28/03/2024 15:25:09
 |
16 марта по старому стилю / 29 марта по новому стилю пятница Седмица 2-я Великого поста. Глас 1. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Мч. Сави́на (287). Мч. Папы (305–311). Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516). Ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, папы Римского (119). Мч. Иулиана Аназа́рвского (305–311). Сщмчч. Трофима и Фа́ла, пресвитеров Лаодики́йских (ок. 300).
Литургия Преждеосвященных Даров.
На 6-м часе: Ис. VII, 1–14. На веч.: Быт. V, 32 – VI, 8. Притч. VI, 20 – VII, 1.
Кондак мученика Савина, глас 2: Боже́ственная прозябе́ния,/ цвет неувяда́ющий,/ розга́ многопло́дная, богоно́се Сави́не,/ и́же ве́рою чту́щих па́мять твою́/ весе́лия твоего́ испо́лни// и моли́ся непреста́нно о всех нас.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно - личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, - будет человек духовен, если она на стороне плоти - будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!
 |
Мч. Савин Гермопольский. Русь. XVI |
Город Гермополь в Египте был отечеством мученика Савина. Святой славился во всей стране и был правителем в своем городе. По причине гонения, воздвигнутого на христиан в царствование Диоклитиана, когда многие христиане были мучимы и умерщвляемы, святый Савин тайно ушел из Гермополя, укрывшись в одном отдаленном селении вместе с прочими христианами. Поселившись в небольшом доме, он проводил в посте и молитвах все дни и ночи.
Служители же идолов ревностно искали правителя Гермопольского, чтобы подвергнуть его мучениям, но нигде не находили. Но вот один нищий, приходивший за милостынею к блаженному Савину и получавший из рук его все потребное, взяв пример с предателя Иуды, пришел к язычникам и сказал: “Что дадите мне, чтобы я показал вам Савина?” Они дали ему две златницы. Затем пошли за ним, дошли до дома, где жил святой, окружили его и постучали в дверь. В это время со святым Савином было шесть христиан. Подумав, что это пришел кто-либо из братий, они открыли дверь.
Тогда язычники быстро вошли в дом, взяли всех и связали. Святого же Савина связали двумя тяжелыми цепями и затем привели на суд к игемону той страны, именем Ариану.
Святого Савина долго расспрашивали и много раз принуждали к принесению жертвы идолам. Но он не отвергся Христа. Вследствие этого он был жестоко мучим. Его терзали острым железом, жгли огнем, но святой все стерпел ради своего Господа. Ничего не добившись, мучители утопили святого Савина в реке Нил.
Так неколебимый мученик окончил свой подвиг и отошел к Подвигоположнику Христу, чтобы принять от Него венец победы. Смерть святого последовала в 287 году.
Вместе с ним были мучимы и прочие шесть христиан; и они награждены были от Господа на небеси одинаковой с Савином славой. Церковь прославляет мученика Савина как “заблудших наставника, молитвенника грешников”, “источника чудес приснотекущего, подвижника добляго”.
 |
Святитель Серапион Новгородский |
Святитель Серапион Новгородский, Родился в подмосковном селе Пехорке и с юных лет стремился к иночеству. По воле родителей вступил в брак, принял сан священства, но через год овдовел и принял пострижение в Дубенском Успенском монастыре. За добродетельную жизнь был избран игуменом обители и так много потрудился для нее, что впоследствии она стала называться его именем – Серапионовой пустынью.
Желая предаться более строгим подвигам, святой слагает с себя настоятельство и переходит в Троице-Сергиеву Лавру, в которой в 1495 г. становится игуменом. Святой пользовался большим уважением великого князя Иоанна Васильевича, и известно, что по его ходатайству он помиловал троих осужденных на смертную казнь боярынь.
Присутствуя на Соборе (1504 г.), святитель горячо отстаивал церковные и монастырские имения как средство благотворительности.
В 1506 г. хиротонисан в архиепископа Новгородского. Во время большого пожара в Новгороде, в 1508 г., святитель своими слезными молитвами умолил Господа о его прекращении.
Много бед перенес святитель Серапион: в 1509 г. он был лишен кафедры и сослан в московский Андроников монастырь. В 1511 г. св. Серапион переселяется в Троице-Сергиеву Лавру, где в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы проводит последние годы жизни, сподобившись от Господа дара прозорливости и чудотворения.
Приняв схиму, святитель мирно скончался 16 марта 1516 г. Нетленные мощи его были обретены 7 апреля 1517 г. и доныне почивают под спудом в Серапионовой палате у Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре.
Господь прославил своего угодника даром чудотворения как при жизни, так и по смерти: однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого, который много лет ползал на ногах и руках, опираясь на деревяшки.
В 1608 г., во время осады Лавры поляками, многие иноки и миряне видели его в святительском облачении, пришедшего в храм помолиться о своей обители.
 |
Святой мученик Папа |
Святой мученик Папа жил в городе Ларанде (Малая Азия) в царствование Максимиана (305–311). Его судили и пытали за веру во Христа, затем в сапогах со вбитыми внутрь острием гвоздями вели для повторного суда в город Диокесарию и далее в Селевкию Исаврийскую. Святой Папа скончался привязанным к бесплодному дереву, которое стало плодоносить.
 |
Святые мученики Трофим, Савватий и Доримедонт |
Святые мученики Трофим и Фал, родные братья-пресвитеры, служили в Лаодикии Карийской. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284–305) и его соправителе Максимиане (284–305) братья были взяты под стражу и предстали перед правителем Асклипиодотом. Он велел побить святых братьев камнями, но камни, которые бросали в святых, летели назад и поражали тех, кто их бросал. После вторичного допроса святые братья были приговорены к распятию. Идя на казнь, они прославляли Бога за то, что сподобились, как и Спаситель, крестной смерти. Дивные свидетели Божии, и вися на кресте, продолжали свою проповедь, а их мужественная мать стояла у подножья крестов. Одна иудеянка, поклонившись святым, воскликнула: «Блаженны матери, родившие таких сыновей». Когда мученики предали свой дух Богу, тюремный страж рассказал, что видел души святых братьев, возносившиеся на небо в сопровождении трех Ангелов. Народ всю ночь не отходил от тел святых мучеников. Утром на место казни пришла жена мучителя Асклипиодота с благовониями и драгоценным покровом. Она рассказала народу, что ночью видела во сне святых мучеников и Ангелов, посланных для наказания ее мужа.
Мать мучеников и два христианина, по имени Зосима и Артемий, похоронили святых братьев в их родном городе Стратонике. Мучитель же Асклипиодот вскоре заболел и умер ужасной смертью.
 |
Святой Аристовул, апостол от 70 |
Святой апостол из 70-ти Аристовул, епископ Вританийский (Британский), родился на Кипре. Вместе со своим братом, святым апостолом из 70-ти Варнавой, он сопровождал святого апостола Павла в его путешествиях. Святой Аристовул упоминается в Послании апостола Павла к Римлянам (Рим. 16, 10). Апостол Павел поставил святого Аристовула во епископа и послал его на проповедь Евангелия в Британию, где он многих обратил ко Христу, за что претерпел гонения со стороны язычников. Скончался святой Аристовул в Британии. Память его также 31 октября и 4 января в Соборе 70 апостолов.
Священномученик Александр, папа Римский, занимал папский престол в течение 10 лет. Он был заживо сожжен 3 мая 119 года по повелению императора Адриана (117–138).
Священномученик Иулиан Аназарвский пострадал за Христа в Антиохии Сирийской при императоре Максимиане Галерии (305–311). Мощи его при святителе Иоанне Златоусте (407) прославились чудесами. Святитель Иоанн Златоуст говорит о мученике в 47-й беседе. |
Всего комментариев: 1 2024/03/29, 06:40:59
/Бог не пребывает там, где царит плоть/
Мы, христиане, говорим, что любим навсегда Тебя, Господь Христос,
мы говорим уверенно и до самозабвения, что Ты в душе у нас живёшь,
что - избранные дети мы Твои, о, наш Творец, что - "соль Земли".
Но как же получается, что страшно нам? - о, Сердцеведец, страшно нам в ночИ,
и страшно нам, когда мерещятся по вечерам мелькающие тени за углом,
и страшно нам, когда наедине с покойником приходится побыть,
и страшно нам, когда кусают комары и оводы, и змеи с скорпионами,
и страшно нам, когда болеют детки наши малые - нам страшно - Господи, спаси.
Благодаренье Промыслу Святому Твоему - оставил нам писания святых
подвижников, которые(из опыта духовного) нам показали в чём причина страхований номинальных христиан, отмахивающихся от несенья своего креста(а мы такие-то и есть).
И вот теперь, когда повсюду на планете крики ужаса, и боль, и кровь застигли нас врасплох;
и не находим мы нигде "спасающего", выдуманного лжеидола(любимого божка);
невольно, только-только начинаем сознавать, что ложно говорили о любви к Тебе - о, Боже, нас прости.
Осознавая это, мы раскаиваемся в том легкомыслии, беспечности и призываем Милость Божию - прости, помилуй нас, о,Спасе наш,
терпения нам, недостойным, дай в скорбях последних дней,
очисти души наши, сладострастные, как знаешь Сам,
очисти всё внутри сердечной - всё, чего не видим тайного в себе,
мы веруем - сие возможно лишь Тебе, Зиждитель Иисус.
Павел
Добавить комментарий:
|