Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

(память 28 июля по старому стилю) Кондак 1 Избранная от всех родов Заступнице вселенныя, похвальный глас Твоих рабов приемши, Всеблаженная, избави нас от всяких бед, да пред иконою Твоею и мы ...
На главную Новости 27 октября. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия.
27 октября. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия.
26/10/2024 15:56:19

14 октября по старому стилю / 27 октября по новому стилю
воскресенье
Неделя 18-я по Пятидесятнице. Глас 1-й.
Поста нет.

Память святых отцов VII Вселенского Собора (787). Мчч. Назария, Герва́сия, Прота́сия, Келси́я (54–68). Прп. Параскевы-Пе́тки Сербской (XI).
Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского, чудотворца, в Ближних пещерах (1143). Мч. Сильвана, пресвитера Газского (IV).
Сщмч. Михаила Лекторского пресвитера (1921); свт. Амвросия исп., еп. Каменец-Подольского (1932); сщмч. Петра Лебедева пресвитера (1937); прмч. Максимилиана Марченко (1938).
Яхромской иконы Божией Матери (XV).


Утр. – Ев. 7-е, Ин., 63 зач., XX, 1–10. Лит. – 2 Кор., 188 зач., IX, 6–11. Лк., 35 зач., VIII, 5–15. Свв. отцов: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Ин., 56 зач., XVII, 1–13.

Воскресная служба Октоиха соединяется со службой святых отцов (см. 11 октября в Минее).

Тропарь воскресный, глас 1:
Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жизнь./ Сего́ ра́ди Си́лы Небе́сныя вопия́ху Ти, Жизнода́вче:/ сла́ва Воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Кондак воскресный, глас 1:
Воскре́сл еси́ я́ко Бог из гро́ба во сла́ве,/ и мир совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя, и смерть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Ева ны́не от уз избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты еси́, Иже всем подая́, Христе́, воскресе́ние.

Тропарь отцов, глас 8:
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак отцов, глас 6:
И́же из Отца́ возсия́в, Сын неизрече́нно/ из Жены́ роди́ся, сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но, сие́ благоче́стно начерта́юще,/ почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Гал. 2, 16-20; Лк. 8, 5-15). Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие - под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, - выбрось из головы, а когда не выбрасывается, - подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.


Седьмой Вселенский Собор. Икона XVIIв. Новодевичий монастырь.

В VIII сто­ле­тии им­пе­ра­тор Лев Ис­аври­ец воз­двиг же­сто­кое го­не­ние на св. ико­ны, ко­то­рое про­дол­жа­лось при сыне его и вну­ке. В 787 го­ду про­тив этой ико­но­бор­ной ере­си ца­ри­цею Ири­ною со­зван был Седь­мой Все­лен­ский Со­бор в г. Ни­кее, на ко­то­рый яви­лись 367 от­цов.

Все­лен­ские Со­бо­ры (ко­то­рых бы­ло все­го семь) со­би­ра­лись для уяс­не­ния во­про­сов ве­ры, непо­ни­ма­ние или неточ­ное ис­тол­ко­ва­ние ко­то­рых вы­зы­ва­ло сму­ты и ере­си в Церк­ви. Так­же на Со­бо­рах вы­ра­ба­ты­ва­лись пра­ви­ла цер­ков­ной жиз­ни. В кон­це VIII ве­ка в Церк­ви обо­зна­чи­лась но­вая ересь — ико­но­бор­че­ство. Ико­но­бор­цы от­ри­ца­ли по­чи­та­ние зем­ной свя­то­сти Ма­те­ри Бо­жи­ей и свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков и об­ви­ня­ли пра­во­слав­ных в по­кло­не­нии твар­но­му со­зда­нию — иконе. Во­круг во­про­са о по­чи­та­нии икон воз­ник­ла оже­сто­чен­ная борь­ба. На за­щи­ту свя­ты­ни под­ня­лись мно­гие ве­ру­ю­щие, на ко­то­рых об­ру­ши­лись тяж­кие го­не­ния.

Все это по­тре­бо­ва­ло дать пол­ное уче­ние Церк­ви об иконе, яс­но и чет­ко опре­де­лить его, вос­ста­нав­ли­вая ико­но­по­чи­та­ние на­равне с по­чи­та­ни­ем Свя­то­го Кре­ста и Свя­то­го Еван­ге­лия.

Свя­тые от­цы VII Все­лен­ско­го Со­бо­ра со­бра­ли цер­ков­ный опыт по­чи­та­ния свя­тых икон с пер­вых вре­мен, обос­но­ва­ли его и сфор­му­ли­ро­ва­ли дог­мат об ико­но­по­чи­та­нии на все вре­ме­на и для всех на­ро­дов, ко­то­рые ис­по­ве­ду­ют Пра­во­слав­ную ве­ру. Свя­тые от­цы про­воз­гла­си­ли, что ико­но­по­чи­та­ние — это за­ко­но­по­ло­же­ние и Пре­да­ние Церк­ви, оно на­прав­ля­ет­ся и вдох­нов­ля­ет­ся Свя­тым Ду­хом, жи­ву­щим в Церк­ви. Изо­бра­зи­тель­ность икон нераз­луч­на с еван­гель­ским по­вест­во­ва­ни­ем. И то, что сло­во еван­гель­ское со­об­ща­ет нам через слух, то же са­мое ико­на по­ка­зы­ва­ет через изо­бра­же­ние.

Седь­мой Со­бор утвер­дил, что ико­но­пись есть осо­бая фор­ма от­кро­ве­ния Бо­же­ствен­ной ре­аль­но­сти и через Бо­го­слу­же­ние и ико­ну Бо­же­ствен­ное от­кро­ве­ние ста­но­вит­ся до­сто­я­ни­ем ве­ру­ю­щих. Через ико­ну, как и через Свя­щен­ное Пи­са­ние, мы не толь­ко узна­ем о Бо­ге, мы по­зна­ем Бо­га; через ико­ны свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их мы при­ка­са­ем­ся к пре­об­ра­жен­но­му че­ло­ве­ку, при­част­ни­ку Бо­же­ствен­ной жиз­ни; через ико­ну мы по­лу­ча­ем все­о­свя­ща­ю­щую бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха. Каж­дый день Свя­тая Цер­ковь про­слав­ля­ет ико­ны Ма­те­ри Бо­жи­ей, празд­ну­ет па­мять свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков. Их ико­ны кла­дут пе­ред на­ми на ана­лой для по­кло­не­ния и жи­вой ре­ли­ги­оз­ный опыт каж­до­го из нас, опыт на­ше­го по­сте­пен­но­го пре­об­ра­же­ния через них, де­ла­ет нас вер­ны­ми ча­да­ми Свя­той Пра­во­слав­ной Церк­ви. И это ис­тин­ное во­пло­ще­ние в ми­ре тру­дов свя­тых от­цов VII Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Имен­но по­это­му из всех по­бед над мно­же­ством раз­но­об­раз­ных ере­сей од­на толь­ко по­бе­да над ико­но­бор­че­ством и вос­ста­нов­ле­ние ико­но­по­чи­та­ния бы­ла про­воз­гла­ше­на Тор­же­ством Пра­во­сла­вия. А ве­ра от­цов Се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров есть веч­ная и непре­лож­ная ос­но­ва Пра­во­сла­вия.

И про­слав­ляя па­мять свя­тых от­цов VII Все­лен­ско­го Со­бо­ра, мы долж­ны пом­нить, что имен­но им мы обя­за­ны воз­да­вать бла­го­дар­ность за то, что освя­ще­ны на­ши хра­мы и до­ма свя­ты­ми ико­на­ми, за то, что теп­лят­ся пе­ред ни­ми жи­вые огонь­ки лам­па­док, что по­вер­га­ем­ся мы с по­кло­на­ми пе­ред свя­ты­ми мо­ща­ми, и фими­ам ла­да­на воз­но­сит серд­ца на­ши к небе­сам. И бла­го­дар­ность от­кро­ве­ния от этих свя­тынь мно­гие и мно­гие серд­ца на­пол­ни­ла лю­бо­вью к Бо­гу и оду­хо­тво­ри­ла к жиз­ни уже со­всем умер­ший дух.

Святые мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий

Святые мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий пострадали в царствование императора Нерона (54–68). Святой Назарий (сын христианки Перпетуи и иудея Африкана) родился в Риме и был крещен епископом Лином. С юных лет святой Назарий решил посвятить свою жизнь проповеди Христова учения и оказанию помощи гонимым христианам. С этой целью он покинул Рим и прибыл в Милан. Посещая христиан в Медиоланской темнице, Назарий познакомился там с близнецами Протасием и Гервасием. Братья-близнецы родились в городе Медиолане (Милане) в семье богатых римских граждан – Виталия и Валерии. Оставшись сиротами (их родители были замучены за христианскую веру), братья раздали имущество бедным, отпустили на волю рабов и подвизались в посте и молитве. За исповедание Христа язычники заключили их в темницу. Святой Назарий полюбил близнецов и, как мог, облегчал их страдания. За это язычники избили его и выслали из Медиолана. Святой Назарий уехал в Галлию и там успешно проповедовал христианство и обратил многих язычников. В городе Кимеле он крестил сына одной христианки по имени Келсий и, воспитав его, приобрел себе верного ученика и сподвижника в миссионерских трудах. За проповедь христианства язычники отдали их на растерзание диким зверям, но звери не коснулись святых. Затем пытались утопить мучеников в море, но они ходили по водам, как по суше. Воины, исполнявшие казнь, были так поражены, что сами приняли христианство и отпустили святых мучеников.

Освобожденные Назарий и Келсий ушли в Медиолан и навестили в темнице мучеников Гервасия и Протасия. Об этом донесли Нерону. Тот приказал обезглавить святых Назария и Келсия. Вскоре после этого казнили и святых братьев Гервасия и Протасия. Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408–450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор.

Преподобный Никола Святоша

Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах († 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского († 1123), в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем святым благоверным Всеволодом-Гавриилом († 1138; память 11 февраля). 17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола-Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя. Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Врач преподобного, Петр, доказывал князю-подвижнику, что подвиг такого послушания повредит его здоровью. Но внезапно врач сам заболел и исцелился лишь по молитвам преподобного Николая. Тогда Петр постригся в монахи. Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Святой Никола был усердным миротворцем. В 1142 году он примирил черниговских князей с великим князем Всеволодом. Вскоре после кончины святого тяжело заболел его родной брат князь Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу преподобного. Изяслав надел ее и исцелился.

Преподобная Параскева Сербская

Преподобная Параскева Сербская родилась в благочестивой болгарской семье, жившей в ХI веке в селении Епиват, между Силистрией и Константинополем. Однажды, как стрела, пронзили ее сердце услышанные за Богослужением слова Господа: «Иже хочет по Мне идти, да отвернется себе» (Мф. 16, 24). С тех пор она начала раздавать свою одежду нищим, за что терпела много огорчений от родных. По смерти родителей святая постриглась в монашество и удалилась в Иорданскую долину, где славно подвизалась до глубокой старости.

За два года до кончины преподобной Параскеве явился Ангел и повелел ей вернуться на родину, что она и исполнила. Святая скончалась мирно. Мощи ее, покоящиеся в соборном храме в Яссах, ознаменовались нетлением и многими исцелениями.

Святой священномученик Сильван

Святой священномученик Сильван, пресвитер Газский (IV), происходил из города Газы, где и был пресвитером. За ревность к распространению веры Христовой он был сослан на работы в копях палестинского города Фена. Несмотря на многие истязания, пресвитер не отрекся от Христа. Впоследствии он принял мученическую кончину: вместе с сорока воинами-христианами был обезглавлен.

Яхромская икона Божией Матери явилась отроку Косме (память 18 февраля), сопровождавшему больного. Косма остановился на берегу реки Яхромы, недалеко от Владимира, и больной уснул.
Внезапно Косма увидел яркий свет и услышал голос: «Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Свет исходил от иконы Успения Пресвятой Богородицы, явившейся на дереве. Отрок Косма снял икону, поднес к больному, и тот немедленно исцелился. После этого Косма направился в Киево-Печерскую обитель, где был пострижен и возрос для самостоятельных духовных подвигов. По тайному внушению Божию преподобный Косма взял с собой чудотворную икону и удалился на берег Яхромы в то место, где обрел этот образ. Преподобный Косма соорудил храм в честь Успения Божией Матери, в котором поставил Яхромскую икону. Впоследствии там образовалась обитель.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.019599914550781 сек.