Дивное Дивеево

Вся история девеевской обители

(память 28 июля по старому стилю) Кондак 1 Избранная от всех родов Заступнице вселенныя, похвальный глас Твоих рабов приемши, Всеблаженная, избави нас от всяких бед, да пред иконою Твоею и мы ...
На главную Новости 20 декабря. Святителя Амвросия, еп. Медиоланского. Преподобного Нила Столобенского. Преподобного Антония Сийского.
20 декабря. Святителя Амвросия, еп. Медиоланского. Преподобного Нила Столобенского. Преподобного Антония Сийского.
19/12/2023 15:53:04

7 декабря по старому стилю / 20 декабря по новому стилю
среда
Седмица 29-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Рождественский пост.
Монастырский устав: горячая пища без масла.

Свт. Амвросия, еп. Медиоланского (397). Прп. Нила Столобе́нского (1554). Прп. Антония Сийского (1556).
Прп. Иоанна, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мч. Афинодо́ра (ок. 304). Прп. Павла Послушли́вого. Мц. Филофе́и (1060) (Румын.).
Прмчч. Сергия Гальковского, Андроника Барсукова (1917); сщмч. Антония Попова пресвитера (1918); сщмчч. Сергия Голощапова, Михаила Успенского, Сергия Успенского пресвитеров, Никифора Литвинова диакона, прмчч. Галактиона Урбановича-Новикова и Гурия Самойлова, мч. Иоанна Демидова (1937); сщмчч. Петра Крестова и Василия Мирожина пресвитеров (1941).
Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери.


Евр., 310 зач., IV, 1–13. Лк., 106 зач., XXI, 12–19 – за вторник и за среду: Евр., 312 зач., V, 11 – VI, 8. Лк., 104 зач., XXI, 5–7, 10–11, 20–24. Прп.: 2 Кор., 176 зач., IV, 6–15. Лк., 24 зач., VI, 17–23*.

* Чтения прп. Нила читаются, если ему совершается служба.

Тропарь святителя Амвросия, глас 4:
Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́/ Я́же веще́й И́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Амвро́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителя Амвросия, глас 3:
Боже́ственными догма́ты облиста́я,/ помрачи́л еси́ А́риеву пре́лесть,/ священнотаи́нниче и па́стырю Амвро́сие,/ чудоде́йствуя же си́лою Ду́ха,/ стра́сти разли́чныя я́ве исцели́л еси́, о́тче преподо́бне,// Христа́ Бо́га моли́, спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь преподобного Нила Столобенского, глас 4:
Я́ко свети́льник всесве́тел,/ яви́лся еси́ во о́строве Селиге́ра е́зера,/ преподо́бне о́тче Ни́ле,/ ты бо, крест Христо́в от ю́ности своея́ на ра́мо взем,/ усе́рдно Тому́ после́довал еси́,/ чистото́ю Бо́гови прибли́жився,/ отону́дуже и чуде́с дарова́нием обогати́лся еси́./ Тем и мы, притека́юще к ра́це моще́й твои́х, уми́льно глаго́лем:/ о́тче преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Нила Столобенского, глас 8:
Оте́чества, преподо́бне, удали́вся, в пусты́ню всели́лся еси́,/ и, на о́стров Селиге́ра е́зера возше́д,/ жесто́ко житие́ показа́л еси́, и, мно́гих доброде́тельми удиви́в,/ дарова́ния чуде́с от Христа́ прия́л еси́./ Помина́й нас, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Ни́ле, о́тче наш.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.


Святитель Амвросий, епископ Медиоланский,

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане.

В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросий, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: «Амвросий – епископ!» Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашенных, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364–375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросий, отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385–386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывала глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана. Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375–383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379–395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимии, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием.

Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя «Об обязанностях священнослужителей» свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как «амвросианский напев»; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн «Тебе, Бога, хвалим», составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви.

Преподобный Нил Столобенский

Преподобный Нил Столобенский родился в семье крестьянина в небольшом селении Новгородской епархии. В 1505 году он принял постриг в обители преподобного Саввы Крыпецкого близ Пскова.
После 10 лет подвижнической жизни в киновии удалился на реку Серемлю, в сторону города Осташкова, где 13 лет вел строгую аскетическую жизнь в непрерывной брани с кознями диавола, которые выражались в явлениях призраков – гадов и диких зверей. Многие жители из окрестных мест стали приходить к преподобному за наставлениями, но он стал этим тяготиться и молил Бога указать ему место для подвига безмолвия. Однажды после долгой молитвы он услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер. Там на острове Столобенском ты можешь спастись!» От приходивших к нему людей преподобный Нил узнал, где находится озеро, и, придя туда, был поражен его красотой. В середине озера – покрытый густым лесом остров; на нем преподобный нашел небольшую гору и выкопал пещеру, а спустя некоторое время построил хижину, в которой и прожил 26 лет. Подвиги строгого постничества и безмолвия сопровождал еще и другим, особенным подвигом – никогда не ложился спать, а позволял себе лишь легкую дремоту, опираясь на крюки, вделанные в стену келлии.

Богоугодная жизнь преподобного много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла хижина преподобного, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз в хижину ворвались грабители. Преподобный сказал им: «Все мое сокровище в углу кельи». Там стояла икона Богоматери. Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах раскаяния стали они молить святого о прощении. Известны и многие другие чудеса, совершенные преподобным. Он безмолвно отказывался от приношений, если совесть у приходивших к нему была нечиста или они находились в нечистоте телесной.

В предчувствии кончины преподобный Нил приготовил себе гроб. А к самому времени преставления прибыл на остров игумен одного из близлежавших монастырей и приобщил его Святых Таин. По уходе игумена преподобный Нил в последний раз совершил молитву, окадил святые иконы и келлию и предал Господу бессмертную свою душу 7 декабря 1554 года.

Прославление его святых мощей (ныне почивающих в Знаменском храме г. Осташкова) совершилось в 1667 году с установлением празднования 27 мая и в день преставления.

Преподобный Антоний Сийский, иеромонах

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Сий­ский, в ми­ру Ан­дрей, ро­дил­ся в се­мье бо­га­то­го зем­ле­дель­ца в се­ле Кех­та близ Се­вер­ной Дви­ны. В дет­стве по­лу­чил хо­ро­шее вос­пи­та­ние, мно­го чи­тал и вы­учил­ся ико­но­пи­си. Ли­шив­шись ро­ди­те­лей, Ан­дрей от­пра­вил­ся в Нов­го­род и пять лет слу­жил там у бо­яри­на. За­тем же­нил­ся, но же­на его через год умер­ла. То­гда Ан­дрей ре­шил по­свя­тить се­бя ино­че­ству. Он роз­дал иму­ще­ство ни­щим и как стран­ник по­шел на ре­ку Ке­ну в Па­хо­ми­е­ву пу­стынь. Пре­по­доб­ный Па­хо­мий по­стриг его с име­нем Ан­то­ний. Вско­ре его по­свя­ти­ли в сан иеро­мо­на­ха, и пре­по­доб­ный с бла­го­сло­ве­ния игу­ме­на один со­вер­шал бо­го­слу­же­ния. Вме­сте с ино­ка­ми оби­те­ли он вы­хо­дил лишь на тру­ды для об­щих мо­на­стыр­ских нужд. Из люб­ви к уеди­не­нию пре­по­доб­ный Ан­то­ний оста­вил Па­хо­ми­е­ву пу­стынь, вы­брав из мо­на­стыр­ской бра­тии двух спут­ни­ков, и по­се­лил­ся на Ми­хай­ло­вом ост­ро­ве, с од­ной сто­ро­ны омы­ва­е­мом Си­ей, а с дру­гой – окру­жен­ном озе­ра­ми. В этом су­ро­вом краю в дре­му­чих ча­щах в 1520 го­ду Ан­то­ни­ем бы­ла вы­стро­е­на ча­сов­ня. Но рас­чи­щать лес сто­и­ло тяж­ких тру­дов, и спут­ни­ки Ан­то­ния ста­ли роп­тать на него. И тут неожи­дан­но неиз­вест­ный че­ло­век стал до­став­лять им про­пи­та­ние, жерт­вуя так­же и день­ги на бла­го­устрой­ство. Сий­ская оби­тель ста­ла зна­ме­ни­той, ее ча­сто по­се­ща­ли жи­те­ли окрест­ных се­ле­ний. И вновь пре­по­доб­ный Ан­то­ний, взяв од­но­го уче­ни­ка, уда­лил­ся в еще бо­лее глу­хое ме­сто на озе­ре Па­лунь. Там, в уеди­нен­ной ке­ллии, он про­жил три го­да. Ко­гда игу­мен Фео­к­тист от­ка­зал­ся управ­лять Сий­ской оби­те­лью, бра­тия упро­си­ла пре­по­доб­но­го вер­нуть­ся к ним. Он скло­нил­ся к прось­бе ино­ков, вновь при­нял игу­мен­ство и бла­го­чест­но управ­лял мо­на­сты­рем до сво­е­го пре­став­ле­ния в 1556 го­ду, ко­гда ему бы­ло 79 лет.

Преподобный Павел Повинник

Сохранилось краткое житие преподобного Павла Послушливого (Повинника), в котором говорится, что он был сыном состоятельных родителей. Он оставил мирскую жизнь, достигнув совершеннолетия. Именование «Послушливый» преподобный получил за свойственное ему глубокое смирение и полное отречение от собственной воли. Однажды преподобный перемешал рукой кипящую смолу, не получив при этом ни малейшего ожога. Часть братии отнеслась к нему как к Богоносному подвижнику, а некоторые стали принимать его с недоверием. По молитвам инокам в особом видении было показано, что их брат – истинный подвижник. Все они ночью были восхищены в рай и беседовали с иноком Павлом, который позволил им унести с собой на память по цветку или ветке. Пробудившись от сна, они обнаружили цветы и ветки из рая у себя в руках. После этого блаженный Павел отправился в Иерусалим, затем на Кипр. Ведя уединенную жизнь, он преставился к Богу на горе Паригори. Перед кончиной глас Божий сказал ему: «Взойди, Павел, на гору и прими конец жития»

Святой мученик Афинодор, из Сирской Месопотамии, с юных лет вел иноческую жизнь. По доносу был схвачен и осужден правителем страны Елевсием на жестокие пытки. Мучениям святого сопутствовали чудеса, которые обратили многих присутствовавших язычников в христианскую веру. Когда решили усечь святого мечом, палач упал, а рука его отделилась от плеча. Святой же предал дух свой с молитвенными воздыханиями к Богу.

Преподобный Иоанн Печерский, постник

Пре­по­доб­ный Иоанн Пе­чер­ский, пост­ник, под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре в XII ве­ке и по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Филофея Румынская, Тырновская, Арджешская, мученица. Родилась в Тырново, возможно около 1206 года [2]. Её отцом был болгарин-земледелец, а мать - валашка. Мать взрастила дочь в истинно-христианском духе, но вскоре скончалась. Тогда отец Филофеи вступил во второй брак. Благочестивая отроковица много претерпела от мачехи, которая винила её в неповиновении, излишне частом посещении церкви и расточении домашнего добра на милостыню сиротам и бедным детям. Отец тоже упрекал дочь, но Филофея твердо держалась богоугодного жития которому научилась у матери. Она хранила свою непорочность, продолжала ходить в церковь, раздавала одежду и еду нуждающимся детям, проводить время дома в посте и молитве.

Господь призвал её к себе когда Филофее было всего двенадцать лет. Стояла осень и отец работал в поле, а мачеха ежедневно посылала Филофею относить отцу еду из дома. Но Филофея имела обыкновение отдавать часть пищи бедным детям, которые просили у неё на улице. Отец, заметив недостаток пищи, укорил в этом жену, но та ответила что посылает достаточно. "Спроси дочь твою, что она делает с едой," сказала мачеха. Отец разозлился на дочь и решил тайно проследить за ней. Однажды в полдень, прячась в кустах, он увидел как Филофея раздаёт еду бедным детям. Бешеный гнев охватил его, он поддался дьявольскому наущению и бросил свой топорик в Филофею. Смертельно раненная, мученица предала дух в руки сладчайшего Жениха Христа, приняв смерть за веру.

Икона Божией Матери Селигерская-Владимирская

Икона Божией Матери Селигерская-Владимирская была принесена в ХVI веке преподобным Нилом Столобенским (память 7 декабря и 27 мая) на остров Селигер, где святой подвизался и основал общежительную пустынь, названную его именем. Чудотворный Владимирский образ Богородицы, сначала находившийся в пустынной келье подвижника, позже был перенесен в обитель и находился при мощах святого.

Преподобный Нил Столобенский преставился ко Господу 7 декабря 1554 года, в воспоминание чего и установлено в этот день празднование прославившемуся у него Селигерскому образу Богоматери, который иногда еще называют Келейной Владимирской иконой.

 
Комментарии
Всего комментариев: 1
2023/12/20, 19:45:16
Спаси нас Боже.
андрей
Добавить комментарий:
Имя:
* Сообщение [ T ]:
 
   * Перепишите цифры с картинки
 
Подписка на новости и обновления
* Ваше имя:
* Ваш email:
Православный календарь
© Vinchi Group
1998-2024


Оформление и
программирование
Ильи
Бог Есть Любовь и только Любовь

Страница сформирована за 0.026342868804932 сек.