16/03/2024 06:14:40 Кончается «широкая Масленица», и уже совсем близко – всего два дня – до начала самого строгого поста, дороги к Пасхе. Готовя православных к будущему поприщу, Церковь напоминает о подвиге поста, молитвы, борьбы со страстями тех, кто уже прошел земной путь и ныне – в Царстве Небесном. Кто же они, кого чествуют как «преподобных»?
|
преподобные отцы Церкви |
Празднование в субботу сырной седмицы Оно имеет древнее происхождение – как и сам Великий Пост. Первые упоминания о «памяти преподобных постников, иерархов и священномучеников» встречаются еще в Уставе Великой церкви Святой Софии в Константинополе, в VI в.
На рубеже VII-VIII вв. игуменом Студийского монастыря, Феодором, написан особый канон этого дня, где перечисляются все поминаемые святые по именам – всего их более 80. Все ли это чтимые святые? Конечно, нет – хотя бы потому, что ныне в числе преподобных – имя и самого прп. Феодора, автора канона, и еще десятков других угодников Божиих вплоть до канонизированных в последние десятилетия. А сколько еще есть святых, пока не явленных миру, подвиг которых известен лишь Богу? Вот почему в нынешнем церковном календаре эта память значится просто как «Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших». И, хотя в названии празднования речь идет об «отцах», чтятся в этот день и преподобные жены, чьи подвиги – назидание всем верующим.
В чем суть дня Она в том, чтобы: во-первых, попросить молитвенной помощи святых, их благословения на грядущую Святую Четыредесятницу; во-вторых, приготовить верующих к грядущему постному подвигу, вдохновить их примерами подвижников: не случайно в каноне дня прп. Феодор Студит перечислял их буквально поименно.
Преподобный – кто это в православии Греческого аналога у слова нет: всех святых на этом языке с первых веков христианства именовали «άγιος» («агиос») или «õσιος» («осиос»), то есть освященный, чистый, приобщенный к Богу.
С IV в., когда начинается формирование монашества, возникает и особое почитание святых, совершавших подвиг служения Богу вдали от суеты мира, тех, кто пренебрег всем, что в этой жизни дорого человеку, ради Царства Небесного. Святые отцы первых веков называли этих угодников Божиих «подвижниками», «исповедниками», «добровольными мучениками». О других, духовных учителях монахов и часто мирян говорили также «старец» или «старица». Но четко определенного наименования этого «лика» святости не было.
И даже в богослужебных текстах, переведенных на славянский с греческого, можно и до наших дней увидеть, что «преподобными» называют не только монахов, но и некоторых епископов, например, свт. Иоанна Златоуста: «Иоанне Златоусте, всеблаженне, преподобне,» – так обращается к нему Церковь. Иных же подвижников-монахов традиционно именовали не «преподобными», а «блаженными», например, Иеронима Стридонского.
Потребность выделить особые группы святых по характеру их жизни и подвигов появилась с умножением количества прославленных угодников Божиих. Мученикам, преподобным, праведным (так стали называть святых мирян) и другим «ликам» угодников Божиих стали писаться общие тропари, кондаки, другие песнопения.
Вероятно, традиция делить святых на лики – чины святости – сложилась уже к IX в., когда христианскую веру стали принимать на славянских землях. Именно тогда свв. Кирилл и Мефодий и перевели с греческого именование чина подвижников-монахов как «преподобные», то есть те, кто всю жизнь стремился уподобиться Христу в подвигах веры, любви, самоотречения – и действительно получил желаемое.
Самый первый преподобный, самый знаменитый, юный, последний… Считается, что первым монахом был прп. Павел Фивейский, уединенно подвизавшийся в пустыне Египта и умерший в 91 год. Святой не имел учеников, и лишь перед кончиной мир узнал о нем благодаря тому, что его нашел другой преподобный, Антоний Великий, который считается основателем монашества – ведь у него были десятки и последователей.
Среди других знаменитых преподобных: - Ефрем Сирин, создатель великопостной покаянной молитвы; - Иоанн Лествичник, чья книга «Лествица» стала настольной для каждого монаха; - Мария Египетская, грешница, более 40 лет прожившая в пустыне, достигшая святости – ее Церковь особо будет поминать на 5 седмице Великого Поста; - в России – конечно, «игумен всея Руси», прп. Сергий Радонежский, Киево-Печерские преподобные, Серафим Саровский, множество других подвижников.
Святые становились монахами иногда в зрелом возрасте, как прп. Павел Фивейский, иногда – совсем юными:
очень молодым пришел в монастырь смиреннейший ученик прп. Дорофея, Досифей Палестинский; почти ничего не зная о церковной и монашеской жизни, он так горел любовью ко Христу и жаждой спасения, что в короткое время достиг святости и отошел ко Христу;
- наверное, самый юный из святых монахов в России – прп. Иов Почаевский, который, согласно его житию, принял иночество уже в 12 лет (!) после двухлетнего послушничества; этому юному иноку суждена была долгая земная жизнь – он умер в 1651 г., когда ему было больше ста лет.
Немало новых преподобных, прославленных в чине мучеников, появилось в русском церковном календаре в 1990-е – 2000-е гг., когда были прославлены святые иноки и инокини, засвидетельствовавшие свою веру в годы гонений. К лику преподобных Церковь причислила и тех, кто был послушником и не успел до революции принять монашество – однако, и с началом гонений сохранил твердость веры и христианскую жизнь. Среди таких новомучеников и исповедников очень много святых жен.
Из преподобных, прославленных буквально в последние годы – любимый многими афонский старец Паисий Святогорец, чьи книги и до наших дней оказывают духовную помощь тысячам христиан.
Служба в храме Она начинается вечером пятницы, накануне. Это службы Вечерни, Утрени и Первого Часа. На них впервые звучат песнопения преподобным, а за Утреней – знаменитый канон прп. Феодора Студита, в котором поименно называются святые подвижники.
В разных храмах существуют различные традиции, касающиеся цветов облачения священников, диаконов и пономарей:
оно может быть золотистым, то есть таким, как в любой будничный день; есть также практика служения в фиолетовых, «постных» облачениях, ведь Церковь поминает подвижников-аскетов накануне Святой Четыредесятницы.
Что поют на клиросе Это особые песнопения в честь святых:
за вечерней службой – стихиры, посвященные основателям монашества, тропари и кондаки преподобным; за литургией – вместо «Блаженных» (заповеди блаженства из Нагорной проповеди Спасителя) звучат фрагменты третьей и шестой песней канона прп. Феодора Студита, который читался накануне; поются также тропари и кондаки святым.
Тропарь, кондак, величание Тропарь Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш.
Кондак Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели / богоносных собор уяснил еси, подсолнечную осиявающия. / В мире совершенном тех молитвами, / Тебе славящия и величающия сохрани, поющия Ти, Господи: / Аллилуия.
Величание Ублажа́ем вас,/ преподо́бные отцы́,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ наста́вницы мона́хов// и собесе́дницы А́нгелов.
Апостол дня В эту субботу читаются два отрывка:
из 14 главы Послания к Римлянам Апостола Павла, в которой св. Павел увещевает христиан не осуждать братий за «пищу и питие», снисходить к их немощам, не кичиться собственным постничеством и мнимой «праведностью», говоря: «Ради пищи не разрушай дела Божия»; из его же Послания к Галатам; он посвящен преподобным, ведь здесь говорится: «Братие, плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми…»; это и есть суть подвига святых.
Евангелие дня И вновь – два чтения, оба – из св. Матфея:
первое – наставление Господа не надмеваться своими молитвами или добрыми делами, но делать их втайне; звучат многим известные слова: «… Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя. Яко да будет милостыня твоя втайне: и Отец твой, видяй втайне, Той воздаст тебе яве…»;
второе – посвященное преподобным: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». Это легкое иго и пронесли через земную жизнь все святые.
Икона дня В храмах нередко можно увидеть образ «Собора всех преподобных мужей и жен в подвиге просиявших». Это изображение большого количества иноков и инокинь, по центру образа часто пишется Матерь Божия, а иногда Её изображение можно увидеть над святыми, в облаках.
О чем и кому молиться дома в день памяти Православные, готовящиеся к поприщу Великого Поста, прежде всего, испрашивают благословения и молитвенной помощи на его прохождение. Тем, кто одержим страстями, серьезными грехами, стоит попросить сугубых молитв преподобных о своем духовном исцелении. А если среди преподобных подвижников есть особенно любимый – что ж, это самое время особенно помолиться ему или ей, прочитать канон, акафист, обратиться своими словами, прося поддержки.
Всего два дня – и в храме зазвучат покаянные песнопения, и верующие начнут проходить долгий путь смирения, терпения – ведущий к Пасхе. Да не унываем на этой дороге, ведь с нами – наши святые помощники и духовные наставники.
Наталия Сазонова, Православие Сегодня
|