Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе. Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, ...
На главную Новости Мирянин, избраный патриархом
Мирянин, избраный патриархом
19/02/2024 05:57:50

Церковное служение святителя Фотия, Патриарха Константинопольского, пришлось на вторую половину IX века — период, когда была окончательно побеждена ересь иконоборчества, но на смену ей пришла смута политическая: перевороты следовали один за другим, сын предавал мать, друг убивал друга… В этом водовороте земных страстей византийский Патриарх должен был защитить православную веру от еретических нововведений Рима, который в результате длительной иконоборческой смуты потерял духовную и культурную связь с Византией. Для этого святителю Фотию понадобились все его блестящие дарования ученого, политика и богослова. Память этого святого мы отмечаем 19 февраля.

святитель Фотий, патриарх Константинопольский


От чтеца до епископа за шесть дней
856 год. Славное правление императрицы Феодоры увенчалось полным восстановлением иконопочитания, но закончилось печальным образом: ее сын Михаил сверг свою мать с престола и, получив неограниченную свободу, предался пороку пьянства, за что и получил неблагозвучное прозвище Пьяница. Подлинным правителем империи стал его дядя — Варда. В результате всех этих драматических событий был низложен в 858 году Патриарх Игнатий — императору Михаилу III и стоящему за ним Варде нужен был свой ставленник на Константинопольской кафедре. Патриарха Игнатия оклеветали, обвинив в заговоре, и вынудили — по некоторым сведениям, самыми жесткими мерами — подписать отречение от патриаршества. Будущий святитель Фотий — блестящий ученый, преподающий в университете логику, диалектику, историю философии, математику и богословие, чиновник и дипломат, в то время не помышлял о духовном поприще и даже не имел священнического сана. Однако выбор пал именно на его кандидатуру, и ему пришлось за шесть дней пройти путь от чтеца до епископа. Интронизация состоялась 25 декабря 858 года. Конечно, столь странные обстоятельства возведения на престол нового Патриарха усилили раскол в обществе. И хотя святитель Фотий обладал большим авторитетом, часть верующих встала на сторону гонимого прежнего Предстоятеля. По примеру борцов с ересью иконоборчества «игнатиане» в поисках истины стали искать поддержку в Риме.

Рим и Константинополь: война Соборов
Вот только Рим уже не был оплотом православной веры, как в те годы, когда императорская власть Византии железной рукой истребляла в народе почитание икон. Незадолго до интронизации святителя Фотия на римский престол взошел Папа Николай I, который стал активно проводить политику папской теократии. Он полагал, что вся власть, как духовная, так и светская, должна быть сосредоточена в руках римского понтифика, а Римская кафедра — престол святого Петра — возвыситься над всей вселенной. Папа Николай I не признал законности возведения Патриарха Фотия на престол и потребовал от императора созыва Собора. Понтифик был оскорблен не столько тем, как светская власть обошлась с Патриархом Игнатием, сколько тем, что отстранение произошло без ведома и благословения Рима.

Константинополь — скорее всего, по настоянию святителя Фотия, которого тяготила ситуация раскола — дал согласие на Собор. Он был созван, и там, в присутствии двух папских легатов, законность интронизации нового Предстоятеля была подтверждена. Папа Римский был в ярости! Он обвинил своих легатов в том, что их подкупили византийские царедворцы, и собрал новый Собор, на котором единолично низложил Патриарха Фотия. Но Восточная Церковь это решение не приняла. В этом клубке политических страстей было трудно заметить то, что смог заметить святитель Фотий, а именно, что претензии Рима на главенство имеют не сиюминутно-политическую подоплеку, а догматическое значение, касаясь сущности того, что есть Церковь. Властные амбиции Рима нарушали принцип соборности, представляли главой Церкви не Бога, а человека.

«Фотиево крещение» россов
18 июня 860 года к берегам Босфора неожиданно причалило около двухсот судов, на каждом из которых находилось около сорока человек, принадлежащих к «свирепому варварскому народу рос», как называет этих людей летопись. Пригород Константинополя был разграблен с невиданной жестокостью. Столица империи была хорошо укреплена с суши, но византийцы не ждали опасности с моря. Император Михаил III отправился со всем войском в поход против сарацин, поэтому в городе просто не осталось людей, которые могли бы противостоять набегу врага. «Жизнь наша догорала с последними лучами солнца, — вспоминал об этом событии святитель Фотий, — а заря бытия нашего поглощалась глубоким мраком смерти… вся надежда человеческая убыла из человеков и единственная надежда оставалась только у Бога». Жителям Константинополя оставалось уповать только на чудо — и Господь сотворил такое чудо по молитве верного Ему Патриарха. Святитель Фотий обошел стены города крестным ходом, непрестанно молясь об избавлении от опасности Божией Матери. Затем молящиеся подошли к морю и опустили в волны край Ризы Пресвятой Богородицы. Сразу после этого на море поднялась сильная буря, которая опрокинула несколько кораблей неприятеля. Испуганные россы отступили, а через некоторое время обратились в Константинополь с просьбой о Святом Крещении, что и было исполнено. Так состоялось первое крещение славян, которое вошло в историю под названием «Фотиево крещение». В сообщениях греческих хронистов не указывается, кто были эти воинственные россы, однако из других источников известно, что киевские князья Аскольд и Дир с боярами приняли крещение от византийского епископа в начале или середине 860-х годов, а значит, есть все основания предполагать, что Аскольд и Дир были среди тех россов, которые так и не смогли войти во врата Константинополя.

Славянский вопрос
Воинственные славянские племена необходимо было христианизировать. Этот вопрос требовал системного решения на государственном уровне, и здесь интересы Константинополя вновь пришли в конфликт с интересами Западной Церкви. На западе, в Великой Моравии, славянские просветители Кирилл и Мефодий столкнулись с гонениями со стороны немецкого епископата. А на юге, в Болгарии, возникла ситуация, вследствие которой самому святителю Фотию пришлось вступить в богословскую полемику с представителями папского престола.

Положение дел в Болгарии было сложным. Население этой страны — славянское, но правящая верхушка имела тюркское происхождение. И если болгарские славяне были в целом готовы принять крещение от восточных миссионеров, то элита относилась к инициативам Константинополя со страхом и недоверием. Между Римом и Константинополем шла нешуточная дипломатическая война за влияние на болгарского князя, который склонялся то на сторону Рима, то на сторону Византии. Как и любой правитель, он хотел укрепить свою власть и боялся, что принятие религии от Византии лишит его политической самостоятельности. Это была далеко не лучшая ситуация для константинопольской политики, но именно этот фактор заставил святителя Фотия внимательнее приглядеться к деятельности западных миссионеров и понять, что в их вероучение вкралась чудовищная ошибка: изменение в Символе веры.

Проблема Filioque
Патриарх Фотий впервые в истории Церкви начал богословскую полемику с папским престолом относительно вставки в Символ веры, согласно которой Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. В науке эта вставка получила название filioque (лат.), то есть «и от Сына». Это добавление впервые прозвучало в 681 году на XII Толедском Соборе. Во время патриаршества святителя Фотия Символ веры с filioque приняли многие западные поместные Церкви, и именно в таком виде западный Символ веры был представлен римскими миссионерами в Болгарии. Византийский Патриарх решительно осудил это нововведение как еретическое, положив начало антилатинской полемике. В отличие от многих антилатинских полемистов, которые увлекались сугубо обрядовыми проблемами, святитель Фотий сосредоточил свое внимание на вопросах вероучения. По его инициативе в 867 году в Константинополе был созван Собор, который предал анафеме Папу Николая I, осудил учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына и объявил незаконным вмешательство Рима в дела Константинопольской Церкви.

Новый переворот
Правление императора Михаила III закончилось бесславно. Он был убит своим ближайшим другом и, говоря прямо, собутыльником, которому некогда дал права соправителя и сделал своим наследником. После смерти Михаила III его убийца взошел на престол Византии под именем Василий Македонянин. Патриарх Фотий и Патриарх Игнатий «поменялись местами»: святитель Игнатий был снова возведен на патриарший престол, а святитель Фотий попал в опалу. Рим праздновал победу. Преемник Папы Николая I — Папа Римский Адриан — торжественно предал святителя Фотия анафеме.

Однако, несмотря на постыдные обстоятельства прихода к власти, Василий Македонянин оказался хорошим политиком и очень скоро понял, что политический курс Варды и святителя Фотия необходимо продолжить. Патриарх Фотий был возвращен ко двору и, более того, стал учителем детей императора. После смерти Патриарха Игнатия святитель Фотий вновь занял патриарший престол и вторично его покинул, когда к власти пришел император Лев VII. Последние годы своей жизни святитель провел в ссылке, где работал над богословским трактатом о проблеме filioque. Именно тогда была написана его знаменитая книга «Мистагогия (тайноведение) Святого Духа» с детальным осуждением filioque.

Святитель Фотий был прославлен в лике святых как защитник Православного Востока от владычества пап и как ученый богослов, опровергающий заблуждения латинян. Это произошло в только в 1847 году, когда перед Константинополем с особой остротой встала задача противостояния католическому прозелитизму. Однако традиция церковного почитания святого Фотия восходит к гораздо более раннему периоду — IX веку.

Газета «Православная вера» № 03 (575)
Екатерина Иванова, Православие и современность

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.016003131866455 сек.