10/05/2025 21:37:56
 |
Что называется природой? Природой называется то, что родилось и существует, словно сущность, как существующая и по истине познаваемая. Природа называется также от [глагола] расти и произрастать. Природа, сущность, род и признак есть одно. Лицо, начертание, ипостась, отличительное свойство и индивид – одно и то же. Ведь одно – природа, а другое – ипостась. Если кто-то спросил бы тебя, сколько природ у Божества ты признаешь, говори одну, но три Ипостаси. Если же кто спросит тебя о Домостроительстве Воплотившегося [Сына Божия], сколько природ ты признаешь, говори две, но одну Ипостась. Ибо Христос имел две сущности и природы неизменные и несмешанные, Божественную и человеческую в одной Ипостаси, являясь совершенным Богом и совершенным человеком. И поэтому мы признаем в отношении воплощения Господа и Бога нашего Иисуса Христа две природы в одной Ипостаси. В богословии Святой Троицы мы признаем одну природу, но три Ипостаси. Ведь Отец, Сын и Святой Дух – это одна природа и одна сущность, одна власть, одно Царство, одна Сила, но три Ипостаси, три Начертания и три Лица, то есть Отец, Сын и Дух Святой есть Одно Божество, познаваемое в трех Лицах.
Следует в более общем смысле сказать, что есть сущность и что есть ипостась. Как мы уже сказали, сущность, род, природа, форма есть одно, а лицо, образ, индивид, отличительное свойство – другое. Ведь природа может содержать в себе много ипостасей. Ибо и мы, люди, будучи из одного тела и одного дыхания, являемся одной природой и сущностью. Ипостасей же много. Ибо ипостась называется так от [выражения] “существовать в качестве самостоятельной сущности”. Природа и сущность называется общей, а ипостась – единичной. Общим называется то, что целиком все охватывает и объемлет, единичным – то, что имеет некоторую часть сущности. Например, если бы ты сказал человек, ты бы назвал всякогoчеловека, ведь это есть [определение] всеобщее и сущностное, и все [существа] той же самой сущности называются людьми. Если же ты скажешь Петр, Павел или Иоанн, тогда обозначишь одного человека, потому что это единичное. Ибо общее – это когда говоришь человек, поскольку все люди так называются, поскольку частное – это имя каждого. Прилично знать [любому] желающему познать природу вещей, каково есть единичное, а каково общее. Ведь это можно найти не только у человека, но и у всякой вещи, небесной и земной. Давайте скажем яснее, поскольку это необходимо для желающих узнать. Мы скажем таким образом. Если ты скажешь ангел, обозначишь целую сущность ангелов, ибо для ангелов это имя общее и сущностное, и все они называются ангелами. Если же ты скажешь Михаил, Гавриил, назовешь одну ипостась, то есть одного ангела. Ведь “ангельскость” называется природой, имя же каждого единичного ангела – ипостасью. И поэтому человечность есть единая общая природа, ипостась же – Петр, Павел, Фома и прочие лица и образы. Природа есть госпожа и родительница ипостасей. И поэтому мы опять скажем: если скажешь ангел – благая природа, обозначишь целую их сущность. Если же скажешь велик Гавриил, назовешь одну ипостась из многих. И если скажешь птица, вот [так]укажешь на всю сущность птиц, если же скажешь голубь, горлица, соловей, павлин, лебедь, вот это суть ипостаси. То же самое правило определений подходит не только для мыслящих, разумных, одушевленных [существ], но и для всякой неодушевленной и лишенной чувств и неподвижной природы. Я имею в виду, если ты скажешь, что “сотворил Бог свет”, вот, ты обозначил всю сущность светил. Затем, сама сущность разделяется на свои ипостаси, поскольку расчленяется на солнце, луну и звезды, светильники и свечи и разные прочие [предметы]. Подобным образом и для дуновений [ветров], если ты скажешь ветер, обозначишь всю природу ветров. Если же скажешь южный ветер или северный ветер, или северо-восточный ветер, они сами – ипостаси. И опять, если скажешь дерево, обозначишь всю сущность деревьев, если же скажешь смоковница, грецкий орех, каштан или миндаль, назовешь одну ипостась деревьев. И опять, если скажешь вода, целую природу вод назовешь, если бы ты сказал море, озеро, колодец или источник, назвал бы одну из ипостасей вод. И снова, если бы сказал река, назвал бы все реки, если бы сказал Меандр, Евфрат или Нил, тогда назвал бы одну ипостась рек. И в остальных [случаях] следует все исследовать подобным образом, и по этому образу предписали размышлять и познавать, и различать, что есть природа и что есть ипостась. Ибо природа есть корень и источник вещей, ипостась же есть часть природы. Ибо это необходимо желающим точно познавать и исследовать то, что в мире.
Преподобный Анастасий Синаит. Об определениях. |