Вот, возлюбленные мои братья, с помощью Божией закончена эта книга, и со всей очевидностью доказано на основании свидетельств и Священного Писания, и святых отцов, что непрестанное Причащение Пречистых Тайн - дело необходимое и душеполезнейшее и что без этого невозможно нам возвыситься к любви нашего Господа, Который нас, когда-то не существующих, создал, а когда мы погибли, вновь воссоздал.
Итак, теперь ничего другого не требуется, кроме того, чтобы готовиться с должной подготовкой - сокрушением, исповедью и исполнением епитимий - и таким образом приступать к Таинству, со страхом и трепетом причащаться. Все те из нас, кто хочет жизни и любит видеть дни благие, согласно Псалмопевцу, да приступает к нашему Господу, сладчайшему Иисусу Христу, Который к нам взывает каждый день от Святого Престола и говорит: "Придите, ешьте Мой Хлеб и пейте Вино, которое Я вам растворил в святой Чаше, чтобы вы просветились душевно и телесно, чтобы вы были вскормлены и удобрены пищей бессмертия и напоены питием нетления, дабы в час нужды не постыдились ваши лица" .
До тех пор, пока у нас есть время, будем творить благо, как говорит Апостол. "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения". Да устремимся и да последуем за Господом - и тогда мы обретем Его как зарю, которая нас просветит, как говорит Осия, и Он придет к нам, как приходит на землю дождь ранний и поздний. Послушаем Иеремию, который говорит: "Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим". Да покаемся от всей души и от всего сердца в нашем прежнем нерадении и да исправим себя, чтобы не услышать нам, как нас стал бы обвинять опять же пророк Иеремия: "О, Господи! очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться... Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это.
К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им.... Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника - все действуют лживо".
Давайте будем слушать те речи, которые приносят пользу душе, и да не будем исследовать, кто их говорит - мудрый или немудрый, именитый или смиренный. Ибо какую пользу нам принесет то, что такой-то и такой-то – это важный и великий человек? Или какой ущерб у нас будет от того, если данный человек незначительный и незаметный? Мы не собираемся покупать ни одного, ни другого. Для нашей пользы нам требуются только слова Писания, а кто их говорит - мудрый или немудрый - нас не касается. Поэтому то, что нам говорят, мы должны сравнивать с написанным в Священном Писании, и если это согласно с Писанием, да принимаем, а если несогласно - нам это не нужно ни от одного, ни от другого. Ведь тот, кто идет на базар, чтобы купить пшеницу или что другое, не задумывается о том, кто ее продает, -хороший он человек или плохой, а смотрит только, хороший ли товар.
Так мы должны смотреть тщательно и на слова и не преступать то, что нам передали божественные отцы, если только мы хотим не потерять прямого пути.
Если бы современные сектанты по-настоящему изучали Божественные Писания, они не последовали бы за теми первыми еретиками, чтобы вместе с ними погибнуть. И тогда среди тех коварный диавол сеял различные ереси, лишив их, кроме всего прочего, и святого Крещения. А нас, православных, он старается погубить, удаляя нас от непрерывности Божественного Причащения. Поскольку наше отношение ко святому Крещению ему не удалось поколебать, он изыскивает, каким бы другим способом нас умертвить.
И не думайте, что одно от другого имеет какое-либо отличие, ибо решение нашего Господа было равным в отношении их обоих, как мы прежде сказали. Ведь совершенно не родиться и, родившись, умереть от голода - эти два случая не имеют никакого отличия.
Так и мы, конечно, возрождаемся святым Крещением. Однако если не питаемся затем частым Приобщением, чтобы жить духовной жизнью, тогда вновь умираем от голода -недостатка благодати - и еще хуже впадаем в страсти, чем некрещеные.
Поэтому прошу вас, да убоимся слов нашего Господа теперь, пока мы еще живем, чтобы обрести спасение и чтобы не вострепетать тогда, на предстоящем Суде, не получив никакого утешения. Да не уподобимся тем, к кому говорил Господь: "Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого
Да не обманываемся мы суевериями и предрассудками, которые распространились, но да будем внимать написанному. Ибо говорит Василий Великий: "Точно, что злейший обычай нас обманул; точно, что причиной великих зол стало искаженное человеческое предание". И также: "Если кто-либо из пообещавших Богу во святом Крещении нисколько не жить для себя, но жить для Умершего и Воскресшего ради него будет искать праведности от [исполнения ] Закона, то за это он должен быть осужден, как за прелюбодеяние. [Итак, если христианин так осуждается за подобное отношение к Закону], то что можно тогда сказать о преданиях человеческих?
Что касается преданий человеческих, то следование им повлечет за собою наказание, как это видно из слов Господа. А что касается наших собственных помыслов, изыскиваемых человеческой премудростью, то их нас научил подвижнически отвергать Апостол: "Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия". [Это Апостол сказал как о человеческих помыслах],
так и о всякой видимой [человеческой ] праведности, даже если и ради Бога стараются ее достичь. Из всего этого становится очевидным, какое осуждение последует тем, которые своими мудрованиями искажают заповеди Божий. Ибо написано: "Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!". Поэтому необходимо отвергнуть все это вместе: и диавольские похоти, и мирские попечения, и человеческие предания, и собственные желания, даже если они кажутся благонамеренными.
Да не будем преступать заповеди Божий, чтобы не оказаться нам в этом еще хуже бессловесных животных и более неразумными, чем рыбы, которые не противоречат закону Божию, как говорит тот же Василий: "Рыба не спорит с законом Божиим, а мы, люди, спасительное учение принимать отказываемся".
Давайте оставим тех, которые желают жить нерадиво, или лучше попросим Бога, чтобы дал им ревность. Давайте проснемся все от сна лености и примем тепло и любовь в сердце, чтобы послушаться духовного призыва священника, и да приступаем с сокрушенным сердцем к Таинству. Великим пренебрежением к Богу является то, что такое множество христиан приходит на Литургию, в конце которой Господь чрез священника приглашает нас подойти причаститься, и не находится никто из такого множества званых, чтобы исполнить Божественный призыв - не из-за иного какого греха или предлога, а только по дурному обычаю.
Ах, братья мои, боюсь, не о нас ли это Господь сказал: "Никто из тех званых не вкусит моего ужина"? А кроме этого - не накажет ли Он нас строжайшим образом, если не покаемся и не исправим себя?
Я хочу вас спросить вот о чем: если бы во время Тайной Вечери кто-нибудь из апостолов сказал: "Я сегодня не причащаюсь", интересно, что бы тогда сказал Господь? Безусловно, кажется мне, Он сказал бы то, что сказал и Петру во время священного умовения ног: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". Непременно, Он и на Тайной Вечери сказал бы непричащающемуся: "Если не будешь есть Мое Тело и пить Моей Крови, не имеешь части со Мною".
То же самое Господь и теперь говорит нам, возлюбленные, на каждой Литургии: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни", если только кто-то лишает себя такой небесной благодати не потому, что имеет препятствие по своим грехам и отлучен от Причащения своим духовником, а по одному лишь дурному обычаю.
О лукавый обычай! Этот злейший обычай так укоренился, что мы не только не причащаемся сами, но и если каких-нибудь других людей увидим, что они часто приступают к Божественному Приобщению, то мы их порицаем, осуждая их как якобы неблагоговейных и не уважающих Божественные Тайны, тогда как нам следовало бы брать с них пример.
Итак, справедливо на нас исполнилось пророчество Исайи: "Слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули". Ибо воистину все мы сделались как будто бесчувственными и не понимаем ни того, что говорим, ни того, что слышим, ни того, что видим.
И я знаю, что по причине такого жалкого нашего состояния, сколько бы я ни говорил об этом предмете, прислушаются немногие. Ибо у многих отяжелел слух, так что не могут они слышать, как сказал Исайя. А для этих немногих я хочу привести один пример и закончу. Представим себе, что некий царь сидит на высоком троне, пребывая вне дворца, на некоей равнине, а перед ним стоят все князья, и офицеры, и все воинские отряды с великим страхом и трепетом. И вот если бы тот царь повелел одному из них выйти вперед и подойти к себе, чтобы дать ему некое поручение, а какие-нибудь другие, позавидовав его близости к царю, попытались бы его отговорить от выполнения царского приказа, то, скажите мне, послушал ли бы он их, выразил ли бы он пренебрежение по отношению к царю? Я думаю, что он не обратил бы на этих людей ни малейшего внимания и с великой готовностью побежал бы к царю, считая для себя великой честью и славой исполнить его приказ.
Итак, если в отношении смертного царя мы хотим показать, что мы столь послушны, почему не делаемся мы еще более послушными в отношении Царя Небесного и нашего Владыки? Земной царь способен, может быть, лишить нас чести, славы и имущества - всего того, что сегодня или завтра уничтожит смерть. А Бога, способного осудить нас на вечную смерть, кто тогда сможет умолить?
Что мы тогда, несчастные, будем делать - те из нас, которые преступают Владычние заповеди, - когда начнется Великий Суд? Разве мы сможем тогда найти оправдание перед Богом, по отношению к Которому мы сейчас выказываем пренебрежение, оправдываясь тем, что, дескать, "такой-то человек нам воспрепятствовал, и мы поэтому не исполнили Твое повеление"? Наверное, многие из нас это скажут тогда, но никакой пользы это нам не принесет.
Поэтому должны мы сейчас покаяться, прежде чем придет тот час. Должны отказаться от пожеланий диавольских и обычаев человеческих. Должны исполнять заповеди Божий и, подготавливаясь необходимой подготовкой, часто причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, чтобы укрепляться в благодати Божией, благодаря Божественному Приобщению. И таким образом укрепляемые, да творим каждый день на земле волю Божию, благую, и благоугодную, и совершенную, как ее творят на Небе ангелы. А если кто-то нам будет в этом препятствовать, тогда мы имеем по отношению к ним, как к духовным отцам, долг уговаривать их, с горячими слезами в глазах, до тех пор, пока любым возможным способом не убедим их дать нам позволение, чтобы удостоиться получить нам обручение Духа в наших сердцах с совершенным чувством и осознанием этого. И здесь и там да удостоимся мы славить вместе с ангелами и всеми святыми Отца, и Сына, и Святого Духа - в Троице Единицу и в Единице Троицу, беспредельно совершенного Бога, в нескончаемые веки веков. Аминь.
ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ Святогорец
Преподобный Никодим родился в 1749 году на острове Наксос. Читать и писать научился у священника своей приходской церкви. Получил образование в школе на родном острове, где тогда преподавал известный своими добродетелями и мудростью архимандрит Хрисанф Эксохорит, брат великого святого равноапостольного и мученика Косьмы Этолийского. После завершения учебы в Смирне в 1770 г. преподобный вернулся на родину, где получил работу секретаря митрополии.
В зги годы он познакомился и на всю жизнь подружился с Коринфским епископом Макарием Нотарасом. По совету и при содействии Макария Никодим предпринял все свои важнейшие труды по изданию святоотеческих творений.
Знакомство с одним исихастом, старцем Сильвестром, зажгло в душе Никодима любовь к монашеской жизни, и в 1775 г. он отправился на Афон. Там, в монастыре Дионисиат, он принял монашеский постриг. Через два года его посетил Макарий и побудил приступить к собиранию, изучению и изданию рукописей с сочинениями Святых Отцов.
Общее количество изданных и неизданных трудов преподобного достигает 112 томов. В числе творений самого преподобного можно выделить многотомное толкование Священного Писания, толкование на Книгу Правил (с которыми и была им издана греческая "Кормчая". Это издание с толкованиями Никодима по сей день является главным каноническим источником всех православных греков), многочисленные аскетические сочинения, агиографические (Жития Святых, подобные нашим св. Димитрия Ростовского), гимнографические (им, в частности, была написана служба преподобному Симеону Новому Богослову) и др. Великим памятником Никодиму и Макарию навсегда останутся подготовленные и изданные ими "Добротолюбие" и "Евергетинос". Никодим подготовил к печати и остававшиеся тогда еще не опубликованными сочинения преп. Симеона Нового Богослова и свт. Григория Паламы, но отправленные им в типографию рукописи с творениями святителя были утеряны.
Когда на Афоне стала известна личность и деятельность преп. Паисия Величковского, преп. Никодим отправился к нему в Молдавию, желая стать учеником русского старца, однако буря прибила корабль, на котором путешествовал святой отец, к одному из греческих островов. Вернувшись на Афон, Никодим более уже не покидал его. Он поселился со своим духовником, старцем Арсением, в скиту монастыря Пантократор, где и преставился ко Господу 14 июля 1809 года.
Православные греки почитают преподобного Никодима как своего великого духовного просветителя и учителя. И действительно, он является самой крупной фигурой в истории духовного просвещения Греции в послевизантийскую эпоху.
В 1955 г преподобный Никодим Святогорец был прославлен в лике святых.
СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ Коринфский
Святой Макарий родился в 1731 году в Коринфе в знатной семье Нотарасов, давшей грекам на протяжении предыдущих столетий нескольких известных патриархов и государственных деятелей, а также св. Герасима Кефалинийского (1509 - 1579). На острове этого святого, Кефалинии, Макарий и получил образование. Испытывая тягу к монашеской жизни, Макарий пришел в монастырь Великой Пещеры на Пелопонессе, но из-за противостояния своему выбору родителей не был там принят. Вернувшись в родной город, занялся изучением Священного Писания и творений Святых Отцов и преподавал в коринфской школе. В 1765 г. он был рукоположен во епископа Коринфа Константинопольским патриархом Самуилом (1764 - 1768). В связи с антитурецким восстанием в 1769 г. на Пелопонессе Макарий был вынужден уехать на остров За-кинфос, а затем на Гидру, где и познакомился с Никодимом.
Подавив восстание, турецкие власти распорядились, чтобы на Пелопонесс были направлены новые архиереи. Таким образом Макарий получил возможность всецело посвятить себя аскетической жизни.
После непродолжительного пребывания на Хиосе он прибыл на Афон, где и присоединился к коливадам. Характерен следующий эпизод из жизни святого. Когда его пригласили возглавить панихиду на сороковой день после кончины жившего здесь на покое Александрийского патриарха Матфея, он ответил: "Была ли нужда, о добрые отцы, пропустить все дни недели и выбрать воскресенье, чтобы нарушить определения Божественных Отцов, которые все одинаково запрещают заупокойные поминовения в день Воскресения? Я панихиду в воскресенье не пою, а в своей епархии я ни мирян не видел, делающих коливо в воскресенье, ни сам, став архиереем, не совершал такого преступления. Так что простите меня, не приду".
Убоявшись прещений за свой отказ, Макарий удалился с Афона на Хиос. Но, получив там письмо от Константинопольского патриарха Прокопия (1785 - 1789), наполненное гневом и угрозами, ответил ему в своем письме так: "Твои угрозы и страхования не исправляют положения. Я же готов претерпеть все, что решит твое всесвятейшество".
На Хиосе Макарий тесно сотрудничал в издательской и просветительской деятельности со святым Афанасием Парийским. На этом же острове святитель и преставился ко Господу 16 апреля 1805 года.
Благочестивый народ стал почитать Макария как святого, не дожидаясь официальной канонизации. Память его торжественно празднуется в Коринфе, на Хиосе и других греческих островах. А в хиосской деревне Элата построен в честь святителя Макария святой храм.