к людям.
Начать нужно с себя (и никто не обещал, что будет легко!!!)
В старину беременности всегда придавали огромное значение. Мать, носящая в себе ребенка, часто бывала в храме, исповедовалась, причащалась, дома старалась находиться в мире и молитве. И сейчас невозможно умалить значение церковной жизни будущей матери, ровно, как и будущего отца. Уже научно обоснованы и подтверждены факты «утробной памяти ребёнка». В первый период развития - внутриутробный закладывается резерв сил, которые будут затем поддерживать человека в действиях правды, добра, в истинной любви к людям. Это прежде всего запечатление душевных сил матери, ее душевного состояния, которые проявляется в отношении ко всем людям, с которыми она встречается дома и на работе. Ребенок внутренним, духовным зрением запечатлевает состояние души матери. Вот идет злоба на маму. Ответить можно по-разному: злобой или терпением, прощением, или любовью. Либо ни на что у нее нет сил: терпела, терпела, пока были силы, потом впала в состояние душевного дискомфорта, бессилия, отчаяния. Сорвалась и досаду, обиду, раздражение, гнев. Вот это состояние душевной скудности, запечатлевается ребенком в неспособности любить, заботиться, терпеть. Естественно, что такие дети после рождения легко срываются в истерику, злобу. Едва задень - начинается плач, чуть потребуй - в ответ упрямство или гнев. У ребенка нет сил быть в добром расположении к людям.


От рождения до 3-х лет начинается второй период становления ребенка. В этот период дети запечатлевают способ общения людей. Внимательно, душевным взором вглядываются они во взрослых, в то, что происходит не только в их внешнем поведении, но и то, что происходит на душе у каждого из них. Дети – как губки впитывают от нас(тех, кто окружает детей ) буквально все!!!Нужно ли говорить, что наше не терпеливое : - Ну-ка, сейчасже …(положи,отдай,остановись) вернется нам таким же настойчиво нетерпеливым требованием, отговоркой и т.д. …
Я ,как мать двоих детей(17 и 15,5 лет) и воспитатель уже очень многих детишек(моим первым воспитанникам уже по22-25 лет) , могу смело заявить ,что если ваш малыш выводит вас из себя постоянными попытками сделать то, что вы запретили нужно впомнить,что вы его любите и со СПОКОЙНОЙ уверенность сказать приблизительно следующее:-Мне такое поведение НЕ НРАВИТСЯ!ТЫ ДЕЛАЕШЬ(то-то, то-то).Я-ПРОТИВ!!!( и/или начинаю сердиться…)Я люблю тебя и хочу, чтобы ты делал/ла (описать что конкретно,ка инструкцию )!


И так повторять, пока малыш не перестанет «проверять» силу ваших намерений.
Возраст с 3 до 5 лет - это возраст телесного развития, когда внешней деятельности ребенка является игра, а внутренней - обретение взрослых смыслов жизни. Недаром именно в этом возрасте они играют во взрослые игры: в дочки-матери, продавцов-покупателей и т.д. Они ухватывают то, чем взрослые живут, причем, ухватывают по самой сути. В последнее время увеличилось количество жестоких игр, равно как и проявлений жестокости в самой игре. В тех же "дочках-матерях" матери бьют своих детей, мальчики берут ремень, хворостинку. Обнаружилось, что сами играющие дети играючи часто устраивают различные истерики, а то и ссоры, и драки. В играх детей обнаруживаются смещения в смыслах жизни взрослых, которая проходит на глазах у детей. Вместо заботы - все большее смещение в индивидуализм, закрепление своего места под солнцем (т.е относительно воспитательницы) и отработка приемов удержания найденного положения: внешняя импульсивность, эмоциональность, все больше страстная, вместо глубины чувств, вдумчивой неспешности, внимания к событиям и друг ко другу.Дети играют образы городской суеты. Сегодня детям нужно помогать играть. Причем, не просто быть с ними в игре в качестве воспитателя и полностью "пасти" детей (это совершенно неправильная ситуация): дети должны играть сами, самостоятельно, и научиться внутренне пребывать в этой игре. Если родитель постоянно ведет детей, то дети не научаются играть. Оказывается, дети, не игравшие в возрасте трех-пяти лет, не способны играть и в возрасте 7-12 лет. Они не идут играть во дворе им неинтересно там потому что они не запечатлели игру как игру. Более того, взрослые смыслы жизни для них малопонятны, и когда в возрасте 12-16 лет, мы начинаем с ними говорить об этом, они не воспринимают этот разговор.


Возраст от 5 до 7 это период становления трудового отклика. В нравственной психологии выделены три вида трудовой деятельности: самообеспечение, работа и труд. Самообеспечение - это действие по удовлетворению личных натурных потребностей человека в телесном комфорте, уюте, питание. Работа - это действия по способностям, т.е. различного вида занятия: умственные, музыкальные, изобразительные, ремесленные, технические, пластические, в том числе спортивные, танцевальные и т.д. И. наконец, труд -- это или отклик на нужду, или выполнение трудового действия из послушания.Это очень важный период. Чтобы родителям не сокрушаться о том, что отроки их живут по принципу реклам –«Возьми от жизни всё!»-скрытый подтекст которого – «Бездельничай, праздно трать жизнь, забудь о Боге и сыновьем/дочернем благоговейном страхе перед Господом!!!ПРОЖИГАЙ свою жизнь!» - задумайтесь заблаговременно!


Возраст 5-7 лет - это время строгого послушания в любви, когда родительская строгость от любви встречает согласие детей и послушание от любви. Это время особой активности воли, свободной воли, которая учится в это время различению и выбору. Нужно учиться различать послушание от своеволия, любовь - от хотения, совестливое - от бессовестного. В возрасте 21-30 лет у многих закрыто внутреннее зрение на самого себя. Духовная традиция, благодаря которой формировался навык взгляда в себя, когда с 7-летнего возраста дети начинали исповедываться и должны были уметь видеть мотивы своих поступков, утрачена. И поэтому, дожив до 21 года, юноши и девушки совершенно не знают, что это такое: взглянуть на самом себя, искать причину неудач, трудных обстоятельств, неправильных поступков в себе самом. Самодостаточная, самоуверенная или, наоборот, самоуничижительная, тоскливая позиция молодых резко усиливается в 21-30 лет, и неудивительно, что юношество не слышит родителей.

Но различать это одно, другое - совершать выбор. т.е. следовать тому или другому из различенного. Часто духовное, уже различенное, бывает столь мало по звучанию, что без поддержки самого человека, без устремления его воли к исполнению образа духовного, образа совести, оно само состояться не может. Власть хотения душевного, хотения своеволия так велика, что подвигает волю ребенка к исполнению своего. Ребенок говорит: " Я сам! Не хочу этого, хочу того! Не хочу так, хочу эдак'". Если это "я сам" до 5 лет в ряде случаев еще позволительно, более того, необходимо как научение самостоятельному действию (при условии, что действие не идет вразрез с совестью, не является попиранием образов духовного), то после пяти лет воля ребенка должна вводиться в рамки строгого послушания.

 

Послушание может быть праведным и неправедным. Если послушание из страха, оно неправедно. Еще более вредно послушание из лести, ради похвалы или из желания что-либо иметь. Дети выказывают такое послушание всегда только в тех случаях, когда родители собственными действиями создают для этого условия. Строгость родителей, сопровождающаяся раздражением, истерикой, рождает послушание из страха. Невоздержанная похвала торопит послушание из лести или из желания угождать хвалящему. Обещание наград, различные посулы ("Если сделаешь то. получишь это") ведут к послушанию от желания иметь.

 

Праведное послушание исходит из любви к родителям. Люблю, потому и слушаюсь. Любовь в этом возрасте одновременно закладывается и как чувство почитания родителей. Чувство, которое сегодня во многом утеряно. Оно нередко заменено прагматическим уважением. Уважаю потому что боюсь, или уважаю, потому что преклоняюсь (создание кумира), или уважаю до тех пор, пока получаю. Так, пока ребенок учится в школе, он уважает каких-то учителей. Перешел в институт, теперь ему что-то дают новые преподаватели, он уважает их, а о школьных забыл. И так дальше по жизни.

 

Активная воля ребенка в этом возрасте опирается на тот образ, который преподали ему родители своей жизнью до пяти лет и продолжают преподавать с 5 до 7.

 

Если сами родители уклоняются от образов совести, действуют по своеволию, ребенок тоже при активизации воли будет заявлять свое "я сам". И тут уж чья воля окажется сильнее. Родительское своеволие над ребенком рождает желание получить от него требуемое во что бы ни стало. Отношения разворачиваются до тех пор, пока мать или отец не сломаются. После слома начинается неудержимый крик, побои, злоба или отчаяние, обида, плач или подчинение воле ребенка, ублажение его, исполнение всех его прихотей.

 

Любовь к детям, в отличие от своеволия, может проявляться в истинной строгости, которую дети слушаются. Строгость оберегает детей от их же своеволия, защищая в них красоту и чистоту совестливого, бережность и заботу к чувству почитания родителей, бережность и заботу к чувству любви. Присмотритесь к себе. Нет ли подозрительного ожидания от детей всяческих ошибок и т.д. Дети очень чувствительны,хотя не вполне еще могут выражать свои чувства и ощущения. «Трезвенное стояние» в воспитании не в ОЖИДАНИИ ПРОМАХОВ,С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ МОЛНЕЕНОСНОЙ РЕАКЦИЕЙ,А ДОБРОМ,ПОЛНОМ ЛЮБВИ СОПУТСТВИИ!!!


И ОЧЕНЬ ВАЖНЫ ОТНОШЕНИЯ С ДУХОВНИКОМ!!!!! Важность сохранения почтительных и доверительных отношений с духовником у ребёнка очень помогут вам в период «подрыва родительского авторитета».


C 12-ти лет все, что запечатлевалось от рождения, проявляется в самостоятельном действии в прямо противоположной очередности. Так возраст 21-24 года - последний период самостоятельного проявления, называют "юношеским младенчеством" - в этом возрасте активно проявляется то, что ребенок запечатлел до трех лет.

 

C 12 лет ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел. С легкой руки журналистов, этот период назван "периодом самоутверждения". На самом деле это неправильное название. Действительно, исследования социологов показывают, что почти 90%, а то и до 97% современных подростков в этом возрасте самоутверждаются. Но 3-10% подростков проявляют заботу. Это как раз то, что они запечатлели до 12 лет в своей семье. И оказывается, что эта разница в соотношении процентов и есть характеристика сегодняшнего состояния семей. В тех семьях, где идет самоутверждение родителей друг перед другом, оно естественно запечатлевается детьми и затем, в самостоятельных поступках, проявляется как самоутверждение. В тех же семьях, где родители утверждают друг друга и где существует атмосфера любви друг к другу и удивительной заботы, там и лети с 12 лет начинают проявлять заботу. Причем, в период самостоятельности всегда усиливается проявление запечатленного.

 

К 12-летнему возрасту мы должны отпустить ребенка в самостоятельные действия и быть подстраховщиками. Авторитет взрослых в этом возрасте падает почти до нуля, а авторитет сверстников резко поднимается, и этим обеспечена сама самостоятельность. Если не будет падения авторитета взрослых, то ребенок изнутри самостоятельно действовать не может. Он будет постоянно сомневаться в себе, он будет обращаться внутренне к взрослым, как было до 12 лет: "Мама, так или не так?": "Папа, а ты мне помоги"...

 

Когда новое состояние детей не принимается, тогда между взрослым и ребенком разворачиваются самые разные конфликты, вплоть до того, что дети бегут из дому или из школы. Когда же принимается новая позиция ребенка, тогда между ребенком и взрослым наступает самая благоприятная возможность настоящей дружбы, и дети готовы вместе со своим руководителем или с родителями в одной упряжке тянуть общий воз и тянуть с любой скоростью, с той, на которую только они вместе способны.

 

С 12-ти лет идет формирование отношений между мальчиками и девочками. Сейчас детьми в основном запечатляется эротика. А может происходить запечатление целомудрия и чистоты отношений между будущим юношей и девушкой. К этому готовят почти с самого рождения - девочки хранят от посторонних взглядов свои постели, одежду, волосы. Через девочек это отношение обязательно передается мальчикам, которые сами начинают оберегать девочек.

 

Сегодня атмосфера воспитания потеряла все эти три действия. Коса исчезла из жизни сегодняшних девочек. Исчезла и хранимая постель. Одежда, хранимая в простоте, тоже исчезла. Девочка уже с младенчества одевается так, как будто на выданье идет. Ощущение красоты, которое возможно только от целомудренного чувства, внутренний вкус к красоте, вкус к одежде, к ее стилю, к подбору цвета - все это происходит из глубин целомудрия человека. Чтобы сохранить это, необходимо сызмальства, мальчиков и девочек одевать в простую одежду. Но одновременно с этим важно, чтобы девочка постоянно занималась с одеждой: шила ее, вышивала, украшала, чтобы она все время делала какую-то одежду очень красивую. Такой одеждой в древности была свадебная. Девочка шила ее начиная с пятилетнего возраста. Получалась удивительная вещь: прикасаясь к красоте одежды подвенечной, она не имела возможности ее надеть на себя, а ходила в простои одежде. Из-за этого внутреннее тщеславие через одежду состояться не могло, эротические переживания тоже, быть "на выданье" перед мальчиками было невозможно. И из-за этого "невозможно", а также из-за того, что девочка постоянно общается с необыкновенной красоты орнаментом, его сама вышивает, осваивает, подбирает раскрои одежды и так далее, формируется чувство вкуса, и идет оно из глубины целомудрия, а не эротического чувства.

 

Все эти традиции сейчас, к сожалению, почти потеряны. Но там, где есть решимость, они восстанавливаются. В мальчиках воспитывается забота о девочках, в девочках - благодарность мальчикам. В этом случае драк между мальчиками и девочками быть не может в принципе. Между ними не могут быть обзывательства, пошлость невозможна, анекдоты невозможны, невозможно опереться на девочку локтем, невозможно ее обнять, посадить на колени. Это все в принципе невозможно. И, удивительно, что не внутренняя культура в этом случае будет осваиваться мальчиками и девочками, а внутреннее отношение друг к другу.

 

С 14-16 лет происходит активная интеллектуализация, т.е. открытость на научение. Помните, период от 7 до 10 лет - это период ведущей учебной деятельности, в период от 14 до 17 лет, именно учебная деятельность снова становится активной. Причем в учебной деятельности -интеллектуальная деятельность, отсюда вы, естественно, увидите, что в 6-7 классах, дети часто не хотят учиться, зато в 8-10 классах дети, которые с радостью учились в начальных классах, начинают вдруг учиться, и с удовольствием.

 

Но что делать, если момент упущен и ребенок "запечатлел" не то ,что хотелось бы? На вопрос ставить ли крест на таких детях, отвечаю отрицательно, поясняя, что как раз хочу помочь взрослым разобраться в том, что происходит в душе подростка.
А что делать?
1-обратитесь к Духовнику!!!Если дан совет Духовного Отца-не ищите других ответов!!!
Если Духовный Отец Ваш рекомендует обратиться к специалистам, то 2- следуйте рекомендации.
Думаю, что здесь пригодятся слова свящ. Николая, открывшего детский приют (пос. Саракташ, Оренбургская обл., ул. Пушкина, 77), о его подопечных: "Борьба в их сознании часто идет совсем не детская. Я это знаю не только как отец, но и как священник. Чем дольше они пробыли в атмосфере разврата и пьянства, чем больше видели дурного, тем труднее им потом одолеть греховный навык. Что же касается наследственности, то этого не стоит пугаться. Склонность ко греху есть у нас всех. Но Божья благодать перерождает и побеждает всякие гены".

В статье использовались материалы: "О семье и воспитание" общество свт. Василия Великого; "О встрече" митр. Антоний Сурожский; "О браке и семейной жизни" - из дневника Имп. Александры Феодоровной; "Записи" о. Александр Ельчанинов; "Этапы нравственного становления ребенка" Д. Гармаев; "Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?" В. Абраменкова; "Опыты православной педагогики" С. А. Рачинский; "Великая Дидактика" Я. А. Коменский; "Когда болеют дети" свящ. Алексий (Грачев),статьи Шатова Аркадия, прот., Серафима (Роуз), иером.,

 
Комментарии
Всего комментариев: 2
2013/02/25, 04:55:18
Царица Небесная! Молю тебя вразуми мою заблудшую дочь Кристину.Исцели ее от греха пьянства,пожалуйста.Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь.
р.б.Игорь
2013/02/25, 04:52:41
Со ставшим на путь воина,да будет благословение.Пресвятая Богородица,благослови воина Артемия.Пусть укрепятся силы духа его.На славянской Земле мы по праву живем,наша сила от века крепчала.Аминь.
р.б.Артемий
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Просьба о помощи
© Vinchi Group
1998-2020


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.053980827331543 сек.