Боже, Всеблагий и Всемилостивый, всех охраняяй Своею милостию и человеколюбием, смиренно молю Тя, предстательством Богородицы и всех святых, сохрани от внезапной смерти и всякой напасти мене, ...
Словно окликнули меня со стенда выставки в Храме Христа Спасителя в дни Рождественских чтений. Специально к этому мероприятию из разных епархий России сюда, в главный храм страны, были привезены уникальные архивные свидетельства и реликвии подвигов Новомучеников и Исповедников Российских. Обо всех стендах не расскажешь - их было слишком много. Мне довелось познакомиться с архивариусом Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря рясофорной послушницей Еленой. Вот что она рассказала:
- На выставке представлена экспозиция, рассказывающая про дивеевских сестер в Карлаге (Карагандинском исправительно-трудовом лагере ГУЛАГа НКВД). По нашим сведениям, там отбывали наказание 36 дивеевских монахинь. Сейчас по материалам монастырского архива уже прославлено в лике святых пять человек. Из них в Карлаге были двое. Преподобномученица Пелагея (Тестова) умерла в Карлаге. А преродобноисповедница Матрона отбыв там срок, умерла в селе Пузо (Суворово), возле Дивеево. Ее мощи покоятся на том же кладбище, где были похоронены известные мученицы Евдокия, Дарья, Дарья и Мария. Пока еще ее мощи не обретены. Карлаг был огромной колонией с метрополией в Москве. У них были свой суд, своя тюрьма… Многие сестры, уже находясь в Карлаге, по решению местного суда получали новые сроки заключения. Одна из дивеевских сестер, инокиня Марфа (Михайлова) была расстреляна по приговору суда Карлага. Блаженной монахине Мастридии Дивеевской дали огромный срок заключения - 25 лет! Ее арестовали в 1947 году. Провела в лагере она десять лет. Возвращение ее в родное село было страшное. Односельчане рассказывают, как к дому подъехала милицейская машина и монахиню вывалили на землю «как куль с костями». Она не могла даже двигаться. Московский протоиерей Владимир Смирнов (ныне покойный) из храма Илии Пророка в Обыденном причащал блаженную Мастридию (Мунину) после Карлага. И в это время произошел такой случай: приняв в рот частицу, она тут же легла и долго лежала, как мертвая. Батюшка забезпокоился, не знал, что ему делать. Но дивеевские сестры объяснили ему, что старице горло передавили в Карлаге, с тех пор она твердую пищу, даже самую крохотную частицу, таким образом принимает… Монахиня Милетия (Ярцева) вернулась из Карлага без единого зуба, «потому что была красивая». Такое вот объяснение зверства! А вот эта рубашечка-свиточка (см. снимок), - наверное, малого роста сестра была! - принадлежала неграмотной мордовочке послушнице Марфе (Ишаевой). Но на следствии она вела себя грамотнее грамотных и мужественнее многих мужчин. Отбыла в Карлаге восемь лет и приехала оттуда полуслепая. А потом и вовсе ослепла. Ее одежду нам передали люди, у которых она провела свои последние дни. За все время после заключения она произнесла только одну фразу про свое лагерное прошлое: «я приняла в Карлаге страшную муку», - сказала она. Ни она, ни другие сестры не жаловались на свою долю. Родственники и знакомые свидетельствуют, что все они остались «чисто как дети» - не озлобились, не отчаялись. Только не любили о страшном прошлом вспоминать. Мы недавно ездили в места, где находился Карлаг. Раньше это был целый город для заключенных, который вырос из какого-то маленького кишлака. Там в яме мы нашли этот колышек с номером У наших сестер были тоже трехзначные номера. Может быть, под этим колышком покоилась какая-то из дивеевских сестер. Эти цифры нам пока не удается расшифровать, так как нет доступа к соответствующим архивам. Людей в том лагере хоронили не под фамилиями, а под номерами. В архивах мне попалось одно удивительное «дело». Знакомясь с ним, невольно испытываешь радость. 6 мая 1936 года (через девять лет, как закрыли Серафимо-Дивеевский монастырь) на Дивеевской канавке около дерева появилась женщина в черном. А на дереве висел плакат (на куске белой простыни были вытканы слова): "Да здравствует Православное Христианство!!! Да здравствуцет Царизм!". Школьники сорвали плакат и вместе с ним прибежали в кабинет директора. Тот сразу же позвонил в НКВД. Те ответили, что сейчас приехать не могут, так как тушат в Вертьяново пожар (сейчас Вертьяново стало частью Дивеева). Попросили директора послать школьников, чтобы они проследили, где живет эта женщина и постарались узнать ее имя. Елена Ионовна Чернышова, бывшая насельница Серафимо-Дживевского монастыря, ничего не скрывала и от своего поступка не отказывалась. Когда ее спросили, зачем она повесила этот плакат, она просто ответила: «Вы первого мая гуляли, свои лозунги развешивали? Здесь раньше был монастырь, и мы тоже имеем право развесить свои лозунги». Даже на следователя она произвела необыкновенное впечатление. Она была как ребенок. Похоже, он ее пожалел и хотел как можно дольше не отдавать монахиню «в руки правосудия». Затягивал следствие, просил еще дополнительное время для уточнения каких-то обстоятельств, хотя Елена Ионовна ни от чего не отпиралась. Дали ей по тем временам срок минимальный - всего три года заключения. Статья 58 пункт 10, контрреволюционная пропаганда. Это ведь «расстрельная» статья! Отбывала срок она в Кемеровской области. В 1941 году вернулась в Тамбовскую область. Ей снова дали срок - на этот раз 10 лет. Отправили ее в лагерь в Свердловскую область. Потом ее след теряется. Но есть предположение, что она вернулась из лагеря. Тамбовская монахиня Платонида в то время жила в доме с дивеевскими сестрами. Она вспоминает, как однажды к ним пришла дивеевская монахиня Елена (скорее всего, это была она). Вела себя она необычно, странно. Залезла с ногами на койку, поближе к большому портрету Серафима Саровского, и стала ему говорить: «Батюшка! Умру за послушание!..» (Известно, что «за послушание» умерла преподобная Елена Мантурова). Сестры встревожились за нее, отвезли монахиню Елену в психбольницу. А вскоре сестра Елена действительно умерла…
Одну рабу Божию в Москве ее духовник благословил каждый день непременно поминать святых по святцам, чья память празднуется в этот день. Но она, то по нерадению, то по недостатку времени, этот наказ не всегда исполняла. И вот однажды стоит она на Всенощной в храме на Соловецком подворье. Идет лития, и призываются святые дня. В их числе назвали мученика, но она не расслышала его имя… И в этот момент она ясно услышала слова: «Значит, все было зря, и нас на земле уже не помнят…» Я узнала об этом удивительном случае. И как-то в разговоре с сельским священником из Нижегородской епархии заговорила об этом. Батюшка выслушал меня и сказал: «Совершенно верно! А мне было другое видение. Видел я одну мученицу, и она сказала: а меня совершенно забыли на земле, ко мне никто не обращается!». И он уже хотел уйти, но я его остановила. Попросила назвать имя этой мученицы. Но он ответил отказом. Объяснил, что видение это было только ему… Ушел, но потом неожиданно вернулся и говорит: «Я был не прав. Я должен это сказать - мне явилась святая мученица Голендуха». Это святая второго века, память ее 3 (16) июля. Вот как важно поминать святых! …Если мы будем поминать в молитвах поименно всех Новомучеников и Исповедников Российских, эти молитвы будут услышаны и Россия возродится
Комментарии
Всего комментариев: 3
2017/08/23, 09:58:41
Новомученицы Мастридия и Милетия прославлены?
Что то про них даже в Дивеево не все знают.
Влад
2016/08/06, 00:47:39
Все святые мученицы , молите Господа о нас грешных и о спасении России .
Людмила
2013/04/10, 16:18:24
Святые Мученницы! Молю вас помогите мне приобрести свое жилье,тяжело жить по чужим углам,помогите пожалуйста.Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь.