Господь даровал нам великое богатство - веру истинную. И мы эту веру исповедуем в церкви и дома, часто повторяя Символ веры: "Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...". Мы прославляем Христа, Его страдания, Его воскресение и вознесение на небо, дарование нам Духа Святаго и стремление в жизнь вечную. Богатство веры мы должны хранить, потому что вера апостольская, вера отеческая, вера святая не раз спасала вселенную и спасает всех нас. Если мы искренне веруем в Господа Иисуса Христа, если нелицемерно носим святое имя Христианин, то когда же думать о Боге, о душе, о будущей жизни, когда же очищать себя от грехов, если не сейчас, во время поста в честь первоверховных апостолов Петра и Павла? Что такое пост? Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Если воздержание поневоле, например, по болезни или от скудости, то это нельзя назвать постом, потому что оно происходит от нужды, а не по доброй воле. Пост заповедан Самим Богом. Еще в раю заповедал Господь Бог человеку, говоря: "от всякого древа в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт. 2; 16-17). Святой пророк Давид говорит о себе: "Я одевался во вретище, изнурял постом душу мою" (Пс. 34; 13). Пророк Илия постился 40 дней (3Цар. 19,8). Очень много примеров о посте мы видим у Ветхозаветных праведников. Все это, по слову апостола Павла, происходило с ними, как образы: "А описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор. 10,11). Господь освятил для нас пост Своим примером и вместе с наставлениями о том, как творить милостыню, как молиться и как прощать обиды, дал наставление о том, как должно поститься: "когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачное лицо, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, намажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явится постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6; 16-18). Пост есть дело святое и Богу угодное, пост, совершаемый по заповеди Божией во смирении, имеет великую благодатную силу. Пост и молитва повсюду неотлу чно сопутствовали первоверховным апостолам Петру и Павлу и укрепляли их в подвиге проповеди Евангельской. Если святые апостолы почитали для себя пост как необходимость, то как же мы грешные можем обойтись без него? Апостол Павел говорит о себе и о других апостолах: "мы во всем являем себя, как служители Божии, - в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах" (2Кор.6,45). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, наравне с терпением и трудами. Если же мы будем только поститься, а исправляться не будем, какая польза нам от этого будет? Одно воздержание от скоромной пищи называется диетой и не принесет нам пользы, если мы будем при этом творить злые дела. Если от хлеба будем воздерживаться, а при этом будем гневаться на брата, завидовать, то мы будем похожи на зверей, ведь они тоже не едят хлеб. Если мы вдруг захотим воздержаться от мяса и рыбы, то при этом необходимо удержать себя от гнева и злобы, от гордости, клеветы, зависти, обиды, воровства, пьянства, блуда и всякого греха. Поститься - это значит быть смиренным и послушным святой Церкви, обуздывать свою чувственность и владеть своими желаниями, заботиться о спасении своей души. А кто может воздерживаться и не делает этого, тот грешит против Церкви и против себя. Пост, учрежденный Церковью, в первую очередь, нужен для человека, так как является сильнейшим средством к обузданию нашей чувственности. Святые апостолы Петр и Павел не могли обойтись без поста. Чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удерживающей от пути беззакония и направляющей на путь правды. Прежде всего, Петровым Постом надо чаще ходить в церковь и участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными обстоятельствами, возможностями и невозможностями. Конечно, никто не может посещать все постные богослужения. Но каждый может быть хотя бы на некоторых из них. В первую очередь - это субботние и воскресные службы. В течение Поста необходимо, чтобы хоть один день был посвящен Таинствам Исповеди и Причащения. Тут не могут быть убедительны никакие ссылки на условия жизни, недостаток времени и прочее. Все зависит только от серьезности нашего отношения к религии. Пост длится от одной до шести недель, и для того, чтобы хоть несколько раз за это время прийти в храм, нужно минимальное усилие. Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным. Нет Поста без пощения. Однако воздержание от животной пищи (мяса, масла, сыра, яиц и др.) не является исключительно христианской практикой: оно есть в других религиях, этими вопросами занимается диетология, наконец люди могут "поститься" и по экономическим причинам. В чем же особенность поста христианского? Пост как физическое лишение или ограничение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной, составляющей. В таком его понимании самыми большими постниками являются демоны: они вообще не едят и не пьют. Духовная сторона поста состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, устремили к Нему. Мы должны поститься ради Бога. Мы должны через облегчение для тела ощутить Его присутствие в своей душе. Постом и молитвой изгоняется из нас все недоброе и нечистое. Однако здесь важно трезво рассчитать свои духовные силы и физические возможности, чтобы, не начав чрезмерно строго поститься, затем по немощи и вовсе оставить пост. Каждый, хоть раз испытавший на себе постную практику, знает, что разумный пост не ослабляет нас, а создает легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту. От нас требуется образ жизни, который не был бы противоположностью Посту. В прежние времена в православных странах само общество создавало великопостную атмосферу, подчиняясь известному ритму жизни, определенным правилам: об этом напоминал особый, постный звон церковных колоколов, закрыты были все увеселительные заведения, прекращались великосветские приемы. Мы не живем в православном обществе. Мир, в котором живем мы, мир, окружающий нас, не меняется во время Поста. Поэтому от нас требуется особое усилие, необходимо еще раз обдумать взаимосвязь между внутренней религиозной жизнью и ее внешними проявлениями. В первую очередь это касается семьи. Именно дома, в семье, а не в школе и даже не в церкви образуется основа, стержень мировоззрения человека, что особенно важно для детей. И первый постный обычай, который должен прививаться в семье, - это решительное прекращение просмотра телепрограмм и слушания радио. Наша жизнь переполнена информацией, весь мир входит в наши дома с экранов телевизоров. И мало-помалу элементарный опыт внутренней жизни, красота реального мира просто исчезают, человек становится неспособен наслаждаться тишиной, теряет способность к молитвенной сосредоточенности, да и к молитве вообще. Но тишина, созданная отсутствием светского шума, не должна быть пустотой. Душа наша питается молитвой, но и разум тоже нуждается в пище. Было бы хорошо заранее наметить для себя список книг, которые полезно было бы прочитать. Церковь Постом ждет от нас обогащения нашего духовного и умственного внутреннего мира. Чтение и духовное размышление дают человеку возможность обрести этот внутренний мир и его радость. |