25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, отмечается День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В этот же день, следуя традиции, Его Святейшество возвел в сан митрополита архиепископа Рижского и всея Латвии Александра и архиепископа Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, в сан архиепископа - епископа Корсунского Иннокентия и епископа Астраханского и Енотаевского Иону.
10 июня 2000 года Русская Церковь торжественно отмечала десятую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Алексия. Обращаясь к Патриарху с приветственным словом, Президент России Владимир Путин подчеркнул: "Несмотря на то, что Вам довелось вести церковный корабль в нелегкое и противоречивое время, прошедшее десятилетие стало уникальной эпохой реального возрождения нравственных основ жизни общества. В этот ответственный момент отечественной истории миллионы наших сограждан с глубоким уважением прислушиваются к Вашему твердому, сердцем выстраданному слову пастыря. Россияне благодарны Вам за Ваши молитвы, Ваше попечительство об укреплении гражданского мира в стране, о гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений".
Как сообщается в Православной энциклопедии , "Патриарх Алексий взошел на Первосвятительский престол, когда кризис Советского государства вступил в завершающую фазу. Для Русской Православной Церкви важно было в быстро изменяющихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус, что в значительной мере зависело от инициативы Патриарха, от его умения так построить отношения с государственной властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви как высшей святыни и духовной путеводительницы народа. С первых шагов патриаршего служения Патриарх Алексий в контактах с властями умел оградить и подчеркнуть достоинство Церкви, которую он возглавлял".
Имя Патриарха Алексия II занимает прочное место и в церковной науке, говорится в "Православной энциклопедии". До вступления на Первосвятительский престол им было опубликовано 150 работ на богословские и церковно-исторические темы. Всего в церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано около 500 трудов Первосвятителя. В 1984 году митрополит Алексий (Ридигер) представил в Ученый совет ЛДА трехтомный труд Очерки по истории Православия в Эстониин на соискание степени магистра богословия. Ученый совет решил присвоить диссертанту степень доктора церковной истории, поскольку "диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской работы" и "в преддверии 1000-летия Крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской Православной Церкви". Этот труд информативно насыщен и исключительно актуален в конце XX века, когда Православие в Эстонии оказалось в трудном положении. В монографии содержатся веские исторические доказательства того, что у Православия в Эстонии - древние корни и взращивались они Русской Церковью, причем без особого покровительства со стороны российского правительства, а часто и при прямом противодействии движению народа к Православной Церкви со стороны местных чиновников и их влиятельных покровителей в Петербурге.
Патриарх Алексий являлся также доктором богословия (honoris causa) Богословской академии в Дебрецене (Венгрия), Богословского факультета им. Яна Коменского в Праге, Тбилисской духовной академии, Богословского факультета Сербской Православной Церкви и ряда других богословских учебных заведений, почетным профессором многих университетов, в т. ч. Московского и С.-Петербургского, почетным членом СПбДА и МДА, Минской ДА, Критской православной академии, с 1992 г.- действительным членом Академии образования РФ, а с 1999 г. - почетным профессором РАН.
Святейший Патриарх Алексий происходил из древнего дворянского рода. Согласно сведениям из Родословия Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм Ридигер (Friedrich Vilgelm von Rudiger) перешел в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий этого известного в России дворянского рода, одним из представителей которого был граф Федор Васильевич Ридигер - генерал от кавалерии и генерал-адъютант, выдающийся полководец и государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 года.
До рождения Алексея Ридигера, сообщается в "Православной энциклопедии", произошел случай, который семейное предание сохранило как проявление Промысла Божия о будущем Первосвятителе Русской Церкви. Незадолго до рождения сына Елена Иосифовна должна была совершить далекую автобусную поездку, но в последний момент, несмотря на ее просьбы и даже требования, ее не посадили на уходящий автобус. Когда же она пришла на следующий рейс, то узнала, что предыдущий автобус попал в аварию и все пассажиры погибли. В Крещении мальчику было дано имя в честь преподобного Алексия, человека Божия.
Монашеский постриг Алексий принял уже в зрелом возрасте, будучи священником. 3 марта 1961 года в Троице-Сергиевой Лавре был совершен постриг протоиерея Алексия с именем в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Монашеское имя было вынуто по жребию из раки преподобного Сергия Радонежского
Иверская икона Божьей Матери.
Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы - на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России, - названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. Первое известие о ней относится к IX веку - временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи вместе со своим сыном, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Пораженный воин в раскаянии пал пред иконой, оставил ересь и окончил жизнь строгим подвижником. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду. К великой ее радости, икона не упала в воду, а, стоя прямо, двинулась по морю к западу. Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель. Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба - он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Явление продолжалось несколько дней и ночей. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ. Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители. В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: "Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам - тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители". Старец объявил настоятилю о видении, и наутро все монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды). На другой день икону не нашли на том месте, где ее поставили, а обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но наутро она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: "Скажи инокам, чтобы больше не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я сама охраняла Вас... в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет". Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса - Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне - Иверская. По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил. В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен. В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. "...Собрав всю свою братию... сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону". Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. "И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом...". 13 октября 1648 года икону торжественно встречали в Москве у Воскресенских ворот царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее). По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им - Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам. Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла). С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную - Тверскую - улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей. Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской - как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны - и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами. В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.