Г.Г. Задонский
"... Кто трудится для меня, кто Обитель мою любит, о том попекусь я и в сем веке, и в будущем, всех вас не оставлю и роды ваши не оставлены будут".
Преп. Серафим Саровский
Она пролегает меж чистотой веры и грязью мира сего. А значит, между жизнью и смертью. Об этом напомнил нам праздник прославления мощей первоосновательниц Дивеевской обители - схимонахинь Александры, Марфы и монахини Елены.
Сейчас уже трудно представить себе это место без храмов и Богородичной Канавки. А ведь когда пришла сюда из Киева матушка Александра, были здесь железоделательные заводы, царили пьянство и разврат. Но именно в Дивееве суждено было воцариться целомудрию. Где-то рядом с нынешним Казанским храмом присела отдохнуть уставшая матушка Александра. Да задремала. В тонком сне явилась ей Матерь Божия и повелела оставаться здесь.
Основать обитель. Позже, перед кончиной первоосновательницы, молодой иеродиакон Серафим обещал ей не оставлять сестер своим духовным попечением. Однажды пришла к нему 13-летняя крестьянская дочь Мария. Преподобный увидел в ней избранный сосуд Божий. Так поступила она в число Серафимовых сирот. Именно Мария присутствовала при молении Старца о создании новой, Мельничной обители, насельницами которой были бы только девицы. Было это 22 декабря, в день, когда Церковью воспоминается Зачатие Пресвятой Богородицы. "В зачатие матери Анны и я хочу зачать обитель!" - говорил святой Старец. Послушание Марии было удивительным. "А какие они, саровские монахи? Вроде батюшки Серафима?" - так простодушно спрашивала она, хотя бывала в Сарове не раз. Да только по благословению никогда не поднимала голову и, повязав черный платок на самые глаза, смотрела всегда под ноги. Преподобный постриг Марию в схиму с именем Марфа. Сам он назвал ее начальницей над дивеевскими сиротами в Царствии Небесном. Девятнадцатилетней преставилась эта удивительная молитвенница и молчальница. Другой преподобной, Елене, было в юности видение огромного огненного дракона. И она, призвав на помочь Пречистую Деву, дала обет безбрачия. Саровский Старец благословил ее обручиться с Женихом Небесным. Для этой свадьбы приготовила Елена черненькую одежду. Именно о таких сказано: "Отыми от Ангела крылья, будет дева; дай деве крылья, будет Ангел"... Уже в наши дни, накануне прославления мощей первоосновательниц обители, на могиле дивеевского благодетеля Михаила Васильевича Мантурова, брата преподобной Елены, на морозе масло в лампадке закипело.
Так что же за таинственный восьмисотметровый рубеж обозначила в Дивееве Пречистая Дева? Почему именно девицам заповедал отец Серафим вырыть по Ее следочкам Канавку?
Может быть, прежде всего от огненного дракона похоти призвана охранять она девство. Слава Богу, в наши дни с помощью созданного в Москве Попечительского совета территория заповеданной Серафимом девичьей киновии очищается, восстанавливается ограждающая ее Канавка. Как бы напоминая о заповеди девства, в последний раз Пречистая Дева явилась старцу Серафиму 25 марта 1831 года, в день Благовещения. И вместе с Иоанном Предтечею и Иоанном Богословом сопровождали Ее одиннадцать святых дев, в том числе - Варвара и Екатерина. Сейчас икона этого явления - над ракой с мощами Преподобного. Но Дивеево и всю страну еще ждало безумие "красных косынок". Схимонахиня Александра, старейшая ныне насельница обители, помнит все.
- Как вас тогда называли-то в ГПУ, матушка?
- Врагом народа...
А Канавку осквернили нечистотами, засыпали. Настоящий враг рода человеческого, пресмыкаясь по земле, всегда покушается на установленные свыше границы. Стремится преступить их и навязать преступление всем. Это он - на мягких лапах свирепого хищника - крадется в школы с учебником валеологии. Крадется - и крадет девство. Это он заставляет забыть Отца Небесного - и безотцовщина приходит на землю. На территории Канавки, рядом с гремящей дискотеками школой - интернат для детей-инвалидов. Здесь грехи их родителей персонифицированы, облечены плотью. Да, "женские болезни" России - следствие того, о чем говорили святые отцы: похоть, зачав грех, рождает смерть.
После революции могилки трех подвижниц снесли. Залили асфальтом. Вновь открыли их в 1991 году. А прошлой осенью, когда, кстати, на территории будущей киновии появились первые девицы-насельницы, обрели чудотворные мощи. При их открытии исполнились пророчества преподобного Серафима.
Вот лишь один пример. За то, что Марфа - по любви - поведала сестрам о будущем Дивеевской обители, которое провидел Старец, он сказал: уст ее коснется тление... И как раз на лицевую часть честной главы ее упал кирпич - с фундамента часовни, что стояла прежде над могилами. Кстати, мощи схимонахини Марфы сохранили такую особенность: подбородок прижат к телу: она всегда смотрела вниз... Косточки преподобной - янтарно-желтого цвета, какой бывает у афонских подвижников. 22 декабря, как раз в день основания Мельничной обители, состоялось прославление святых мощей. Праздничную литургию отслужил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Множество людей стали свидетелями благодатной силы, исходящей от мощей. Чувствуют ее, боятся ее и злые духи. Во время крестного хода, когда мимо проносили три раки, закричал, забился бес в болящей женщине, повалил ее наземь. Потом другой, уже в храме, затявкал жалобно, как несчастная собачонка... "А 20 декабря, накануне, было в Дивееве чудесное знамение, - рассказывает инокиня Мария (Борисова). - Мы с сестрами живем как раз рядом с началом Канавки, примерно в том месте, где стояла прежде Серафимова мельница. Так вот мы и многие другие видели в ночном небе пылающее пятно, от которого вниз, расширяясь, шли огненные столбы. Они падали как раз на территорию заповеданной девичьей киновии". Есть и такое свидетельство: 23 декабря, когда по Канавке крестным ходом несли святые мощи, над Преображенским храмом в небе высветились кресты... Что за прорыв из незримого мира благодати? Чудо - не феномен. Это проявление внутренней сущности вещей. И небесный свет, падающий на таинственную восьмисотметровую границу, высвечивает для нас великое значение девства, его роль в том мире, где царствует ненавидящий целостность и целомудрие дьявол-разрушитель.
Напоминает нам это чудо и о Конце Света. Он наступит, когда не будет больше праведников, восполняющих на Небе число отпавших ангелов. Что значит - не будет? Прежде всего - не станет целомудренных православных жен, способных рожать их. Через Деву облекся в плоть Спаситель мира. И когда иссякнет целомудрие среди людей, тогда закончится время спасения. А накануне Конца придет родившийся от блудницы антихрист. В то время, пишет современный толкователь Каббалы, "лицо поколения будет как морда собаки, наглость станет обычным явлением - и именно это поколение станет достойным изучения Каббалы". Древнеславянская этимология слова "наглость" показательна. Наглый - это "такой, который хочет быстрого исполнения своих желаний". Таков бес похоти, то и дело тявкающий в Дивееве от невыносимой для него святости. Сейчас раки с мощами схимонахинь Александры, Марфы и монахини Елены - в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Именно с этим местом связано пророчество Старца о Конце Света. Он приблизится тогда, когда рядом с четырьмя столбами храма лягут четверо мощей, а сам Преподобный - среди них пятым. Еще не явлена последняя, четвертая праведница дивеевская. Еще дано время на покаяние. Еще каждый - с Богородичной молитвой на устах - может пройти по следочкам Пречистой Девы и ощутить "всех радостей Радость". Ибо через первую Еву дьявол извел людей из рая, а через Нее, Еву вторую, Непорочную, Господь дает нам шанс спасения.