30/06/2024 16:30:21
|
18 июня по старому стилю / 1 июля по новому стилю понедельник Седмица 2-я по Пятидесятнице. Глас 8. Начало Петрова поста. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Мчч. Леонтия, Ипатия и Феодула (70–79). Прп. Леонтия, канонарха Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Сщмчч. Василия Смирнова, Александра Крутицкого, Василия Крылова и Сергия Кроткова пресвитеров, прмч. Никанора Морозкина (1938). Обре́тение мощей свт. Виктора исп., еп. Глазовского (1997). Боголюбской иконы Божией Матери, в Боголюбове Владимирской обл. (1157). Чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: Зимаровская (XIII) и Московская (1157). Сретение Пюхтицкой иконы Божией Матери, именуемой «У источника» (1946).
Утр. – Лк., 4 зач., I, 39–49, 56*. Лит. – Рим., 83 зач., II, 28 – III, 18. Мф., 19 зач., VI, 31–34; VII, 9–11. Богородицы (под зачало): Флп., 240 зач., II, 5–11. Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28. Мч. Леонтия: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
С этого дня поется Октоих. Устав вседневной службы изложен в 9-й главе Типикона, в 11-й главе дается порядок пения канонов всей седмицы при различных вариантах соединения служб Октоиха и Минеи. Устав субботней службы с «Бог Господь» помещен в 12-й главе Типикона, а особенности субботних служб – в 15-й.
* Чтения Пресвятой Богородицы (на утрене и литургии) читаются, если совершается служба в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской, глас 1: Боголюби́вая Цари́це,/ Неискусому́жная Де́во, Богоро́дице Мари́е,/ моли́ за ны Тебе́ Возлюби́вшаго/ и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,/ пода́ти нам оставле́ние прегреше́ний,/ ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие,/ па́стырем святы́ню/ и всему́ челове́чу ро́ду спасе́ние./ Гра́ды на́ша и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́/ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́./ О Ма́ти Боголюби́вая Де́во!/ О Цари́це Всепе́тая!/ Ри́зою Свое́ю покры́й нас от вся́каго зла,/ от ви́димых и неви́димых враг защити́// и спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Боголюбской, глас 3: Де́ва днесь предстои́т Сы́ну,/ ру́це Свои́ к Нему́ простира́ющи,/ святы́й князь Андре́й ра́дуется,/ и с ним Росси́йская страна́ торжеству́ет,/ нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица// Преве́чнаго Бо́га.
Тропарь мученика Леонтия, глас 4: Му́ченик Твой, Го́споди, Лео́нтий/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак мученика Леонтия, глас 3: Мучи́телей посрами́л еси́ лука́вая кова́рства/ и е́ллинов обличи́л еси́ безбо́жное служе́ние,/ возсия́л еси́ богоразу́мие всем челове́ком уче́ньми благоче́стия,/ богому́дре му́чениче./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять почита́ем любо́вию,// прему́дре Лео́нтие.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (Рим. 2, 28-3, 18; Мф. 6, 31-34; 7, 9-11). "Не заботьтесь". Как же жить то? Надо есть, пить, одеваться. Но Спаситель не говорит: ничего не делайте, а не заботьтесь. Не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Забота такая - болезнь греховная. Она показывает, что человек на себя оперся, а Бога забыл, что упование на Промысл Божий потерял, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами. Сцепился он сердцем с тем, что имеет, и на нем почивать думает, как на прочной основе. Любоимание связало его, и он только и думает, чтоб побольше забрать в свои руки. Мамон этот стал ему вместо Бога. А ты трудиться - трудись, а заботою злою себя не томи. Жди успеха всякого от Бога и в Его руки предай участь свою. Все добываемое принимай, как дар от руки Господа, и в крепком уповании ожидай от Него продолжения щедродательности. Знай, что одна минута - и может ничего не остаться от всего, что имеет многоимущий, если захочет Бог. Все тление и прах. Стоит ли из-за этого томить себя? Итак, не заботьтесь!
|
Мученики Лео́нтий, Ипа́тий и Феоду́л |
Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул были римскими воинами. Святой мученик Леонтий, грек по происхождению, в правление Веспасиана (70–79) служил военачальником в императорских войсках в финикийском городе Триполи. Христианин Леонтий отличался храбростью и благоразумием, к нему с глубоким уважением относились воины и граждане Триполи за его добродетели.
Император назначил римского сенатора Адриана правителем Финикийской области, с полномочиями преследовать христиан и в случае отказа принести жертвы римским божествам предавать их мучению и смерти. По дороге в Финикию Адриану донесли, что святой Леонтий отвратил многих от поклонения языческим богам. Правитель послал трибуна Ипатия с отрядом воинов в Триполи, чтобы найти и задержать христианина Леонтия. По дороге трибун Ипатий сильно заболел и, находясь при смерти, увидел во сне Ангела, который сказал: «Если хочешь быть здоровым, воззови трижды вместе со своими воинами: «Бог Леонтия, помоги мне»». Открыв глаза, Ипатий увидел Ангела и сказал: «Я послан задержать Леонтия, как же я призову его Бога?» В это время Ангел стал невидим. Ипатий рассказал воинам, в числе которых был и его друг Феодул, о своем сне, все они вместе трижды призвали на помощь Бога, Имя Которого исповедал святой Леонтий. Ипатий сразу исцелился ко всеобщей радости воинов, и только Феодул сидел в стороне, размышляя о чуде. Душа его прониклась любовью к Богу, и он уговорил Ипатия немедленно пойти вдвоем в город на поиски святого Леонтия.
При входе в город их встретил неизвестный человек и пригласил к себе в дом, где щедро угостил путников. Узнав, что гостеприимный хозяин и есть святой Леонтий, они упали на колени и просили его просветить их верой в Истинного Бога. Здесь же совершилось Крещение, а когда святой Леонтий произнес над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы, новокрещенных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь. Остальные воины в поисках своего начальника пришли в Триполи, куда прибыл и правитель Адриан. Узнав о происшедшем, он приказал привести к себе святого Леонтия, трибуна Ипатия и Феодула и, угрожая им мучениями и смертью, потребовал отречения от Христа и жертвоприношения римским богам. Все мученики твердо исповедали веру во Христа. Святого Ипатия подвесили на столпе и строгали железными когтями, а святого Феодула беспощадно били палками. Видя непоколебимость мучеников, им отрубили головы мечом. Святого Леонтия после истязаний отправили в темницу. Утром он предстал перед правителем. Адриан пытался прельстить святого исповедника почестями и наградами и, ничего не достигнув, предал истязаниям: святой мученик целый день висел вниз головой на столпе с тяжелым камнем на шее, но ничто не могло заставить его отречься от Христа. Правитель приказал бить палками страдальца до тех пор, пока он не умрет. Тело святого мученика Леонтия выбросили за город, но христиане с честью предали его погребению вблизи Триполи. Кончина святых мучеников последовала около 70–79 гг. Допрос святого Леонтия, его страдания и смерть записал на оловянных дощечках присутствовавший на суде писец (комментарисий). Эти дощечки были положены в гроб святого мученика. Преподобный Леонтий, канонарх Печерский, с юных лет поступил в Киево-Печерскую обитель, где принял постриг. Он обладал прекрасным голосом и, когда обучился грамоте, исполнял послушание канонарха. Преподобный Леонтий преставился молодым в ХIV веке и за самоотверженный подвиг спасения прославлен Господом благодатным даром чудотворений. Мощи святого подвижника находятся в Дальних пещерах, память его совершается также 28 августа, в Соборе Киево-Печерских святых.
|
Священномученик Василий Смирнов, пресвитер |
Священномученик Василий родился 29 марта 1870 года в селе Казанском Богородского уезда Московской губернии в семье священника Павла Смирнова. В 1890 году Василий окончил Московскую Духовную семинарию и был направлен учителем в Спасскую церковно-приходскую школу графа Орлова-Давыдова в Бронницком уезде. С 1892 года Василий стал служить псаломщиком в Николо-Заяицком храме в Москве. Со дня основания 1 октября 1901 года Николо-Заяицкой церковно-приходской школы он преподавал в ней Закон Божий, одновременно он был законоучителем в нескольких церковно-приходских школах, причем в большинстве из них преподавал бесплатно. 11 марта 1907 года он был рукоположен во диакона, а 28 декабря 1914 года – во священника к этому храму. 21 мая 1921 года отец Василий был награжден камилавкой, 11 мая 1924 года – наперсным крестом, 25 марта 1927 года – возведен в сан протоиерея. В 1929 году он был назначен настоятелем Николо-Заяицкого храма и служил в нем до его закрытия в 1933 году. С 1933 года и до ареста он служил в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Знаменском Кунцевского района Московской области, он был возведен в сан протоиерея и награжден митрой. 16 марта 1938 года соседка священника по требованию сотрудника НКВД дала против него показания, сказав, что тот совершал требы у себя на квартире, а также говорил, что советская власть устраивает гонение на религию и арестовывает православных, и убеждал женщин, собравшихся у него на квартире, что нужно держаться веры в Бога, что советская власть просуществовать долго не может, так как большевики насильственно взяли власть. 21 марта заместитель начальника Московского управления НКВД майор Семенов подписал справку на арест священника. На следующий день отец Василий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. И сразу же начались допросы. Следователь спросил священника, приходили ли к нему лица из общественности для подписки на государственный заем. Отец Василий ответил, что приходили, но из-за тяжелого материального положения он никогда на заем не подписывался. Следователь спросил, правда ли что он говорил: «Газеты пишут, что всего много, – все это вранье, много только для коммунистов, а рабочие целый день стоят в очередях, а как опоздал, так увольняют»? Священник ответил, что, действительно, он говорил, что раньше, в старое время, лучше жилось, «никаких очередей не было, а теперь при советской власти везде и всюду создаются очереди и рабочему трудно достать для себя продуктов, а большевики только говорят – всего много, а на самом деле ничего нет». 10 мая следователь провел очную ставку между отцом Василием и лжесвидетелем, которого священник почти не знал, о чем и заявил следователю и сказал: «Записанные факты контрреволюционной агитации и показания на очной ставке... полностью опровергаю и себя виновным... не признаю». 7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Смирнов был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
|
Священномученик Алекса́ндр Крутицкий, пресвитер |
Священномученик Александр родился в 1898 году в селе Салтыково Бронницкого уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергея Матвеевича Крутицкого; мать умерла, когда Александр был младенцем, отец – когда Александру исполнилось пятнадцать лет, и его приняла на воспитание сестра отца, Елизавета Матвеевна, его крестная мать. Окончив Перервинское духовное училище, Александр поступил в Московскую Духовную семинарию, но окончить ее из-за материальных трудностей и наступившей революции не успел и в 1917 году стал служить псаломщиком на месте почившего отца в Успенской церкви в селе Салтыково. По совету своей крестной матери Александр женился на уроженке села Образцово Щелковской волости Богородского уезда девице Пелагии Цыгановой. Она была из многодетной крестьянской семьи, была приучена к тяжелому крестьянскому труду, требовавшему физической силы, твердости характера и нравственной устойчивости; до конца жизни Пелагия служила Господу пением в церковном хоре; у них родилось трое детей, два сына и дочь. В 1917 году Александр был рукоположен во диакона и назначен служить в храм Рождества Пресвятой Богородицы в село Образцово на вакантное место псаломщика. В 1929 году он был арестован по обвинению в срыве сельскохозяйственных заготовок, но судом был оправдан и освобожден. Несмотря на всё усиливающиеся гонения, конца которым не было видно, отец Александр решил свою жизнь всецело посвятить служению Богу и Церкви; он подал правящему архиерею соответствующее прошение и в 1933 году был рукоположен во священника к Покровской церкви в селе Хомутово. Прихожане полюбили его за кроткий нрав и бескорыстие. В селе жили три вдовы, потерявшие мужей в Первую мировую войну. Священник всегда им помогал и прежде, чем вспахать землю себе, пахал и засевал им. Отца Александра арестовали во втором часу ночи 3 марта 1938 года. Он был к аресту готов и воспринял готовящийся ему жребий спокойно. При обыске забрали не только книги, но и те вещи, которые, с точки зрения сотрудников НКВД, представляли хоть небольшую материальную ценность: у жены священника, Пелагии, одну серьгу из уха вынули, а другую – вырвали. Сначала отца Александра поместили в камере предварительного заключения в городе Щелково, а затем – в тюрьме в Москве. 5 марта ему было предъявлено обвинение, что он, «будучи враждебно настроен, среди окружающих проводит контрреволюционную деятельность». Ознакомившись с текстом обвинительного заключения, отец Александр отказался под ним подписываться, заявив, что с ним не согласен. – В каком году вы были лишены избирательных прав? – спросил его после этого следователь. – В 1918 году, и не восстановлен в них и доныне, – ответил священник. – Было ли ваше хозяйство раскулачено? – Нет. Мое хозяйство раскулачено не было. – Подвергался ли кто из ваших родственников репрессиям со стороны советской власти? – Никто не подвергался. – Следствие располагает достаточными данными о том, что вы занимались антисоветской деятельностью. Признаете ли себя в этом виновным? – Нет, виновным я себя не признаю, – ответил священник, и на этом допросы и следствие были окончены. 14 июня 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Александр Крутицкий был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Тверь. 2008. С. 376-379
|
Боголюбская икона Божией Матери |
Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в ХII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174; память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви. Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским. Чудотворная икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, впоследствии была перенесена из Боголюбова монастыря во Владимир, в Успенский собор, а явленная икона оставлена в Боголюбове и названа Боголюбской (в настоящее время икона принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику).
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.
Икона Божией Матери Боголюбская-Московская была написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города.Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году. С этого времени икона стала особо почитаться верующим народом, и ежегодно 18 июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года.
Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.
История чтимой иконы обители Успения Пресвятой Богородицы в Пюхтицах – образа Божией Матери «У источника» связана с именем великого всероссийского пастыря и молитвенника святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году инокини обители подарили отцу Иоанну в день Ангела икону, на которой было изображено явление Пресвятой Богородицы у источника в Пюхтицах. Батюшка молился перед этим образом и завещал его некой благочестивой супружеской чете из Санкт-Петербурга, которая перед своей кончиной передала святую икону монахине Вирсавии, бывшей насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Однажды явившись инокине во сне, Пресвятая Богородица велела возвратить Ее образ в Пюхтицкую обитель.
Произошло это в 1946 году, на Пасху. А вскоре, в день празднования Боголюбской иконе Божией Матери (18 июня), образ Богородицы «У источника» вернулся в свою обитель. Сестры монастыря во главе с престарелой настоятельницей игуменией Алексией II (в схиме Сергией), встретили святую икону, перед которой молился и с которой не расставался до самой кончины святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Ныне святой образ Пречистой Девы Богородицы находится в главном приделе Успенской церкви Пюхтицкой обители.
Икона Божией Матери Боголюбская-Зимаровская, по древнему преданию, стояла на воротах города Пронска, а во время нашествия татар (ХIII в.) была расколота и брошена в кусты, где сама чудесным образом срослась, но одна половина ее так и осталась выше другой.
Во второй половине ХVIII века эта икона находилась у помещика Лопухина, жившего в Москве. Ввиду ветхости образ хранили в числе других вещей в кладовой. Во время моровой язвы 1771 года одному заболевшему жителю Москвы в сонном видении было приказано совершить молебен перед иконой, находившейся в доме Лопухина. Икону отыскали и передали болящему, который после совершенного молебна исцелился и возвратил чудотворный образ. От иконы совершались и другие подобные исцеления.
Перед кончиной (ок. 1780 г.) владелец иконы завещал отправить ее на свою родину, в село Зимарово Рязанской губернии, находившееся в 18-ти верстах от города Раненбурга. В 1848 году в этом городе свирепствовала холера. Жители немедленно отправились за чтимым образом в село Зимарово, и, когда древняя чудотворная икона Божией Матери Боголюбской была принесена в город, угроза опасной болезни исчезла |