Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
На главную Новости 1 ноября - Димитриевская родительская суббота (переходящая)
1 ноября - Димитриевская родительская суббота (переходящая)
31/10/2025 20:07:13

1 ноября - Димитриевская родительская суббота (переходящая)


В Димитриевскую родительскую субботу совершается особое поминовение усопших православных христиан. Она приходится на субботний день перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, который празднуется 8 ноября по новому стилю, за исключением праздника Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) и праздника со славословием апостола Иакова (5 ноября). Во все остальные дни, если в них не случится храмового или какого-либо местного праздника, может быть совершена заупокойная служба «со аллилуйей» по 13-й главе Типикона. Если день памяти великомученика Димитрия Солунского приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая.

Согласно Обиходнику XVII века, поминовение усопших в этот день было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50-е годы XX века, на Димитриевскую субботу определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот; та же практика зафиксирована в некоторых пособиях по богослужебному уставу.

В Димитриевскую родительскую субботу совершается заупокойная служба согласно 13-й гл. Типикона (о службе с «Аллилуия» в субботу). Этот устав формально может применяться во многие субботы года, но на практике Димитриевская суббота осталась единственным днем в году, когда богослужение совершается по этой главе; главное видимое отличие такой службы – чтение 17-й кафизмы и произнесение заупокойных ектений.

С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.

В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 нояб. стало праздноваться как день Всех святых. В 994–1048 гг. аббат Клюнийского монастыря Одило закрепил за 2 нояб. поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской церкви. Мн. исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов.

В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей.

Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.

В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.

Вне монастырей Димитриевскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго».

В XVII в. Димитриевская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его», но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой.

Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской...»).

В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую родительскую субботу иначе.

Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832–1867)).

В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.

Об установлении блгв. кн. Димитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Димитриевской субботы в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».

На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота (др. название - Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Димитриевскую субботу В. И. Чичеров уточняет, что Димитриевская родительская суббота была связана также с «кормлением» матери-земли (Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Димитриевскую субботу готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

С Димитриевской субботой связаны некоторые русские пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут - живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» - традиционное название седмицы перед Димитриевской родительской субботой, пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Димитриевской субботой случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Димитриевскую субботу).

В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.).

В Сербской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота совершается перед днем памяти вмч. Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».

В случае совпадения Димитриевской родительской субботы с праздничным днем (напр., с 22 окт. - днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается Божественная литургия.

Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в поминовении близких и Церкви, ибо не может сама творить добрых дел.

1 ноября - день памяти святого мученика Уа́ра Египетского и с ним семи учи́телей христианских (ок. 307)

Святой мученик Уар и семь учителей христианских, жили в Египте в городе Аександрии в период особых гонений на христиан (конец III - начало IV века). Уар был военачальником и тайно верил во Христа, тогда как армия, как и всё римское государство, исповедовало язычество. Тюрьмы быстро наполнялись последователями Христовыми. Как только наступала ночь, Уар пробирался в темницы и посещал арестованных христиан, принося им еду, снимая оковы и промывая раны.

Однажды в одну из тюрем были брошены семь христианских учителей. Исповедав перед судьёй свою веру, они пребывали в узнице, ожидая исполнения смертного приговора. Придя ночью к этим семи заключенным, Уар стал просить их, чтобы они помолились Господу о даровании ему крепости и твёрдости в вере. После совместной молитвы, военачальник окреп духом и больше не испытывал тревоги, окончательно решившись больше не скрывать свою веру в Иисуса Христа и открыто заявить об этом.

Под утро один из семи учителей скончался, а остальные шестеро предстали на суд. Жестокий наместник, увидев, что арестованных христиан стало меньше, спросил о седьмом. И тут о своей вере во Христа объявил Уар, сказав, что он является седьмым. Наместник не хотел терять такого ценного воина и пытался уговорить его отречься от своих убеждений, но всё оказалась безуспешно. Мученик заявил, что никакие земные блага не отвратят его от Единого Бога.

Убедившись в особой твёрдости веры Уара, наместник приказал предать его жестоким избиениям, во время которых святой мученик скончался. Затем были усечены христианские учители. Это было в 307 году. Истерзанное тело мученика было выброшено на свалку за пределы города. В ту же ночь одна благочестивая вдова именем Клеопатра похоронила тело Уара. Спустя несколько лет, когда гонения на христиан утихли, она с почестями перенесла мощи святого на свою родину в Палестину.

При переиздании служебной Минеи 2018-2019 года Издательства Московской Патриархии из октябрьского тома была изъята "ина служба мученику Уару", поскольку она "имеет старообрядческое беспоповское происхождение и основана на сомнительном предании о благодати мученика вымаливать некрещёных, не подтверждаемом древними источниками его жития, в первую очередь греческими".

Тропарь, глас 4
Во́инством святы́х страстоте́рпец стра́ждущих зако́нне,/ зря о́нех, показа́л еси́ му́жески кре́пость свою́./ И устреми́вся на страсть во́лею,/ и умре́ти вожделе́ за Христа́,/ И́же прия́л еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния, Уа́ре,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Уа́р/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4
Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре,/ Того́ испи́в ча́шу,/ и муче́ния венце́м увязе́ся,/ и со А́нгелы ликовству́еши:// моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.

(По материалам православных интернет - изданий "Древо. Открытая православная энциклопедия" и "Азбука веры")

1 ноября - день памяти святого пророка Иои́ля (800 г. до Р. Х.)

Святой пророк Иоиль, происходивший из колена Рувимова, предсказал великие бедствия Иерусалима, будущее запустение города и прекращение ветхозаветных жертвоприношений. Главным в его пророчествах было обетование о излиянии Святого Духа на всякую плоть по вере в Иисуса Христа, Спасителя мира. Эти пророчества были записаны в книгу, вошедшую в состав Священного Писания.

Тропарь, глас 2
Предве́дый Бо́жие прише́ствие во пло́ти/ и наи́тие Ду́ха Свята́го и гряду́щий Суд предсказа́вый,/ проро́че Ио́иле:/ спаса́й моли́твами твои́ми// чту́щия тя от всех скорбе́й.

Кондак, глас 4
Просвети́вшееся Ду́хом чи́стое твое́ се́рдце/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая,// сего́ ра́ди тя почита́ем, проро́че, блаже́нне Ио́иле, сла́вне.

(Православное интернет - издание "Азбука веры")

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.027124166488647 сек.