Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Тропарь,Глас 4 Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, ко славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец. ...
На главную Новости 8 апреля. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Священномученика Иринея, еп. Сирмийского (Сремского)
8 апреля. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Священномученика Иринея, еп. Сирмийского (Сремского)
07/04/2024 15:54:00

26 марта по старому стилю / 8 апреля по новому стилю
понедельник
Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Глас 3.
Великий пост.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.
Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафу́сия и Верка пресвитеров, Арпи́лы монаха, мирян: Ави́ва, А́гна, Ре́аса, Ига́фракса, Иско́я, Силы, Си́гица, Сонири́ла, Суи́мвла, Фе́рма, Фи́лла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико́, Мами́ки, Уирко́, Анимаи́сы (Анимаи́ды), Гаа́фы, царицы Готфской, и Дукли́ды (ок. 375). Прп. Ма́лха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).
Мц. Параскевы Кочневой (1939).


На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32. На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7. Притч. XI, 19 – XII, 6.

На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

Кондак Креста, глас 7:
Не ктому́ пла́менное ору́жие храни́т врат Еде́мских,/ на ты́я бо на́йде пресла́вный соу́з, дре́во Кре́стное,/ сме́ртное жа́ло и а́дова побе́да прогна́ся,/ предста́л бо еси́, Спа́се мой, вопия́ су́щим во а́де:// вни́дите па́ки в рай.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Апостол Павел говорит, что израильтяне, перешедше море, крестились в нем (1 Кор. 10, 2). Такое крещение служило для них разделением между Египтом и ими. Петр же апостол прибавляет: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение. . . спасает. . . " (1 Пет. З, 21). И наше крещение нас спасает и служит разделительною стеною между темною сатанинскою областью греха и мира и светлостью жизни о Христе. Крещенный отрезывает себя от всех надежд и опор земных и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом, так что имущей жену бывает, как не имущий, покупающий, как ничего не содержащий, вообще требующий мира, как не требующий (1 Кор. 7, 30).

Собор Архангела Гавриила

На дру­гой день по­сле Бла­го­ве­ще­ния Пре­чи­стой Де­вы Бо­го­ро­ди­цы Цер­ковь из­дав­на по­ста­но­ви­ла иеру­са­лим­ским уста­вом и уста­вом ве­ли­кой оби­те­ли свя­то­го Сав­вы празд­но­вать Со­бор свя­то­го Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла[1] осо­бым днем и пес­но­пе­ни­ем, по­чи­тая се­го ра­дост­но­го бла­го­вест­ни­ка. И по­ис­ти­не, осо­бо­го че­ство­ва­ния до­сто­ин тот, кто по­слу­жил та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния, при­нес Пре­не­по­роч­ной Де­ве весть о во­пло­ще­нии Бо­га-Сло­ва в пре­чи­стой утро­бе Ее. Ес­ли за­слу­жен­ный по­сол и зем­но­го ца­ря, при­нес­ший в ка­кой-ни­будь го­род цар­ское ми­ло­сти­вое сло­во, при­нят бы­ва­ет все­ми граж­да­на­ми то­го го­ро­да с осо­бен­ною че­стью, то тем бо­лее долж­но по­чи­тать осо­бым празд­но­ва­ни­ем пре­чест­ней­ше­го посла Небес­но­го Ца­ря, ве­ли­чай­ше­го кня­зя Ан­гель­ско­го, при­шед­ше­го ко все­му ро­ду че­ло­ве­че­ско­му с пре­мно­го­мило­сти­вей­шим сло­вом, воз­ве­ща­ю­щим веч­ное на­ше спа­се­ние. И как ве­лик сей по­слан­ник, ко­то­рый сам преж­де от­крыл до­сто­ин­ство свое свя­то­му За­ха­рии: «Я Гав­ри­ил, пред­сто­я­щий пе­ред Бо­гом» (Лк.1:19), т.е. сто­я­щий бли­же дру­гих Ан­ге­лов к пре­сто­лу Бо­жию. Как в зем­ном цар­стве при­бли­жен­ней­ший к ца­рю са­нов­ник, бо­лее осве­дом­лен­ный о тай­нах цар­ских, несрав­нен­но вы­ше дру­гих са­нов­ни­ков, бо­лее уда­лен­ных от ца­ря, – по­доб­но се­му и в Цар­стве Небес­ном свя­тые Ан­ге­лы, бли­же пред­сто­я­щие пред Бо­гом, яс­нее со­зер­ца­ю­щие тай­ны Бо­жии, си­я­ют боль­шею че­стью и сла­вою, чем дру­гие Ан­ге­лы низ­ших чи­нов.

Свя­щен­ное Пи­са­ние по­вест­ву­ет, что пред непри­ступ­ною сла­вою Бо­жи­ею все­гда пред­сто­ят семь Ан­ге­лов вы­со­чай­ше­го чи­на, на­чаль­ству­ю­щих кня­зей Ан­гель­ских. В кни­ге То­ви­та пи­шет­ся, что спут­ник юно­го То­вии воз­ве­стил о се­бе, что он один из се­ми свя­тых Ан­ге­лов, пред­сто­я­щих пред Бо­гом. И свя­той Иоанн Бо­го­слов в кни­ге От­кро­ве­ния сво­е­го вос­по­ми­на­ет о сих се­ми на­чаль­ству­ю­щих ан­ге­лах, го­во­ря: «Бла­го­дать вам и мир от То­го, Ко­то­рый есть и был и идет, и от се­ми ду­хов, на­хо­дя­щих­ся пред пре­сто­лом Его» (Откр.1:4). В чис­ле сих се­ми счи­та­ет­ся и Гав­ри­ил, вто­рым по чис­лу, а по­сле Ми­ха­и­ла пер­вым. Все они по име­нам ис­чис­ля­ют­ся так: Ми­ха­ил, Гав­ри­ил, Ра­фа­ил, Ури­ил, Се­ла­фи­ил, Иегу­ди­ил, Вара­хи­ил.

Ес­ли же кто спро­сит: по­че­му Бог не по­слал к Пре­чи­стой Де­ве пер­вей­ше­го по чи­ну из сво­их Ан­ге­лов – Ми­ха­и­ла, но вто­ро­го за ним Гав­ри­и­ла, – то­му да бу­дет из­вест­но, что сии семь выс­ших Ан­ге­лов все рав­ны по сво­е­му до­сто­ин­ству, и Ми­ха­ил есть пер­вый меж­ду ни­ми толь­ко по чис­лу. Каж­дый из них име­ет свое осо­бен­ное слу­же­ние. Ми­ха­ил – по­бе­ди­тель су­по­ста­тов; Гав­ри­ил – вест­ник Тайн Бо­жьих; Ра­фа­ил – врач неду­гов че­ло­ве­че­ских; Ури­ил, бу­дучи си­я­ни­ем ог­ня Бо­же­ствен­но­го, есть про­све­ти­тель по­тем­нен­ных; Се­ла­фи­ил – мо­лит­вен­ник, все­гда мо­ля­щий­ся Бо­гу о лю­дях и лю­дей воз­буж­да­ю­щий к мо­лит­ве; Иегу­ди­ил – про­слав­ля­ет Бо­га: его слу­же­ние в том, чтобы укреп­лять лю­дей, тру­дя­щих­ся в чем-ли­бо ра­ди сла­вы Бо­жи­ей и хо­да­тай­ство­вать о воз­да­я­нии за их по­дви­ги; Вара­хи­ил – раз­да­я­тель бла­го­сло­ве­ний Бо­жьих и хо­да­тай, ис­пра­ши­ва­ю­щий нам Бо­жии бла­го­де­я­ния.

Итак, Ми­ха­ил не был по­слан с бла­го­ве­сти­ем к Пре­свя­той Де­ве по­то­му, что его слу­же­ние дру­го­го ро­да: дер­жать все­гда об­на­жен­ный меч, опол­чать­ся про­тив вра­гов и про­го­нять их. По­слан же Гав­ри­ил, по­то­му что то свой­ствен­но его слу­же­нию – из­ве­щать та­ин­ства Бо­жии. Он воз­ве­щал свя­то­му про­ро­ку Да­ни­и­лу об осво­бож­де­нии лю­дей Бо­жи­их из пле­на Ва­ви­лон­ско­го и о вре­ме­ни при­ше­ствия Мес­сии; он же воз­ве­стил свя­то­му За­ха­рии о рож­де­нии Иоан­на Пред­те­чи от ма­те­ри неплод­ной. Он и свя­то­го про­ро­ка Мо­и­сея на­став­лял в пу­стыне при на­пи­са­нии Кни­ги Бы­тия, пе­ре­да­вая ему от­кро­ве­ния Бо­жии о пер­вых ро­дах и ле­тах, на­чи­ная от со­зда­ния ми­ра. Бла­го­че­сти­вое пре­да­ние сви­де­тель­ству­ет, что он бла­го­ве­стил свя­тым пра­вед­ным Иоаки­му и Анне о за­ча­тии Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и был Пре­не­по­роч­ной От­ро­ко­ви­це Ан­ге­лом Хра­ни­те­лем от са­мо­го за­ча­тия и рож­де­ния Ее и пи­щу Ей при­но­сил во свя­тое свя­тых; он же по­се­му бла­го­ве­стил Ей и о за­ча­тии Сы­на Бо­жия. Кро­ме се­го, Гав­ри­ил был по­слан с бла­го­ве­сти­ем и по­то­му, что в са­мом его име­ни за­клю­чен пред­мет бла­го­вест­во­ва­ния. Имя Гав­ри­ил зна­чит «кре­пость Бо­жия», так­же «муж – Бог». Итак, са­мым име­нем сво­им бла­го­вест­ник озна­ча­ет, что Бог креп­кий, Вла­ды­ка во утро­бе Де­вы со­де­лы­ва­ет­ся со­вер­шен­ным че­ло­ве­ком (му­жем), т.е. яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ным Бо­гом и со­вер­шен­ным че­ло­ве­ком, – со­вер­шен­ным не по воз­рас­ту те­лес­но­му, а по кре­по­сти и ра­зу­му. Дру­гие мла­ден­цы, за­ча­тые в утро­бах ма­те­рей, ни­че­го не ра­зу­ме­ют, и нет в них ни­ка­кой кре­по­сти, – на­про­тив, Мла­де­нец, за­ча­тый в де­ви­че­ской утро­бе Пре­бла­го­сло­вен­ной Ма­рии, с са­мо­го мгно­ве­ния за­ча­тия Сво­е­го об­ла­дал ра­зу­мом неис­по­вед­ным и кре­по­стью непо­бе­ди­мою, и по­то­му и в ма­лом те­ле был му­жем со­вер­шен­ным. Сие про­ви­дя, про­рок го­во­рит: «И при­сту­пил я к про­ро­чи­це, и она за­ча­ла и ро­ди­ла сы­на. И ска­зал мне Гос­подь: на­ре­ки ему имя: Ма­гер-ше­лал-хаш-баз. Ибо, преж­де неже­ли ди­тя бу­дет уметь вы­го­ва­ри­вать: отец мой, мать моя, при­мет до­бы­чи Са­ма­рий­ские и бо­гат­ства Да­мас­ка» (Ис.8:3-4). Это зна­чит, что Мла­де­нец, еще не мо­гу­щий го­во­рить, бу­дет уже иметь ве­ли­кую си­лу и кре­пость по­беж­дать вра­гов Сво­их. Пре­об­ра­зо­ва­ни­ем се­го слу­жи­ло са­мое имя Гав­ри­и­ла, ко­то­рое зна­чит: Муж – Бог, Креп­кий Бог. И сей Бог в са­мое вре­мя его бла­го­ве­ще­ния, на­и­ти­ем Свя­то­го Ду­ха, за­чал­ся в нетлен­ной дев­ствен­ной утро­бе. Свя­той Про­кл[2], пат­ри­арх Ца­ре­град­ский, так о сем рас­суж­да­ет:

– Са­мое имя Ан­ге­ла чу­дес­но по сво­е­му зна­че­нию, ибо бла­го­ве­стив­ший Де­ве Ма­рии на­зы­ва­ет­ся Гав­ри­и­лом. Этим име­нем он пред­воз­ве­щал и пре­об­ра­зо­вал Бо­го­че­ло­ве­ка, име­ю­ще­го прий­ти в Мир. Гав­ри­ил зна­чит: Муж Креп­кий, или Муж – Бог, про­ис­хо­дит от сло­ва Га­вир, что зна­чит: креп­кий, или Бог, а в со­во­куп­но­сти обо­их ре­че­ний это сло­во озна­ча­ет: Муж – Бог. Из­древ­ле еще пред­воз­ве­стил сие Иере­мия, го­во­ря: «Гос­подь со­тво­рит на зем­ле нечто но­вое: же­на спа­сет му­жа» (Иер.31:22). Итак, вы­сок весь­ма сей по­слан­ник Бо­жий и по зна­че­нию сво­е­го име­ни, и по ро­ду сво­е­го слу­же­ния, а еще бо­лее по той тайне, от ве­ка со­кро­вен­ной и Ан­ге­лам недо­ве­до­мой, ко­то­рую ему пер­во­му от­крыл Бог и ко­то­рую он при­нес Пре­чи­стой Де­ве. И чем ве­ли­че­ствен­нее бы­ла сия тай­на во­че­ло­ве­че­ния Бо­жия, чем вы­ше она дру­гих тайн, чрез Гав­ри­и­ла же от­кры­тых преж­де свя­тым про­ро­кам, тем боль­шей че­сти с то­го вре­ме­ни спо­до­бил­ся он в сон­ме са­мих Ан­ге­лов, по­чи­та­е­мый ими как бли­жай­ший зри­тель внут­рен­ней­ших и без­вест­ней­ших тайн Бо­жи­их.

Цер­ков­ные учи­те­ли, осо­бен­но Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит[3], со­глас­но го­во­рят о тех се­ми выс­ших Ан­ге­лах, что они все­гда неот­ступ­но пред­сто­ят Бо­гу. Дру­гие Ан­ге­лы по­сы­ла­ют­ся на раз­лич­ные слу­же­ния, а сии, как при­бли­жен­ней­шие к Бо­гу, все­гда пре­бы­ва­ют у пре­сто­ла Бо­жия. Для воз­ве­ще­ния вы­со­чай­ших тайн Бо­жи­их и для яв­ле­ния боль­шей си­лы Бо­жи­ей и они так­же по­сы­ла­ют­ся, как го­во­рит свя­той апо­стол Па­вел: «Не все ли они суть слу­жеб­ные ду­хи, по­сы­ла­е­мые на слу­же­ние?» (Евр.1:14). Но ка­кое же яв­ле­ние си­лы Бо­жи­ей боль­ше и ка­кая тай­на вы­ше, как не тай­на во­пло­ще­ния Хри­сто­ва, недо­ве­до­мо­го, непо­сти­жи­мо­го, неска­зан­но­го. Итак, для воз­ве­ще­ния та­кой ве­ли­кой тай­ны по­до­ба­ло быть по­слан­ным и Ан­ге­лу ве­ли­ко­му, неот­ступ­но­му пред­сто­я­те­лю пре­сто­ла Бо­жия, бли­жай­ше­му зри­те­лю тайн Бо­жи­их, ка­ко­вым и был свя­той Гав­ри­ил.

До­стой­но вни­ма­ния и то, к ка­ко­му из де­вя­ти чи­нов ан­гель­ских в трех иерар­хи­ях при­над­ле­жит свя­той Гав­ри­ил. Неко­то­рые ду­ма­ют, что он на­хо­дит­ся в тре­тьей, низ­шей иерар­хии, и есть чи­но­на­чаль­ник сред­не­го чи­на меж­ду На­ча­ла­ми и Ан­ге­ла­ми, т.е. Ар­хан­гель­ско­го, опре­де­лен­но­го на воз­ве­ще­ние ве­ли­ких дел Бо­жи­их. Так ду­ма­ют ча­стью по­то­му, что он на­зы­ва­ет­ся Ар­хан­ге­лом, ча­стью по­то­му, что, как го­во­рит свя­той Ди­о­ни­сий, по­сы­ла­ют­ся на слу­же­ние не выс­шие Ан­ге­лы, пред­сто­я­щие близ пре­сто­ла Бо­жия, но толь­ко низ­шие Ан­ге­лы, на то при­став­лен­ные. Но до­сто­вер­нее то мне­ние, что свя­той Гав­ри­ил при­над­ле­жит к са­мо­му вы­со­чай­ше­му чи­ну Се­ра­фим­ско­му и не по­сы­ла­ет­ся в ме­нее важ­ных дей­стви­ях во­ли Бо­жи­ей, но по­сы­ла­ет­ся для воз­ве­ще­ния толь­ко ве­ли­чай­ших тайн Бо­жи­их, ка­ко­ва бы­ла тай­на во­пло­ще­ния Бо­жия, и Ар­хан­ге­лом он на­зы­ва­ет­ся от то­го ра­дост­но­го бла­го­ве­стия, ко­то­рое при­нес Пре­чи­стой Де­ве и ко­им он ис­пол­нил ра­до­сти не толь­ко Ее, но и вся­кое со­зда­ние, не толь­ко доль­нее (зем­ное), но и гор­нее (небес­ное), как о сем вос­пе­ва­ет свя­той Да­мас­кин[4]: «еди­но бо тор­же­ство обо­им воз­сия, егда без­п­лот­ный ра­дость те­бе при­не­се»[5]. А что свя­той Гав­ри­ил дол­жен быть при­чтен к Се­ра­фим­ско­му чи­ну, – узна­ем из то­го, что ни­ка­кой дру­гой чин не вос­хо­дит бли­же Се­ра­фи­мов к пре­сто­лу непри­ступ­ной сла­вы Бо­жи­ей, по нелож­но­му сви­де­тель­ству свя­то­го Ди­о­ни­сия. По осо­бо­му Бо­жию рас­по­ря­же­нию вся­кий чин Ан­гель­ский име­ет свое ме­сто: иные чи­ны бли­же, дру­гие да­лее, а Се­ра­фим­ский чин всех бли­же к Бо­гу, как го­во­рит о сем Ис­а­ия: «Ви­дел Гос­по­да, си­дя­ще­го на пре­сто­ле вы­со­ком и пре­воз­не­сен­ном, во­круг него сто­я­ли Се­ра­фи­мы, у каж­до­го из них по ше­сти крыл» (Ис.6:1-2).

А как свя­той Гав­ри­ил есть один из се­ми бли­жай­ших Ан­ге­лов, пред­сто­я­щих Бо­гу, то он и дол­жен быть чи­на Се­ра­фим­ско­го, вто­рой меж­ду Се­ра­фи­ма­ми. Со­глас­но с этим свя­той Ан­дрей Крит­ский на­зы­ва­ет его од­ним из чис­ла пер­вей­ших Ан­ге­лов, го­во­ря: «Од­но­му из пер­вей­ших Ан­ге­лов Бог по­веле­ва­ет воз­ве­стить Та­ин­ство. Ес­ли же он был из пер­вей­ших, то, ко­неч­но, из се­ми ду­хов, все­гда пред­сто­я­щих Бо­гу; и ес­ли из се­ми ду­хов, то из Се­ра­фи­мов. Ибо кто из Ан­ге­лов вы­ше Се­ра­фи­мов? Кто бли­же их к пре­сто­лу Бо­жию? Итак Гав­ри­ил есть Се­ра­фим, выс­ший в сем чине».

От­кры­ва­ет­ся сие еще и из то­го, что для ве­ли­ко­го де­ла Бо­жия над­ле­жа­ло и по­слать ве­ли­ко­го Ан­ге­ла. А так как во­пло­ще­ние Сло­ва бы­ло ве­ли­чай­шим из дел Бо­жи­их, то и по­слан был для воз­ве­ще­ния его выс­ший из ан­ге­лов, свя­той Гав­ри­ил, как пи­шет о сем свя­той Гри­го­рий Двое­слов[6]: «Для ис­пол­не­ния се­го ве­ли­ко­го слу­же­ния над­ле­жа­ло явить­ся и вы­со­чай­ше­му из Ан­ге­лов, ибо он воз­ве­ща­ет несрав­нен­но выс­шее всех. Ес­ли неко­гда для пре­льще­ния Евы при­шел глав­ный князь тьмы, то над­ле­жа­ло так­же и к Пре­чи­стой Де­ве явить­ся для бла­го­ве­ще­ния вер­хов­но­му кня­зю небес­но­го све­та, к пла­ме­не­ю­щей се­ра­фим­скою лю­бо­вью к Бо­гу Ма­рии над­ле­жа­ло и быть по­слан­ным Се­ра­фи­му».

Итак, бу­дем усерд­но чтить Гав­ри­и­ла, как на­чаль­ней­ше­го кня­зя в ли­ках Ан­гель­ских, как од­но­го из бли­жай­ших к Бо­гу се­ми Се­ра­фи­мов, как все­мир­но­го Ар­хан­ге­ла, воз­ве­стив­ше­го все­му ми­ру спа­се­ние; бу­дем чтить его бла­го­го­вей­ным по­кло­не­ни­ем и мо­лит­вен­ным пе­ни­ем, ра­дост­но со­вер­шая его па­мять и воз­да­вая ему бла­го­да­ре­ние за столь ве­ли­кие бла­го­де­я­ния его ро­ду че­ло­ве­че­ско­му, ка­кие он преж­де и ныне ока­зы­ва­ет, непре­стан­но мо­ля о нас во­пло­тив­ше­го­ся Бо­га. Мо­лит­ва­ми свя­то­го Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла да по­лу­чим мы все остав­ле­ние гре­хов!

О се­ми упо­мя­ну­тых здесь выс­ших Ан­ге­лах долж­но за­ме­тить, что толь­ко име­на че­ты­рех из них озна­че­ны в Свя­щен­ном Пи­са­нии. Так, в кни­ге Да­ни­и­ло­вой пи­шет­ся, что свя­той Ми­ха­ил по­мо­га­ет ев­ре­ям, то­гда еще бла­го­че­сти­вым чти­те­лям Бо­га (Дан.10:13); в по­сла­нии апо­сто­ла Иуды го­во­рит­ся, что он, спо­ря о те­ле Мо­и­сея с диа­во­лом, ска­зал ему: «Да за­пре­тит те­бе Гос­подь» (Иуд.1:9); Иоанн же Бо­го­слов в сво­ем От­кро­ве­нии пи­шет, что он сра­жал­ся со зми­ем. О свя­том Гав­ри­и­ле из­вест­но так­же из кни­ги Да­ни­и­ло­вой, что он от­кры­вал про­ро­ку в бу­ду­щем со­кро­вен­ней­шие тай­ны Бо­жии (Дан.8:16), и в Еван­ге­лии свя­то­го Лу­ки ска­за­но, что Гав­ри­ил бла­го­вест­во­вал За­ха­рии о за­ча­тии Пред­те­чи (Гос­под­ня), а Пре­чи­стой Де­ве Ма­рии – о во­пло­ще­нии Бо­га-Сло­ва (Лк.1). О свя­том Ра­фа­и­ле упо­ми­на­ет­ся в кни­ге То­ви­та, где ска­за­но, что он за­щи­щал мо­ло­до­го То­вию от неча­ян­ных на­па­стей в пу­ти, ото­гнал бе­са от де­ви­цы Сар­ры и воз­вра­тил зре­ние То­ви­ту (Тов.12:15). О свя­том Ури­и­ле пи­шет­ся в тре­тьей кни­ге Езд­ры, что он пред­ла­гал Езд­ре взве­сить «тя­жесть ог­ня» (3Езд.4:5).

О про­чих же трех Ан­ге­лах, хо­тя по­имен­но и не упо­мя­ну­то в Свя­щен­ном Пи­са­нии, од­на­ко, по ра­зу­ме­нию неко­то­рых бо­го­мыс­лен­ных тол­ков­ни­ков Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния, мож­но ду­мать, что Се­ла­фи­ил есть Ан­гел, явив­ший­ся Ага­ри в пу­стыне, ко­гда она в глу­бо­кой скор­би мо­ли­лась; он ска­зал ей: «Услы­шал Бог го­лос от­ро­ка (Быт.21:17) и сми­рен­ную твою мо­лит­ву». Имя Иегу­ди­ла усво­я­ют то­му Ан­ге­лу, ко­то­ро­го Гос­подь обе­щал по­слать из­ра­иль­тя­нам в пу­стыне, чтобы он до­вел их до обе­то­ван­ной зем­ли, воз­да­вая тем на­гра­ду хра­ня­щим за­по­ве­ди Бо­жии во сла­ву Гос­по­да (Исх.23:22-23). О Вара­хи­и­ле ду­ма­ют, что он был в чис­ле тех трех Ан­ге­лов, ко­то­рые яви­лись Ав­ра­аму у ду­ба Мамврий­ско­го, бла­го­сло­ви­ли Сар­ру раз­ре­ше­ни­ем ее утро­бы от неплод­ства и да­ро­ва­ни­ем сы­на Иса­а­ка и про­об­ра­зо­ва­ли Свя­тую Тро­и­цу: От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха (Быт.18).

Сии свя­тые, выс­шие семь Ан­ге­лов, из ко­их Ми­ха­ил есть пер­вый, а Гав­ри­ил вто­рой, из­древ­ле бы­ли, по бла­го­че­сти­во­му ра­зу­ме­нию свя­той Церк­ви, изо­бра­жа­е­мы на ико­нах и по­чи­та­е­мы со­зи­да­ни­ем во имя их хра­мов. О сем цер­ков­ная ис­то­рия по­вест­ву­ет сле­ду­ю­щее: Нече­сти­вый им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан[7], же­сто­кий го­ни­тель хри­сти­ан­ства, строя для се­бя в древ­нем Ри­ме ка­мен­ные тер­мы[8], по­ве­лел взять мно­же­ство хри­сти­ан и по­сы­лал их на ту ра­бо­ту, под стро­гою и неми­ло­сер­дою стра­жею, ко­то­рая му­чи­ла и удру­ча­ла свя­тых. Там мож­но бы­ло ви­деть по несколь­ко ты­сяч свя­тых стра­даль­цев, кои ра­бо­та­ли, об­ли­ва­ясь по­том и кро­вью, и мно­же­ство их там бы­ло по­губ­ле­но ме­чом и раз­лич­ны­ми каз­ня­ми за Хри­ста. Та­ким об­ра­зом, по­сред­ством се­го тяж­ко­го тру­да со­зда­лось зда­ние столь огром­ное и пре­крас­ное, как бы цар­ские па­ла­ты. Ко­гда же, по про­ше­ствии мно­гих лет, эл­лин­ское нече­стие вме­сте с ца­ря­ми сво­и­ми по­гиб­ло, а хри­сти­ан­ство, со вступ­ле­ни­ем на пре­стол ца­рей хри­сти­ан­ских, вос­тор­же­ство­ва­ло по всей все­лен­ной – то­гда ве­ру­ю­щие, жив­шие в Ри­ме, взи­рая на пре­крас­ные тер­мы Дио­кли­ти­а­но­вы, вспом­ни­ли, что это зда­ние по­стро­е­но ру­ка­ми хри­сти­ан, и, очи­стив его от скверн язы­че­ских, об­ра­ти­ли его в храм хри­сти­ан­ский во имя се­ми глав­ных небес­ных ду­хов, Ар­хан­ге­лов и Ар­хи­стра­ти­гов Ан­гель­ских сил: Ми­ха­и­ла, Гав­ри­и­ла, Ра­фа­и­ла, Ури­и­ла, Се­ла­фи­и­ла, Иегу­ди­и­ла и Вара­хи­и­ла.

Ри­му ста­ли под­ра­жать и дру­гие го­ро­да, как-то: Неа­поль в Кам­па­нии[9] и Па­лер­мо в Си­ци­лии[10], где так­же со­зда­ны бы­ли ка­мен­ные церк­ви во имя сих се­ми на­чаль­ству­ю­щих Ан­ге­лов. Ли­ца их изо­бра­же­ны бы­ли на дос­ках ико­но­пи­сью и мо­за­и­че­скою ра­бо­тою на сте­нах цер­ков­ных, и каж­дый из них от­ли­ча­ем был от про­чих осо­бен­ны­ми чер­та­ми, та­ин­ствен­но изо­бра­жав­ши­ми их неви­ди­мое слу­же­ние. Изо­бра­же­ния Ан­ге­лов бы­ли там сле­ду­ю­щие: Свя­той Ми­ха­ил изо­бра­жен был по­пи­ра­ю­щим но­га­ми Лю­ци­фе­ра[11] и дер­жа­щим в ле­вой ру­ке зе­ле­ную фини­ко­вую ветвь, а в пра­вой – ко­пье, на вер­ху ко­е­го – бе­лая хо­ругвь с вы­ткан­ным на ней крас­ным кре­стом[12]; Свя­той Гав­ри­ил изо­бра­жен был дер­жа­щим в пра­вой ру­ке фо­нарь с за­жжен­ною внут­ри све­чою, а в ле­вой – ка­мен­ное зер­ца­ло из зе­ле­но­го яс­пи­са, по ме­стам с крас­ны­ми кра­пи­на­ми[13]. Свя­той Ра­фа­ил изо­бра­жен дер­жа­щим в ле­вой ру­ке немно­го под­ня­тый со­суд с вра­чеб­ны­ми сред­ства­ми, пра­вою же – ве­ду­щим от­ро­ка То­вию, несу­ще­го пой­ман­ную в ре­ке Тиг­ре ры­бу[14]. Свя­той Ури­ил изо­бра­жен дер­жа­щим про­тив гру­ди в пра­вой ру­ке об­на­жен­ный меч, а в ле­вой, опу­щен­ной вниз, – пла­мень ог­нен­ный[15]. Свя­той Се­ла­фи­ил изо­бра­жен с ли­цом и оча­ми, скло­нен­ны­ми вниз, и с ру­ка­ми, при­жа­ты­ми к гру­ди, как то бы­ва­ет у че­ло­ве­ка, уми­лен­но мо­ля­ще­го­ся. Свя­той Иегу­ди­ил изо­бра­жен дер­жа­щим в пра­вой ру­ке зо­ло­той ве­нец, а в ле­вой бич из трех чер­ных ве­ре­вок с тре­мя кон­ца­ми[16]. Свя­той Вара­хи­ил изо­бра­жен несу­щим на гру­ди сво­ей на одеж­де бе­лые ро­зы[17].
В изложении святителя Димитрия Ростовского

При­ме­ча­ния
[1] День празд­но­ва­ния в честь Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла на­зван днем «Со­бо­ра» по­то­му, что хри­сти­ане в этот день со­би­ра­ют­ся вме­сте сла­вить свя­щен­ны­ми пес­ня­ми свя­то­го Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла.
[2] Св. Про­кл, пат­ри­арх Ца­ре­град­ский, жил в V в. и про­сла­вил­ся как за­щит­ник пра­во­сла­вия про­тив несто­ри­ан­ства.
[3] Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит – знат­ный афи­ня­нин, член афин­ско­го аре­о­па­га, об­ра­щен­ный в хри­сти­ан­ство про­по­ве­дью св. апо­сто­ла Пав­ла. Из со­чи­не­ний Ди­о­ни­сия Аре­о­па­гия осо­бен­но за­ме­ча­тель­ны «Περί της ουράνιας ιεραρχίας» («О небес­ной иерар­хии») и «Περί της εκκλησιαστικής ιεραρχίας» («О цер­ков­ной иерар­хии»).
[4] Св. Иоанн Да­мас­кин – за­ме­ча­тель­ней­ший хри­сти­ан­ский пес­но­пи­сец и бо­го­слов VIII ве­ка. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся св. Цер­ко­вью 4 де­каб­ря.
[5] Се­да­лен 3 гла­са.
[6] Свя­той Гри­го­рий Двое­слов, па­па Рим­ский, жил в VI в. Са­мое за­ме­ча­тель­ное из его со­чи­не­ний «Regula pastoralis» («Пра­ви­ло пас­тыр­ское»), трак­ту­ю­щее о том, ка­ков дол­жен быть пас­тырь и как он дол­жен ис­пол­нять свои обя­зан­но­сти. На­име­но­ва­ние «Двое­слов» усво­е­но ему за его со­чи­не­ние «Диа­лог о жиз­ни ита­льян­ских от­цов», где рас­сказ ве­дет­ся как бы дву­мя ли­ца­ми.
[7] Дио­кли­ти­ан, рим­ский им­пе­ра­тор, цар­ство­вал с 284 по 305 г. и управ­лял Во­сточ­ною по­ло­ви­ною Рим­ской им­пе­рии, За­пад­ною же по­ло­ви­ною управ­лял друг его Мак­си­ми­ан.
[8] Тер­мы – об­ще­ствен­ные ба­ни, ко­то­рые в Ри­ме устра­и­ва­лись с осо­бен­ным ве­ли­ко­ле­пи­ем. При ба­нях бы­ли ме­ста и для гим­на­сти­че­ских упраж­не­ний.
[9] Кам­па­ния – про­вин­ция в юж­ной Ита­лии. Эта про­вин­ция за­ме­ча­тель­на тем, что здесь впер­вые бы­ли от­ли­ты ко­ло­ко­ла для цер­ков­но­го упо­треб­ле­ния, по­че­му они и на­зы­ва­ют­ся в цер­ков­ном Уста­ве «кам­па­на­ми» (по име­ни про­вин­ции).
[10] Си­ци­лия – один из боль­ших ост­ро­вов Сре­ди­зем­но­го мо­ря.
[11] Лю­ци­фер (Lucifer) – «све­то­но­сец», ден­ни­ца, утрен­няя звез­да. В пе­ре­нос­ном смыс­ле это на­зва­ние усво­я­ет­ся пер­во­му пад­ше­му ан­ге­лу – диа­во­лу.
[12] Бе­лая хо­ругвь, укра­ша­ю­щая ко­пье св. Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, обо­зна­ча­ет его свя­тость и чи­сто­ту, а крест зна­ме­ну­ет, что бес­плот­ные си­лы ве­дут борь­бу с цар­ством мра­ка и тьмы во имя Кре­ста и Име­ни Хри­сто­вых.
[13] Зер­ца­ло обо­зна­ча­ет, что св. Ар­хан­гел Гав­ри­ил есть вест­ник су­деб Бо­жи­их о спа­се­нии ро­да че­ло­ве­че­ско­го, фо­нарь же со све­чою зна­ме­ну­ет, что судь­бы Бо­жии бы­ва­ют со­кры­ты до вре­ме­ни ис­пол­не­ния их и по са­мом ис­пол­не­нии по­сти­га­ют­ся толь­ко те­ми, кто неуклон­но смот­рит в зер­ца­ло сло­ва Бо­жия и сво­ей со­ве­сти.
[14] Св. Ра­фи­ил, по ве­ро­ва­нию Церк­ви, ис­пра­ши­ва­ет у Бо­га по­мощь и ис­це­ле­ние всем страж­ду­щим.
[15] Это зна­ме­ну­ет осо­бен­но силь­ную рев­ность по Бо­ге се­го Ар­хан­ге­ла.
[16] Этим зна­ме­ну­ет­ся на­гра­да от Бо­га бла­го­че­сти­вым и свя­тым лю­дям и на­ка­за­ние греш­ни­кам.
[17] Св. Вара­хи­ил яв­ля­ет­ся как бы пред­вест­ни­ком бла­жен­ства и нескон­ча­е­мо­го ми­ра в Цар­ствии Небес­ном.

Священномученик Ириней Сирмийский (+304)

Свя­щен­но­му­че­ник Ири­ней по­стра­дал во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при рим­ских им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане и Мак­си­ми­ане (284–305).

Он был пре­сви­те­ром, вме­сте с же­ной вос­пи­ты­вал де­тей в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии и поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем за свою об­ра­зо­ван­ность и стро­гий об­раз жиз­ни.

Поз­же он был по­став­лен епи­ско­пом в го­род Сир­мий в Пан­но­нии (совре­мен­ная Вен­грия). За го­ря­чую про­по­ведь Хри­сто­вой ве­ры он был схва­чен и пред­стал пе­ред пра­ви­те­лем Про­бом. За от­каз от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам свя­то­го пре­да­ли на му­че­ния. Оче­вид­ца­ми ис­тя­за­ний бы­ли ро­ди­те­ли, род­ствен­ни­ки и дру­зья свя­ти­те­ля, ко­то­рые пы­та­лись уго­во­рить его по­ко­рить­ся, но му­че­ник оста­вал­ся непре­кло­нен. По­сле же­сто­ких му­че­ний свя­той ис­по­вед­ник дол­го на­хо­дил­ся в тем­ни­це. Проб пы­тал­ся сло­мить во­лю му­че­ни­ка, уго­ва­ри­вая его по­ща­дить свою жизнь ра­ди сы­но­вей. Но му­че­ник от­ве­тил: «Сы­но­вья мои ве­ру­ют в Бо­га, Ко­то­рый по­за­бо­тит­ся о них, ме­ня же ни­что не за­ста­вит от­речь­ся от мо­е­го Хри­ста». Пра­ви­тель при­ка­зал бро­сить свя­то­го в ре­ку. Му­че­ни­ка при­ве­ли на мост через ре­ку Са­ву, где он, став на ко­ле­ни, в по­след­ний раз об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Гос­по­ду о пастве Сир­мий­ской Церк­ви. По­сле мо­лит­вы свя­щен­но­му­че­ни­ка Ири­нея обез­гла­ви­ли, а те­ло бро­си­ли в ре­ку.

Преподобный Васи́лий Новый, Константинопольский

Пре­по­доб­ный Ва­си­лий в мо­ло­до­сти оста­вил мир и под­ви­зал­ся в пу­стын­ном ме­сте. Од­на­жды его, об­рос­ше­го, в ру­би­ще, уви­де­ли про­ез­жав­шие ми­мо при­двор­ные ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра и бы­ли встре­во­же­ны его стран­ным ви­дом. За­по­до­зрив нелад­ное, они схва­ти­ли по­движ­ни­ка и при­ве­ли в го­род, где пат­ри­ций Са­мон учи­нил ему до­прос. На во­прос, кто он, свя­той от­ве­чал толь­ко, что он при­ше­лец и стран­ник на зем­ле. Пре­по­доб­но­го под­верг­ли тяж­ким пыт­кам, но он тер­пел мол­ча, не же­лая рас­ска­зы­вать о сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Са­мон, по­те­ряв тер­пе­ние, спро­сил свя­то­го Ва­си­лия: «Нече­сти­вец, дол­го ли ты бу­дешь скры­вать, кто ты и от­ку­да?» На это свя­той про­зор­ли­вец от­ве­тил: «Нече­сти­вы­ми сле­ду­ет на­зы­вать тех, кто по­доб­но те­бе про­во­дит жизнь во вся­кой нечи­сто­те». По­сле пуб­лич­но­го об­ли­че­ния Са­мон в гне­ве ве­лел по­ве­сить свя­то­го вниз го­ло­вой со свя­зан­ны­ми за спи­ной ру­ка­ми и но­га­ми. Пыт­ка бы­ла на­столь­ко же­сто­кой, что оче­вид­цы ее ста­ли роп­тать на Са­мо­на. Ко­гда по­сле трех­днев­но­го ис­тя­за­ния свя­то­го по­движ­ни­ка сня­ли, он ока­зал­ся жив и невре­дим. Это чу­до Са­мон при­пи­сал вол­шеб­ству и от­дал свя­то­го Ва­си­лия на рас­тер­за­ние го­лод­но­му льву. Од­на­ко лев не тро­нул свя­то­го и мир­но улег­ся у его ног. Са­мон в бес­си­лии при­ка­зал уто­пить бла­жен­но­го Ва­си­лия в мо­ре, но два дель­фи­на под­хва­ти­ли свя­то­го и вы­нес­ли на бе­рег в пред­ме­стье Кон­стан­ти­но­по­ля, Ев­до­ме. Пре­по­доб­ный во­шел в го­род, где око­ло Зо­ло­тых во­рот встре­тил боль­но­го че­ло­ве­ка по име­ни Иоанн, стра­дав­ше­го ли­хо­рад­кой. Свя­той Ва­си­лий ис­це­лил боль­но­го име­нем Спа­си­те­ля и по прось­бе Иоан­на остал­ся жить у него. К бла­жен­но­му при­хо­ди­ли и мно­го­чис­лен­ные ве­ру­ю­щие за со­ве­та­ми и на­став­ле­ни­я­ми, а так­же по­лу­чить по его свя­тым мо­лит­вам ис­це­ле­ние от бо­лез­ней. Пре­по­доб­ный Ва­си­лий, об­ла­дав­ший да­ром про­зре­ния, об­ли­чал греш­ни­ков, об­ра­щая их на путь по­ка­я­ния, пред­ска­зы­вал гря­ду­щие со­бы­тия. Сре­ди по­се­щав­ших свя­то­го был Гри­го­рий, ко­то­рый стал его уче­ни­ком и впо­след­ствии на­пи­сал по­дроб­ное жи­тие сво­е­го учи­те­ля. Од­на­жды в го­сти­ни­це Гри­го­рий на­шел до­ро­гой по­яс, об­ро­нен­ный до­че­рью хо­зя­и­на. Он ута­ил его с тем, чтобы про­дать, а день­ги раз­дать ни­щим. Од­на­ко по пу­ти до­мой вме­сте с дру­ги­ми ве­ща­ми он по­те­рял и по­яс. Во сне он по­лу­чил вра­зум­ле­ние от свя­то­го Ва­си­лия, по­ка­зав­ше­го ему раз­би­тый гор­шок со сло­ва­ми:

«Ес­ли кто укра­дет да­же та­кую негод­ную вещь, бу­дет на­ка­зан вчет­ве­ро. Ты ута­ил чу­жой по­яс и бу­дешь осуж­ден как вор. Ты дол­жен воз­вра­тить най­ден­ное».

Ко­гда скон­ча­лась при­слу­жи­вав­шая пре­по­доб­но­му Ва­си­лию свя­тая Фе­о­до­ра, Гри­го­рий очень хо­тел узнать о ее за­гроб­ной жиз­ни и ча­сто про­сил свя­то­го по­движ­ни­ка от­крыть ему это. По мо­лит­вам бла­жен­но­го Гри­го­рий уви­дел во сне ста­ри­цу Фе­о­до­ру, ко­то­рая рас­ска­за­ла ему, как ду­ша ее про­хо­ди­ла мы­тар­ства по­сле смер­ти и как ей по­мог­ла си­ла мо­литв бла­жен­но­го Ва­си­лия (па­мять пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры Ца­ре­град­ской 30 де­каб­ря).

Пре­по­доб­ный Ва­си­лий скон­чал­ся око­ло 944 го­да в воз­расте ста де­ся­ти лет.
Цер­ковь на­зы­ва­ет его Но­вым, от­ли­чая от дру­гих по­движ­ни­ков, но­сив­ших то же имя и жив­ших до него.

26 мучеников готских

Свя­тые му­че­ни­ки Ва­фу­сий и Верк, пре­сви­те­ры, Ар­пи­ла мо­нах, ми­ряне: Авив, Агн, Ре­ас, Ига­фракс, Ис­кой, Си­ла, Си­гиц, Со­ни­рил, Су­им­вл, Ферм, Филл, Кон­станс, ца­ре­вич Ага­фон и му­че­ни­цы: Ан­на, Ал­ла, Ла­ри­са, Мо­и­ко, Ма­ми­ка, Уир­ко, Ани­ма­и­са (Ани­ма­и­да), Га­а­фа, ца­ри­ца Готф­ская, и Дук­ли­да, ца­рев­на Готф­ская, по­стра­да­ли око­ло 375 го­да при ко­ро­ле Ун­ге­ри­хе, пре­сле­до­вав­шем хри­сти­ан. Ко­роль при­ка­зал под­жечь храм во вре­мя бо­го­слу­же­ния. В пла­ме­ни по­жа­ра по­гиб­ло 308 че­ло­век, из чис­ла ко­то­рых из­вест­ны име­на два­дца­ти од­но­го му­че­ни­ка. Вдо­ва готф­ско­го ко­ро­ля Ал­ла со сво­ей до­че­рью Дук­ли­дой со­бра­ла остан­ки свя­тых му­че­ни­ков и пе­ре­вез­ла их в Си­рию. За­тем она воз­вра­ти­лась на ро­ди­ну, где через неко­то­рое вре­мя бы­ла по­би­та кам­ня­ми и му­че­ни­че­ски скон­ча­лась вме­сте со сво­им сы­ном Ага­фо­ном. Мо­щи свя­тых му­че­ни­ков оста­ва­лись у Дук­ли­ды, ко­то­рая во вре­мя цар­ство­ва­ния Ва­лен­ти­ни­а­на II (364–375) и Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (393–395) при­шла в Ки­зик и пе­ре­да­ла часть мо­щей на освя­ще­ние хра­ма. Кон­чи­на пра­вед­ной Дук­ли­ды бы­ла мир­ной.

Преподобный Малх был единственным сыном земледельца, жившего неподалеку от Антиохии Сирийской. По достижении совершеннолетия родители стали принуждать его жениться, но Малх тайно удалился из родительского дома и принял монашеский постриг в одном из монастырей, где проходил послушание в течение многих лет.

Узнав о смерти своего отца, он решил посетить овдовевшую мать. Игумен обители не благословил намерение инока, однако Малх ослушался и, присоединившись к группе путников, направился в родные места. В пути на них напали сарацины, всех взяли в плен и обратили в рабов.

Хозяин Малха принудил его жениться на одной из рабынь. Святой Малх, по взаимному согласию с женой, сохранил обет целомудрия. Со своей духовной супругой он бежал из плена. Хозяин преследовал их, но беглецы укрылись в пещере, оказавшейся логовом львицы. Львица не тронула беглецов, но растерзала преследователей.

Святой Малх, исполняя просьбу жены, отправил ее в женский монастырь, а сам возвратился в свою обитель. Игумена он уже не застал в живых. Никогда больше преподобный Малх не покидал стен обители. Он часто рассказывал в назидание монахам о своих злоключениях, происшедших от непослушания. До конца своей жизни преподобный Малх смиренно подвизался в монастыре, где мирно скончался (IV).

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.019887924194336 сек.