Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Господи Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого. От Твоей святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что ...
На главную Новости 28 мая. Преподобного Пахомия Великого. Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского. Святителя Исаии, еп. Ростовского, чудотворца.
28 мая. Преподобного Пахомия Великого. Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского. Святителя Исаии, еп. Ростовского, чудотворца.
27/05/2024 15:11:31

15 мая по старому стилю / 28 мая по новому стилю
вторник
Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3.
Поста нет.

Прп. Пахомия Великого (ок. 348). Свт. Исаии, еп. Ростовского, чудотворца (1090). Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591).
Прп. Исаии Печерского (1115). Прп. Пахомия Не́рехтского (1384). Прпп. Евфросина (1481) и ученика его Серапиона, Псковских. Обре́тение мощей прп. Арсения Коне́вского (1991). Прп. Ахиллия, еп. Ларисийского (ок. 330).


Деян., 25 зач., X, 21–33. Ин., 25 зач., VII, 1–13. Прп.: 2 Кор., 176 зач., IV, 6–15. Лк., 77 зач., XIV, 25–35*.

* Если совершается полиелейная служба блгв. царевича Димитрия, то на утрене читается Евангелие от Луки, 106 зач., XXI, 12–19, а на литургии – чтения дня и блгв. царевича: 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

Тропарь воскресный, глас 3:
Да веселя́тся Небе́сная,/ да ра́дуются земна́я,/ я́ко сотвори́ держа́ву/ мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели о расслабленном, глас 3:
Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да зову́ Ти спаса́ем:// Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.

Тропарь преподобного Пахомия, глас 8:
Слез твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоно́сил еси,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Пахо́мие, о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Пахомия, глас 2:
Свети́льник све́тел показа́лся еси́ в конце́х,/ пусты́ню же гра́ды сотвори́л еси́ мно́жествы мона́шескими,/ сам себе́ распе́н, крест твой на ра́мо взем,/ и воздержа́нием те́ло изнури́л еси́,// моля́ непреста́нно о всех нас.

Тропарь благоверного царевича Димитрия, глас 4:
Ца́рскую диади́му обагри́л еси́ кро́вию твое́ю,/ богому́дре му́чениче,/ за скиптр Крест в ру́ку прии́м,/ яви́лся еси́ победоно́сец/ и же́ртву непоро́чну Влады́це прине́сл еси́ себе́:/ я́ко бо а́гнец незло́бив, от раба́ заколе́н еси́./ И ны́не, ра́дуяся, предстои́ши Святе́й Тро́ице,/ моли́ся о держа́ве сро́дников твои́х богоуго́дней бы́ти// и сыново́м росси́йским спасти́ся.

Ин тропарь благоверного царевича Димитрия, глас 2:
Я́ко благочести́ваго ко́рене боголюби́вый произы́де плод,/ я́ко а́гня незло́биво, непови́нно во младе́нстве закла́н бысть/ от властолю́бца вку́пе и зла́го раба́./ Тем, я́ко златы́ми кри́лы,/ душе́вною чистото́ю и младе́нческим незло́бием/ к Небе́сней высоте́ возлете́л еси́, страстоте́рпче Дими́трие./ И ны́не, кровь твоя́ от земли́ та́йно вопие́т к Бо́гу,/ я́ко А́веля пра́веднаго./ Сего́ ра́ди покланя́емся ве́рою ти,/ сла́вяще просла́вльшаго тя Бо́га,/ Его́же моли́ стране́ на́шей богоуго́дней бы́ти// и сыново́м ру́сским спасти́ся.

Кондак благоверного царевича Димитрия, глас 8:
Возсия́ днесь в сла́вней па́мяти твое́й ве́рным весе́лие,/ я́ко бо доброра́сленный грезн, прозя́бл еси́/ и Христу́ красе́н плод прине́сл еси́ себе́;/ те́мже и по убие́нии твое́м соблюде́ те́ло твое́ нетле́нно,/ страда́льчески обагре́ное кро́вию./ Благоро́дне свя́те Дими́трие,/ соблюда́й Оте́чество твое́ и град твой невреди́м,// тому́ бо еси́ утвержде́ние.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Дея. 10, 21-33; Ин. 7, 1-13). "Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы". Это сказал Господь не ученикам, а ученикам предрек потом, что и их мир будет ненавидеть и гнать, потому что Он изъял их из мира. Посему замечайте, на что обращается ненависть мира и узнаете, где часть Христова; на что больше восстает мир, то больше есть Христово, ближе к Нему, сообразнее с духом Его. Это внешний указатель, но для внешних и этого достаточно. Мир сам не действует, а разжигается на дела князем своим - сатаною, дела которого разрушил Господь и продолжает разрушать в верующих и через верующих. Прямо Господу он ничего не может сделать; потому-то ярость свою обращает он на верующих в Него, чтобы через досаждение им досадить Господу. И тут не прямо действует, но через органы свои, составляющие мир. Это не значит, что он силен; не бойтесь его, но скорее дерзайте, ибо Господь победил мир и князя его. Кто сам не поддается, тому он ничего не в состоянии сделать.


Преподобный Пахомий Великий

Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января), является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.

Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.

Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.

Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.

Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.

Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще 7-ми монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.

Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.

Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.

С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды, в отсутствие преподобного, повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка; и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.

Преподобный Пахомий всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от начальника города большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.

Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: «Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни».

Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор Освященный (память 16 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.

Свт. Исаия, еп. Ростовский.

Святитель Исаия Ростовский, епископ. Ро­дил­ся под Ки­е­вом, в мо­ло­до­сти при­нял по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре при пре­по­доб­ном Фе­о­до­сии († 1074 г.; па­мять 3/16 мая). В 1065 г. за доб­ро­де­тель­ную жизнь по же­ла­нию ве­ли­ко­го кня­зя Изя­с­ла­ва был по­став­лен игу­ме­ном Дмит­ри­ев­ско­го мо­на­сты­ря. В 1078 г. св. Ис­а­ия был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па го­ро­да Ро­сто­ва, где то­гда еще мно­го бы­ло языч­ни­ков. Рев­ност­но тру­дил­ся свя­ти­тель, на­саж­дая пра­во­сла­вие сре­ди жи­те­лей сво­ей об­шир­ной епар­хии, по­стро­ил в Ро­сто­ве со­бор в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка, со­вер­шая через него зна­ме­ния и чу­до­тво­ре­ния: в 1089 г. «об­ла­ком но­си­мый, яко­же древ­ле апо­сто­лы», Ис­а­ия при­сут­ство­вал при освя­ще­нии «небе­си по­доб­ной» церк­ви Успе­ния Бо­го­ма­те­ри в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Скон­чал­ся 15 мая 1090 г. Нетлен­ные мо­щи свя­ти­те­ля бы­ли об­ре­те­ны в 1164 г.

Благоверный Димитрий Угличский и Московский, царевич

Свя­той бла­го­вер­ный ца­ре­вич Ди­мит­рий Уг­лич­ский (Мос­ков­ский) ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1582 г. Он был сы­ном ца­ря Иоан­на Гроз­но­го. В цар­ство­ва­ние Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча, ко­гда фак­ти­че­ски пра­ви­те­лем Рус­ско­го го­су­дар­ства был его шу­рин – вла­сто­лю­би­вый бо­ярин Бо­рис Го­ду­нов, ца­ре­вич Ди­мит­рий вме­сте с ма­те­рью, ца­ри­цей Ма­ри­ей Фе­о­до­ров­ной, был уда­лен от дво­ра в г. Уг­лич. Же­лая из­ба­вить­ся от за­кон­но­го на­след­ни­ка рус­ско­го тро­на, Бо­рис Го­ду­нов стал дей­ство­вать про­тив ца­ре­ви­ча как про­тив лич­но­го вра­га. Сна­ча­ла он пы­тал­ся окле­ве­тать юно­го на­след­ни­ка пре­сто­ла, рас­пу­стив лжи­вые слу­хи о его мни­мой неза­кон­ной рож­ден­но­сти. По­том рас­про­стра­нил но­вый вы­мы­сел, что буд­то бы Ди­мит­рий уна­сле­до­вал су­ро­вость го­су­да­ря – от­ца сво­е­го. По­сколь­ку эти дей­ствия не при­нес­ли же­ла­е­мо­го, то ко­вар­ный Бо­рис ре­шил­ся по­гу­бить ца­ре­ви­ча. По­пыт­ка отра­вить Ди­мит­рия не увен­ча­лась успе­хом: смер­то­нос­ное зе­лье не вре­ди­ло от­ро­ку. То­гда зло­деи ре­ши­лись на яв­ное пре­ступ­ле­ние.

В суб­бот­ний день 15 мая 1591 г., ко­да от­рок гу­лял с кор­ми­ли­цей во дво­ре, по­до­слан­ные убий­цы, Осип Волх­вов, Да­ни­ло Би­тя­гов­ский и Ни­ки­та Ка­ча­лов, звер­ски за­ре­за­ли ца­ре­ви­ча.

Ца­ре­вич Ди­мит­рий был по­гре­бен в Уг­ли­че, во двор­цо­вом хра­ме в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Мно­же­ство чу­дес и ис­це­ле­ний ста­ло со­вер­шать­ся у его гроб­ни­цы, осо­бен­но ча­сто ис­це­ля­лись боль­ные гла­за­ми. А 3 июля 1606 г. свя­тые мо­щи стра­сто­терп­ца ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

Пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей бла­го­вер­но­го ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия, уби­то­го 15 мая 1591 го­да, из Уг­ли­ча в Моск­ву со­вер­ши­лось в 1606 го­ду. По­буж­де­ни­ем к это­му бы­ло же­ла­ние, по вы­ра­же­нию ца­ря Ва­си­лия Шуй­ско­го, «уста лжу­щия за­гра­дить и очи неве­ру­ю­щия осле­пить гла­го­лю­щим, яко жи­вый из­бе­же (ца­ре­вич) от убий­ствен­ных дла­ней», вви­ду по­яв­ле­ния са­мо­зван­ца, объ­яв­ляв­ше­го се­бя ис­тин­ным ца­ре­ви­чем Ди­мит­ри­ем. Тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны свя­тые мо­щи и по­ло­же­ны в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, «в при­де­ле Иоан­на Пред­те­чи, иде­же отец и бра­тья его». По­сле мно­го­чис­лен­ных чу­дес­ных ис­це­ле­ний от свя­тых мо­щей в том же 1606 го­ду «со­ста­ви­ша празд­не­ство ца­ре­ви­чу Ди­мит­рию три­жды в год – рож­де­ние (19 ок­тяб­ря), уби­е­ние (15 мая), пе­ре­не­се­ние мо­щей к Москве (3 июня)».

Преподобный Исаия Печерский

Пре­по­доб­ный Ис­а­ия в чис­ле дру­гих Ки­е­во-Пе­чер­ских свя­тых под­ви­зал­ся в ХI – на­ча­ле ХII вв. Ос­нов­ным по­дви­гом жиз­ни пре­по­доб­но­го Ис­а­ии, ко­то­рым он уго­дил Гос­по­ду, бы­ло без­мол­вие и неуто­ми­мый труд, за что и име­ну­ет­ся «пре­по­доб­ным стар­цем тру­до­лю­би­вым»; в служ­бе об­щей пре­по­доб­ным свя­тым Ки­е­во-Пе­чер­ским Ис­а­ия про­слав­ля­ет­ся как «гор­ли­ца пу­стын­но­люб­ная». Ему вме­сте с Онуф­ри­ем и Силь­ве­стром при­пи­сы­ва­ет­ся дар уга­шать страст­ные бе­сов­ские при­ло­ги. «Онуф­рий мол­ча­ния лю­би­тель, Ис­а­ия гор­ли­ца пу­стын­но­люб­ная, с Силь­ве­стром бла­жен­ным, три­пле­тен­ная вервь на бе­сы, от ни­х­же на­не­сен­ные страст­ные при­ло­ги до кон­ца уда­вив­ше, имут да­ро­ва­ния и иным по­соб­ство­ва­ти, тем все их ве­ли­ча­ют» (песнь 9, ст. 5). Кон­чи­ну пре­по­доб­но­го Ис­а­ии от­но­сят к 15 мая 1115 го­да. Мо­щи пре­по­доб­но­го по­чи­ва­ют в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре или в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Жизнь пре­по­доб­но­го Ис­а­ии не опи­са­на в Па­те­ри­ке, и нет осо­бой служ­бы. Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Ис­а­ии со­вер­ша­ет­ся 15/28 мая, 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря и на вто­рой неде­ле Ве­ли­ко­го по­ста.

Преподобный Пахомий Нерехтский

Преподобный Пахомий Нерехтский, в миру Яков, родился в семье священника во Владимире на Клязьме. Семи лет он был отдан в учение, поэтому с детства хорошо знал Божественное Писание. Тяготясь суетностью тленного мира, он принял постриг в Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания. Стремясь к безмолвному пустынному житию, подвижник тайно оставил обитель и удалился в пределы Нерехты. Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни – возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители. Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии. Преподобный скончался в 1384 году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого, позже была устроена гробница для святых мощей. Основная память преподобного Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства святого, 23 марта – в день преставления.

Преподобный Евфросин Псковский, Спасо-Елеазаровский. В ми­ру Еле­азар, ро­дил­ся око­ло 1386 г. в се­ле Ви­де­ле­бье близ Пско­ва. Он в со­вер­шен­стве изу­чил Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние и сам со­став­лял соб­ствен­ные по­учи­тель­ные со­чи­не­ния. Ро­ди­те­ли хо­те­ли же­нить его, но он тай­но ушел в Сне­то­гор­ский мо­на­стырь и, при­няв ино­че­ство, стал рев­ност­но под­ви­зать­ся, уго­ждая Бо­гу. Чтобы из­бе­жать сла­вы че­ло­ве­че­ской, око­ло 1425 г. св. Ев­фро­син ис­про­сил у ду­хов­ни­ка бла­го­сло­ве­ние по­се­лить­ся в уеди­не­нии на ре­ке Тол­ве близ Пско­ва. Здесь пре­по­доб­но­му яви­лись три свя­ти­те­ля: Ва­си­лий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Бо­го­слов и Иоанн Зла­то­уст и ука­за­ли ме­сто для по­стро­е­ния хра­ма.

Впо­след­ствии свя­той ос­но­вал здесь мо­на­стырь. Не из­ме­няя по­движ­ни­че­ско­го об­ра­за жиз­ни, пре­по­доб­ный до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и скон­чал­ся в 1425 г. Те­ло св. Ев­фро­си­на бы­ло по­гре­бе­но в ос­но­ван­ном им мо­на­сты­ре. За­ступ­ле­ни­ем пре­по­доб­но­го оби­тель его бы­ла не раз со­хра­ня­е­ма от ра­зо­ре­ния непри­я­те­лем.

Святитель Ахиллий Ларисийский, епископ

Свя­ти­тель Ахил­лий, епи­скоп Ла­ри­сий­ский, жил в IV ве­ке, в цар­ство­ва­ние рав­ноап­о­столь­но­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. Про­сла­вив­шись свя­то­стью жиз­ни и уче­но­стью, он был по­став­лен епи­ско­пом го­ро­да Ла­риссы в Фе­са­лии. Свя­ти­тель Ахил­лий был участ­ни­ком I-го Все­лен­ско­го Со­бо­ра, где сме­ло об­ли­чал ере­ти­ка Ария. В сво­ем го­ро­де он усерд­но на­саж­дал хри­сти­ан­ство, раз­ру­шая идоль­ские ка­пи­ща, стро­ил и укра­шал церк­ви. Свя­ти­тель Ахил­лий имел дар ис­це­лять бо­лез­ни, осо­бен­но бес­но­ва­ние, и со­вер­шал мно­го чу­дес. Скон­чал­ся свя­ти­тель мир­но око­ло 330 го­да. Мо­щи его с 978 го­да на­хо­дят­ся в Бол­га­рии в го­ро­де Преспу (ныне се­ло Ахи­ли, на­зван­ное так в честь по­чив­ше­го свя­ти­те­ля).

Преподобный Арсений Коневский

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний Ко­нев­ский ро­дил­ся в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он был ре­мес­лен­ни­ком, ков­цом по ме­ди. В 1373 го­ду по­сту­пил в Нов­го­род­ский Ли­сиц­кий мо­на­стырь, где при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ар­се­ний.

Один­на­дцать лет про­жил мо­ло­дой инок в оби­те­ли, про­хо­дя раз­лич­ные по­слу­ша­ния. Стре­мясь к еще бо­лее вы­со­ким ду­хов­ным по­дви­гам, пре­по­доб­ный Ар­се­ний ушел на Свя­тую Го­ру Афон. В од­ном из афон­ских мо­на­сты­рей он был 3 го­да, за­ни­ма­ясь из­го­тов­ле­ни­ем по­су­ды из ме­ди для афон­ских мо­на­хов; мно­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­свя­щал мо­лит­ве.

Ко­гда на­ста­ло вре­мя воз­вра­ще­ния на Русь, игу­мен Иоанн бла­го­сло­вил его ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, впо­след­ствии по­лу­чив­шей на­име­но­ва­ние Ко­нев­ской, и пе­ре­дал по­движ­ни­ку об­ще­жи­тель­ный устав. Даль­ней­ший по­двиг пре­по­доб­ный Ар­се­ний про­хо­дил на Ва­ла­а­ме. Ча­сто взы­вал инок ко Гос­по­ду, мо­лит­вен­но про­сил он ука­зать ме­сто для устро­е­ния но­вой оби­те­ли. И од­на­жды, ко­гда он на­хо­дил­ся в мо­ре, слу­чив­ша­я­ся бу­ря при­нес­ла его к ост­ро­ву Ко­не­вец, что на Ла­дож­ском озе­ре. Здесь по про­мыс­лу Бо­жию пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­ста­вил крест и, остав­шись для по­дви­гов, по­стро­ил ча­сов­ню в 1393 го­ду. По­сле пя­ти­лет­не­го по­дви­га в ски­ту пре­по­доб­ный Ар­се­ний пре­об­ра­зо­вал его в 1398 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Иоан­на (1389–1415) в об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь, где по­стро­ил храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Впо­след­ствии, при ар­хи­епи­ско­пе Си­меоне (1416–1421), угод­ник Бо­жий вновь по­се­тил Свя­тую Го­ру Афон, где ис­про­сил мо­литв и бла­го­сло­ве­ния для сво­ей оби­те­ли.

Остав­ши­е­ся без игу­ме­на бра­тия мо­на­сты­ря ста­ли пре­тер­пе­вать раз­лич­ные ли­ше­ния и хо­те­ли разой­тись. Но жив­ший непо­да­ле­ку ста­рец Иоанн по­сто­ян­но мо­лил­ся о них на вер­шине ост­ро­ва. Ма­терь Бо­жия яви­лась ему в сон­ном ви­де­нии и уте­ши­ла: «Ска­жи се­ту­ю­щим бра­ти­ям, что Ар­се­ний ско­ро до­ста­вит им вся­кое про­до­воль­ствие».

Дей­стви­тель­но, пре­по­доб­ный Ар­се­ний ско­ро воз­вра­тил­ся и при­вез все необ­хо­ди­мое. В 1421 го­ду по­сле раз­ли­ва Ла­дож­ско­го озе­ра бра­тия вы­нуж­де­ны бы­ли пе­рей­ти на но­вое ме­сто на том же ост­ро­ве. Под муд­рым ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ар­се­ния оби­тель вновь ду­хов­но про­цве­ла. Нов­го­род­ские ар­хи­ереи не остав­ля­ли ино­ков оби­те­ли без сво­ей по­мо­щи.

Осо­бое усер­дие про­явил свя­ти­тель Ев­фи­мий II (1434–1458). В 1446 го­ду он по­се­тил оби­тель и, кро­ме щед­рых по­жерт­во­ва­ний, по­да­рил пре­по­доб­но­му Ар­се­нию свой кло­бук. Так, «еван­гель­ски под­ви­за­ясь», свя­той Ар­се­ний 12 июня 1447 го­да «воз­шел к гор­не­му тор­же­ству» на ру­ках лю­бя­щей бра­тии и был по­гре­бен в мо­на­стыр­ском хра­ме.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­чи­та­ет­ся как по­кро­ви­тель мо­ря­ков. Так, од­на­жды он спас от ги­бе­ли стар­ца Мо­и­сея с ры­ба­ка­ми. За­стиг­ну­тые бу­рей, ры­ба­ки мо­ли­лись Гос­по­ду; явив­ший­ся свя­той осе­нил их ман­ти­ей, и лод­ка бла­го­по­луч­но при­ста­ла к бе­ре­гу. Жи­тие пре­по­доб­но­го Ар­се­ния бы­ло на­пи­са­но в XVI ве­ке Ко­нев­ским игу­ме­ном Вар­ла­а­мом. В 1850 го­ду жи­тие бы­ло из­да­но вме­сте со служ­бой и по­хваль­ным сло­вом.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.021231889724731 сек.