Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

От юности Христа возлюбил еси, преподобне, / и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси, / в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси, / умиленным сердцем любовь ...
На главную Новости 26 января. Попразднство Богоявления. Мучеников Ермила и Стратони́ка. Преподобного Иринарха, затворника Ростовского. Мученика Петра Анийского (Авессаломита).
26 января. Попразднство Богоявления. Мучеников Ермила и Стратони́ка. Преподобного Иринарха, затворника Ростовского. Мученика Петра Анийского (Авессаломита).
25/01/2024 16:30:33

13 января по старому стилю / 26 января по новому стилю
пятница
Седмица 34-я по Пятидесятнице. Глас 8.
День постный.
Разрешается рыба.

Мчч. Ермила и Стратони́ка (ок. 315). Прп. Иринарха, затворника Ростовского (1616). Прп. Елеаза́ра А́нзерского (1656).
Мч. Петра Анийского (Авессаломита) (309–310). Прп. Иакова, еп. Низиби́йского (350).


Евр., 327 зач., XI, 8, 11–16. Мк., 41 зач., IX, 33–41. Прпп.: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Лк., 24 зач., VI, 17–23*.

На этот день с 14 января переносится служба преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных.

* Если совершается полиелейная служба прп. Иринарха, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30 , а на литургии – чтения дня и преподобного: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Тропарь Богоявления, глас 1:
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ Возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся, Христе́ Бо́же,// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Кондак Богоявления, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́ и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.

Тропарь мучеников, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Тропарь преподобных отцов, глас 4:
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Кондак преподобных отцов, глас 2:
От мирски́я молвы́ избего́сте/ и к ти́хому приста́нищу преста́вистеся,/ му́ченичества кровьми́ и по́стничества труда́ми венча́еми./ Те́мже и показа́стеся// му́чеников и преподо́бных единовсе́льницы.

Тропарь преподобного Иринарха Ростовского, глас 4:
Я́ко му́ченика добропроизво́льна/ и преподо́бных удобре́ние,/ звезду́ Росто́вскую,/ в затво́ре, у́зах и вери́гах Го́сподеви благоугоди́вшаго/ и чуде́с благода́ть от Него́ прие́мшаго,/ Ирина́рха преди́внаго пе́сньми хвале́бными почти́м/ и, к нему́ припа́дающе, уми́льно глаго́лем:/ о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Иринарха Ростовского, глас 2:
Волне́ний мно́жество жесто́ким житие́м преходя́,/ изгна́ния, затво́р и у́зы желе́зныя претерпе́л еси́ му́жески, Ирина́рше терпеливоду́шне,/ нам оста́вль о́браз злострада́ния и терпе́ния твоего́,/ озаря́я чуде́с блиста́ньми с ве́рою приходя́щих к честно́му гро́бу твоему́,/ у него́же, я́ко по́честь побе́дную, вери́ги твоя́ тя́жкия ви́дим,/ от ни́хже подае́ши исцеления недужным./ Сего ради зовем ти:// радуйся, Иринарше, отче предивный.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Рим.11:13–24; Мф.11:27–30)
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему.

Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора.

Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.


Святые мученики Ермил и Стратоник

Святые мученики Ермил и Стратоник, по происхождению славяне, жили в начале IV века, при гонителе христиан императоре Ликинии (307–324), и были друзьями.

Святой Ермил служил диаконом в городе Сингидоне (Белград). Осужденный Ликинием на тюремное заключение, он был долго и жестоко мучим за Имя Христово, но остался непреклонным.

Святой Стратоник был тюремным надзирателем и тайным христианином. Видя страшные мучения своего друга, он не мог удержаться от слез и обнаружил себя христианином. Его также подвергли мучениям. После истязаний мучеников зашили в сети и бросили в Дунай. Тела святых на третий день были найдены христианами на берегу реки и погребены близ Сингидона. Честные главы их находились в храме святой Софии в Константинополе, где в 1200 году их видел русский паломник Антоний.

Преподобный Иринарх

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский, родился в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В Крещении он получил имя Илия. На 30-м году жизни святой принял постриг в монашество в Ростовском Борисоглебском монастыре. Там он стал усердно трудиться в иноческих подвигах, посещал церковные службы, ночами молился и спал на земле.

Однажды, сжалившись над странником, который не имел обуви, святой Иринарх отдал ему свои сапоги и с тех пор стал ходить босой по морозу. Игумену не понравилось такое поведение подвижника; и он начал смирять его, заставляя часа по два стоять на морозе против своей келлии или подолгу звонить на колокольне. Святой все переносил с терпением и не изменил своего поведения. Игумен продолжал жестокосердствовать, и преподобный был вынужден перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где был принят в число братии и вскоре был назначен келарем.

Преподобный с усердием исполнял свое послушание, скорбя о том, что братия монастыря и служители не берегут достояние обители, расточая его без меры. Однажды во сне он увидел преподобного Аврамия Ростовского (память 29 октября), который утешил его и благословил раздавать всем потребное без смущения. Как-то, во время пения Херувимской, преподобный Иринарх громко зарыдал. На вопрос архимандрита он ответил: «Мать моя преставилась!» Оставив Аврамиев монастырь, преподобный Иринарх перешел в Ростовский монастырь святого Лазаря, поселился в уединенной келлии и прожил в ней три года в тесноте и голоде.

Здесь его навещал блаженный Иоанн юродивый, по прозванию Большой Колпак. Святые подкрепляли друг друга духовной беседой. Старец, однако, имел желание возвратиться в свою первоначальную обитель Борисоглебский монастырь. Он был принят обратно с любовью строителем Варлаамом и стал еще более сурово подвизаться в обители. Уединившись в затворе, подвижник железной цепью приковал себя к деревянному стулу, наложил на себя тяжелые цепи и кресты. За это он переносил озлобление и насмешки от монастырской братии.

В то время его навестил давний друг, блаженный Иоанн юродивый, предсказавший нашествие Литвы на Москву. 25 лет провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители.

Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре святого Лазаря один год. Между тем Борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, которая несет праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки.

Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606–1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание.

Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.

Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика – в которой земле жить, той земле и служить». После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.

Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: «Увидите славу Божию». В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир.

Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой († 13 января 1616 года). После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, «связни», которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду.

После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Преподобный Елеазар Анзерский

Преподобный Елеазар Анзерский родился в городе Козельске в семье купцов Севрюкиных. По благословению родителей, он удалился в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена преподобного Иринарха († 1628; память 17 июля). В монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. По благословению игумена, он удалился на Анзерский остров, где стал отшельником и постоянно пребывал в молитве и Богомыслии. Чтобы добыть себе пропитание на пустынном острове, преподобный Елеазар вырезал деревянные чашки, которые оставлял на пристани. Проплывавшие мимо острова забирали чашки, а взамен оставляли припасы.

В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Иноки, собравшиеся вокруг преподобного, образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему образцу. Монашеские келлии были построены далеко одна от другой. Отшельники собирались вместе только для субботних и воскресных Богослужений. Келейная молитва сочеталась с тяжелым телесным трудом. Среди учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий Патриарх Никон.

Царь Михаил Феодорович (1613–1645), зная о подвижнической жизни святого, вызывал его в Москву. Там преподобный Иринарх предрек ему рождение сына, за что царь щедро одарил его и помог устроить на острове каменный храм во Имя Пресвятой Троицы и обитель.

Преподобный Елеазар занимался книгописанием. Он составил и переписал три книги «Цветника», в которые вошли старинные повести. Ему принадлежит также толкование на чин келейного монашеского правила. Скончался преподобный Елеазар в глубокой старости.

Мученик Петр Авессаломит

Му­че­ник Петр Авес­са­ло­мит (Аний­ский) был ро­дом из се­ле­ния Анеи в Па­ле­стине. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан был схва­чен и до­став­лен к пра­ви­те­лю Па­ле­сти­ны. На­прас­но убеж­да­ли его су­дья и на­род по­чтить язы­че­ских бо­гов, чтобы из­ба­вить­ся от му­че­ний. «То­гда я ис­тин­но по­ми­лую се­бя, ко­гда не от­ступ­лю от Еван­ге­лия и не при­не­су жерт­вы идо­лам», – от­ве­чал свя­той и был со­жжен на ко­ст­ре.

В неко­то­рых ме­ся­це­сло­вах па­мять его по­ме­ща­ет­ся два­жды: 12 ян­ва­ря как му­че­ни­ка Пет­ра Авес­са­ло­ми­та, а 13 ян­ва­ря – как Пет­ра Аний­ско­го, так как оши­боч­но по­ла­га­ют, что это – раз­ные ли­ца.

Пре­по­доб­ный Иа­ков, епи­скоп Ни­зи­бий­ский, был сы­ном кня­зя Ге­фаль­ско­го (Ар­ме­ния) и по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. С юно­сти он по­лю­бил уеди­не­ние, дол­гое вре­мя жил в го­рах, око­ло го­ро­да Ни­зи­бии (на гра­ни­це Пер­сии и Рим­ской им­пе­рии), где нес са­мые стро­гие по­дви­ги: жил под от­кры­тым небом, пи­тал­ся дре­вес­ны­ми пло­да­ми и зе­ле­нью, оде­вал­ся в ко­зьи ко­жи. Всё вре­мя пре­по­доб­ный про­во­дил в мо­лит­вен­ных бе­се­дах с Бо­гом. В го­не­ние им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (305–311) он про­сла­вил­ся му­же­ствен­ным ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры. За его стро­гую бла­го­че­сти­вую жизнь ни­зи­бий­ские жи­те­ли из­бра­ли его сво­им епи­ско­пом (не позд­нее 314 го­да). Свя­ти­тель Иа­ков про­сла­вил­ся сво­ей го­ря­чей рев­но­стью к пра­во­слав­ной ве­ре, ве­ли­ки­ми чу­де­са­ми и да­ром про­зор­ли­во­сти. Его мо­лит­ва­ми Ни­зи­бия бы­ла спа­се­на от на­ше­ствия Са­по­ра, ца­ря Пер­сид­ско­го. Свя­ти­тель Иа­ков в чис­ле от­цов I Все­лен­ско­го Со­бо­ра был од­ним из вид­ных за­щит­ни­ков пра­во­слав­ной ве­ры. Муд­рый и про­све­щен­ный пас­тырь устро­ил в Ни­зи­бии огла­си­тель­ную шко­лу, в ко­то­рой он сам был на­став­ни­ком. Сво­ей вы­со­кой нрав­ствен­ной жиз­нью он силь­но вли­ял на серд­ца слу­ша­те­лей. Свя­ти­тель Гри­го­рий, епи­скоп Ве­ли­кой Ар­ме­нии, об­ра­щал­ся к нему с прось­бой на­пи­сать о ве­ре, и ни­зи­бий­ский пас­тырь по­слал ему в от­вет по­дроб­ное рас­суж­де­ние (18 глав): о ве­ре, о люб­ви, о по­сте, о мо­лит­ве, о бра­ни ду­хов­ной, о вос­кре­се­нии мерт­вых, об обя­зан­но­стях пас­ты­рей, об об­ре­за­нии про­тив иуде­ев, о вы­бо­ре пи­щи, о Хри­сте как Сыне Бо­жи­ем, и пр. Со­чи­не­ния его от­ли­ча­ют­ся убе­ди­тель­но­стью, яс­но­стью из­ло­же­ния и сер­деч­но­стью. Скон­чал­ся свя­той Иа­ков мир­но око­ло 350 го­да

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2024/01/26, 05:53:10
Господи прости мои прегрешения вольные и невольные даруй мне Ангела Хранителя на всех путях моих Аминь
Татьяна
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.027088165283203 сек.