18/10/2023 15:49:18
 |
6 октября по старому стилю / 19 октября по новому стилю четверг Седмица 20-я по Пятидесятнице. Глас 2. Поста нет.
Апостола Фомы (I). Сщмч. Иоанна Рыбина пресвитера (1937); св. Михаила Союзова пресвитера, исп. (1922).
Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – Флп., 244 зач., III, 1–8. Лк., 31 зач., VII, 17–30. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Ин., 65 зач., XX, 19–31.
Тропарь апостола Фомы, глас 2: Учени́к Христо́в быв,/ боже́ственнаго собо́ра апо́стольскаго соприча́стник,/ неве́рствием бо Христо́во Воскресе́ние извести́в/ и Того́ Пречи́стую Страсть осяза́нием уве́рив,/ Фомо́ всехва́льне,// и ны́не нам проси́ ми́ра и ве́лия ми́лости.
Или тропарь апостола Фомы, глас 3: Апо́столе святы́й Фомо́,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Кондак апостола Фомы, глас 4: Прему́дрости благода́ти испо́лнен,/ Христо́в апо́стол/ и служи́тель и́стинный/ в покая́нии вопия́ше Тебе́:// Ты мой еси́ Бог же и Госпо́дь
Мысли свт. Феофана Затворника (Деян.5:12–20; Ин.20:19–31) «Господь мой и Бог мой!» – воззвал св. апостол Фома (Ин.20:28). Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует.
Мы говорим: «Господь Спаситель», – разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни.
Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!» (Рим.8:35).
 |
Святой апостол Фома. Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры |
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Панеады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он все оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. «Господь мой и Бог мой!» воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).
 |
Священноисповедник Михаил Союзов. |
Настоятель Князь-Владимирского собора, благочинный 8-го Петроградского округа протоиерей Михаил Союзов был одним из пострадавших 100 лет назад в ходе процесса 1922 года о "сопротивлении изъятию церковных ценностей".
Протоиерей Михаил Союзов (12.05.1869-19.10.1922) родился в поселке Жерновицы Новгородской губернии в семье священника Феодора Союзова. Окончил Боровичское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию. В 1893 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за работу "История монастырской проповеди на Руси в XV и XVI веках". Был принят на должность псаломщика Андреевского собора Кронштадта. Вступил в брак с дочерью диакона Андреевского собора Николая Стефановского Антониной. Митрополитом Санкт-Петербургским Палладием был рукоположен в сан диакона. 28 апреля 1895 года ректором Санкт-Петербургской духовной академии епископом Никандром был рукоположен во пресвитера и вскоре назначен настоятелем храма святого Александра Невского во 2-м Кадетском корпусе (ныне Военно-космическая академия имени Александра Можайского) и законоучителем корпуса. 10 мая 1909 года возведен в сан протоиерея. Служил законоучителем и в других учебных заведениях: частных реальном училище и женской гимназии. В 1918 году отец Михаил был переведен в Введенскую церковь на Петроградской стороне. В том же году указом митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина был назначен исполняющим обязанности благочинного 8-го Петроградского округа. С 6/19 июля 1919 года - настоятель Князь-Владимирского собора. 20 мая 1922 года арестован, на суде вину свою не признал, пытался отвести обвинение от митрополита Вениамина. 5 июля был приговорен к трем годам тюремного заключения, 19 октября скончался в тюремной больнице. Отпевание было совершено во Введенской церкви на Петроградской стороне, а похоронен священник на Смоленском кладбище недалеко от часовни Ксении Блаженной.
Постановлением Президиума Верховного Суда СССР от 31 октября 1990 года приговоры всем участникам Петроградского процесса, включая протоиерея Михаила Союзова, были отменены за отсутствием состава преступления.
Усердием клира и прихожан храма Смоленской иконы Божией Матери могила отца Михаила была приведена в порядок, на ней установлены крест и памятная табличка.
Под руководством настоятеля Князь-Владимирского собора и председателя епархиальной комиссии по канонизации протоиерея Владимира Сорокина были собраны материалы для прославления пострадавшего от советской власти священника.
На заседании Священного Синода, прошедшем 25 августа 2022 года удовлетворено ходатайство о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской имени протоиерея Михаила Союзова. (журнал № 76).
4 сентября 2022 года, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя, за которой состоялось прославление в лике святых протоиерея Михаила Союзова.
С материалами о священноисповеднике можно ознакомиться с помощью виртуальной выставки на сайте Князь-Владимирского собора.
Священномученик Иоанн Ефимович Рыбин родился в 1877 в селе Журавлино в Самарской губернии в крестьянской семье. Служил псаломщиком и певчим, а в 1924 году был рукоположен во диакона. Через год он принял сан иерея и служил в храмах Самарской области. В 1929 году он был арестован и приговорен к ссылке с конфискацией имущества. Находясь в ссылке в Карагандинской области, отец Иоанн служил в сельской церкви села Таволжанское. В 1931 году его приговорили еще к 5 годам ссылки, и священник продолжил служить в Таволжанском приходе до 1933 года, когда последовал новый приговор: 3 года лишения свободы за «невыполнение хлебопоставок и мясопоставок и невыполнение гособязательств по поставке картофеля». Из тюрьмы города Акмолинска его освободили по состоянию здоровья. И отец Иоанн вернулся в Таволжанское, где продолжил священническое служение и окормление своей паствы. В 1937 году его арестовали по обвинению в антисоветской агитации. В следственном деле говорится, что он «начал организовывать нелегальные богослужения в домах колхозников и у себя. Призывал колхозников соблюдать религиозные обряды, праздники. Собирал у себя молельные собрания». Священномученика Иоанна Рыбина приговорили к расстрелу по статье 58–10 и расстреляли 19 октября 1937 года. |