Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Преподобне отче Серафиме, любовию Божественной исполненный, любви Божественной непрестанный служителю, любимиче Матери Божественной Любви, услыши мя, малолюбящего и многоогорчающего тебя. Даждь и мне ...
На главную Новости 5 февраля. Священномученика Кли́мента, епископа Анкирского, и мученика Агафа́нгела Римлянина. Преподобного Генна́дия Костромского, Любимоградского,
5 февраля. Священномученика Кли́мента, епископа Анкирского, и мученика Агафа́нгела Римлянина. Преподобного Генна́дия Костромского, Любимоградского,
04/02/2024 16:19:13

23 января по старому стилю / 5 февраля по новому стилю
понедельник
Седмица 36-я по Пятидесятнице (рядовые чтения 17-й седмицы по причине Крещенской отступки).
Поста нет.

Сщмч. Кли́мента, еп. Анкирского, и мч. Агафанге́ла (312).
Прп. Геннадия Костромского, Любимогра́дского (1565). Собор святых Костромской митрополии*. Перенесение мощей свт. Феокти́ста, архиеп. Новгородского (1786). Прп. Мавси́мы Сирина (IV). Прп. Салама́на молчальника (ок. 400). Свт. Павлина Милостивого, еп. Но́ланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680–681).
Прмч. Серафима Булашова, прмцц. Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мц. Ми́лицы Кувшиновой (1938).


Еф., 219 зач., I, 22 – II, 3. Мк., 48 зач., X, 46–52. Сщмч.: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Ин., 36 зач., X, 9–16.

* Празднование Собора святых Костромской митрополии в день Собора Костромских святых (23 января / 5 февраля) внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 19 ноября 2020 года.

Тропарь священномученика Климента, глас 4:
Лоза́ преподо́бства и стебль страда́льчества,/ цвет свяще́ннейший и плод богода́нный,/ ве́рным, всесвяще́нне, присноцвету́щ, дарова́лся еси́,/ но я́ко му́чеников сострада́лец/ и священнонача́льников сопресто́льник,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак священномученика Климента, глас 4:
Лозы́ был еси́ честна́я розга́ Христо́ва,/ многострада́льне Кли́менте всехва́льне, я́влься,/ со стра́ждущими же взыва́л еси́:/ Ты му́чеников, Христе́,// све́тлое ра́дование.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Еф. 1:22-2:3; Мк. 10:46-52)
Слепец иерихонский, узнав, что Господь мимо идет, возвысил голос свой. Вопль его дошел до Господа; ничто окружающее Господа не могло помешать сему слышанию, и Господь, подозвав слепца, возвратил ему зрение. И во всякое время и во всяком месте Господь не мимоходит только, но есть; Он всем миром правит. Судя по человечески, значит, у Него много забот; притом и сонмы ангелов окружают Его с своими славословиями. Но если ты сумеешь возвысить голос свой, подобно иерихонскому слепцу, ничто не помешает воплю твоему дойти до Господа; Он услышит и исполнит прошение твое. Дело не за Господом; и Сам Он близ, и все тебе нужное уже готово у Него; остановка за тобою. Сумей возвысить голос в меру услышания Господня и тотчас все получишь. Какая же это мера? Вера, упование, преданность в волю Божию. Но и эти меры имеют свои меры. Какие же должны быть эти меры? Спроси у того, кто молился и получал просимое; он скажет тебе: «молился я о том-то и о том-то, получил по прошению; теперь мне нужно то-то, молюсь и не получаю, и знаю почему: потому что никак не могу взойти в ту меру молитвы, какая была у меня прежде». Выходит, что меру эту нельзя определить с буквальною точностию. Одно только определенно верно, что дело стоит за нами, а не за Господом. Как только дойдешь до способности принять, непременно получишь.

Священномученик Климент, епископ

Священномученик Климент родился в Галатийском городе Анкире в 258 году от отца язычника и матери христианки. В младенчестве лишился отца, а на двенадцатом году – и матери, которая предсказала ему мученическую кончину за веру во Христа. Усыновившая его женщина, София, воспитывала его в страхе Божием. Во время страшного голода в Галатии некоторые язычники бросали своих детей, не имея возможности их прокормить, и София собирала несчастных к себе, питала и одевала их, а святой Климент помогал ей в этом. Он учил детей и готовил их к принятию святого Крещения. Многие из них впоследствии скончались мученически за веру во Христа.

За добродетельную жизнь святой Климент был поставлен в чтеца, а затем в диакона, в восемнадцать лет получил сан пресвитера, а в двадцатилетнем возрасте был рукоположен во епископа Анкирского. Вскоре вспыхнуло гонение Диоклитиана (284–305) на христиан. По доносу привлечен был к ответу и епископ Климент. Правитель Галатии Дометиан пытался склонить святого к поклонению языческим богам, но епископ Климент твердо исповедовал веру Христову и мужественно претерпел все мучения, которым подверг его лютый наместник. Его вешали на дереве, резали тело острым железом так, что видны были кости, жестоко били палками и камнями, вертели на колесе и жгли на медленном огне. Господь хранил Своего страдальца и чудесно исцелял его истерзанное тело. Тогда Дометиан послал святого в Рим к самому императору Диоклитиану с донесением о том, что епископ Климент был жестоко мучим, но оказался непреодолим. Диоклитиан, увидев мученика совершенно здоровым, не поверил донесению и подверг его еще более жестоким пыткам, а затем заключил в темницу. Многие из язычников, видя мужество святого и чудесное исцеление его от ран, уверовали во Христа. К святому Клименту в темницу стекались люди для наставлений, исцелений и Крещения, так что темница превратилась в храм. Многие из них по доносу были казнены императором. Диоклитиан, пораженный удивительным терпением святого Климента, отослал его в Никомидию к своему соправителю Максимиану.

По дороге, на корабле, к святому присоединился ученик его Агафангел, избежавший казни с другими исповедниками и желавший пострадать и умереть за Христа вместе с епископом Климентом.

мученик Агафангел


Император Максимиан отдал святых Климента и Агафангела правителю Агриппину, который подверг их таким нечеловеческим истязаниям, что даже в зрителях-язычниках вспыхнуло чувство сострадания к мученикам и они побили камнями мучителей.

Получив свободу, святые исцеляли жителей города возложением рук, крестили и наставляли людей, стекавшихся к ним во множестве. Снова схваченные по распоряжению Максимиана, они были отправлены на родину в город Анкир, где князь Анкирский Куриний вновь подверг их мучениям, а затем отослал в город Амисию к наместнику Дометию, отличавшемуся особой жестокостью.

В Амисии святые мученики были брошены в кипящую известь, пробыли в ней сутки и остались невредимы. С них сдирали кожу, били железными палками, клали на раскаленные железные кровати и поливали серой. Святым все это не вредило, и они были отправлены в Тарс для новых мучений. По дороге в пустыне святому Клименту, по его молитве, было дано откровение, что он еще 28 лет будет страдать за Имя Христово. Претерпев множество мучений, святые были заключены в темницу.

После смерти Максимиана святой Агафангел был усечен мечом. Святого Климента освободили анкирские христиане из темницы и отвезли в пещерный храм. Там, после совершения Литургии, святой возвестил верующим скорое окончание гонений и свое близкое отшествие. Святой мученик действительно вскоре был убит воинами города, ворвавшимися в храм. Святому отсекли мечом голову во время принесения им Бескровной Жертвы († ок. 312).

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский, в миру Григорий, родился в городе Могилеве в богатой семье. Рано проявившаяся в нем любовь к храму, частое посещение монастырей вызывали недовольство родителей. Однако Григорий твердо решил посвятить себя Богу и, переодевшись в бедную одежду, тайно покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив московские святыни, он, однако, не нашел себе здесь прибежища по духу и отправился в Новгородскую землю. Судьбу будущего подвижника решила встреча с преподобным Александром Свирским (память 30 августа). По его благословению, Григорий направился в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому (память 19 мая) и принял от него пострижение с именем Геннадий. Вместе со святым Корнилием Геннадий перешел в костромские леса. Здесь, на берегу Сурского озера, около 1529 года, возникает обитель Преображения Господня, названная впоследствии «Геннадиевым монастырем». Став игуменом, преподобный Геннадий не ослаблял монашеских подвигов, вместе с братией выходил на монастырские работы: рубил лес, носил дрова, делал свечи и пек просфоры. Любимым занятием преподобного было писание икон, которыми он украшал свою новую обитель. Он постоянно носил на себе тяжелые вериги. За свою святую жизнь преподобный Геннадий получил от Господа дар прозорливости и чудотворения. Приехав по монастырским делам в Москву, в доме боярина Романа Юрьевича Захарьина он предрек его дочери Анастасии, что она будет царицей. И, действительно, царь Иоанн Грозный выбрал ее себе в супруги. Житие преподобного Геннадия написано учеником его игуменом Алексием между 1584–1587 годами. В нем помещено духовное завещание, продиктованное самим преподобным Геннадием, где он заповедует соблюдать общежительный устав и постоянно трудиться, иметь мир со всеми, хранить собранные в монастыре книги и ум свой прилагать к пониманию их. Преподобный призывал: «Стремитесь к свету, а тьму оставляйте».
Скончался преподобный Геннадий 23 января 1565 года, а 19 августа 1646 года совершилось его церковное прославление.

Собор Костромских святых.

Собор Костромских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Костромского края. Соборный праздник святых Костромской земли был установлен в 1981 году, по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Празднование было определено на 23 января - день памятьи преподобного Геннадия Костромского. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Они принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство; построили 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых.

В Собор Костромских святых входят:
Прп. Авраамий Галичский, Чухломской, Городецкий, игум. (+ 1375, память 20 июля)
Прп. Пахомий Нерехтский, Сыпановский, Костромской, чудотворец (+ 1384, память 21 марта, 15 мая)
Свт. Дионисий Суздальский, архиеп. (+ 1385, память 26 июня, 15 октября)
Блгв. вел. кн. Димитрий Донской (+ 1389, память 19 мая)
Прп. Макарий Писемский (+ XIV в., память 10 января)
Прп. Кирилл Белозерский, игум. (+ 1427, память 9 июня)
Прп. Павел Комельский (Обнорский), ученик прп. Сергия Радонежского (+ 1429, память 10 января, 7 октября)
Блгв. кн. Димитрий Красный, Галичский (+ 1441, память 23 сентября)
Прп. Иаков Железноборовский, ученик прп. Сергия Радонежского (+ 1442, память 11 апреля, 5 мая)
Прп. Григорий Пельшемский, Вологодский, игум., чудотворец (+ 1442, память 30 сентября)
Прп. Макарий Желтоводский, Унженский (+ 1444, память 25 июля)
Прп. Варнава Ветлужский (+ 1445, память 11 июня)
Прп. Паисий Галичский, архим. (+ 1460, память 23 мая)
Свт. Иона Московский, митр., чудотворец (+ 1461, память 31 марта, 27 мая, 15 июня)
Прп. Иаков Брылеевский (+ XV в., память 11 апреля и в день Св. Духа)
Прп. Никита Костромской (+ XV в., память 15 сентября)
Прп. Иаков Галичский (+ XV-XVI вв., память 4 апреля, 30 мая)
Прп. Тихон Луховский, Костромской, чудотворец (+ 1503, память 16 и 26 июня)
Прп. Кирилл Белый, Новоезерский (Новгородский) (+ 1532, память 4 февраля, 7 ноября)
Прп. Александр Вочский, Галичский (+ нач. XVI в., память 27 марта, 30 августа)
Прп. Геннадий Костромской, Любимоградский (Любимский) (+ 1565, память 23 января, 19 августа)
Блж. Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый (+ 1584/1586, память 10 мая, 4 ноября)
Прп. Ферапонт Монзенский, Галичский, чудотворец (+ 1597, память 27 мая, 12 декабря)
Прп. Герасим Луховский (+ XVI в., память 7 июня)
Прп. Фаддей Луховский (+ XVI в., память 7 июня)
Прп. Феодосий Монзенский (+ 1602)
Прп. Адриан Монзенский (+ 1610, память 5 мая)
Свт. Феодорит Рязанский (+ 1617, память 10 сентября)
Свт. Митрофан Воронежский (+ 1703, память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября)
Прп. Тимон Надеевский, старец (+ 1840, память 10 января)
Прп. Макарий (Глухарев), архим., миссионер (+ 1847, память 18 мая)
Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867, память 30 апреля)
Сщмчч. Иосиф Смирнов и Владимир Ильинский пресвитеры, Иоанн Касторский диакон, и мч. Иоанн Перебаскин (+ 1918, память 22 февраля)
Царственные страстотерпцы император Российский Николай II Александрович, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексей Николаевич и царевны Анастасия, Мария, Ольга и Татиана (+ 1918, память 4 июля)
Прмч. вел. кн. Елисавета Феодоровна, Алапаевская (+ 1918, память 5 июля)
Сщмч. Василий Разумов, иерей (+ 1937, память 9 сентября)
Сщмч. Димитрий (Добросердов), архиеп. Можайский (+ 1937, память 8 октября)
Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский (+ 1937, память 20 ноября)
Сщмч. Никодим (Кротков), архиеп. Костромской (+ 1938, память 8 августа)
Исп. Василий (Преображенский), еп. Кинешемский (+ 1945, память 31 июля)

Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский

Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский, до получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его Владыкой, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского.

Главной заботой владыки Феоктиста было восстановление и постройка храмов. Он сам освятил соборы во имя святых Бориса и Глеба и во имя святых отец 1 Вселенского Собора. При нем была благоустроена обитель на Валааме. В 1307 году по слабости здоровья святитель удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия.

Прославление святого Феоктиста, вследствие чудесных исцелений от его мощей, совершилось в 1664 году. В 1786 году мощи святителя были перенесены в Юрьев, где архимандрит Фотий устроил в местном соборе в честь его придел.

Святитель Павлин Милостивый, Ноланский, епископ

Свя­ти­тель Пав­лин Ми­ло­сти­вый, епи­скоп Но­лан­ский, про­ис­хо­дил из бла­го­род­ной и бо­га­той се­мьи го­ро­да Бор­до (Фран­ция). Бла­го­да­ря вы­со­кой об­ра­зо­ван­но­сти два­дца­ти­лет­ним юно­шей был из­бран в рим­ские се­на­то­ры, за­тем стал кон­су­лом и, на­ко­нец, гу­бер­на­то­ром об­ла­сти Кам­па­нии в Ита­лии. В два­дца­ти­пя­ти­лет­нем воз­расте вме­сте со сво­ей су­пру­гой он был об­ра­щен ко Хри­сту и кре­стил­ся. По­сле это­го он со­вер­шен­но из­ме­нил об­раз жиз­ни: про­дал всё свое име­ние и роз­дал вы­ру­чен­ные день­ги нуж­да­ю­щим­ся, за что ему при­шлось тер­петь пре­зре­ние дру­зей и слуг.

Не имея де­тей, бла­го­че­сти­вые су­пру­ги усы­нов­ля­ли бед­ных си­рот и вос­пи­ты­ва­ли их в стра­хе Бо­жи­ем. В по­ис­ках уеди­нен­ной жиз­ни свя­той Пав­лин ушел в ис­пан­ский го­род Бар­се­ло­ну.

Сла­ва о его по­движ­ни­че­ской жиз­ни рас­про­стра­ни­лась, и в 393 го­ду его упро­си­ли при­нять сан пре­сви­те­ра. Вско­ре он оста­вил Ис­па­нию и ушел в го­род Но­лу (Ита­лия), где был из­бран епи­ско­пом.

Ко­гда ван­да­лы на­па­ли на Ита­лию и уве­ли мно­гих жи­те­лей в Аф­ри­ку, в плен, то свя­той епи­скоп Пав­лин упо­тре­бил цер­ков­ное иму­ще­ство на вы­куп плен­ных. Од­на­жды, не имея средств вы­ку­пить сы­на од­ной бед­ной вдо­вы, он сам по­шел в раб­ство вме­сто него. В одеж­де неволь­ни­ка на­чал свя­той Пав­лин слу­жить ван­даль­ско­му кня­зю.

Вско­ре тай­на его рас­кры­лась, и он не толь­ко сам по­лу­чил сво­бо­ду, но ис­хо­да­тай­ство­вал ее и всем плен­ни­кам, вме­сте с ко­то­ры­ми воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну. Че­ло­ве­ко­лю­бие и со­стра­да­тель­ность ко всем бед­ным и нуж­да­ю­щим­ся со­став­ля­ли от­ли­чи­тель­ную чер­ту его ха­рак­те­ра. Свя­той Пав­лин из­ве­стен и как хра­мо­стро­и­тель и хри­сти­ан­ский по­эт. Скон­чал­ся 78 лет 22 июня 431 го­да. От него оста­лось несколь­ко гим­нов и пи­сем, со­дер­жа­щих раз­лич­ные нрав­ствен­ные на­став­ле­ния, про­ник­ну­тых глу­бо­ким бла­го­че­сти­ем, Мо­щи его хра­нят­ся в Ри­ме, в хра­ме свя­то­го апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея

Преподобный Мавсима Сирин жил в Сирии, близ города Кира или Кирфа. Ради спасения души он принял на себя добровольную нищету и посвятил свою жизнь служению ближним. Двери его жилища всегда были открыты для всякого, кто имел в нем нужду. В его хижине постоянно стояли два сосуда: один с хлебом, а другой с маслом. Каждый нуждающийся приходил к нему и получал пищу из его рук. Сосуды при этом не оскудевали. Скончался преподобный в конце IV века.

Преподобный Саламан молчальник был родом из города Каперсана, при реке Евфрате. Найдя на берегу реки уединенную пещеру, он затворился в ней и проводил безмолвную жизнь в молитвенных подвигах.

Узнав о его высокой жизни, епископ Каперсана хотел посвятить его в пресвитера, но молчальник не ответил ему ни одного слова. Подвижник и в других случаях жизни не прерывал своего подвига безмолвия, беседуя только с Единым Господом. Православная Церковь чтит его как первого святого, принявшего на себя подвиг молчальничества, который он нес до самой кончины († ок. 400).

VI Вселенский Собор. Фреска (Афон, Великая Лавра)

VI Вселенский Собор, называемый также Трулльским, созван в 680 году в Константинополе против монофелитской ереси.
Ересь монофелитов есть видоизменение ереси монофизитов и вышла из стремления византийского правительства во что бы то ни стало присоединить монофизитов к Православной Церкви. Император Ираклий (611-641 г.) принял на себя задачу уничтожить это религиозное разделение. В 620-х годах, Ираклий, во время похода на персов, виделся с епископами монофизитов, между прочим, с Афанасием, Сирским патриархом, и Киром, епископом в Колхиде, — и входил с ними в рассуждения по поводу спорного вопроса о двух естествах во Иисусе Христе. Монофизиты подали мысль, что они может быть согласятся присоединиться к Православной Церкви, если она признает, что в Иисусе Христе одно действование, или, что то же, одно обнаружение воли, одна воля. Вопрос об одной или двух волях в Иисусе Христе был еще не раскрыт Церковью. Но, признавая в Господе два естества, Церковь признавала вместе с тем две воли, так как два сомостоятельных естества — Божеское и человеческое — должны иметь каждое и самостоятельное действование, т.е. в Нем при двух естествах должны быть две воли. Противоположная же мысль, признание при двух естествах одной воли, есть само в себе противоречие: отдельное и самостоятельное естество немыслимо без отдельной и самостоятельной воли.

У императора Ираклия была одна цель — присоединить монофизитов: поэтому, не обращая внимания на сущность предлагаемого учения, он горячо взялся за дело присоединения их при помощи этого учения. По его совету, Кир, епископ Фазиса, обратился с вопросом о единой воле к Сергию, патриарху Константинопольскому. Сергий отвечал уклончиво, высказывая, что на соборах этот вопрос не решался и что некоторые из отцов допускали единое животворящее действие во Христе, Боге истинном; впрочем, если будет найдено у других отцов другое учение, утверждающее две воли и два действия, то на это следует согласиться.

Очевидно все-таки, что ответ Сергия благоприятствовал учению о единоволии. Поэтому, Ираклий пошел дальше. В 630 году он признал законным патриархом Антиохии монофизита Афанасия, согласившегося на унию, и в том же году, когда кафедра в Александрии была свободной, сделал в ней патриархом Кира, епископа Фазиса. Киру было поручено войти в сношение с Александрийскими монофизитами относительно соединения с православной Церковью на основании учения о единоволии. После некоторых переговоров с умеренными монофизитами Кир издал в 633 г. девять согласительных членов, из которых в одном (7-м) высказывалось учение о едином богомужном действовании во Христе или о единой воле. Умеренные монофизиты признали эти члены и вступили в общение с Киром; строгие же отказались. В это время в Александрии находился один монах из Дамаска, Софроний, любимый ученик известного Александрийского патриарха Иоанна Милостивого. Когда монофелитская ересь выступила открыто, Софроний первый выступил на защиту Православия. Он ясно и отчетливо доказывал Киру, что учение о единоволии в сущности есть монофелитство. Его представления не имели успеха у Кира, так же как и у патриарха Сергия, принявших 9 членов.

В 634 году Софроний был поставлен патриархом Иерусалимским и еще с большей ревностью защищал Православие. Он созвал в Иерусалиме собор, на котором осудил монофелитство, а в посланиях к другим патриархам изложил основания православного учения о двух волях во Христе. Хотя в 637 году Иерусалим был завоеван аравитянами-мусульманами и патриарх оказался оторванным от общецерковной жизни, но его послание произвело большое впечатление на православных империи. Между тем Сергий I Константинопольский писал к папе Гонорию по поводу учения о единоволии, и Гонорий тоже признал это учение православным, но советовал избегать бесполезных словопрений. Споры все-таки возникли. Ираклий, желая положить им конец, в 638 году издал так называемое "изложение веры" (экфесис), в котором, излагая православное учение о двух естествах в Иисусе Христе, запрещал говорить о Его волях, хотя и прибавлял, что православная вера требует признания одной воли. Преемник Сергия, Пирр, принял и подписал экфесис. Но преемники папы Гонория встретили его неблагосклонно. В то же время ярым защитником православия выступил константинопольский монах Максим Исповедник, один из глубокомысленных богословов своего времени.

Когда Кир издавал свои 9 членов, Максим находился еще в Александрии и вместе с Софронием восстал против них. В дальнейшем он переселился в северо-африканскую церковь, и отсюда писал горячие послания на восток в защиту православия. В 645 году там же, в Африке, он имел диспут и низложенным патриархом Пирром и убедил его отказаться от единоволия. Под влиянием Максима в Африке в 646 году состоялся собор, на котором монофелитство было осуждено. Из Африки Максим вместе с Пирром перешли в Рим, где с успехом действовали в пользу православия. Папа Феодор I отлучил от церковного общения нового патриарха Константинопольского Павла, принявшего ересь.

После Ираклия на императорский престол вступил Констант II (642-668 г.). Церковное разделение между Африкой и Римом было слишком опасно для государства, особенно в связи с тем, что мусульмане, уже завоевавшие Египет (640 г.), наступали все сильнее на империю. В 648 году он издал образец веры (типос), в котором заставлял всех веровать согласно с бывшими пятью Вселенскими соборами, запрещал говорить как об одной, так и двух волях. Православные справедливо видели в этом типосе покровительство монофелитству, так как с одной стороны эта ересь не осуждалась, а с другой — запрещалось учить о двух волях в Иисусе Христе. Поэтому они продолжали борьбу. Папа Мартин I в 649 году собрал большой собор в Риме, на котором осудил монофелитство и всех его защитников, а также экфесис и типос, а акты собора отправил императору с требованием восстановить православие. Констант счел такой поступок возмущением и поступил с Мартином слишком жестоко. Он поручил экзарху Равеннскому доставить его в Константинополь. В 653 году Мартина схватили в церкви и, после продолжительного путешествия, во время которого он вытерпел много стеснений, привезли в Константинополь. Вместе с Мартином захватили в Риме и привезли и Максима Исповедника.

Здесь папу ложно обвинили в политических преступлениях и сослали в Херсонес (654 г.), где он умер от голода (655 г.). Участь Максима была печальнее. Разного рода пытками его заставляли отказаться от своих сочинений и признать типос. Максим оставался непоколебимым. Наконец, император приказал отрезать ему язык и отрубить руку. Изуродованного таким образом Максима отправили на Кавказ в ссылку, в землю лазов, где он и умер (662 г.). После таких жестокостей православные замолкли на некоторое время. Восточные епископы были принуждены принять типос, западные не возражали.

Наконец, император Константин Пагонат (668-685 г.), при котором снова началась борьба православных с монофелитами, решился дать торжество Православию. В 678 г. он низложил патриарха Константинопольского Феодора и на его место поставил пресвитера Георгия, склонявшегося к православному учению о двух волях.

Затем император в 680 году собрал в Константинополе VI Вселенский собор.

Ход Собора
Папа Агафон прислал своих легатов и послание, в котором на основании послания Льва Великого раскрывалось православное учение о двух волях в Иисусе Христе. Всех епископов на соборе было 170. Были тут также патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Император также присутствовал. Всех заседаний собора было 18.

На защиту монофелитства выступил Антиохийский патриарх Макарий, самый ревностный его защитник. Ему возражали папские легаты, доказывая, что на основании древних отцов, необходимо признавать в Иисусе Христе две воли. С легатами согласились патриарх Георгий и другие восточные епископы. Но Макарий не хотел отказаться от ереси, поэтому был осужден собором, низложен и выслан из Константинополя. Некоторые монахи, бывшие на соборе, тоже не соглашались принять две воли. На 15-ом заседании, один из них, до фанатизма преданный ереси, Полихроний, предложил доказать чудом истинность монофизитсва: он вызвался воскресить умершего. Опыт был позволен, и разумеется, Полихроний не воскресил умершего. Собор осудил Полихрония как еретика и возмутителя народа.

В заключение всего собор определил православное учение о двух волях в Иисусе Христе:

"исповедуем две естественные воли или хотения в Нем и два естественные действия, неразлучно, неизменно, нераздельно, неслиянно; два же естества хотения — не противные, — да не будет, как нечестивые еретики проповедовали, — но Его человеческое хотение, не противостоящее или противоборствующее, а последующее, подчиняющееся Его Божественному и Всемогущему хотению".
Вместе с тем, запретив проповедовать иначе учение веры и составлять иной символ, собор наложил анафему на всех монофелитов, между прочим, на Сергия, Кира, Пирра, Феодора и папу Гонория. Заседания собора окончились уже в 681 г.

Последствия Собора
На так называемом пято-шестом Трулльском соборе 692 г., дополнившем определения 5 и 6 собора, догматическое определение последнего о двух волях в Иисусе Христе было подтверждено снова.

После соборных определений монофелитство на востоке пало. В начале VIII в. император Филлипик Вардан (711-713 г). восстановил было эту ересь в империи, в связи с утверждением себя на престоле при помощи партии монофелитов, но, с низвержением Филлипика, была низвержена и ересь.

Только в Сирии осталась небольшая партия монофелитов. Здесь в конце VII в. монофелиты сосредоточились в Ливане в монастыре и около монастыря аввы Марона (жившего в VI в.), выбрали себе патриарха, который тоже назывался Мароном, и образовали самостоятельное еретическое общество, под именем маронитов. Марониты существуют и до настоящего времени.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.016448974609375 сек.