Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
На главную Новости 26 декабря. Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Преставление прп. Германа Аляскинского. Преподобного Аркадия Новоторжского.
26 декабря. Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Преставление прп. Германа Аляскинского. Преподобного Аркадия Новоторжского.
25/12/2023 16:19:21

13 декабря по старому стилю / 26 декабря по новому стилю
вторник
Седмица 30-я по Пятидесятнице. Глас 4.
Рождественский пост.
Разрешается рыба.

Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Оре́ста (284–305). Мц. Луки́и (304).
Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преставление прп. Германа Аляскинского (1836). Прп. Арсения (VIII–XI). Свт. Досифея, митр. Молдавского (1693) (Румын.).
Сщмч. Александра Юзефовича пресвитера и мч. Иоанна Менькова (1920); сщмчч. Владимира Лозины-Лозинского, Александра Поспелова, Иакова Гусева, Алексия Рождественского, Григория Фаддеева пресвитеров (1937); сщмч. Николая Амассийского пресвитера (1938); сщмчч. Емилиана Киреева, Василия Покровского пресвитеров (1941).


Утр. – Мф., 36 зач., X, 16–22. Лит. – Евр., 321 зач., IX, 8–10, 15–23. Мк., 34 зач., VIII, 22–26. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Тропарь мучеников, глас 4:
Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Или тропарь мучеников, гластот же:
Му́ченик всечестны́х све́тлость,/ пяточи́сленных страстоте́рпцев воспое́м,/ сла́ву земны́х презре́вших,/ со́лнца све́тлаго Евстра́тия,/ прему́драго вити́ю со страда́льцы,/ на огнь и му́ки дерзну́вших за всех Царя́ Христа́/ и от Престо́ла Того́ сла́вы по́честьми венце́в обдаре́нных./ Тех моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мучеников, глас 3:
Вити́йствуя пред беззако́ннующими Боже́ственная,/ бие́ния претерпе́л еси́ му́жественнейшим се́рдцем,/ облиста́л еси́ богозна́меньми, пречу́дне,/ угаси́л еси́ возвы́шенный пре́лести пла́мень,/ сего́ ра́ди тя честву́ем, всеблаже́нне,// му́чениче Христо́в Евстра́тие.

Ин кондак мучеников, глас 2:
Свети́льник яви́лся еси́ светле́йший/ во тьме неве́дения седя́щим, страстоте́рпче:/ ве́рою бо, я́ко копие́м, обложи́вся,/ враго́в шата́ния не убоя́лся еси́, Евстра́тие,// ри́торов сый благоязы́чнейший.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
(Евр. 9, 8-10. 15-23; Мк. 8, 22-26). Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно и было. В патриархальный период, богооткровенное ведение было не сложно; в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли? На земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два св. Апостола удостоверяют нас в этом, св. Иоанн и св. Павел. Ныне видим все как сквозь тусклое стекло, а тогда все увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия безпредельна. На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, - и благость Божия положит конец миру.

Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест

Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284–305) в Севастии, в Армении. В числе первых христиан, принявших тогда мучения, был пресвитер Аравийской церкви мученик Авксентий, заключенный в темницу. Видя непоколебимость христиан, градоправитель Саталиона, благородный военачальник святой Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание веры, за что был подвергнут пыткам: его избивали, надевали на ноги железные сапоги, жгли огнем. После этих жестоких мучений его сожгли, а мученика Авксентия обезглавили.

Увидев их мученическую смерть, святой Мардарий, который был из простого народа, также исповедал свою веру и был повешен вниз головой. Перед кончиной он произнес молитву: «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...», которая читается в конце 3-го часа и на полунощнице.

Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом.

Молодой воин святой Орест исповедал себя христианином и за это предстал перед судом. Он был приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел укрепляемый молитвой святого Евстратия. Предсмертная молитва святого Евстратия («Величая, величаю Тя, Господи...») читается на субботней полунощнице. Мученик Евстратий скончался 13 декабря.

Лукия Сиракузская

Мученица Лукия Сиракузская, родилась на Сицилии, в городе Сиракузы в дворянской семье в конце III века. Её мать страдала кровотечением, и они отправились на могилу святой Агафии Катанской за исцелением. Святая Агафия явилась Лукии во сне, уверила её в грядущем исцелении матери и предсказала мученичество Лукии. Она отказалась от замужества, и прежде чем посвятить себя целиком Богу, раздала все свое имущество бедным. Во время Диоклетиановых гонений он предпочла умереть от рук палача, чем потерять невинность (304 [1]). Будучи нечувствительной к пламени костра, она погибла, когда ее горло пронзили копьем.

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский

Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется, – в лесу, на церковной паперти. Блаженная беззаботность и близость к природе придавали облику юного Аркадия особую одухотворенность и отрешенность от житейской суеты. В церкви, углубившись в молитву, святой Аркадий часто плакал слезами умиления и духовной радости. Его советы были точны, предсказания сбывались, обличения вразумляли. Опытный наставник, преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (память 28 января), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. После того как вязьмичи стали свидетелями нескольких чудес, совершенных по молитвам блаженного Аркадия, он, избегая человеческой славы, удалился в верховья реки Тверцы. Здесь преподобный Аркадий разделил труды своего духовного наставника преподобного Ефрема Новоторжского, участвуя вместе с ним в основании храма и обители в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015; первое перенесение святых мощей – 1072; общая память 2 мая).

Поступив в новоустроенный монастырь, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания духовному отцу – преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал Литургии и являлся к заутрене первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077) он также мирно отошел ко Господу.

В 1594 году в одной из церквей города Вязьмы был устроен придел во имя преподобного Аркадия. Совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским было установлено при митрополите Дионисии в 1584–1587 годах.

Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. 14 августа 1798 года их положили под спудом, в каменном гробу, служившем ранее местом упокоения преподобному Ефрему. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского соборного храма был устроен придел в честь преподобного Аркадия. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году.

Преподобный Арсений Латрийский, игумен

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний, сын бо­га­тых, знат­ных и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, был ро­дом из Кон­стан­ти­но­по­ля. Им­пе­ра­тор от­ли­чил его и сде­лал во­е­на­чаль­ни­ком и пат­ри­ци­ем Ки­вер­ри­от­ским. Од­на­жды, ко­гда он плыл с вой­ском по мо­рю, на­ча­лась бу­ря. Ко­раб­ли по­то­ну­ли. Из всех во­и­нов спас­ся лишь свя­той Ар­се­ний. По­сле это­го он при­нял мо­на­ше­ство и из­ну­рял плоть по­стом, бде­ни­ем и ве­ри­га­ми. По­сле та­ких по­дви­гов на од­ном ме­сте он при­шел на го­ру Латр, на­хо­дя­щу­ю­ся в Ма­лой Азии. Там он умерт­вил мо­лит­вой и крест­ным зна­ме­ни­ем вре­до­нос­но­го ас­пи­да, по­том пе­ре­се­лил­ся в ближ­ний Кел­ли­вор­ский мо­на­стырь на се­вер­ной сто­роне го­ры, где был вы­бран игу­ме­ном. Из мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Ар­се­ний уда­лил­ся в пе­ще­ру, от­ку­да мо­лит­вой про­гнал зве­рей. К нему со­бра­лась бра­тия. Обык­но­вен­но он це­лую неде­лю си­дел в тес­ной кел­лии, а в вос­кре­се­нье при­ни­мал пи­щу и по­учал бра­тию. На­ко­нец, пре­по­доб­ный Ар­се­ний до­стиг та­ко­го со­вер­шен­ства, что пи­та­ем был Ан­ге­лом, сво­им жез­лом пре­вра­тил горь­кие во­ды в слад­кие и, со­тво­рив мно­го дру­гих чу­дес, мир­но скон­чал­ся сре­ди бра­тии.
Вре­мя жиз­ни пре­по­доб­но­го Ар­се­ния по­ла­га­ют меж­ду VIII и Х ве­ка­ми.

Преподобный Мардарий Печерский, затворник

Преподобный Мардарий, затворник Печерский, подвизался в Дальних пещерах в ХIII веке. По рукописным святцам, в тропаре и кондаке он называется «нестяжательным», а по надписи у мощей – «бескелейным». Имя его вспоминается в 7-й песни Службы Собора отцов Дальних пещер (28 августа) вместе с преподобным Аммоном (память 4 октября), где он называется «рачителем нищеты». Погребен в Дальних пещерах. Память его совершается также 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста.

Алек­сей Ива­но­вич Рож­де­ствен­ский ро­дил­ся 22 мар­та 1865 го­да в се­ле Вве­ден­ское Та­рус­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии. Он про­ис­хо­дил из се­мьи свя­щен­ни­ка и по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в Вифан­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. По окон­ча­нии ее по вто­ро­му раз­ря­ду в 1888 го­ду, он год учи­тель­ство­вал в Мос­ков­ской жен­ской шко­ле ве­дом­ства им­пе­ра­три­цы Ма­рии Фе­о­до­ров­ны. В 1890 го­ду Алек­сея Ива­но­ви­ча ру­ко­по­ла­га­ют сна­ча­ла во диа­ко­ны, а 20 июня то­го же го­да во свя­щен­ни­ки.
Но­во­по­став­лен­ный свя­щен­ник слу­жит во Вве­ден­ской церк­ви род­но­го се­ла Вве­ден­ское и при этом со­сто­ит за­ко­но­учи­те­лем Лев­шин­ской зем­ской шко­лы. В 1892 го­ду его пе­ре­во­дят в цер­ковь Пе­соч­но­го За­во­да Жизд­рин­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии, где он яв­ля­ет­ся по­пе­чи­те­лем Пе­соч­но-За­вод­ской и Са­вин­ской цер­ков­но-при­ход­ских школ и чле­ном при­ход­ско­го по­пе­чи­тель­ства. 3 ав­гу­ста 1897 го­да сле­ду­ет пе­ре­вод в Ка­лу­гу, в цер­ковь свя­ти­те­ля Алек­сия. В ней бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник слу­жит до 3 фев­ра­ля 1900 го­да. Он не остав­ля­ет пре­по­да­ва­тель­ской де­я­тель­но­сти и со­сто­ит за­ко­но­учи­те­лем Ка­луж­ско­го епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща.
В 1900 го­ду свя­щен­ни­ка пе­ре­во­дят в Ка­луж­скую цер­ковь Ге­ор­гия за Лав­ка­ми, где он бу­дет слу­жить до 1923 го­да. Отец Алек­сий Рож­де­ствен­ский не раз был от­ме­чен свя­щен­но­на­ча­ли­ем вы­со­ки­ми на­гра­да­ми, 19 мая 1909 го­да его воз­ве­ли в сан про­то­и­е­рея. Де­я­тель­ность от­ца Алек­сия, по­ми­мо свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния, бы­ла раз­но­об­раз­ной, мож­но на­звать мно­же­ство мест, в ко­то­рых он тру­дил­ся: он со­сто­ял за­ко­но­учи­те­лем IV-го Ка­луж­ско­го жен­ско­го при­ход­но­го учи­ли­ща (1901-1907 гг.) и об­раз­цо­вой шко­лы при Епар­хи­аль­ном учи­ли­ще (1902 г.), был де­пу­та­том Ка­луж­ской Епар­хии (1905-1912 гг.), со­сто­ял Пред­се­да­те­лем Ре­ви­зи­он­но­го ко­ми­те­та Ка­луж­ско­го Епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща (1906-1912 гг.), за­ко­но­учи­те­лем в жен­ской об­щине се­стер ми­ло­сер­дия (1907-1911 гг.), чле­ном Прав­ле­ния Ка­луж­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии (1907-1913 гг.).
Так же ве­ли­ко чис­ло хра­мов, в ко­то­рых слу­жил отец Алек­сий. По­сле церк­ви Ге­ор­гия за Лав­ка­ми, он был пе­ре­ве­ден в се­ло Оль­хи Юх­нов­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии. Во вре­мя по­жа­ра цер­ковь в Оль­хах сго­ре­ла, и отец Алек­сий с се­мьей 19 фев­ра­ля 1927 го­да пе­ре­ехал в Моск­ву. С 1927 по 1929 год он слу­жит в церк­ви Ржев­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри на Пре­чи­стен­ском буль­ва­ре, с 1929 по 1931 год в церк­ви Рож­де­ства Хри­сто­ва в Куд­рине. С 1931 по 1932 он на­сто­я­тель церк­ви Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри в Боль­шом Но­вин­ском пе­ре­ул­ке, а 1932 и 1934 год он про­слу­жил в церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на Ще­пах. Из Мос­ков­ских хра­мов мож­но на­звать еще цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния на Бе­реж­ках. С 1934 по 1935 год он слу­жит в Мы­ти­щах, а 1935-1936 в церк­ви Ге­ор­гия на Озе­ре в Клин­ском рай­оне Мос­ков­ской об­ла­сти. По­след­ним ме­стом слу­же­ния от­ца Алек­сия ста­ла цер­ковь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в се­ле Ни­коль­ское Кун­цев­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
17 сен­тяб­ря 1937 го­да от­ца Алек­сия Рож­де­ствен­ско­го аре­сто­ва­ли ор­га­ны НКВД с об­ви­не­ни­ем в «про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­во­ка­ци­он­но-по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. По­сле­до­вал при­го­вор: 10 лет ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. Здо­ро­вье 72-лет­не­го свя­щен­ни­ка не вы­нес­ло ис­пы­та­ния тя­же­лы­ми усло­ви­я­ми. Отец Алек­сий Рож­де­ствен­ский умер 26 де­каб­ря 1937 го­да в ме­стах ли­ше­ния сво­бо­ды. По уст­но­му со­об­ще­нию в управ­ле­нии ГУЛАГА он скон­чал­ся в ла­ге­ре стро­го­го ре­жи­ма «Тай­шет».

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2023/12/26, 20:45:18
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2025


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.039093017578125 сек.